Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крупнейшие города Германии

 

Иностранцы в Германии.

В настоящее время в Германии проживает около 7,3 млн. иностранцев, что составляет 8,9% всего населения. В период с середины 1950-х по конец 1973 года в Западную Германию приехало большое количество иностранных работников. Бурно развивавшаяся экономика требовала дополнительной рабочей силы, которая вербовалась, прежде всего, в государствах средиземноморского региона, сначала в Италии, затем в Испании, Португалии, бывшей Югославии, Турции, а также в Тунисе и Марокко. Многие из них остались в Германии, а позже перевезли сюда и свои семьи. На конец 2003 года примерно одна треть иностранцев проживала в Германии более двадцати лет, а около двух третей – более 8 лет. Более двух третей проживающих в Германии детей-иностранцев родились здесь. С 2000-го года рожденные в Федеративной Республике Германия дети родителей-иностранцев при определенных условиях получают германское гражданство. Большинство живущих в стране иностранцев интегрировались, многие из них заняли руководящие позиции или организовали собственное дело. Браки между иностранцами и немцами заключаются все чаще и становятся обычным явлением. С 1970 года около 3,2 миллионов иностранцев получили германское гражданство.

 

 

   ЭКОНОМИКА.

 

Денежная единица: 1 евро = 100 центов

 

Валовой национальный доход в 2004 г.: 2 168,82 млрд. евро

 

Валовой национальный продукт (ВНП) в 2004 г.: 2 178,20 млрд. евро

 

Рост ВНП в 2004 г.: +1,7 %

 

ВНП на 1 жителя в 2004 г.: 26 400 Евро

 

Доли ВНП: Услуги 69,8 %, промышленность и строительство 29 %, сельское хозяйство 1,2 %

 

Экспорт в 2004 г.: 731,0 млрд. евро

 

Импорт в 2004 г.: 575,4 млрд. евро

 

Важнейшие экспортируемые товары: Автомобили и автомобильные запчасти, станки, химические изделия

 

 

Германия - одна из ведущих промышленных стран мира. В 2004 г. ее валовой внутренний продукт (ВВП) составил 2178 млрд.евро. Тем самым по совокупному показателю экономической мощи она занимает третье место в мире. Германия удерживает эту позицию, хотя в последние годы в ходе объединения страны ей пришлось пережить значительные перемены в экономике. Темпы экономического роста (с учетом элиминации колебания цен) за прошедшие десять лет составили в среднем 1,4% в год. После трех лет весьма слабого экономического роста - в 2003 г. наблюдался даже некоторый спад внутреннего валового продукта (-0,1%) - в 2004 г. показатель составил +1,7%.

 

Промышленность.

Промышленность остается опорой германской экономики, в экономической жизни она играет роль "поворотного круга". Ее доля в ВВП - по сравнению с другими странами Европейского Союза и США - сравнительно высока. В 2001 г. на примерно 49.000 промышленных предприятий трудились почти 6,4 млн. человек. Их оборот составил около 1,35 трлн. евро. Более трети произведенной продукции идет на экспорт. На почти 98 проц. всех предприятий работают менее 500 человек, т.е. это мелкие и средние предприятия. На их долю приходится почти 40 проц. рабочих мест в промышленности и 33 проц. оборота в этой отрасли.

За последние годы удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в ВВП в период между 1970 г. (западные земли) и 2001 г. снизилась с 51,7 проц. до 23,8 проц. При этом в ВВП резко возросла доля услуг, предоставляемых государством и частным сектором. Доля услуг, предоставленных в 2001 г. государственным и частным секторами, составила 20,2 проц. ВВП. Доля услуг, предоставленных торговлей, гостиничным хозяйством и транспортом - 18,7 проц. Доля финансовых, арендных и предпринимательских услуг составила 31 проц. Такие переживающие большой подъем промышленные отрасли, как производство информационной и коммуникационной техники или авиационная и космическая промышленность не смогли компенсировать свертывание "традиционных" промышленных отраслей, например, текстильной и сталелитейной промышленности.

2,6 млн. человек из всех занятых в промышленности работают на предприятиях, насчитывающих свыше 1.000 работников. В целом на маленькую группу крупных предприятий приходится около 51 проц. общего оборота промышленности. Во всем мире известны, а часто также имеют свои филиалы, производственные или научно-исследовательские мощности такие фирмы, как автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler-Chrysler, химические концерны Aventis, Bayer, BASF, электротехнический концерн Siemens, энергетические концерны E.ON и RWE или группа Bosch.

Автомобильная промышленность.

Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После США и Японии Германия - третий по величине производитель автомобилей в мире. Из 5,12 млн. автостранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 г., свыше 70 проц. пошли на экспорт.

И в восточногерманских землях у автомобильной промышленности давние традиции. Однако модели, которые изготовлялись во времена ГДР, после объединения не имели никаких шансов выдержать конкуренцию. Поэтому производство технически устаревших марок автомобилей ГДР было прекращено. Некоторые крупные западногерманские автомобильные концерны активно включились в строительство новых производственных мощностей в Саксонии и Тюрингии. В одном лишь 2001 г. автомобильная отрасль инвестировала в восточногерманских землях более 800 млн. евро. Тем самым ее доля в общем объеме промышленных инвестиций на востоке страны в тот год составила более 10 проц. Всего западногерманская автомобильная промышленность инвестировала в восточногерманских землях за последние годы около 3,5 млрд. евро. После расширения современных производственных мощностей в восточногерманских землях там будут производить около 370.000 автомобилей в год.

       Машиностроение и производство промышленного оборудования.

Большинство предприятий германской промышленности функционируют в этой отрасли. В ней традиционно преобладают мелкие и средние предприятия, а благодаря своей гибкости и технологической эффективности она занимает ведущее место в мире. Свыше 80 проц. машиностроительных фирм - это мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 работников. Они специализируются на выпуске определенных видов продукции. Поставляя оборудование для промышленности, эта инновационная отрасль имеет важное значение для всей экономики. Ассортимент продукции уникален по мировым мерками и охватывает свыше 20.000 изделий: от арматуры, печатных и сельскохозяйственных машин до станков.

       Химическая промышленность.

Химическая промышленность - важный поставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Благодаря самым современным технологиям, инновационным продуктам и активным научным исследованиям она занимает ведущие позиции в мире. Наряду с химическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших концернов мира, здесь существуют и множество мелких и средних фирм.

Большие традиции у химической промышленности и в восточногерманских землях. Ее реструктуризация и приватизация завершены. Цель политических усилий - сохранить ядро традиционных центров химической промышленности. Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.

       Авиакосмическая промышленность.

Авиакосмическая промышленность в Германии представляет собой небольшую отрасль. В то же время она имеет огромное стратегическое значение. Так, ее расходы на научные исследования и разработки - по отношению к обороту - намного выше, чем во всех других отраслях.

Авиакосмическая промышленность играет в Германии роль технологического мотора. В ней сведены воедино почти все виды высоких технологий информационной эпохи: электроника, робототехника, измерительная техника, техника управления, техника материалов и регулировочная техника. Инновации в этой отрасли существенно способствовали подъему в производстве компьютеров и используются во многих других промышленных сферах: без космической промышленности не было бы мобильных систем связи, навигационных систем в автомобилях, прямых трансляций с крупных спортивных и политических событий, видеоконференций с участием людей в дальних странах или глобального исследования окружающей среды и климата.

После спада в начале 90-х годов германская авиакосмическая промышленность резко пошла на подъем. В 2002 г. ее оборот составил 15,3 млрд. евро, в ней были заняты 69.950 человек. В 2002 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3 проц., военного авиастроения - 23,1 проц. и космической промышленности - 8,6 проц.

       Биотехнология.

Германские био- и генные технологии занимают ведущие позиции в мире после США. Это одна из самых новаторских отраслей в Германии, для которой характерны высокие темпы роста (выше средних). Число предприятий, главная цель которых - коммерциализация современной биотехнологии, в 2001 г. выросло на 10 проц. и достигло 365. Оборот германских биотехнологических предприятий увеличился на 33 проц., превысив 1 млрд евро. В 2001 г. в научные исследования и разработки здесь было инвестировано 1,3 млрд. евро, на 71 проц. больше, чем в предыдущем году. Число занятых выросло на 35 проц. и достигло 14.408.Методы современной биотехнологии и генной инженерии применяются многими предприятиями в секторе так называемой Life-Science.

       Экологически чистые технологии.

Будь то технологии очистки сточных вод или технологии использования возобновляемых источников энергии, германские экологически чистые технологии переживают бум. Заметно выросло число рабочих мест в сфере возобновляемых источников энергии. Сейчас в этой перспективной отрасли заняты около 130.000 человек. В то же время использование возобновляемых источников энергии подстегивает развитие экономики в целом. Общий оборот отрасли только с 2000 по 2001 г. вырос на 20 проц., достигнув почти 8,2 млрд. евро.

      Электронная промышленность.

      Германская электротехническая и электронная промышленность, насчитывающая около 881.000 работников, - один их крупнейших работодателей в германской промышленности. Здесь преобладают в основном мелкие и средние предприятия, которые в 2001 г. имели оборот в 160 млрд. евро и инвестировали в Германии в период с 1996 по 2000 г. свыше 30 млрд. евро. Это - одна из важнейших экспортных отраслей (стоимость экспорта - около 105 млрд. евро), по своей мощи занимающая 3-е место в мире после США и Японии.

       Другие отрасли промышленности.

Важное значение по-прежнему имеют пищевая, текстильная и швейная промышленность (включая кожевенную промышленность), а также металлургическая, металлобрабатывающая, горнодобывающая, точномеханическая и оптическая промышленность.

 

       Ремесла и свободные профессии.

Ремесла в Германии - наиболее многообразная отрасль экономики: мелкие и средние ремесленные предприятия являются традиционной опорой германской экономики. На почти 851.000 предприятий этой отрасли в 2001 г. трудились около 5,7 млн. человек. На них прошли профобучение свыше полумиллиона учеников. Это означает, что почти 15 проц. всех работающих заняты в сфере ремесел и что здесь приобретают профессию около 34 проц. всех учеников. В отрасли готовят больше специалистов, чем требуется ей самой, обеспечивая молодыми квалифицированными кадрами другие сегменты экономики. В 2001 г. оборот в сфере ремесел составил 509 млрд. евро.

В эту отрасль в Германии входят те предприятия, которые занимаются одним из 94 видов ремесел: начиная от каменщиков и кончая скрипичных дел мастерами. В отличие от большинства европейских стран принадлежность к ремеслам определяется таким образом не величиной предприятия, не числом занятых или объемом оборота.

Отдельные положения о деятельности ремесел урегулированы законом. Так, например, свидетельство о звании мастера позволяет заниматься тем или иным ремеслом и гарантирует профессиональную и административно-коммерческо-хозяйственную квалификацию. Оно позволяет открывать собственное дело и обучать учеников. В будущем, однако, необходимость иметь такое свидетельство будет действовать только в отношении тех ремесел, где неквалифицированные действия могут создавать опасность для общества, например, в электротехнике.

Свободные профессии - важная составная часть германского малого и среднего бизнеса. В начале 2002 г. здесь насчитывалось около 761.000 представителей свободных профессий, работавших самостоятельно. Крупнейшей профессиональной группой (35 проц.) по-прежнему являются представители медицинских професcий: врачи, стоматологи, ветеринары, аптекари, терапевты. Вторая по величине группа (202.000 человек) - это юридические, экономические и консалтинговые профессии, например, адвокаты, налоговые консультанты, аудиторы или консультанты по предпринимательству. В группе свободных технических профессий (около 133.000 человек) сильнее всего представлены архитекторы и инженеры-консультанты. И, наконец, четвертая группа - это свободные гуманитарные профессии (около 161.000 человек). В свою очередь сами представители свободных профессий являются работодателями для почти 2 млн. человек. В сфере профобучения они занимают 4-е место после ремесел, промышленности и торговли, обучая профессии свыше 157.000 человек.

Всех представителей свободных профессий объединяет то, что, консультируя, предоставляя помощь, обслуживая и представляя интересы, они оказывают важные услуги населению и экономике, действуя самостоятельно и не будучи связанными указаниями третьих лиц. Они работают не только ради собственной выгоды, но и особо привержены интересам и благу общества.

 

Сельское хозяйство.

Почти половина всей площади Федеративной Республики Германия - а это почти 36 млн. га - занята сельскохозяйственными угодьями. Структура сельского хозяйства за последние 40 лет изменилась коренным образом, что имело место и в других отраслях экономики.

В 1949-97 гг. число сельскохозяйственных предприятий в бывшей Федеративной Республике сократилось почти на 1,3 млн. и составляет на сегодняшний день 522.000. Из-за лучших перспектив в получении доходов в других отраслях экономики произошел большой отток фермеров на промышленные предприятия и предприятия сферы обслуживания. Кроме того, благодаря возросшей механизации в сельском хозяйстве высвободилось большое количество рабочей силы: в 1950 г. имелось около 1,6 млн. фермерских хозяйств, где полный рабочий день в течение года работали семьями почти 3,9 млн. человек. В 1997 г. на них было занято всего лишь около 220.000 человек.

 Сокращение численности хозяйств и рабочей силы сопровождалось повышением производительности труда: если в 1950 г. один работник в сельском хозяйстве мог прокормить только 10 человек, то в 1996 г. - 108. Несмотря на такой огромный рост производительности труда, увеличение доходов в сельском хозяйстве не всегда поспевало за ростом доходов в других отраслях экономики.

Для сельского хозяйства в старых землях, как и прежде, характерны семейные фермерские хозяйства. В 1997 г. почти 87 процентов всех фермерских предприятий вели хозяйственную деятельность на площади, не превышающей 50 га. В отличие от других западноевропейских стран особое значение имеет подсобный промысел, который позволяет фермерским семьям получать основной доход не в сельском хозяйстве. В 1997 г. почти 60 процентов хозяйств можно было отнести к этой категории.

Если судить по общей сумме доходов от реализации, то молоко, свинина и говядина, а также зерно и сахарная свекла - важнейшие виды аграрной продукции. В отдельных регионах большую роль играют виноделие, плодоводство, овощеводство и т.д. 40 процентов доходов от продажи растительной продукции приходится на долю садоводства.

 Животноводство в старых землях развивается преимущественно в хозяйствах с небольшим поголовьем. Так называемые аграрные фабрики являются исключением: в 1996г. почти 60 процентов молочных коров содержались на фермах с поголовьем не более 40 животных, почти 83 процента откормочных свиней - на фермах с поголовьем не более 600 животных. Примерно 60 процентов выручки от продажи сельхозпродукции приходится на долю животноводства.

За последние годы сильно замедлилась реструктуризация сельскохозяйственных предприятий в новых землях. В 1997 г. появились лишь около 2 процентов новых единоличных и именных предприятия, в то время как число кооперативов сократилось. На месте 4.650 крупных кооперативных и госхозов бывшей ГДР к 1997 г. возникли - в результате их раздела или создания новых фирм - более 31.000 предприятий.

В 1997 г. единоличные сельскохозяйственные предприятия стали играть здесь еще большую роль. На их долю приходится четыре пятых всех сельскохозяйственных предприятий, однако они обрабатывают лишь чуть больше одной пятой всех сельскохозяйственных площадей, имеющихся в новых землях. Несколько выросло и число именных предприятий (с 1991г. более чем вдвое). В целом примерно 2.900 именных предприятий используют около пятой части всех сельскохозяйственных площадей. В 1991-97 гг. число юридических лиц - в отличие от других организационно-правовых форм - изменилось лишь незначительно. Примерно 2.900 германских предприятий, находящихся в собственности юридических лиц, обрабатывали в 1997г. более половины сельскохозяйственных площадей. Структура собственности в новых землях коренным образом отличается от той, что существует в старых. Лишь три четверти сельскохозяйственных предприятий - прежде всего, вновь созданные семейные предприятия и специализированные садоводческие предприятия - работают на своей земле. В среднем же 90 процентов площадей арендуется предприятиями всех видов, в старых землях эта цифра составляет лишь 47%. За последнее время урожайность в германском сельском хозяйстве в целом еще больше стабилизировалась. Тем не менее, из-за падения цен на молоко и мясо многие сельхозпредприятия по-прежнему переживают трудные времена.

Кроме производства продуктов питания сельское хозяйство в плотно заселенной, высокоиндустриализированной Федеративной Республике выполняет дополнительные задачи, приобретающие все большее значение. Сюда следует отнести:              :
- сохранение и поддержание естественных основ жизни, прежде всего, многообразия видов, грунтовых вод, климата и почвы.      .
- сохранение привлекательных ландшафтов в качестве жизненного пространства, пространства для расселения людей, экономического пространства и зон отдыха,                                                                       
- поставка аграрного («возобновляемого») сырья для химико-технического сектора (промышленность и ремесла), а также для энергетики. В этих целях в 1997 г. использовалось уже 4 процента обрабатываемых площадей. Благодаря специальной концепции финансовой помощи федеральное правительство способствует такому альтернативному производству.

 

Транспорт.

Высокоразвитая транспортная инфраструктура - одно из больших экономических преимуществ Германии. Плотная сеть автодорог и автобанов, железных дорог, большей частью отвечающих самым современным требованиям, удобно примыкающие к ним водные пути и множество аэропортов позволяют добиваться высокой мобильности в экономике и частной сфере. Дальнейшее развитие этой сети и модернизация транспортной инфраструктуры решающим образом содействуют тому, чтобы Германия была экономически привлекательной и в будущем. Поэтому федеральное правительство значительно увеличило инвестиции в эту отрасль. Если в 1998 г. они составляли 9,5 млрд. евро., то в 2002 г. выросли до 11,5 млрд.

 

Сеть автомобильных дорог: 230 800 км; автомагистрали 11 800 км, дороги федерального значения 41 200 км, шоссе 86 800 км, окружные дороги 91 000 км

 

Сеть железных дорог: 44 400 км

 

Внутреннее судоходство: 7500 км; важнейшие внутренние порты: Дуисбург и Магдебург

 

Важнейшие морские порты: Гамбург, Вильгельмсхафен, Бремен, Росток и Любек

 

Воздушное сообщение: 18 международных аэропортов; крупнейший аэропорт: Франкфурт-на-Майне

 

Велосипедные дорожки: 40 000 км

Железные дороги.

Сегодня сеть железных дорог пригодна для использования поездов, движущихся со скоростью до 280 км/час. Закрыты бреши, которые существовали на момент воссоединения Германии между раздельными железнодорожными сетями на востоке и западе страны.В 1994 г. произошло слияние Германской государственной (восток) и Германской федеральной (запад) железных дорог в акционерное общество Deutsche Bahn AG, которое было приватизировано. Без железных дорог, которые считаются особенно экологически чистым видом транспорта по сравнению с другими, нельзя будет обойтись и в будущем. В 2002 г. железнодорожный транспорт перевез почти 2 млн. пассажиров. Протяженность путей в целом превышает 44.000 км

Автодороги.

Протяженность автодорог вне населенных пунктов превысила в 2002 г. 230.000 км, из них 12.000 км приходилось на автобаны.Таким образом Германия располагает самой длинной сетью автобанов в мире после США, Китая и Канады. На большинстве дорог существуют ограничения скорости. Так, на федеральных дорогах максимальная скорость обычно ограничивается 100 км/час, а в населенных пунктах - 50 км/час, в жилых районах автомобилям часто разрешается ехать лишь со скоростью 30 км/час. На начало 2003 г. в Германии были зарегистрированы более 53 млн. транспортных средств, из них свыше 44,4 млн. легковых автомобилей.

Судоходство.

В 2002 г. в Германии, ориентированной на импорт и экспорт, в судоходных компаниях было зарегистрировано 2.200 морских судов. Этот флот - один из самых современных и надежных в мире. Германские морские порты (такие, как Гамбург, Бремен/Бремерхафен, Вильхельмсхафен, Любек и Росток), имеющие грузооборот более 240 млн. тонн в год,отстояли свои позиции в условиях мировой конкуренции. Это - "скоростные порты", где в короткие сроки загружаются и разгружаются даже крупные морские суда. Сеть внутренних водных путей составляет 7.500 км. И хотя эта сеть имеет большие дыры, большинство крупных городов и важных промышленных центров имеют доступ к водным магистралям, что существенно повышает их экономическую привлекательность.

Воздушный транспорт.

После терактов 11 сентября 2001 г. в США пассажиропоток на воздушном транспорте слегка снизился и в Германии. Число прилетающих и улетающих пассажиров в 2002 г. сократилось на 3,2 проц., составив 113,7 млн. Однако объем перевозимых по воздуху грузов увеличился на 4,5 проц., достигнув почти 2,2 млн. тонн. Крупнейший аэропорт расположен во Франкфурте-на-Майне. Он является и одним из важнейших в Европе (в 2001 г. через него прошли 48,56 млн. пассажиров и 1,49 млн. тонн грузов). В германских аэропортах приземляются самолеты более 120 иностранных авиакомпаний. Прямые воздушные трассы соединяют Германию с примерно 300 городами в более чем 100 странах.

Deutsche Lufthansa является одной из ведущих международных авиакомпаний. В 2002 г. она перевезла около 44 млн. пассажиров. Ее флот насчитывает около 300 современных лайнеров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...