Вопрос № 6 «Кто такие взрослые люди»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Цель раздела - поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное отношение к людям. (младшая группа от 3 до 4 лет)
(средняя группа от 4 до 5 лет)
(старшая группа от 5 до 6 лет)
(подготовительная группа 6-7 лет)
В разделе II "Кто такие взрослые люди" подразделы не меняются.
Задача педагога — сделать для ребенка привлекательными лучшие черты взрослого человека, не закрывая глаза на недостатки. Показать то, что делает человека человеком, и вселить веру в возможность ребенка стать таким же. И это должен быть по возможности реальный, конкретный человек. Дети и взрослые. Уже дети младшей группы без особого труда выполняют задания типа: разложи картинки, сюда положи все те, на которых изображены дети, а сюда — те, где взрослые люди. Задания помогают обратить внимание детей на различия между людьми по полу и по возрасту. Дети среднего и особенно старшего дошкольного возраста замечают и более глубинные различия между взрослыми и детьми: взрослые больше знают, больше умеют. Уточнение и закрепление таких представлений происходит в процессе решения детьми логических задач типа: «Поломался стул, кто лучше справится с его починкой — ребенок или взрослый? Почему ты так считаешь, объясни?», «Что делают для тебя взрослые люди?», «Расскажи о каком-нибудь взрослом человеке, который тебе нравится».
Взрослые люди бывают мужчинами и женщинами. И это различие дети отмечают без труда. Но важно обратить внимание на характерные черты, отличающие людей разного пола, социальную роль, род занятий, уважительное отношение друг к другу. Такая работа способствует также формированию у детей «образа пола», с которым они себя идентифицируют, что очень важно для их половой ориентации. Представления о различиях между детьми и взрослыми следует дополнять для ребенка видением перспективы его развития, не ограничиваться показом только превосходства взрослого. Поэтому вслед за разговором о том, чем существенно отличаются взрослые от детей, следует напомнить ребятам, что все взрослые когда-то были детьми и многого из того, что они сейчас умеют и знают, они не знали и не умели. Но всему можно научиться, если очень захотеть. Логическим завершением работы по этой части программы может быть сочинение с детьми сказок «Страна взрослых», «Страна детей» или составление рассказов на тему «За что меня любят взрослые, за что я люблю взрослых». Важна так же совместная деятельность родителей и ребенка. В качестве проверки результатов работы по данному разделу может быть использована беседа с детьми «КОГДА-НИБУДЬ и я БУДУ ВЗРОСЛЫМ». ЗАЧЕМ ЛЮДИ ТРУДЯТСЯ Этот подраздел в нашей программе несколько отличается от традиционного ознакомления детей с трудом взрослых, представленного в прежних программах (как известно, в новых вариативных многочисленных программах эта задача вообще не ставится!). А в чем же отличие? * Главное — мы хотим сформировать у детей представления о том, что такое труд, работа, профессия, зачем они нужны человеку, можно ли без них обойтись, может ли ребенок не трудиться, может ли труд быть радостным или он только тяжелый. * Каждая профессия на Земле появилась потому, что она нужна не одному человеку, а многим людям. Одни профессии очень древние, а другие — совсем молодые, появившиеся недавно. Но каждая из них удовлетворяет какие-то потребности людей. * Мы знакомим детей прежде всего с человеком, который трудится, а процесс и содержание его трудовой деятельности — фон, средство для показа человека творческого, изобретательного, добросовестного, ответственного. * Ознакомление с трудом взрослых обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей желания и умения трудиться. Малыши не всегда четко различают труд и игру. К примеру, на вопрос «Как вы сегодня в детском саду трудились?» ребенок начинает увлеченно рассказывать об играх, в которые играл со сверстниками. Поэтому сначала воспитатель должен убедиться, что дети правильно понимают, что такое работа, что значит трудиться.
Затем можно провести фронтальное занятие в виде эвристической беседы на тему «КАК ЖИВЕТСЯ В СТРАНЕ БЕЗДЕЛЬНИКОВ» Можно провести дидактическую игру с подгруппой детей«ГДЕ КАКАЯ ПРОФЕССИЯ НУЖНА» ЦЕЛЬ ИГРЫ: формировать представления о соответствии той или иной профессии потребности в ней. Ход ИГРЫ: детям предлагается карта Земли или глобус и картинки с изображением людей разных профессий. Нужно помочь людям выбрать такое место жительства на Земле, где их профессия была бы необходима. Например, даются такие картинки: хлопкороб, погонщик слонов, моряк, оленевод, змеелов, добытчики жемчуга, пограничники. Есть уникальные профессии, которые требуют от ребенка знания, к примеру, среды обитания животных. (Почему погонщику слонов нельзя предложить поехать работать на Северный полюс?) Можно включить и картинки с универсальными профессиями — учитель, врач, продавец, токарь. Это смутит ребенка, но хорошо, если он без помощи взрослого отметит, что такие профессии нужны везде. КАК И ЗАЧЕМ ЛЮДИ ОТДЫХАЮТ Содержание этого подраздела впервые включено в программу работы с детьми. Ни в одной из прежних и новых программ данная тема в таком аспекте не рассматривается. А между тем, формировать у детей представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают, — это значит учить их ценить свободное время, заполнять его разумными и интересными занятиями, замечать красоту жизни, а также понимать важность отдыха для здоровья и жизнедеятельности человека. ~ В работе по этому подразделу можно выделить несколько направлений: познакомить с самим понятием отдыха и показать его необходимость; раскрыть возможное содержание активного отдыха; обучать ребят способам организации самостоятельной деятельности. Прежде всего нужно, чтобы дети на себе почувствовали потребность в отдыхе. В повседневной жизни — на прогулке, на занятиях физической культурой, на музыкальных занятиях можно предложить им побольше подвигаться — прыгать, бегать, танцевать, и делать это до тех пор, пока они сами не скажут, что устали и хотят посидеть. Педагог использует этот момент, чтобы обсудить со своими воспитанниками, что же произошло: ведь они так любят бегать, прыгать, резвиться. «Почему вы сидите? Прыгайте, бегайте. Вы хотите отдохнуть? Правильно, человек обязательно должен отдыхать, так уж устроен наш организм. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. Все люди — и взрослые, и дети — отдыхают несколько раз в день и обязательно спят ночью». Отдыхом может быть и смена деятельности, чередование подвижности и покоя. Ребятам предлагается несколько картинок с изображением разных видов деятельности человека: читает книгу, рисует, прыгает, поливает цветы. Требуется разложить картинки по принципу смены деятельности: если человек рисует, какой отдых ему нужен? А если он прыгает, что ему нужно делать, чтобы отдохнуть? Можно поставить перед детьми логическую задачу типа «ИСПРАВЬ ОШИБКУ». Воспитатель выкладывает картинки в определенном порядке. Дошкольники должны решить, правильна ли последовательность, в которой они расположены, верно ли показано чередование труда и отдыха: от чего может устать человек и как ему отдохнуть? Мы просим детей понаблюдать за взрослыми: за близкими — дома, за чужими — во время прогулки, в транспорте. Заметят ли ребята усталых людей? Чем они отличаются от отдохнувших? Что можно им предложить, как помочь отдохнуть? Беседа «ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|