Об оценочной деятельности в Республике Беларусь
Изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 116 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 83, 1/8471) <P30700116>; Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 2008 г. № 27 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 27, 1/9376) <P30800027>; Указ Президента Республики Беларусь от 6 октября 2008 г. № 543 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 248, 1/10094) <P30800543>; Указ Президента Республики Беларусь от 18 ноября 2008 г. № 626 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 287, 1/10229) <P30800626> - Указ Президента Республики Беларусь вступил в силу 2 марта 2009 г.; Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 52 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 27, 1/10431) <P30900052>; Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2010 г. № 410 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 196, 1/11860) <P31000410>; Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2012 г. № 26 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 8, 1/13247) <P31200026>; Указ Президента Республики Беларусь от 14 июня 2013 г. № 272 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.06.2013, 1/14334) <P31300272>; Указ Президента Республики Беларусь от 28 июля 2014 г. № 380 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2014, 1/15211) <P31400380>; Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2014 г. № 524 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.11.2014, 1/15399) <P31400524>; Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2016 г. № 326 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.09.2016, 1/16614) <P31600326> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 27 августа 2016 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 4 марта 2017 г.
В целях регулирования оценочной деятельности, обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц при проведении оценки стоимости объектов гражданских прав, соблюдения экономических интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц: 1. Установить, что: 1.1. Президент Республики Беларусь определяет государственную политику в области оценочной деятельности в Республике Беларусь; 1.2. Совет Министров Республики Беларусь: реализует государственную политику в области оценочной деятельности, осуществляет контроль за деятельностью республиканских органов государственного управления в данной сфере; определяет методы оценки стоимости объектов гражданских прав при осуществлении с ними определенных видов сделок и (или) иных юридически значимых действий в соответствии с законодательными актами, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь; 1.3. Государственный комитет по имуществу: ведет государственный реестр оценщиков; представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав; принимает нормативные правовые акты в области оценки стоимости объектов гражданских прав в соответствии с настоящим Указом; обеспечивает взаимодействие и координацию действий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области оценочной деятельности; осуществляет иные полномочия в области оценки стоимости объектов гражданских прав в соответствии с законодательством; 1.4. для проведения оценки стоимости объектов гражданских прав оценщики – индивидуальные предприниматели либо работники индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего оценочную деятельность, подлежат аттестации в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
1.5. независимая оценка государственного имущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий проводится государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 процентов, осуществляющими оценочную деятельность, а также созданными Белорусской торгово-промышленной палатой организациями согласно приложению; 1.6. сделки с объектами гражданских прав, осуществленные без проведения оценки их стоимости, обязательность которой установлена законодательством, считаются недействительными; 1.7. утратил силу; 1.8. действие настоящего Указа не распространяется на: оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием; оценку имущества, изъятого, арестованного, а также конфискованного по приговору (постановлению) суда либо обращенного в доход государства иным способом, имущества, на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, и имущества, освобожденного от ареста органом, ведущим уголовный процесс, за исключением определения рыночной стоимости этого имущества экспертом-оценщиком* в соответствии с законодательством, регулирующим отношения, связанные с учетом, хранением, оценкой, реализацией, иным использованием такого имущества; ______________________________ * Для целей настоящего Указа термин «эксперт-оценщик» используется в значении, определенном в пункте 2 Положения о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2016 г. № 63 «О совершенствовании работы с имуществом, изъятым, арестованным или обращенным в доход государства» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.02.2016, 1/16298). оценку государственного имущества в процессе приватизации, за исключением приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда;
оценку имущества военного назначения, всех видов оружия и боеприпасов, а также высвобождаемых материальных ресурсов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь; оценку имущества, являющегося носителем государственных секретов; оценку стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей; оценку драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них; предварительную оценку таможенными органами товаров, изъятых, арестованных, задержанных, а также выпущенных в соответствии с таможенной процедурой отказа в пользу государства; оценку описанного либо арестованного имущества, переоценку имущества, осуществляемую судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским или хозяйственным процессуальным законодательством; оценку стоимости активов и обязательств при принятии их на бухгалтерский учет (за исключением независимой оценки излишков активов, выявленных в результате инвентаризации, и активов, полученных безвозмездно); переоценку основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования; оценку стоимости декларируемого имущества в соответствии с законодательными актами о декларировании физическими лицами доходов и имущества; оценку имущества в иных случаях, определенных законодательными актами; 1.81. вопросы оценки стоимости объектов гражданских прав, возникающие в ходе проведения экспертизы при осуществлении судебно-экспертной деятельности, разрешаются экспертами, аттестованными в установленном порядке на право проведения независимой оценки соответствующего вида объектов гражданских прав; 1.9. деятельность экспертов, связанная с проведением экспертизы достоверности оценки при осуществлении судебно-экспертной деятельности, осуществляется в соответствии с законодательством о судебно-экспертной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Указом, техническими и иными нормативными правовыми актами об оценке стоимости объектов гражданских прав;
1.10. определение экспертом-оценщиком рыночной стоимости имущества, изъятого, арестованного, а также конфискованного по приговору (постановлению) суда либо обращенного в доход государства иным способом, имущества, на которое обращается взыскание в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, и имущества, освобожденного от ареста органом, ведущим уголовный процесс, осуществляется в соответствии с техническими нормативными правовыми актами об оценке стоимости объектов гражданских прав с учетом особенностей, установленных Положением о порядке учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства. 2. Утвердить прилагаемое Положение об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь. 3. Признать утратившим силу пункт 5 Указа Президента Республики Беларусь от 20 июня 2005 г. № 287 «О некоторых мерах по защите прав на жилище» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 103, 1/6562). 4. Совету Министров Республики Беларусь: 4.1. в двухмесячный срок в установленном порядке внести Президенту Республики Беларусь на рассмотрение проект указа Президента Республики Беларусь, определяющего порядок оценки стоимости материальных историко-культурных ценностей либо культурных ценностей, которые составляют библиотечный фонд Республики Беларусь, Национальный архивный фонд Республики Беларусь или включенных в Музейный фонд Республики Беларусь, а также представленных в установленном порядке для придания им статуса историко-культурных ценностей; 4.2. в четырехмесячный срок определить порядок: ведения государственного реестра оценщиков; проведения аттестации оценщиков; 4.3. в семимесячный срок: обеспечить утверждение Государственным комитетом по стандартизации государственных стандартов Республики Беларусь по оценке стоимости объектов гражданских прав; обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом; принять иные меры по реализации данного Указа; 4.4. разъяснять вопросы применения настоящего Указа. 5. Настоящий Указ вступает в силу через семь месяцев после его официального опубликования, за исключением пункта 4 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования Указа.
ПЕРЕЧЕНЬ Унитарное предприятие по оказанию услуг «Брестское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты» Унитарное предприятие по оказанию услуг «Витебское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты» Унитарное предприятие по оказанию услуг «Гомельское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты» Унитарное предприятие по оказанию услуг «Гродненское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты» Унитарное предприятие по оказанию услуг «Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты» Унитарное предприятие по оказанию услуг «Могилевское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты»
ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВА 1 1. Настоящим Положением регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности по оценке стоимости отдельных объектов гражданских прав в Республике Беларусь. Объектами гражданских прав, подлежащими оценке в соответствии с настоящим Положением, являются предприятия как имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, не завершенные строительством объекты, земельные участки, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства, материалы, доли в уставных фондах юридических лиц, ценные бумаги, имущественные права и другое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности (далее – объекты оценки). 2. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и понятия: внутренняя оценка – оценка стоимости, проводимая самостоятельно юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, на основании собственного решения без привлечения исполнителя оценки; дата оценки – календарная дата, на которую определяется стоимость объекта оценки; заказчик оценки – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, заключившее гражданско-правовой договор с исполнителем оценки на оказание услуг по проведению независимой оценки (далее – договор), либо суд, орган уголовного преследования или орган, ведущий административный процесс, вынесший постановление (определение) о необходимости проведения оценки стоимости; исполнитель оценки – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие оценочную деятельность. Юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, признается организация, в штате которой состоит не менее двух оценщиков, для которых данная организация является основным местом работы; метод оценки – один или несколько методов расчета стоимости отдельного вида объекта оценки; метод расчета стоимости – способ определения стоимости отдельного вида объекта оценки; независимая оценка – оценка стоимости, проводимая исполнителями оценки на основании договоров либо постановлений (определений), вынесенных судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс, с соблюдением требований, определенных в настоящем Положении; обязательная оценка – оценка стоимости, обязательность проведения которой установлена законодательством; оценка стоимости – определение стоимости объекта оценки; оценочная деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанная с оказанием услуг по проведению независимой оценки; оценщик – аттестованное в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь, физическое лицо, проводящее независимую оценку лично как индивидуальный предприниматель либо в качестве работника юридического лица или индивидуального предпринимателя – исполнителя оценки; результат внутренней оценки – итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой и указанная в акте о внутренней оценке; результат независимой оценки – итоговая величина стоимости объекта оценки, выраженная денежной суммой или в виде диапазона денежной суммы и указанная в заключении и отчете об оценке; экспертиза достоверности внутренней оценки – совокупность действий по проверке обоснованности результата внутренней оценки и (или) проверке соответствия проведенных расчетов законодательству; экспертиза достоверности независимой оценки – совокупность действий по проверке соответствия заключения и отчета об оценке техническим и иным нормативным правовым актам об оценке стоимости объектов гражданских прав и обоснованности результата независимой оценки. ГЛАВА 2 3. Стоимость объектов оценки в Республике Беларусь может определяться с использованием: 3.1. рыночных методов оценки, в том числе: сравнительного метода, основанного на сравнении и учете отличий объекта оценки и аналогичных объектов, сходных с объектом оценки по основным экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам; доходного метода, основанного на расчете доходов, ожидаемых от использования объекта оценки в будущем, и преобразовании их в стоимость объекта оценки; затратного метода, основанного на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом его износа, или на разнице активов баланса и обязательств по пассивам баланса; 3.2. иных методов оценки, в том числе: индексного метода, основанного на применении коэффициентов и (или) индексов к стоимости, принятой в качестве базы для определения оценочной стоимости объектов оценки, за исключением предприятий как имущественных комплексов; метода балансового накопления активов, основанного на использовании данных бухгалтерского учета на дату оценки и применяемого для определения оценочной стоимости предприятий как имущественных комплексов; метода кадастровой оценки, основанного на использовании сведений, содержащихся в государственном земельном и градостроительном кадастрах. 4. Оценка стоимости объектов оценки, в том числе применение методов оценки и методов расчета стоимости, осуществляется в соответствии с техническими и иными нормативными правовыми актами об оценке стоимости объектов гражданских прав, которые являются обязательными для применения оценщиками и экспертами, осуществляющими судебно-экспертную деятельность. ГЛАВА 3 5. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеют право на проведение внутренней оценки принадлежащих им объектов оценки, объектов, которые поступят им в будущем и которые на дату оценки не считаются созданными в соответствии с законодательством. Результат внутренней оценки не может использоваться в случаях, когда в соответствии с законодательством оценка должна быть только независимой. 6. Внутренняя оценка объекта оценки проводится на основании данных бухгалтерского учета, информации о стоимости приобретения, строительства объекта оценки или стоимости аналогичных объектов согласно методам оценки, указанным в пункте 3 настоящего Положения. 7. По результатам проведения внутренней оценки составляется акт о внутренней оценке. Акт о внутренней оценке, составляемый физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, должен содержать: фамилию, собственное имя и отчество физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, проводившего внутреннюю оценку; цель оценки; дату оценки; наименование объекта оценки; результат внутренней оценки; подпись лица, проводившего внутреннюю оценку; иную информацию по усмотрению лица, проводившего внутреннюю оценку. Акт о внутренней оценке, составляемый юридическим лицом, должен содержать: полное наименование юридического лица, проводившего внутреннюю оценку; цель оценки; дату оценки; наименование объекта оценки; данные, использованные для оценки; расчет стоимости объекта оценки; результат внутренней оценки; подпись специалиста и руководителя юридического лица, проводившего внутреннюю оценку; иную информацию по усмотрению юридического лица, проводившего внутреннюю оценку. ГЛАВА 4 8. Основанием для проведения независимой оценки является договор либо постановление (определение), вынесенное судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс. По договору исполнитель оценки обязуется провести независимую оценку по заданию заказчика оценки, а заказчик оценки – оплатить эту услугу. Оплата независимой оценки, проводимой на основании постановления (определения), вынесенного судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс, осуществляется в порядке, установленном законодательством. 9. Договор заключается в простой письменной форме. В договоре должны быть отражены: наименование объекта оценки, его индивидуальные признаки; предмет договора; стоимость услуг исполнителя оценки, срок и порядок их оплаты; срок представления заключения и отчета об оценке; цель оценки; дата оценки; наименование валюты, в которой проводится оценка; права и обязанности сторон; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных в договоре. 10. По результатам проведения независимой оценки исполнителем оценки составляются заключение и отчет об оценке, которые выдаются заказчику оценки одновременно. Заключение и отчет об оценке составляются в двух экземплярах, один из которых выдается заказчику оценки, второй – хранится у исполнителя оценки. 11. Заключение об оценке должно содержать: полное наименование исполнителя оценки; фамилию, собственное имя и отчество оценщика, ответственного за проведение независимой оценки, номер и срок действия свидетельства об аттестации оценщика по соответствующему виду объекта оценки; номер и дату заключения договора либо указание на постановление (определение), вынесенное судом, органом уголовного преследования или органом, ведущим административный процесс; наименование объекта оценки; цель оценки; наименование валюты, в которой проводится оценка; дату оценки; названия используемых методов оценки и методов расчета стоимости; результат независимой оценки (определяется без учета налога на добавленную стоимость); иную информацию по соглашению сторон, а также по усмотрению исполнителя оценки. 12. Отчет об оценке должен включать: описание объекта оценки (техническое и иное, включая перечень ограничений (обременений) прав на объект оценки при их наличии); данные, использованные для оценки, с указанием их источника; анализ данных, использованных для оценки; основные предпосылки и ограничения, с учетом которых проводилась оценка; анализ рынка объектов-аналогов (в случае использования рыночных методов оценки); обоснование применения использованных методов оценки и методов расчета стоимости; расчеты и их обоснование, описание процедуры определения стоимости выбранными методами оценки и методами расчета стоимости; краткие факты и выводы по результатам оценки; результат независимой оценки (определяется без учета налога на добавленную стоимость). 13. Заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, и скреплены его личной печатью, а также подписаны руководителем исполнителя оценки (его заместителем) либо руководителем обособленного подразделения исполнителя оценки (его заместителем) и скреплены печатью исполнителя оценки (его обособленного подразделения), если исполнителем оценки является юридическое лицо. При проведении независимой оценки индивидуальным предпринимателем, выступающим одновременно оценщиком и исполнителем оценки, заключение и отчет об оценке должны быть подписаны им и скреплены личной печатью оценщика. Если независимая оценка проводится оценщиком – работником индивидуального предпринимателя, то заключение и отчет об оценке должны быть подписаны оценщиком, ответственным за проведение независимой оценки, индивидуальным предпринимателем и скреплены личной печатью оценщика. 14. Заключение и отчет об оценке должны содержать дату их подписания руководителем юридического лица (его заместителем) либо руководителем обособленного подразделения юридического лица (его заместителем), если исполнителем оценки является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем, если он является исполнителем оценки. 15. Результат независимой оценки может использоваться только в соответствии с целью оценки. 16. Результат независимой оценки может быть признан недостоверным только судом по иску заказчика оценки, иного заинтересованного в оценке лица либо контролирующих (надзорных) органов по отношению к исполнителю оценки. 17. Независимая оценка не может проводиться: 17.1. исполнителем оценки, являющимся учредителем (участником), собственником имущества юридического лица – заказчика оценки; 17.2. с участием оценщиков: являющихся работниками юридических лиц, а также дочерних предприятий юридических лиц – заказчиков оценки, а также состоящих в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками), собственниками имущества, работниками юридических лиц, а также дочерних предприятий юридических лиц – заказчиков оценки; состоящих в близком родстве или свойстве с физическими лицами – заказчиками оценки; имеющих в отношении объекта оценки вещные или обязательственные права; 17.3. исполнителем оценки – юридическим лицом: учредителем (участником), собственником имущества которого является заказчик оценки; руководитель которого (руководитель его обособленного подразделения, дочернего предприятия) состоит в близком родстве или свойстве с физическим лицом – заказчиком оценки либо с руководителем юридического лица – заказчика оценки; 17.4. исполнителем оценки, имеющим в отношении объекта оценки вещные или обязательственные права. 18. Исполнители оценки обязаны отказаться от проведения независимой оценки при наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 17 настоящего Положения. Об этом исполнитель оценки обязан в пятидневный срок после обнаружения таких обстоятельств уведомить заказчика оценки. 19. Не допускается вмешательство заказчика оценки или иных заинтересованных лиц в деятельность исполнителей оценки, если это может повлиять на достоверность результата независимой оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении независимой оценки. 20. Споры между исполнителями оценки и ее заказчиками, связанные с осуществлением оценочной деятельности, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством. ГЛАВА 5 21. Проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным: при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного экономически несостоятельным или банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах. Оценивается стоимость имущества, выставляемого на торги; при предоставлении в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору (за исключением межбанковского кредитного договора) залога имущества, кроме денежных средств. Оценивается стоимость имущества, передаваемого в залог; при внесении неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Оценивается стоимость вносимого в уставный фонд неденежного вклада; при совершении сделки, предусматривающей отчуждение государственного имущества, либо сделки, которая может повлечь отчуждение государственного имущества, кроме имущества, относимого к оборотным активам юридических лиц государственной формы собственности. Оценивается стоимость соответствующего имущества, подлежащего отчуждению; при возмездном приобретении Республикой Беларусь, ее административно-территориальной единицей, юридическим лицом государственной формы собственности недвижимого имущества. Оценивается стоимость приобретаемого имущества; в иных случаях, предусмотренных законодательством. Обязательная оценка может быть внутренней и (или) независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть только независимой. 22. В случаях, перечисленных в абзацах втором–шестом части первой пункта 21 настоящего Положения, обязательная оценка должна проводиться до совершения соответствующих сделок. ГЛАВА 6 23. Экспертиза достоверности внутренней оценки и экспертиза достоверности независимой оценки (далее – экспертиза достоверности оценки) может быть обязательной или инициативной. 24. Обязательная экспертиза достоверности оценки проводится в случаях: передачи капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, находящихся в государственной собственности, за исключением жилых домов и жилых помещений, в том числе не завершенных строительством, в ипотеку в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору; внесения неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; совершения в соответствии с актами законодательства, регулирующими порядок распоряжения государственным имуществом, сделки, предусматривающей возмездное отчуждение капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, находящихся в государственной собственности, за исключением их отчуждения путем продажи на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством, а также возмездного отчуждения жилых домов и жилых помещений, в том числе не завершенных строительством, включая их отчуждение в процессе приватизации; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. 25. Собственники объекта оценки (обладатели иных прав в отношении объекта оценки), контролирующие (надзорные) органы, иные заинтересованные в оценке лица вправе на основании собственного решения инициировать проведение экспертизы достоверности оценки. 26. Порядок проведения и оплаты экспертизы достоверности оценки определяется Советом Министров Республики Беларусь. ГЛАВА 7 27. Исполнители оценки при проведении независимой оценки имеют право: требовать от заказчика оценки представления в полном объеме документации, необходимой для проведения независимой оценки; получать от третьих лиц (в том числе от государственных органов и иных организаций) информацию, необходимую для проведения независимой оценки, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую тайну, другой информации, представление которой ограничено или запрещено законодательством. Исполнитель оценки имеет право на получение в организациях, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, информации о ценах сделок с конкретными объектами; привлекать на договорной основе в соответствии с законодательством специалистов либо организации к выполнению отдельных работ, необходимых для проведения независимой оценки; отказаться от проведения независимой оценки в случае, если заказчик оценки нарушил условия договора либо не представил необходимую информацию об объекте оценки. Порядок представления исполнителю оценки информации, указанной в абзаце третьем части первой настоящего пункта, определяется в соответствии с законодательством. В случае, если исполнителю оценки не представлена по его запросу третьими лицами информация, необходимая для проведения независимой оценки, и это существенным образом может повлиять на достоверность результата независимой оценки, исполнитель оценки обязан указать об этом в заключении и отчете об оценке. 28. Исполнители оценки при проведении независимой оценки обязаны: обеспечивать сохранность документов, полученных от заказчика оценки и третьих лиц; не разглашать конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами; хранить заключения и отчеты об оценке на бумажных носителях не менее пяти лет с даты их подписания руководителем юридического лица (его заместителем) либо руководителем обособленного подразделения юридического лица (его заместителем), если исполнителем оценки является юридическое лицо, или индивидуальным предпринимателем, если он является исполнителем оценки. Законодательными актами может быть установлен более длительный срок хранения заключений и отчетов об оценке; представлять копии заключений и отчетов об оценке, иную информацию, полученную от заказчика оценки, по запросам государственных органов для выполнения возложенных на них функций. ГЛАВА 8 29. Исполнитель оценки несет ответственность в соответствии с законодательными актами за убытки, причиненные в результате осуществления оценочной деятельности Республике Беларусь, ее административно-территориальным единицам, гражданам и юридическим лицам. Убытки подлежат возмещению в соответствии с законодательством и условиями договора. 30. Исполнитель оценки не несет ответственности за убытки либо за признанный судом недостоверным результат независимой оценки, если они явились следствием представления заказчиком оценки или третьими лицами недостоверной информации. ГЛАВА 9 31. Аттестация оценщиков осуществляется республиканскими органами государственного управления по видам объектов оценки согласно приложению (далее – аттестующий орган) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. 32. Аттестации подлежат физические лица. Лица, претендующие на получение свидетельства об аттестации оценщика, должны иметь высшее экономическое, юридическое или техническое образование. 33. Свидетельство об аттестации оценщика (далее – свидетельство) выдается по результатам аттестационного экзамена сроком на три года. Срок действия свидетельства может быть продлен по его окончании на три года по заявлению оценщика. 34. Аттестующий орган осуществляет контроль за соблюдением оценщиками требований законодательства об оценке стоимости объектов оценки, а также требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по оценке стоимости объектов оценки в соответствии с настоящим Положением и Указом, его утверждающим. 35. Аттестующий орган ведет учет выданных свидетельств с указанием фамилии, собственного имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства и телефона, места работы их обладателей, даты выдачи и номера свидетельств, сведений о выдаче их дубликатов, внесении изменений и (или) дополнений, продлении срока действия, прекращении действия свидетельств. Данные сведения отражаются в государственном реестре оценщиков, порядок ведения которого определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|