II.I. Искусство и архитектура
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Об архитектуре и изобразительном искусстве мы получаем возможность судить довольно поздно. В ведийский период крупных культовых сооружений не возводилось. Величественные дворцы Чандрагупты и Ашоки, о которых сообщают греки, были построены из дерева и не сохранились. Известны главным образом буддийские памятники каменного зодчества – пещерные храмы и монастыри, иногда огромных размеров, со сложной архитектурой, а так же ступы – сооружения курганского характера, предназначенные для хранения святынь. В маурийскую эпоху появляются и первые наземные храмы, сначала буддийские, а затем и индуистские. Ранние индуистские храмы имели плоские крыши, были приземисты и массивны. Только к концу гуптского периода они устремляются в высоту и приобретают величественный вид. Основным элементом храма становится башня, возведенная над маленьким темным святилищем, где помещались идолы или символы божества. Первые памятники каменной скульптуры также связаны с буддизмом и относятся к маурийской и послемаурийской эпохам. Это знаменитая резная ограда вокруг Большой ступы в городе Санчи, рельефы Бхархута, памятные колонны со сложными капителями (одна из них – Сарнатхская колонна с изображением львов – стала гербом Индийской Республики). В скульптуре первых вековновой эры наиболее крупными были матхурская и гандхарская школы. Первая, названная так по городу Матхуре, возникла на чисто индийской основе и явилась развитием традиций маурийского периода. Вторая называлась по имени Гандхары, области на крайнем северо-западе страны. Гандхарская скульптура представляла собой сложный сплав индийских и среднеазиатских традиций при сильнейшем воздействии эллинистического искусства. В матхурской и гандхарской скульптуре впервые стал изображаться Будда и сложился его традиционный иконографический облик.
Живопись Древней Индии известна главным образом по настенным росписям (сюжетным и декоративным), сохранившимся в буддийских пещерных храмах и монастырях Аджанты. Древнейшие из них относятся к рубежу новой эры. II.II. Философия Мыслители Индии внесли большой вклад в развитие философии. Древнейшие памятники религиозно-философской мысли – упанишады – созданы в конце ведийского периода. Конечной целью человека в упанишадах признается слияние своей души с Мировой душой посредством мистического “значения”, ощущения их торжества, выражаемого знаменитой формулой: “то – ты еси” (санскр: “тат твам аси”). Идеи упанишад оказали влияние на большинство религиозных учений и философских систем древней и средневековой Индии. Шесть важнейших систем философии и логики, в начале новой эры признанных ортодоксальными с точки зрения индуизма, а также буддийская и джайнская философия исходили из теории переселения душ и закона кармы. В основе каждой из них лежала особая теория пути к достижению “спасения”, которое мыслилось как освобождение от телесных оков. Древнеиндийские философы развивали идеи постоянной изменчивости мира и атомистического строения вселенной. Важнейшее значение имели исследование проблемы источников правильного познания (восприятие, умозаключение, аналогия, свидетельство авторитетов), разработка системы интерпретации текстов и логической аргументации. Знакомство с упанишадами заметно у ряда европейских мыслителей XIX (особенно у А. Шопенгауэра) и XX вв., а изучение классической индийской философии и логики оказывается неожиданно плодотворным для современного научного и литературного творчества. Помимо идеалистических и дуалистических философских концепций в Древней Индии существовало и материалистическое направление, представленное школой чарвака или локаята.
Последователи чарваки признавали единственной реальностью материю, а единственным источником познания – чувственное восприятие. Весь мир они считали состоящим из основных элементов – воздуха, огня, воды и земли. Чарваки отрицали существование ведийских богов, бессмертной души, отвергали доктрины о переселении душ и законе кармы. Человек может избежать несчастий, ниспосланных небом, Но от тех несчастий, которые он сам навлекает на себя, Нет спасения. Восточная пословица. III. Естественные науки Лучше всего известны достижения индийцев в области математики и астрономии. Основные научные трактаты относятся к гупской и послегупской эпохам. Их авторы несомненно были знакомы с эллинистическо-римской литературой. Исключительным по важности вкладом в мировую науку было создание индийскими математиками десятичной позиционной системы счисления с применением нуля. Получившее всеобщее распространение “арабские” цифры в действительности заимствованы арабами у индийцев. Сами арабы называли их “индийскими”. Древние индийские математики знали такие действия, как извлечение квадратных и кубических корней, решение квадратных уравнений и уравнений первой степени с двумя неизвестными, пользовались таблицами синусов. Астроном Арьябхата (V в.) знал, что Земля - шар и вращается вокруг своей оси. Что видимые планеты находятся на разных и огромных расстояниях от Земли. Он утверждал, что Земля движется в космосе, а небо неподвижно. Именем Арьябхаты назван первый индийский искусственный спутник Земли (1975). Относительно познаний индийцев в других науках (механики, гидростатике, химии) можно судить в основном по их практическим достижениям в строительстве храмов, каналов, плотин, кораблей, по их успехам в металлургии, в приготовлении красок, лекарств, ядов и противоядий. Индийская медицина славилась далеко за пределами Индии. Многие достижения индийцев в естественнонаучных областях были восприняты сирийцами и арабами. А через посредство последних стали известны и в средневековой Европе.
Заключение В историческом развитии древнеиндийского общества и государственности проявились общие закономерности и особенности исторического развития древневосточных государств. Своеобразным и сложным было формирование древнеиндийской цивилизации. Ее очаги возникли очень рано, еще в III тысячелетии до н. э. в долине Инда. В течении почти тысячелетия функционировала оригинальная общественная структура и государственность, находившаяся в контактах с народами Месопотамии. После запустения главных центров древнейшей цивилизации и вторжения племен ариев произошло общее понижение социально-экономического и культурного уровня. Разрушение начальной государственности и классовой структуры. Проникшие в Индию арийские племена в ходе общественного развития многое заимствовали из социально-экономического и культурного опыта своих более цивилизованных предшественников. Это предопределило быстрый темп исторического развития древнеиндийских племен в I тысячелетии до н. э. и сложный синтез и оригинальность формирующейся государственности и культуры, вобравшей в себя местные институты и традиции индоиранского мира. В связи с постоянным расселением ариев по долине Ганга центр общественного и культурного развития Древней Индии перемещался из долины Инда в долину Ганга. Появляются крупнейшие города и государственные образования. Возникает огромное государство, объединяющее практически всю территорию Древней Индии. Хотя в I тысячелетии до н. э. Древняя Индия имела определенные контакты с иранскими племенами, южной частью Средней Азии и Месопотамией, однако до походов Александра Македонского процесс ее общественного и культурного развития происходил в известной изоляции, что предопределило самобытность и своеобразие древнеиндийского общества и государства. Эта оригинальность появилась прежде всего в особой общественной структуре Древней Индии. В Индии сложилась система сельских общин со своеобразной и сложной внутренней структурой, бывших не только основной социальной ячейкой древнеиндийского общества, но и административно-политической единицей древнеиндийской государственности, создавшей предпосылки для деспотической формы индийской монархии, которая так и не получила развития в период древности.
С рубежа IV – III вв. до н. э. Индия вступает в тесные политические контакты с восточноэллинистическими монархиями, государственными образованиями Средней Азии. До нового объединения под эгидой династии Гуптов Индия переживает процесс политической раздробленности и обособленности отдельных частей, которому противостояло определенное единство индийской культуры. Ее высокий уровень способствовал тому, что завоеватели тех или иных областей Индии подпадали под мощное местное влияние. Но общение с завоевателями и их традициями обогащало процесс исторического творчества, создавая для них дополнительные стимулы. Самобытность, высокий уровень индийской цивилизации, сознание культурного единства, противостоящего политической раздробленности и власти иноземных завоевателей, обеспечили постоянное развитие и преемственность индийской культуры от ранних стадий ее развития на протяжении всей древности вплоть до новейшего времени. В Индии возникла одна из первых мировых религий – буддизм, распространившийся из Индии в Центральную, Восточную, Юго-Восточную Азию, вместе с которым туда проникали и культурные достижения древних индийцев. В ряде областей духовной жизни – эпической поэзии, философии, лингвистике и эстетике, медицине и математике – ими были созданы шедевры, прочно вошедшие в сокровищницу общечеловеческой культуры. На мой взгляд индийская философия – это притягательная, загадочная экзотика, медико-физиологическая гимнастика, а именно дыхательная гимнастика йоги. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращению к внутреннему миру человека. Она открывает мир возможностей нравственной личности. Ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Список литературы История Древнего Востока Л. Н. Толстой “Круг чтения” II том
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|