Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы методики разработки муниципальных комплексных программ в условиях перехода к рыночной экономике

Содержание

Введение

. Региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации

. Принципы стратегического территориального планирования и формирования концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Основы методики разработки муниципальных комплексных программ в условиях перехода к рыночной экономике

Заключение

Список литературы


Введение

 

В современных условиях социально-экономического развития России необходимы нестандартные подходы в разработке и в воплощении в жизнь обновленной региональной политики. Все звенья управления должны быть нацелены на решение новых задач, на повышение эффективности системы регионального регулирования. При разработке и проведении региональной политики, как правило, стремятся исходить из следующих базовых подходов:

. Областная власть призвана быть активным организатором и гарантом регионального хозяйственного порядка, устанавливать «правила игры» на экономическом поле, в рамках федерального законодательства.

. Роль государственного регулирования в начальной стадии формирования рыночной экономики должна оставаться определяющей. Только рыночные механизмы не способны обеспечить эффективно действующую экономику.

. Достижение общественного согласия является важнейшей предпосылкой строительства демократического общества. Продуктивный диалог между властью, бизнесом и обществом в целом помогает формировать благоприятные условия для социально-экономического прогресса региона.

Необходимо осуществление модернизации региональной экономики, то есть обновления региональной экономической системы под воздействием рынка. Для этого необходимо:

¾ совершенствование форм и методов управления всех звеньев хозяйства;

¾ проведение реструктуризации экономики, в частности, финансового оздоровления и адаптации отдельных предприятий и отраслей хозяйства к условиям рынка;

¾ формирование современной рыночной инфраструктуры;

¾ создание механизма мотивации к инвестированию и техническому перевооружению.

Трансформация системы управления предполагает создание новых управленческих структур, адекватных изменяющимся условиям хозяйствования, являющихся гибкими, ориентированными на достижение качественно нового социально-экономического эффекта. Этот подход актуален как для государственного регионального управления, так и для менеджмента предприятий.

Цель работы: анализ стратегического развития планирования социально-экономического развития муниципальных территорий.

Задачи работы:

. выделить региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации;

. проанализировать принципы стратегического территориального планирования и формирования концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

. рассмотреть основы методики разработки муниципальных комплексных программ в условиях перехода к рыночной экономике.

Объект исследования: территориальное планирование и прогнозирование.

Предмет исследования: особенности стратегического развития планирования социально-экономического развития муниципальных территорий.

 


1. Региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации

 

Региональное стратегическое планирование рассматривается в качестве нового метода повышения эффективности государственного управления региональным развитием в Российской Федерации

Ключевым фактором, определяющим необходимость совершенствования и повышения эффективности государственного управления в данной сфере, полагается исчерпанность прежней государственной политики регионального развития страны, основанной на идеях сокращения различий и выравнивания уровней социально-экономического развития регионов

В России как федеративном государстве задачи государственного управления региональным развитием решаются на федеральном и региональном уровнях.

Субъекты Российской Федерации в рамках собственных полномочий осуществляют развитие управление своими территориями прежде всего путем разработки и реализации стратегий и программ социально-экономического развития. При этом возможности большинства регионов финансировать соответствующие мероприятия из собственных бюджетов крайне ограничены. Скромна и поддержка из федерального бюджета.

Эти ограничения являются следствием того, что в конце 1990-х - начале 2000-х годов XX века государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, фактически исчерпала себя. Стратегический вызов прежней государственной политике определялся прежде всего тем, что унаследованная Россией от СССР региональная организация вступила в период масштабной перестройки, получившей в современной литературе название «новой регионализации России». Суть данного процесса заключается в появлении новых регионов как культурных и социально-экономических образований, выстраиваемых на основе общей социальной и хозяйственной жизни вне старых административных границ под влиянием глобализации, становления постиндустриальной экономики, роста значения крупнейших городов и т.д. [5, с.84].

В этих условиях сохранение прежней политики, ориентированной на выравнивание уровней развития регионов и сокращение различий между ними стало приводить к обратному результату - росту территориальных диспропорций. В то время, как одни города и территории быстро переходят к постиндустриальному развитию, другие оказываются в ситуации деиндустриализации и частичного возврата к архаичным формам хозяйства. Данный процесс привел к возникновению целого комплекса новых социально-экономических проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны: это - низкие уровень и качество жизни населения, недостаточные темпы роста экономики и т.д.

В то же время при переходе к постиндустриальной стадии развития повышение уровня и качества жизни населения становится не только результатом, но и важным условием роста экономики и сохранения ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность экономики и качество жизни оказываются связанными через понятие «человеческий капитал». Регионы с более низкими уровнем и качеством жизни теряют население, причем в первую очередь - наиболее квалифицированные кадры, что углубляет их отставание по таким показателям, как производительность труда, инвестиционный потенциал и др.

В контексте будущего развития России наличие стратегического вызова «новой регионализации» и порожденного им комплекса проблем определяет необходимость повышения эффективности государственного управления региональным развитием и требует нового подхода, носящего комплексный характер, опирающегося на стратегическое мышление и обновленную методологию программно-целевого управления. В частности, кризис региональной политики «выравнивания» заставляет говорить о необходимости совершенствования программно-целевого метода управления и разработки нового поколения целевых программ, а также перехода к стратегическому планированию, учитывающему макрорегиональные цели и федеральные приоритеты.

К началу 2000-х годов были созданы предпосылки для разработки стратегий развития субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований. Дополнительным фактором, способствующим запуску данного процесса, стало формирование рынка консалтинговых услуг в области стратегического управления развитием регионов и муниципальных образований.

Важную роль сыграло то, что на федеральном уровне было обеспечено государственное стимулирование формирования такого рынка. Принят ряд нормативных актов, по сути обязывающих регионы разрабатывать документы стратегического характера, разработан стандарт стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации и т.д. Сформировался пул консалтинговых компаний, которые уже приобрели опыт разработки стратегий и программных документов развития регионов и муниципальных образований, продолжают совершенствовать подходы к разработке этих документов, участвуют в их реализации. Это обеспечило поддержание достаточно высоких требований к качеству работ и профессиональный характер их выполнения с постоянным расширением набора услуг. Помимо разработки стратегических и программных документов в настоящее время консалтинговые компании предлагают администрациям регионов и муниципальных образований це-лый спектр инструментов управления развитием территорий, обеспечивающих реализацию разработанных стратегий и программ [1, с. 8].

 


2. Принципы стратегического территориального планирования и формирования концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования

стратегический территориальный планирование муниципальный

Стратегическое территориальное планирование, как и территориальное управление, основывается на системе взаимоувязанных принципов, а именно на принципах[12, с.81]:

системности;

комплексности;

иерархичности.

Следование принципу системности в стратегическом планировании означает необходимость рассмотрения проблем, постановки и решения задач социально-экономического развития муниципальных образований в их взаимосвязи, системном единстве. Использование принципа системности в качестве одного из ведущих при формировании целостной системы стратегического социально-экономического планирования предполагает применение инструментария теории управления и общей теории систем.

Принцип комплексности требует рассмотрения всего круга проблем; исследования всех факторов, оказывающих влияние на развитие муниципального образования, на изменение состояния объекта и субъекта планирования и их отдельных составляющих; постановки и решения всех задач.

Принцип иерархичности подразумевает ранжирование проблем, факторов, целей и задач в муниципальном образовании, а также соотнесение их с проблемами, факторами, целями и задачами других уровней стратегического планирования (федеральным и региональным; для поселений - и с районным).

Кроме того, необходимо отметить еще два принципа, отличающие стратегическое планирование от «классического» долгосрочного планирования:

принцип учета внешних факторов, достаточно многочисленных и оказывающих на развитие муниципального образование как позитивное, так и негативное воздействие;

принцип адаптивности, то есть способность предвидеть изменения внутренней и внешней среды и учитывать их в планировании и управлении, а также обеспечение возможности вносить коррективы в стратегические планы в связи с возникновением непредвиденных изменений внутренней и внешней среды.

Принципы формирования концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Формирование концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования - сложный процесс, осуществление которого также требует соблюдения определенных принципов. К ним относятся следующие принципы:

целенаправленности;

социальности;

комплексности;

системности;

адаптивности;

эффективности;

минимизации рисков;

баланса интересов;

легитимности;

демократичности;

профессионализма;

принцип «первого руководителя».

Часть из этих принципов рассмотрена выше. Дадим им характеристику применительно к формированию концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования, и кратко охарактеризуем те принципы, которые не были рассмотрены ранее.

Принцип целенаправленности предполагает обоснование в концепции стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития. Этот принцип реализуется уже самой разработкой концепции, ядро которой составляют, во-первых, комплекс стратегических целей развития, во-вторых, стратегический выбор муниципального образования, включающий перечень приоритетных функций (отраслей и видов деятельности), намечаемых к реализации в стратегической перспективе.

Принцип социальности требует, чтобы при формировании стратегических целей развития муниципального образования, механизмов их реализации во главу были положены интересы населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни.

Соблюдение принципа комплексности при формировании концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования означает рассмотрение приоритетных функций, реализуемых в муниципальном образовании, в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов развития муниципального образования. При этом в качестве главного внутреннего источника развития муниципального образования можно рассматривать структурно-функциональное противоречие между специализацией и комплексностью.

Принцип системности тесно связан с принципом комплексности; следование ему предполагает, что определение стратегических целей развития муниципального образования и механизмов их реализации должно осуществляться с учетом взаимосвязей между всеми факторами, а также во взаимозависимости его развития с развитием субъекта Российской Федерации, других регионов и муниципальных образований, страной в целом. При разработке концепции должны быть учтены предпосылки и ограничения развития муниципального образования, формируемые на различных иерархических уровнях: местном (муниципальном), региональном, межрегиональном, федеральном.

Следование принципу адаптивности означает, что формирование концепции необходимо осуществлять с учетом возможных и в предположении возникновения непрогнозируемых изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации. Такая корректировка должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками[4, с.17].

Соблюдение принципа эффективности при формировании концепции влечет необходимость доказательства, что именно предлагаемый набор целей экономического развития, функций, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути их реализации обеспечат достижение требуемого качества жизни населения с наименьшими финансовыми затратами и социальными издержками.

Принятие концепции социально-экономического развития муниципального образования - это, в конечном счете, весьма ответственное управленческое решение, сопряженное с риском. Поэтому следование принципу минимизации рисков означает, что в процессе формирования стратегического выбора должны быть оценены (по возможности) различные риски, обусловленные выполнением муниципальным образованием тех или иных приоритетных функций в будущем. Характеристики прогнозируемых рисков должны быть учтены при сравнительном анализе вариантов стратегического выбора.

Принцип баланса интересов предполагает нахождение консенсуса как между властными структурами различного уровня, так и профессиональными и общественными группами населения относительно стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования, механизмов их практической реализации.

Принцип легитимности предусматривает обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта концепции развития представительным органом местного самоуправления.

С принципами легитимности и баланса интересов связан принцип демократичности, означающий гласность и открытость хода и результатов работ по формированию концепции, привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов документов научной общественности и населения, в частности проведение публичных слушаний.

Реализация принципа профессионализма при формировании концепции обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к разработке специалистов местной администрации, организацией независимой экспертизы.

Весьма важен принцип «первого руководителя», следование которому означает включенность в ход работ по формированию концепции высших должностных лиц муниципальных образований. Решение сложной задачи стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования, безусловно, предполагает привлечение ученых, специалистов, так как связано с большим объемом прогнозно-аналитических работ. Однако осуществление стратегического выбора муниципального образования, сравнительная оценка стратегических альтернатив является прерогативой высших руководителей органов местного самоуправления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Основы методики разработки муниципальных комплексных программ в условиях перехода к рыночной экономике

 

Группа проблем данного параграфа посвящена анализу сущности и специфики стратегического планирования на муниципальном уровне с одной стороны, преобладанием социальных приоритетов формулирования целей стратегии, обусловленным приближенностью систем управления муниципальными образованиями к проблемам конкретных социумов, местного населения, а, с другой - существенными ресурсными ограничениями, обусловленными бюджетными возможностями муниципалитетов. Это требует применения методов обоснования стратегии и создания соответствующего механизма ее реализации, включая и структуру управления.

Объектом стратегического планирования в этом случае выступают все сферы жизнедеятельности региона, функционирующие в границах его территории, экономические, социальные, научно-технические процессы, а также условия и факторы, определяющие их динамику. Важное значение имеют состояние и уровень развития институтов частной и ассоциированной собственности, локальных рынков, действующих на данной территории, с позиций их соответствия или возможностей адаптирования к изменяющимся условиям жизнедеятельности российского общества. Этот комплексный объект стратегического планирования структурно дифференцирован не только по функциональным направлениям, но и по уровням административно-территориальной организации, элементами которой выступают муниципальные образования.

Субъект планирования представлен, во-первых, федеральными и региональными органами власти и управления, органами местного самоуправления; во-вторых, представителями различных общественных институтов (ассоциаций предпринимателей, общественно-политических движений и др.), имеющих стратегические интересы в развитии муниципального образования; в-третьих, привлекаемыми к разработке стратегического плана научными и специализированными организациями, группами ученых и специалистов.

Специфична окружающая среда региона, анализ которой является исходным этапом стратегического планирования. В отличие от внешнего окружения любой коммерческой организации, она имеет иерархическую структуру связей (центр - регионы - муниципалитеты), определяющих финансовые условия и правила поведения территориального образования.

Общие характеристики стратегического планирования дополнены особенными, возникающими в процессе его реализации применительно к региону. В частности, главная отличительная задача стратегического планирования заключается не только в определении приоритетов дальнейшего развития, тщательной проработке комплексных программ и отдельных крупных мероприятий, но также в применении методов обоснования и создания соответствующего механизма реализации принятой стратегии, включая и систему, и институты управления. Выбор стратегических приоритетов должен основываться на объективных критериях: общий тренд экономического развития, особенности современного этапа регионального переустройства, переход на новую социально-ориентированную модель организации труда и производства, повышение эффективности регионального управления [2, с54].

Важной решенной теоретической задачей было выявление функций регионального стратегического планирования. Помимо традиционных (информационная, аналитическая, проектная, прогнозная), в состав функций стратегического планирования социально-экономического развития региона входят следующие:

    исследовательская, осуществление которой позволяет выявить конкурентные преимущества региона, основные тенденции его развития;

    ориентирующая, реализация которой позволяет осуществить позиционирование региона в национальной и мировой экономической среде;

-   системообеспечивающая, т.е. ориентация, с одной стороны, на укрепление единого экономического пространства страны, с другой, на сохранение и повышение целостности региона как сложной системы, относительно обособленными элементами которой выступают муниципальные образования;

    стимулирующая, осуществление которой предполагает государственную поддержку процессов интеграции региона в национальное и мировое экономическое, образовательное и культурное пространство;

    контрольная, связанная с мониторингом результатов реализации избранной стратегии развития.

Раскрытие роли и содержания стратегического планирования регионального развития позволяет обосновать его принципы, отражающие условия продуктивной реализации вышеназванных функций. Традиционно к ним относят системность и комплексность. Однако, на наш взгляд, стратегическое планирование, в отличие от традиционного комплексного территориального социально-экономического планирования, охватывает лишь основные цели и стратегические направления развития экономической системы. Реализация стратегического плана позволяет сконцентрировать ресурсы и направить их в сферы, где может быть получен наибольший социально-экономический эффект. Поэтому необходимо говорить о том, что системность и комплексность характеризуют методологию планирования вообще, однако имеют ограничения при разработке стратегий.

Помимо названных, к принципам регионального стратегического планирования относят целенаправленность, социальность, иерархичность, адаптивность, эффективность, баланс интересов и демократичность. Названные принципы могут быть также дополнены следующими: 1) разработка стратегических планов и их последующая реализация должны сопровождаться синергетическими, мультипликативными эффектами, обеспечивающими расширенное воспроизводство социально-экономического потенциала региона; 2) активный характер планируемых преобразований, позволяющий формировать новые конкурентные преимущества региона на национальном и мировом рынках товаров и услуг.

Описанная методология, применительно к планированию на муниципальном уровне, требует разработки базовой стратегии социально-экономического развития крупного города, направленной на повышение обобщающей результативности (например, устойчивых темпов роста валового муниципального продукта), которая, в свою очередь, конкретизируется комплексом функциональных стратегий (экономическая, социальная, инновационная, структурно-организационная, маркетинговая).

Определяющими особенностями муниципального образования как объекта планирования, воспринимающего управленческие воздействия, являются следующие [4, с.97]:

    воздействия, направленные на поддержку местного бизнеса, привлечение инвестиций, внедрение технических новшеств, осуществляются местными органами власти, обладающими необходимой самостоятельностью;

    воздействия осуществляются в интересах местного сообщества, при учете интересов региона и страны в целом;

    воздействия осуществляются при условии вовлечения широкого круга заинтересованных хозяйственных и политических структур, действующих в муниципалитете.

Компетенции муниципального образования в сфере стратегического планирования определяются необходимостью обеспечить среду жизнедеятельности населения. Следовательно, мы понимаем муниципальное образование как основное звено территориального хозяйствования, в котором протекают основные процессы жизнедеятельности людей (производство и социальное потребление, воспроизводство, подготовка рабочей силы, управление реальными текущими процессами жизнеобеспечения, организация потребительского рынка и выход на другие рынки, формирование территориальной инфраструктуры) с целью удовлетворения их коллективных экономических и социальных потребностей за счет применения механизмов саморазвития и самоуправления и согласованных действий органов государственной власти всех уровней.

Значительную роль в обеспечении управляемости региональных процессов играет институт планирования, поскольку именно его возможности позволяют определять исходное состояние системы и программы его изменений, открывается возможность точного описания состояния системы, в которое она перейдет под влиянием различных воздействий. Следовательно, развивающейся управляемой системе должна соответствовать не менее развитая система планирования.

Плановое регулирование развития города может быть обеспечено системой взаимосвязанных документов трех видов:

)   прогнозы, определяющие возможные направления развития;

)   целевые программы, направленные на решение ключевых проблем развития;

)   планы экономического и социального развития города на краткосрочный период.

Однако в современных условиях высокой зависимости любой региональной системы от состояния параметров внешней среды система планирования дополнена стратегическими планами развития региона. При этом цель планирования развития муниципальных образований выражается в стремлении оказать такое влияние на основные элементы воспроизводственного комплекса на управляемой территории, которое обеспечит всестороннее развитие населения, повышение его благосостояния и социального комфорта. Для ее реализации нами обоснована особая логика стратегического планирования: определение уровня развития муниципальных образований на основании анализа ключевых факторов; сравнительный анализ развития различных подсистем муниципальных образований; определение взаимосвязей между анализируемыми показателями и общим уровнем развития; выявление параметров, требующих внесения корректировок, а также доступных рычагов воздействия. Такая логика позволяет видеть поле ключевых проблем, требующих первоочередного решения в условиях ограниченности ресурсов, и реализовывать их программно-целевым методом обеспечения условий развития муниципалитета.

Стратегическое планирование муниципального развития требует выполнения специфических функций. Во-первых, стратегическое предвидение траектории развития территории, ее социоприродохозяйственной системы. Оно предусматривает формирование такой структуры муниципальной организации или ее отраслевых анклавов, которая обеспечит использование опыта прошлых стратегических решений в разрабатываемых новых решениях и достижение с их помощью намеченных стратегических целей муниципального менеджмента. Во-вторых, адаптация к среде структуры управления и процессов менеджмента. Адаптация предусматривает увязку воспроизводственных процессов в регионе с общероссийскими экономическими условиями и правовыми отношениями. В-третьих, распределение и комбинация региональных ресурсов в соответствии с выделенными приоритетами. Распределение муниципальных ресурсов оперирует такими основными их элементами, как основные фонды, оборотные средства, энергетические мощности, трудовые ресурсы, технологии, высококвалифицированные кадры. В-четвертых, внутрирегиональная координация деятельности субъектов муниципальной экономики, обеспечение согласованности действий расположенных в регионе хозяйственных субъектов по достижению целей стратегического регионального планирования.

Эти функции реализуются при выполнении трех основных этапов планирования: аналитического, целевого и инструментального (рис.1).


 

Рис. 1. Этапы стратегического планирования развития муниципального образования

 

Основная задача аналитического этапа - проведение всесторонней оценки стратегического потенциала муниципалитета, изучение и прогнозирование стратегического потенциала, выявление его сильных и слабых позиций, формулирование миссии. Целевой этап предполагает пошаговое формирование системы целеполагания, включающее цели и задачи развития. Инструментальный этап призван определить комплекс мер по достижению стратегических целей развития города и представляет собой набор стратегических альтернатив и сценариев (рис.2). Выбранная стратегия развития должна быть обеспечена программой или комплексом целевых программ, каждая из которых реализует систему мероприятий, увязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам, позволяющих поэтапно достигать цели и реализовывать миссию муниципального образования.


 

ИНСТРУМЕНТЫ среда ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯЯ

АНАЛИЗА

SNW-

анализ

 

STEP-

анализ

 

 

SWОT-

анализ

 

Рис. 2. Инструменты анализа стратегического потенциала внешней и внутренней среды

 

Стратегический анализ ситуации определил следующие основные тенденции: исчерпание технологических заделов в ряде высокотехнологичных отраслей экономики; необходимость модернизации основных фондов высокотехнологичных отраслей и преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях; активизация инновационно-инвестиционной компоненты роста; усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках; снижение численности населения, в т.ч. трудоспособного. Исходя из этого, составлено поле проблем стратегической программы и определена цель социально-экономического развития (рис.3).


 

 

Рис. 3. Поле проблем стратегической программы развития муниципального образования

 

Управление реализацией стратегии осуществляется при помощи муниципальной программы развития, имеющей ряд особенностей в отличие от региональной. В частности, она оперирует меньшими размерами территории, соответственно меньшей численностью населения, масштабами производства, многообразием состава и интенсивности хозяйственных и производственно-технологических связей. Она разрабатывается на основе ретроспективного и перспективного анализа потенциала территории, предрасположенности населения к традиционным видам деятельности.

Сформулированная миссия города заключается в предоставлении людям благоприятной социальной среды посредством формирования такой модели экономики, которая обладала бы долгосрочным потенциалом динамичного роста, способным обеспечивать: а) последовательное повышение благосостояния населения и развитие человеческого потенциала; б) эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата; в) укрепление конкурентоспособности экономики. Реализация миссии предполагает формирование системы стратегических целей и задач муниципального развития, а также системы целевых индикаторов, позволяющих осуществлять системный мониторинг достижения стратегических целей и задач.

Далее в программе приводится перечень стратегических альтернатив деятельности. При этом необходимо учитывать многоуровневость управленческих воздействий. Поэтому формулируется стратегия муниципального образования в целом, функциональные или отраслевые стратегии, а также операционные стратегии для обособленных подразделений, структур муниципальных органов управления и власти.

Основные стратегические альтернативы развития города: мегаполис - формирование делового и культурно-развлекательного комплекса, размещение производственных мощностей, логистических центров, обеспечение базовой инфраструктурой прилегающих территорий; инфраструктура - развитие инженерной инфраструктуры и создание в экономическом районе современного транспортного узла межрегионального значения; инновационно-технологический профиль - повышение инновационной активности, сконцентрированной на совершенствовании производственных процессов и внедрении новых технологий; туристическо-рекреационный профиль - реализация природно-ресурсного потенциала и развитие сферы услуг (гостиничных, развлекательных, оздоровительных).

Из рис. 3 видно, что каждая из альтернатив актуальна для г.Волжский, однако в полной мере на их реализацию недостаточно собственных ресурсов территории, а приток внешних инвестиций существенно ограничен, не прогнозируется их роста. В частности, для города адекватной является стратегия создания мегаполиса с элементами ориентации на развитие инфраструктуры, инновационно-технологический и туристическо-рекреационный профили по избирательным «точкам роста». Предлагаемая комбинация приоритетов означает выбор стратегии, связанной с развитием отдельных сфер экономики города, прежде всего градообразующих предприятий, но по мере готовности предпосылок производственного, инфраструктурного и социального характера предусмотрен переход к сбалансированному комплексу мер стратегии развития территории в целом [5, с.88].

Значительную роль в реалистичности стратегических намерений играет процесс организации разработки и утверждения стратегии (рис. 4). Вначале необходимо подготовить и утвердить соответствующее постановление местного органа власти, в котором определяются состав разработчиков, порядок и сроки. Возглавляет эту работу глава муниципального образования, а непосредственно отвечает за разработку программы комитет по экономике исполнительной власти. Поскольку программа носит многоаспектный характер, в ее разработке необходимо обеспечить участие смежных подразделений и специалистов по различным направлениям хозяйственной деятельности, которые войдут в состав специальной рабочей группы. Принципиально новый алгоритм разработки программы основан на закономерностях стратегического планирования. В соответствии с ним администрация муниципального образования выступает не только инициатором и разработчиком программ, но и несет ответственность за их экспертизу и утверждение.


Рис. 4. Алгоритм разработки городской стратегической программы социально-экономического развития


В существующих условиях последнее в целях гласности и публичности обсуждения возложено на городскую думу как законодательный орган муниципальной власти, но такая схема противоречит концепции стратегического планирования, поскольку нарушает принцип единства полномочий и ответственности: проблемы муниципального образования необходимо решать Администрации города, а целесообразность их решения определяется другим субъектом управления.


Заключение

 

При формировании стратегических целей социального развития муниципального образования качество жизни должно развертываться в систему показателей в рамках основных направлений повышения качества жизни населения:

охрана здоровья населения;

обеспечение общественного порядка и законности;

улучшение экологической ситуации;

защита социально уязвимых групп населения;

обеспечение жильем и жилищно-коммунальными услугами;

благоустройство территории;

бытовое обслуживание и торговля;

сфера образования;

культура и искусство;

транспортное обслуживание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...