Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза 2007 г.

Исторические предпосылки формирования Европейского Союза. «Европейская (панъевропейская идея)».

Первое упоминание о Европе как о географической области относится к 8 в. до н. э. древнегреческого поэта и ученого Гесиода.

Следует отметить, что древние авторы оставили весьма подробные сведения о Европе. При этом они не только определяли географические границы Европы, но и давали более широкое толкование понятия «Европа», как правило, противопоставляя ее другим континентам, и прежде всего Азии.

Само понятие «Европа» имеет длительную историю. Разделение мира на отдельные континенты, по-видимому, восходит к Древнему Египту, хотя и без соответствующих названий. В Библии нет термина «Европа». Патриархи, пророки и апостолы соответственно не знают концепции Европы. У Геродота мы встречаем разделение мира на три части: Европу, Азию и Ливию, под которой подразумевалась Африка. Известен миф о похищении Зевсом дочери финикийского царя Европы, по имени которой, согласно мифу, и назвали континент. Но существует также мнение о том, что греческое слово «европа» было заимствовано из финикийского языка и могло означать «вечерняя страна».

Идея создания объединенной Европы неоднократно выдвигалась в прошлом, особенно в связи с кровопролитными конфликтами в истории европейского континента. Первые проекты объединения Европы относятся к XIII-XV вв. и принадлежат французскому королевскому прокурору П. дю Бую и чешскому королю Й. Подебраду. Подобные же проекты предлагали англичане У. Пенн и Дж. Беллер, французы Ш. де Сен-Пьер и В. Гюго, великий немецкий философ И. Кант и многие другие. В ХХ в. в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего, с именем австрийского графа Р. Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа» и министра иностранных дел Франции А. Бриана. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха. Оно началось в целях предотвращения войны и сотрудничества европейских народов после второй мировой войны. Документы, подписанные в Ялте и Потсдаме создавали, казалось бы,определенные предпосылки для сотрудничества; но противостояние двух систем после войны привело к тому, что это сотрудничество было сведено на нет. На смену антигитлеровской коалиции пришла Европа, разбитая на 2 лагеря; началась очередная в истории Европы тридцатилетняя война в видет.н.“холодной”войны.

В этой обстановке интеграционные процессы пошли различными путями:

-в Западной Европе они привели к созданию различных объединений запад-ноевропейских государств, нередко под эгидой США;

-в Восточной Европе появились свои объединения, в свою очередь, под руководством в лице СССР. Противостояние между этими 2-мя лагерями привели к созданию военно-политических организаций, например, Западноевропейский союз(на основе Брюссельского пакта 1947 года),вошедший в НАТО в 1949 году;

-в Восточной Европе - военно-политическая организация Варшавского договора. Целям экономической интеграции должно было отвечать создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). К сожалению, различные пути интеграции основывались на различных принципах, что и сыграло определяющую роль в их судьбе как на Западе, так и на Востоке. На Востоке Европы ни ОВД, ни СЭВ не выдержали проверки временем. Сам интеграционный процесс на Востоке развивался в рамках прямого принуждения, нередко в виде военной силы. Вместе с крушением тоталитаризма эти интеграционные объединения распались и прекратили свое существование.

В 20-х гг. XX в. широкое распространение получила идея панъевропейского единства, выдвинутая австрийским графом Р.Н. Куденхове-Калерги (1894-1972 гг.). Впервые граф высказал ее в 1922 г., а год спустя вышла его книга «Пан-Европа», в которой идея европейского объединения получила дальнейшее развитие и обоснование.

Он приходит к выводу о том, что создание Пан-Европы может стать «необходимой предпосылкой универсализации и спасения Лиги Наций». Это позволит урегулировать спорные национальные вопросы, ликвидировать таможенные барьеры и предотвратить угрозу со стороны Советской России. Но так как основной препоной в объединении Европы может стать позиция Великобритании, то необходимо, чтобы она присоединилась е европейской системе, не включаясь в нее. Эту проблему он называл «квадратурой круга».

Панъевропейское движение начало свою историю с выхода в свет в ноябре 1922 г. двух статей Куденхове-Калерги на тему единой Европы, а затем в октябре 1923 г. его книги «Пан-Европа». Кроме того, с 1924 г. стал выходить журнал «Пан-Европа», который до 1938 г. оставался официальным органом движения. Содержание журнала соответствовало его названию. Большинство статей, главным образом политического содержания, писал сам Куденхове-Калерги.

Ядро концепции панъевропеизма составляло создание основанного на культурно-исторической общности единого европейского общества. В его рамках народы должны были пользоваться «широкой и полной внутренней автономией, сопровождаемой широко понимаемой федерацией извне». Куденхове-Калерги резко выступал против национализма, против притеснения национальных меньшинств, призывая к толерантности.

 

Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза 2007 г.

Современный этап институциональной реформы Европейского Союза связан, прежде всего, со вступлением в силу 1 декабря 2009 года Лиссабонского договора. Начало данному процессу было положено, по нашему мнению, еще на сессии Европейского Совета в Лаакене 14-15 декабря 2001 г., когда было принято решение созвать конвент для обсуждения будущего Европы. Призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

Все новеллы Лиссабонского договора можно условно разделить на две группы: «институциональные изменения» и «не институциональные изменения». Важнейшими институциональные изменениями стали:

  1. введение должности постоянного Председателя Европейского Совета (реальные полномочия которого сравнительно невелики);
  2. формирование новой должности Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, которая соединяет в себе полномочия верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности и полномочия еврокомиссара по внешним сношениям;
  3. расширение компетенции Европейского парламента, который получает большую полноту власти и практически приравнивается в своих полномочиях к Совету;
  4. реструктуризация Европейского Совета, председательствование в котором будет осуществляться заранее определенными группами в составе трех государств-членов на протяжении 18 месяцев;
  5. радикальное сокращение численности Европейской Комиссии, члены которой с 2014 г. будут избираться по принципу равной ротации между государствами-членами;
  6. переименование инстанций Суда ЕС; 7) признание Европейского Центрального Банка институтом Евросоюза.

Лиссабонский договор предусмотрел проведение общей энергетической политики и реализацию общей стратегии борьбы с глобальным потеплением, оказание солидарной помощи одному или нескольким членам на случай террористических атак или стихийных бедствий, что, вроде бы, говорит об углублении реальной интеграции. В целом, Лиссабонский договор существенно упростил систему институтов Евросоюза и повысил эффективность ее работы, одновременно подняв статус ЕС на международной арене. Совет и Европарламент стали практически равноправными институтами, организованными таким образом, чтобы решения принимались с наибольшей мобильностью и эффективностью.

При этом состоявшиеся в декабре прошлого года изменения уменьшили роль конкретного национального государства в принятии решений, подчиняя тем самым национальные интересынаднациональным. Усиление позиции Евросоюза понижает статус большинства политических институтов национальных государств (кроме их парламентов) и ведёт – в перспективе - к формированию гомогенного поля на территории Единой Европы, вынуждая государства-члены подчиняться интересам ЕС во все возрастающих сферах деятельности. Лиссабонский договор однозначно признал доминирование интересов Европейского Союза над интересами государств-членов, особенно в сферах внешней политики и обороны, транспортной политики, таможенной политики и пограничного контроля, миграционной политики. Однако теперь в Евросоюзе нормативно предусматривается возможность выхода государства из состава ЕС.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...