Вот так, вкратце я попытался показать, как живут и развиваются малые предприниматели в Китае и как бы нам взять у них передовой опыт.
Условия развития Предпринимательства в Китае. «Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка» Дэн Сяопин.
Рывок Китая за столь короткий срок произошел после того, как китайский руководитель Дэн Сяопин отказался от модели хрущевского социализма и взял за основу экономическую политику сталинского рывка. Он изменил систему чисто государственной экономики на комбинированную. В стратегических отраслях сохранялась плановая государственная экономика под жестким контролем государства. В отраслях, занимавшихся небольшим производством, сельским хозяйством, сферой обслуживания, строительством и т.д., появилась возможность заниматься предпринимательством. Вводилась и поддержка государства развития предпринимательства. Реформы в экономики начались с 1982 года. В отличие от СССР, реформ Горбачева, в конкретных отраслях реформы шли от местных партийных организаций, а не сверху. Удачно реализованные идеи тут же распространялись на всю страну. Были созданы свободно экономические зоны для привлечения иностранных компаний-производителей. Как и в СССР, времен перестройки Горбачева, в Китае активно подпитывалась с Запада всегда недовольная государством молодежь. Так же финансировались аналоги нынешних НКО. В результате, в 1989 году в Китае произошли события, аналогичные событиям в Москве в 91-м и в Киеве 2014 г. При поддержке западных идеологов была попытка государственного переворота. Но в отличие от Горбачева и Януковича, китайские власти после многочисленных предупреждений жестко разогнали мятеж. Законы в государстве в сфере управления и информации были ужесточены. Экономического развития это не коснулось. И вот, всего за такой короткий срок, Китай из отсталой страны вышел на второе место в мире, а может, уже и на первое. Если получилось у Сталина, у Дэн Сяопина, да и японцы признаются, что после войны использовали элементы Сталинского рывка, то почему не должно получиться и у нас сейчас.
Итак, что мы имеем: отсталую экономику, превратившуюся за 30 лет в ведущую. Так как нас интересует в этой статье малый и средний бизнес, и как государство помогает и способствует его развитию, я коснусь только этой темы, хотя она неотрывна от политики и системы управления государством. Развитие малого бизнеса происходило по двум направлениям: свободно-экономические зоны для привлечения иностранных производителей и поддержка и развитие местной инициативы по созданию малых предприятий. Для малых предприятий были созданы благоприятные условия на основе опыта СССР и лучшего из западного опыта. Был создан целый «Институт изучения СССР».
Пообщавшись с нынешними малыми производителями в Китае, можно только позавидовать белой завистью. Они имеют полную поддержку и защиту государства. Какие полезные вещи из китайского опыта мне показались наиболее актуальны для нынешней России: Кредитование. Кредиты для малого бизнеса в Китае выдает государственный банк Китая под 3-4 % годовых, вне зависимости от курса национальной валюты к иностранной. 2) Планирование и контроль малого бизнеса филиалами торговой палаты Китая на местах и защита потребителя. Количество малых предприятий одного направления не должно сильно превышать потребность. Контроль государства за тем, чтобы не создавалось монополий путем выдачи разрешений, а не мифической борьбой с результатами возникновения монополий. 3) Защита Китайского производителя и предпринимателя государственными законами. Стимулирование налогами; премиями передовым предприятиям; создание более благоприятных условий для местных предпринимателей, чем для иностранных; сведение до минимума документооборота; ограничение произвола торговли по отношению к производителю. Государственные Технопарки. Создание условий развития малого предпринимательства государством. Строительство инфраструктуры для возможности организации производств. Коммуникации. Стимулирование экспорта и ограничение импорта. Локализация производства. Рассмотрим по подробнее: 1) По поводу процентной ставки кредита у меня слов нет. Получение кредита максимально облегчено. Так же есть специальные программы кредитования в важных для государства направлениях с еще более лучшими условиями. 2) В каждом городе и субъекте государства есть филиал торгово-промышленной палаты. Они занимаются планированием потребности и развитии субъекта в определенных предприятиях и направлениях бизнеса, а так же, контроль за отсутствием монополий. И еще многим другим на благо развития субъекта, а так же потребностей всего государства. Для нас это пока не актуально, так как нам сначала нужно провести размонополизацию. К сожалению, этот важный вопрос отпущен у нас государством в свободное плавание и результатом стало то, что крупные монополии и транснациональные корпорации заняли господствующее положение на рынке, почти вытеснили малый бизнес и диктуют свои условия. Очень хорошо это видно на сфере торговли и сфере обслуживания. В Китае на пятимиллионный город Янгшоу я насчитал ПЯТЬ Гипермаркетов. Сетевая торговля есть, но с ограничением количества магазинов на определенной территории. В результате, огромное количество разнообразных магазинов, кафе, ресторанчиков, парикмахерских и т. д. За отсутствием монополий ведется жесточайший контроль. Иностранная компания не имеет права открыть предприятие в Китае, не имея в учредителях граждан Китая! Очень важная вещь, которая контролируется государством -это ОГРАНИЧЕНИЕ ТОРГОВОЙ НАЦЕНКИ!
3) Государство очень внимательно следит за тем, чтобы потребители могли получить дешевые и качественные товары. Если отбросить рынки, то вся остальная стационарная торговля имеет ограничение торговой наценки, устанавливаемой государством каждый год. Для стимулирования китайского производителя, торговая наценка на китайский товар составляет в этом году максимально 70%, а для импортных товаров 30%. В связи с этим наиболее выгодно продавать китайские товары. В Гипермаркетах я увидел на 70-80% китайский товар. Так же, контроль за отсутствием монопольной торговли создает условия для создания большого количества разнообразных магазинов и здоровую конкуренцию. При ограничении торговой наценки отпадает смысл продавцу душить по цене поставщика, т.к. маржа не увеличится. Так же отпадает смысл в скрытых поборах, взятках-бонусах, т. к. этот товар будет дешевле у конкурента. В нашем случае тотальной монополии должно быть еще и введено обязательство торговли иметь определенный процент товаров в каждом сегменте отечественного производства. Это поможет заставить торговлю искать хороший товар среди наших поставщиков, а не тупо возить из-за бугра. Так же государство жестко ограничивает сроки оплаты товара поставщику. Широко используется схема факторинга. Только банк берет низкий процент и оплачивает товар на любом этапе сделки поставщика и покупателя. Отличается только процент. Нам о таких условиях остается пока только мечтать. И это далеко не все, что государство делает для защиты китайского производителя.
4) В Китае существуют как государственные, так и частные технопарки. В государственных аренда дешевле, а в частных оказывается больше услуг. Можно выбирать. Для некоторых нужных направлений возможны субсидии в государственных технопарках. 5) Земля под производство продается только после полной подготовки государством инфраструктуры и подведении всех коммуникаций. 6) На начальном этапе государство вводило запретительные пошлины для стимулирования развития китайского производителя. Пошлины доходили до 200%, как, например, на автомобили. Зато теперь в Китае есть все известные автозаводы и свои производители. А сколько воплей у нас было, когда Путин ввел высокие пошлины на автохлам и импортные машины. Зато теперь какое количество фабрик. Но мы еще в начале пути. В Китае пошлина зависела от степени локализации производства и теперь, когда все известные марки имеют автозаводы с достаточной степенью локализации, пошлины вообще отменили. Вот что значит грамотная политика государства. Для стимулирования экспорта в Китае существует, как и у нас, возврат денег. В Китае он составляет от 10 до 17%. А так же есть и премии-субсидии передовым экспортерам или тем, кто экспортирует ранее не экспортировавшийся товар. 7) Ну и еще мне показалось интересным ноу-хау в Китае -это государственное стимулирование через планирование торговой палатой, локализации производств. Сейчас уже даже существуют целые города, занимающиеся производством в определенном направлении. Например, город света- все, что связано с освещением, город мебели – все, что связано с мебелью и интерьером и т.д. Это очень удобно, т.к. все участники и поставщики комплектующих и услуг этого профиля концентрируются в одном месте. Это очень уменьшает издержки. Вот так, вкратце я попытался показать, как живут и развиваются малые предприниматели в Китае и как бы нам взять у них передовой опыт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|