Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2002-2004 гг.)осуществлялись выбор и обоснование темы исследования, определялись его теоретико-методологическая основа, проблема, объект и предмет, что позволило сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования; проводился анализ отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов; изучался и обобщался инновационный опыт работы классных руководителей, создавалась экспериментальная площадка на базе общеобразовательной школы № 1 г. Цивильска,разрабатывались учебно-методические материалы сопровождения воспитательного процесса, уточнялись методики экспериментальной работы; проводились поисковый и констатирующий эксперименты.

На втором этапе (2004-2008 гг.) был проведен формирующий эксперимент, заключающийся во внедрении в учебно-воспитательный процесс модели формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя. В ходе эксперимента проверялись основные положения гипотезы, уточнялись содержание, структура, критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций у учащихся экспериментальных и контрольного классов.

На третьем этапе (2008 г.) проводилось теоретическое обобщение и статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, формулировались основные теоретические выводы и методические рекомендации по проблеме исследования, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- выявлены типичные недостатки и затруднения, испытываемые классными руководителями в процессе формирования ценностных ориентаций у подростков;

- разработана и реализована теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя, включающая ценностно-целевой, субъект - субъектный, содержательный, процессуально -коммуникативный, диагностико -результативный компоненты;

- выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя.

 Теоретическая значимость исследования состоит: в уточнении сущностных характеристик ценностных ориентаций у подростков; в разработке технологии формирования ценностных ориентаций у подростков, которая обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью компонентов: когнитивного (знания о предметах, явлениях, процессах, системе ценностей), эмоционального (эмоционально-ценностное отношение к миру, своим связям, чувствам, осознание личностно значимых, социально востребованных качеств) и поведенческого (стремление к тому или иному типу социального поведения, примеру-идеалу, саморазвитие и самореализация в действиях); в определении критериев и показателей эффективности процесса, а также уровней сформированности ценностных ориентаций у подростков.

Результаты исследования расширяют имеющиеся теоретические представления о необходимости и возможности формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя, могут послужить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для эффективного научно-педагогического обеспечения процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя. Разработанный и опытно-экспериментально апробированный учебно-методический комплекс, включающий программу методического семинара классных руководителей «Формирование ценностных ориентаций у подростков» (Чебоксары, 2006 г.), учебно-методическое пособие «Культурное наследие земли Цивильской» (Чебоксары, 2006 г.), методику оценки сформированности ценностных ориентаций у подростков, дидактические материалы, а также монографию «Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя» (Чебоксары, 2007 г.), может быть успешно использован классными руководителями, заместителями директоров школ по воспитательной работе в целях совершенствования педагогического процесса в школе, преподавателями – в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в подготовке студентов педвузов к выполнению функций классного руководителя.

Достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных положений, системным использованием эмпирических и теоретических методов, адекватных поставленным цели и задачам исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики, комплексным и продолжительным характером опытно-экспериментальной работы, применением в процессе обработки результатов исследования методов математической статистики, качественного и количественного анализа.

В основу диссертации положен личный опыт работы автора в качестве учителя, классного руководителя и руководителя методического объединения классных руководителей МОУ «Цивильская СОШ № 1 им. М. В. Силантьева» Чувашской Республики.

Автор является победителем районного и республиканского конкурсов классных руководителей «Самый классный классный - 2007», лауреатом премии Президента Российской Федерации, установленной Указом «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».В 2008 г. автор стал абсолютным победителем II Всероссийской олимпиады аспирантов по педагогическим наукам «Научное творчество», проходившей в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург). В 2008 г. Указом Президента Чувашской Республики за монографию «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков» диссертанту присуждена Государственная молодежная премия Чувашской Республики в сфере образования, воспитания и молодежной политики.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем внедрения разработанного учебно-методического комплекса в педагогический процесс школ г. Цивильска и Цивильского района Чувашской Республики,школ №№ 10, 39, частного образовательного учреждения «Центр «Интеллект» г. Чебоксары;в ходе обсуждений материалов исследования на семинарах классных руководителей и методологических семинарах аспирантов и докторантов кафедры педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, на заседаниях педагогических советов опытно-экспериментальных школ, выступлений на всероссийских и республиканских научно-практических конференциях и семинарах, посвященных современным проблемам воспитания учащейся молодежи и проводившихся в Белгороде, Москве, Уфе, Казани, Чебоксарах, Нижнем Новгороде, Санкт – Петербурге в период с 2002 по 2008 г. Результаты исследования отражены в 2 учебно-методических пособиях, 1 монографии, 28 статьях, опубликованных в сборниках научных трудов и научно-методических журналах, в том числе в ведущем рецензируемом научном журнале «Образование и саморазвитие» (выпуск № 4, 2007).

Общий объем публикаций составляет 40,0 п. л.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ценностные ориентации представляют собой сложное,относительно устойчивое новообразование в психологической структуре личности подростка, определяющее его сознание, направленность, систему ценностных установок, ценностное отношение к значимым сферам окружающей жизни, выступающее побудителем деятельности и поведения в соответствии с имеющейся в обществе системой ценностей.

2. Формирование ценностных ориентаций у подростков есть целенаправленно организованный процесс их приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.

3. Критериями и показателями сформированности ценностных ориентаций у подростков, позволяющими отслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных ориентаций, являются:

а) когнитивный критерий, отражающий знания об общечеловеческих и национальных ценностях (показатели: глубокие, неполные, поверхностные, отсутствие знаний);

б) эмоциональный критерий, отражающий отношение к общечеловеческим и национальным ценностям (показатели: положительное, нейтральное, индифферентное, негативное отношение);

в) поведенческий, отражающий опыт ценностно-ориентированного поведения, способность подростка производить самооценку, самоконтроль с позиции общечеловеческих и национальных ценностей (показатели: устойчивое, относительно устойчивое, неустойчивое, отрицательное поведение).

4. Эффективность формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя обеспечивается при соблюдении теоретически обоснованных и экспериментально проверенных педагогических условий:

- организации воспитательного процесса на основе научно обоснованной модели формирования ценностных ориентаций, включающей в себя следующие компоненты: целевой, субъект-субъектный, содержательный, процессуально-коммуникативный, результативный;

- обеспечении повышения теоретического и методического уровней готовности классных руководителей к приобщению подростков к общечеловеческим и национальным ценностям путем внедрения авторской программы «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков»;

- оказании комплексного педагогического воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты структуры ценностных ориентаций подростков в процессе реализации авторской программы воспитания «Культурное наследие земли Чувашской»;

- создании высокого нравственного, социально-психологического климата в классе, способствующего через самодеятельность и творчество участников коллективной жизнедеятельности организации действий и поступков, которые закрепляютопыт ответственного отношения к общечеловеческим и национальным ценностям;

- обеспечении интеграции воспитательных сил школы, семьи, общественности, учреждений культуры и производственных коллективов;

- осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе поэтапного формирования у них ценностных ориентаций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (293 наименования), 24 таблиц, 3 схем, 6 диаграмм и 3 приложений.

Во введении обоснованы актуальность, научная и практическая значимость проблемы, выбранной в качестве темы исследования; определены его цель, задачи, объект, предмет; сформулирована гипотеза, освещающая методологические основы и методы исследования; изложены положения, выносимые на защиту; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; приведены сведения об апробации и внедрении результатов опытно-экспериментальной работы.

В первой главе «Теоретические основы формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя» проведен анализ состояния изучаемой проблемы в научной литературе и практике, уточнена сущность понятия «ценностные ориентации», раскрыто содержание процесса формирования ценностных ориентаций у подростков, выявлены типичные недостатки и затруднения классных руководителей в работе по формированию ценностных ориентаций у подростков, обоснована модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций у подростков» раскрываются содержание, методика, ход опытно-экспериментальной работы по реализации гипотезы исследования, осуществляется качественный и количественный анализ ее результатов.

В заключении подведены итоги исследования, подтвердившие его гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В приложении даются программа воспитательной работы «Культурное наследие земли Чувашской», программа методического семинара «Деятельность классного руководителя по формированию ценностных ориентаций у подростков», программа семинара-тренинга для родителей «Педагогическое понимание подростка», диагностические методики.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке еще не сложилась единая концепция, выявляющая особенности ценностных ориентаций в целостной структуре личности. Данная проблема представлена исследованиями следующих ученых: в философии - С.Ф. Анисимова, В.А. Василенко, Г.П. Выжлецова, О.Г. Дробницкого, А.Н. Максимова, В.В. Розанова, В.П. Тугаринова, Б.А. Чагина и др.; в социологии - А.Г. Здравомыслова, Т.Ю. Любимовой, В.Б. Ольшанского, С.И. Попова, В.А. Ядова и др.; в психологии - Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, М.И. Бобневой, Л.И. Божович, А.В. Битуевой, Б.С. Братусь, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др.; в педагогике - В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского, Г.И. Чижаковой и др.

Осмысление категории «ценностная ориентация» осуществлялось нами в процессе анализа научных понятий: отношение, направленность, ценность, потребность, интерес.

Ценностные ориентации личности представляют собой центральное образование, определяющее направленность, отношение к тому или иному явлению действительности как к ценному или неценному с позиции общечеловеческой морали, являющей собой высший уровень регуляции социальным поведением личности. Социально-нравственные взгляды, идеалы и убеждения занимают стержневое место в системе ценностных ориентаций.

В типологии ценностных ориентаций выделяют варианты ценностных систем: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) (М. Рокич); духовные, социальные и материальные (С. С. Бубнова, В. Ю Крылов, И. Я. Яковлев); общечеловеческие и национальные (Г. Н. Волков, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин) и т. д. По мнению исследователей, общечеловеческими ценностями являются: ценности Отечества, его культура и его история; самобытность народа, которая отличает его от других, позволяет быстро осваивать все формы коммуникативности и взаимодействия людей своего круга и языка; ценность человеческой жизни, уважение прав и свобод людей; ценности семьи, брака, любви и родительства, ценности жизни ребенка в глазах старших поколений; ценности природы, бережное отношение к ее богатству; ценности личных человеческих качеств, таких как мужество, смелость, решительность, благородство, рыцарское отношение к женщине.

Ценностные ориентации представляют собой единство компонентов: когнитивного (знания о предметах, явлениях, процессах, мировоззрение, представление о своей жизни), эмоционального (отношение к миру, своим связям, чувствам) и поведенческого (предрасположенность к тому или иному типу социального поведения ).

Система ценностных ориентаций осуществляет следующие функции: мотивационно-побудительную, регулятивную, смыслообразующую, социально-ориентирующую, функции интеграции духовного мира личности, целеполагания, детерминации психических процессов.

Основы формирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются в подростковом возрасте, когда происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, возникает стремление ощутить себя и стать взрослым, возрастает потребность в общении со сверстниками, в самоутверждении и самовыражении (т. е. желание проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными).

Формирование ценностных ориентаций у подростков нами рассматривается как процесс их приобщения к наиболее значимым общечеловеческим ценностям: Земле, Отечеству, Семье, Труду, Знаниям, Культуре, Миру, Человеку (В.А. Караковский). Система этих ориентиров привлекательна для нас тем, что она содержит возможности для обращения к национальным ценностям, поскольку одним из ведущих в ней выступает понятие «Отечество», а ряд других ценностей позволяют осмыслить их с учетом национальных реалий. Национальное неразрывно связано с общечеловеческим.

Формирование ценностных ориентаций личности подростка предполагает процесс становления его ценностного сознания, основными категориями которого являются нравственный идеал, глубокие убеждения, основы мировоззрения, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка; идейно-эмоционального отношения к явлениям действительности; способности к саморегуляции, самоопределению, самоутверждению и рефлексии.

Структура процесса формирования ценностных ориентаций представлена тремя направлениями, происходящими в единстве: развитие познавательной, оценочной и деятельностной направленности личности.

Полный цикл формирования ценностных ориентаций включает в себя следующие этапы: предъявление ценностей воспитаннику; осознание ценностных ориентаций личностью, принятие ценностных ориентаций, реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностных ориентаций в направленности личности и перевод их в статус качества личности, т. е. в своего рода потенциальное состояние; актуализация потенциальных ценностных ориентаций, заключающихся в качествах личности учителя.

Специфические особенности процесса формирования ценностных ориентаций личности: двусторонность, длительность и непрерывность, концентризм, обеспечение единства педагогических влияний на личность школьника, осуществление воспитательных воздействий как бы исподволь, без назиданий и нравоучений.

Ценностные ориентации формируются и развиваются в процессе социализации под влиянием различных факторов: общественных отношений, родного языка, культуры, образования, социального окружения и т. п. Ведущую роль в формировании ценностных ориентаций у подростков в общеобразовательной школе играет классный руководитель.

Изучение деятельности 134 классных руководителей общеобразовательных школ показало, что многие из них испытывают трудности в формировании ценностных ориентаций у учащихся: не обладают достаточными теоретическими и методическими знаниями, аналитическими, прогностическими, проектировочными, организационными, информационными, коммуникативными, перцептивными, диагностическими, рефлексивными, прикладными умениями. Из числа обследованных классных руководителей 39% имеют репродуктивный, 44% - технологический и лишь 17% - творческий уровни готовности к формированию ценностных ориентаций у подростков.

Полученные данные реально отражают состояние исследуемой нами проблемы и подтверждают наличие противоречия между возрастающими требованиями общества к формированию ценностных ориентаций у подростков и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения в деятельности классных руководителей.

В связи с этим, согласно гипотезе исследования, нами была разработана и реализована теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя (схема 1).

Модель включает в себя следующие компоненты: целевой (цель, задачи, закономерности, принципы), субъект -субъектный (классный руководитель, учащиеся, родители, педагогический коллектив школы, общественность), содержательный (направления деятельности классного руководителя, этапы (алгоритм) работы классного руководителя), процессуально -коммуникативный (формы, методы, средства), диагностико -результативный (критерии, показатели, уровни, результат).

Центральным системообразующим компонентом модели является авторская программа воспитательной работы «Культурное наследие земли Чувашской». Ее цель: формирование ценностных ориентаций у подростков на основе воспитывающего потенциала историко-культурного наследия родного края. Программа охватывает различные сферы деятельности, представленные в виде взаимосвязанных блоков (схема 2).

Схема 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...