Профилактика нарушений репродуктивного здоровья школьниц
В отличие от традиционных для образовательных учреждений профилактических технологий, направленных на предупреждение у школьников нарушений зрения, осанки, нервно-психического здоровья и других «школьных болезней», предложение данной программы продиктовано преимущественно неблагоприятной социально-демографической ситуацией в обществе, которая может быть охарактеризована следующим образом. Вот уже почти 10 лет в стране отсутствует естественный прирост населения, что обусловлено существенным снижением рождаемости, увеличением числа умерших, в том числе в младенческом возрасте. Демографический кризис усугубляется ростом акушерско-гинекологических заболеваний среди беременных и рожениц, а также высокой распространенностью хронических заболеваний среди современных школьниц (до 75%), что угрожает репродуктивным возможностям подрастающего поколения женщин. Медико-социологические исследования свидетельствуют об омоложении возраста начала половой жизни и о недостаточной физиологической и гигиенической грамотности молодежи в этой области. Так, по данным выполненного НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в 1997—1998 гг. опроса около 5000 городских школьниц и учениц профессионально-технических училищ (ПТУ) 15-17 лет установлено, что 90% из опрошенных ни разу не обращались к гинекологу, несмотря на то что 35% учащихся ПТУ и 25% школьниц считали возможным для себя вступление в половую жизнь ранее 16 лет. Скрининговые обследования состояния менструальной функции у школьниц современных образовательных учреждений выявляют наличие у трети из них несформированности менструального цикла при «стаже» менструаций в 3 и более лет. В новых видах образовательных учреждений (гимназии, лицеи, профильные школы) выявлена еще большая распространенность указанного расстройства.
Известно, что гинекологическая служба в стране ориентирована преимущественно на взрослых женщин, причем активно обращающихся за необходимой гинекологической помощью. Девочки-подростки не обладают такой активностью как в силу возрастных психологических особенностей (стыдливость, страх разоблачения потери девственности и др.), так и потому, что их недостаточная физиологическая грамотность затрудняет объективную оценку тех изменений в организме, которые происходят в период полового созревания и имеют прогностическое значение для формирования репродуктивных возможностей. В частности, установлена неспособность большинства старших школьниц правильно оценивать состояние своей менструальной функции, первоосновы их репродуктивного здоровья. Наиболее распространенными ошибками при этом были неправильный расчет продолжительности менструального цикла (от конца предыдущей до начала следующей менструации, вместо того чтобы рассчитывать от начала предыдущей до начала следующей менструации), признание нормальными коротких (менее 3-х дней) месячных, скептическое отношение к ведению календаря менструаций и др. Согласно новейшим данным, нарушения менструальной функции у девочек-подростков служат визитной карточкой наличия у них комплекса соматических расстройств и заболеваний. Для девушек с нарушениями менструальной функции типичны сочетаемость сразу нескольких болезней, нередко скрытое течение анемии, диатеза, легочных заболеваний, нарушений функции печени, почек и др. Из этого следует, что состояние менструальной функции у школьниц является индикатором их общего нездоровья. Это требует своевременного выявления, комплексного обследования и последующего лечения таких девушек у специалистов разного профиля. Итак, в период выраженного демографического спада, переживаемого Россией, здоровье девочек приобретает особую ценность как демографический потенциал общества. И не только поэтому. Для большинства женщин материнство — это смысл их биологического предназначения, основа психологического комфорта и самоутверждения в семье и обществе.
Поскольку нарушения полового развития и менструальной функции формируются в пубертатном возрасте на этапе школьного обучения, то охрана репродуктивного здоровья школьниц приобретает актуальное значение среди профилактических задач современной школы (см. Приложение). Решение этой задачи особенно существенно для школ с углубленным содержанием образования, поскольку научными исследованиями установлена зависимость состояния менструальной функции у школьниц от объема учебно-воспитательных воздействий на их организм в процессе школьного обучения. Предлагаемая программа разработана НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков на основе наблюдений, с одной стороны, за формированием менструальной функции у современных школьниц, с другой — за протеканием беременности, родов, состоянием новорожденных у первородящих женщин (результаты анализа медицинской документации родильных домов). Объединяющим эти исследования фактором служило проведение анкетного опроса школьниц и рожениц по единой программе, характеризующей особенности школьного периода жизни у тех и других. Это позволило установить факторы риска для формирования и последующей реализации репродуктивной функции у девушек-женщин. Содержание разработанной профилактической программы предусматривает два варианта ее практического использования в школах. Первый вариант программы включает одномоментное (с 1 по 4 пункты) и последовательное проведение следующих мероприятий. 1. Беседа со школьницами IX—XI классов об особенностях формирования менструальной функции, факторах риска ее своевременному становлению, о значении менструальной функции для детородных возможностей женщины и т. д. (Полное содержание беседы изложено ниже). 2. Скрининговое тестирование состояния менструальной функции у присутствующих на беседе школьниц с помощью специальной анкеты-опросника (прилагается).
3. Экспресс-анализ проведенного тестирования и выделение школьниц «группы риска» по состоянию оцениваемой функции. 4. Рекомендации школьницам «группы риска» обратиться за уточнением диагноза к специалистам (гинекологу, эндокринологу и др.) 5. Контроль за дальнейшими действиями школьниц «группы риска» (информированы ли родители об этом, обращалась ли за консультацией к специалистам, было ли назначено лечение, выполняет ли его девушка, каков результат после курса лечения?). Проводя беседу со школьницами, валеолог должен исходить из того, что аудиторию его слушателей составляют девушки 15—17 лет, у которых менструальный цикл должен быть полностью сформированным. В популяции современных девочек первая менструация у подавляющего большинства приходит на 13 году жизни (т. е. в 12 лет с месяцами). После появления первой менструации год отводят на установление нормального биологического цикла данной функции. Следовательно, если первая менструация пришла в 13 лет и год отведен на установление номального биологического цикла, то к 15 годам менструальный цикл у девушки должен быть сформированным. Исходя из этого, основное содержание беседы должно включать вопросы контроля за состоянием менструальной функции как первоосновы репродуктивных возможностей каждой девушки. В понятие сформированности меноцикла входит регулярная повторяемость менструаций через определенный промежуток времени, причем индивидуальный для разных девушек, например, через 21-24—28—30 дней. Любой из этих сроков нормален, важно только, чтобы он был постоянным. Из-за такого ежемесячного повторения менструации в бытовом общении называют «месячными». Важный вопрос, как измеряют продолжительность менструального цикла? Его измеряют сроком от начала одной менструации до начала следующей. Девушки должны следить за сроком своих «месячных». Сначала для того, чтобы установить, когда сформировался биологический цикл менструаций, а потом в целях контроля за своим гинекологическим здоровьем. Известно, что большинство женских заболеваний начинается с нарушения менструального цикла, а девушки «менструального» возраста должны знать наверняка, что менструации прекращаются, когда наступает беременность. Валеолог обращается с вопросом к аудитории: «Кто из вас знает, каким простым способом можно точно отслеживать состояние своего менструального цикла?» Хорошо зарекомендовало себя ведение календаря менструаций, где красным цветом заштриховывают день начала «месячных», а синим или черным — день, когда они закончились. При ведении такого календаря девушка получает информацию сразу о нескольких главных характеристиках своей менструальной функции: о периоде цикла (от начала одной до начала следующей менструации), о регулярности его повторения (из месяца в месяц), о длительности течения каждой менструации.
А теперь стоит поговорим о «факторах риска» формирования менструальной функции. 'Изучение причин несформированности менструального цикла у школьниц со «стажем» менструаций в три и более лет выявило ведущую роль в этом большой суммарной, как говорят врачи, — социально-биологической нагрузки на девичий организм. Компонентами такой нагрузки служило наличие 1) хронического заболевания; 2) большого объема учебно-воспитательных воздействий на организм девочек (например, параллельное обучение в двух школах: языковой гимназии и музыкальной школе); 3) недостаточное образование половых гормонов в период полового созревания. Индивидуальный анализ показал, что большинство девушек оцениваемой группы имело в анамнезе комплекс указанных неблагоприятных факторов. Если изложенные данные представить в виде диаграммы (рис. 1), то она показывает, что только 25% девушек с несформировавшимся менструальным циклом имели один из перечисленных неблагоприятный фактор, а у 75% отмечалось сочетание в анамнезе двух и трех неблагоприятных факторов.
Рис. 1. Суммарная социально-биологическая нагрузка девочек с нарушениями овулярно-менструальной функции (по частоте встречаемости различных факторов, %).
Рис. 2. Распространенность жалоб на состояние менструальной функции в зависимости от отягощенности образа жизни девушек вредными привычками (данные Е. И. Шубочкиной). 1 — задержка становления менструальной функции (более 1, 5 лет); 2 — нерегулярный менструальный цикл; 3 — обильные менструации; 4 — менструации с болевым синдроном'.
Так, у 46% чаще всего сочеталось наличие хронического заболевания с большим объемом учебно-воспитательной нагрузки, а у 29% отмечено сочетание всех трех перечисленных факторов (хронического заболевания, большой учебно-воспитательной нагрузки и гормональной недостаточности).
О чем это говорит? О том, что на этапе полового созревания детей большие социальные нагрузки угнетают биологические процессы организма, к которым относят и формирование менструального цикла у девочек. Поэтому в интересах охраны репродуктивного здоровья школьниц их социальные (учебные и воспитательные) нагрузки в период полового созревания должны быть снижены. Следующий рисунок (рис. 2) иллюстрирует влияние на состояние менструальной функции вредных привычек: курения (штрихованные столбцы), употребления алкоголя вместе с курением (черные столбцы). Контролем для сравнения служили девушки, не имевшие вредных привычек (белые столбцы). Столбиками обозначена распространенность жалоб на нарушения менструальной функции у сравниваемых групп девушек. Как показывает рисунок, по мере увеличения отягощенности стиля жизни девушек вредными привычками у них нарастает число жалоб на различные нарушения менструальной функции, причем особенно увеличивается рас пространенность жалоб на нерегулярные (2) и обильные (3) менструации (почти в два раза по сравнению с числом таких жалоб среди не имеющих вредных привычек). Отсюда следует вывод: стоит ли сохранять и тем более злоупотреблять вредными привычками, подвергая риску свои надежды стать матерью, иметь счастливую семью? О том, как связано состояние менструальной функции с течением родов у женщин, показывает рис. 3. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, ученые разделили первородящих женщин на две группы в зависимости от характера течения у них родов (физиологического или аномального). После этого с помощью электронно-вычислительной техники для каждой группы был проведен математический анализ связей между комплексом показателей акушерско-гинекологического и школьного анамнеза. Проделанную работу медики называют определением структуры функциональной системы организма, которая формируется у человека для достижения конечного результата любой целенаправленной деятельности. Роды как раз и рассматривались в качестве конечного результата деятельности репродуктивной системы женщины. Для построения указанной функциональной системы из математического анализа выбирались только статистически значимые связи между показателями. Как показывает верхняя часть рис. 3, непосредственными условиями для физиологических родов у первородящих женщин являются наличие здоровья в школьные годы (его критерием в анкетах служила информация об отсутствии у женщины в школьные годы хронического заболевания, частых острых и детских инфекций), а также сформированность меноцикла к моменту беременности. Самостоятельная и наиболее тесная связь у женщин этой группы отмечалась между возрастом начала «месячных» и характером течения менструального возраста (срок от первой менструации до установления ее регулярного цикла). Оба указанных показателя в этом случае соответствовали физиологическим нормам. Патологическое течение родов было непосредственно связано только с характером течения беременности, которая у наблюдаемых женщин в 78% случаев была с признаками патологии. Основной и самостоятельный блок при аномальных родах составляли значимые связи между показателями менструальной функции как в школьные годы (возраст прихода «месячных», течение менструального возраста, срок установления меноцикла), так и к моменту наступления беременности. Все показатели, характерезующие со стояние менструальной функции, в этом случае отклонялись от физиологической нормы.
Рис. 13. Схема достоверных сопряженных связей между оцениваемыми показателями у первородящих женщин с физиологическим и аномальным течением родов (данные Н. Н. Куинджи).
В цепочку указанных связей оказалась включенной значимая связь с большим объемом учебно-воспитательной нагрузки женщин в школьные годы. Иными словами, детородный прогноз женщины закладывается в школьные годы и его будут определять состояние здоровья, менструальной функции, объем учебно-воспитательной нагрузки девочки в школьные годы. Изложенная информация служит основанием заключить: состояние менструальной функции является первоосновой репродуктивного здоровья женщины. Это требует постоянного самоконтроля и периодического медицинского наблюдения за ее состоянием. И в качестве первого шага в этом направлении валеолог предлагает присутствующим на беседе школьницам оценить состояние своей менструальной функции, воспользовавшись для этого специальным анкетным тестом, разработанным НИИ материнства и детства г. Иванове (табл. 1). Анкета-тест построена на тщательном сборе данных гинекологического анамнеза девушек и является скрининг-тестом, который применяют для выявления лиц, подозреваемых в наличии у них той или иной патологии. Проведение скрининг-тестов не требует обязательной медицинской квалификации, поэтому и рекомендуется проводить его валеологам. В конце теста дается эталон нормы и отклонений от нее, что позволяет девушке самой оценить состояние своей менструальной функции и вовремя отреагировать на наличие нарушений.
Таблица 1 Анкетный тест на оценку состояния менструальной функции у школьниц Милая девушка! У тебя и твоих подруг менструация начинается в разном "возрасте: у одних в 10 лет, у других в 13 и даже в 16 лет, потому что у каждой девушки созревание происходит по своим биологическим часам. Вместе с тем к моменту окончания школы менструальный цикл у девушек должен быть сформирован, так как от этого во многом зависит возможность стать матерью. Вопросы нашей анкеты помогут тебе оценить состояние менструальной функции и при выявлении нарушений этой функции своевременно обратиться по поводу их коррекции к специалистам. Характеристика менструальной функции девочек (в баллах) 1. Становление менструаций баллы Установились регулярные менструации в течение года от первой менструации 01 Не установились регулярные менструации в течение года от первой менструации 02 2. Длительность кровяных выделений (менструации) в днях 3-5 01 1-2 02 6 и более 03 3. Количество теряемой крови. Умеренные выделения (когда первые 1-2 дня выделения умеренные, а последующие 2—3 дня они становятся более обильными) 01 Обильные выделения (теряю много крови, менструация сопровождается выраженной слабостью, головокружениями, обморочными состояниями, бледностью кожных покровов) 02 Скудные выделения (мажущиеся кровянистые выделения) 03 4. Продолжительность менструального цикла 21-35 дней 01 менее 21 или более 35 дней 02 5. Болезненность менструаций Безболезненные 01 Умеренно болезненные 02 Болезненные 03 Болезненность резко выражена, с обмороками 04 6. Регулярность менструаций Регулярные (повторяются через одинаковый интервал с отклонениями в 2—3 дня) 01 Нерегулярные 02
Оцените в баллах результаты анкетирования Оценка ответа на каждый вопрос анкеты в 02 и более баллов служит основанием для обращения за консультацией к гинекологу или эндокринологу. 7. Год и месяц прихода у вас первой менструации. Опыт применения указанного теста позволяет говорить о его большей эффективности при анонимном проведении. В то же время для девушек с нарушениями менструальной функции тестирование не должно быть анонимным, так как необходимо впоследствии проконтролировать коррекцию выявленных нарушений. Поэтому, начиная тестирование как анонимное, валеолог должен предупредить школьниц, что анонимность анкетирования не будет распространяться на девушек с неблагоприятными результатами теста в целях дальнейшего наблюдения за их действиями по поводу уточнения диагноза и коррекции обнаруженных нарушений. И последнее. Проведение беседы со школьницами изложенного содержания хорошо вписывается в систему полового воспитания школьников. В то же время, составляя всего лишь часть медицинских аспектов этого воспитания, данная беседа далеко не исчерпывает всех вопросов этой сложной междисциплинарной проблемы. Второй вариант программы разработан для внедрения в учебный процесс женских образовательных учреждений (школ, гимназий, классов для девочек). Наш опыт работы в таких учреждениях показывает, что родители, как правило, определяют в женские школы девочек, уже имеющих хронические заболевания. Наличие же хронического заболевания относят к главным факторам риска для репродуктивных возможностей женщины. По данным проведенного нами сравнительного анализа, обучение в девичьих классах обеспечивает больший эмоциональный комфорт школьницам, чем обучение в смешанных классах. По нашему мнению, раздельное обучение наиболее отвечает образовательным потребностям каждой личности, поскольку гармоничная личность формируется исключительно на основе психолого-половых различий человека. Если исходить из новой концепции образования, ориентированной на удовлетворение образовательных потребностей каждой личности, то в целях реализации этой концепции представляется разумным создавать на отдельных этапах школьного обучения женские и мужские классы, где наряду с применением гендерных педагогических технологий должны создаваться, по нашему мнению, оптимальные условия для формирования репродуктивного здоровья школьников. К таким условиям относим внедрение в работу школы принципов неспецифической профилактики нарушений репродуктивного здоровья школьниц. Термин «неспецифическая» означает, что в данном случае ожидаемый профилактический эффект достигается преимущественно за счет воздействий на стиль жизни субъекта — главного для валеолога средства управления здоровьем человека. Каковы же эти принципы? 1. Учебно-воспитательные нагрузки школьниц должны соответствовать состоянию их здоровья, это может быть достигнуто как выбором адекватного здоровью образовательного учреждения, так и регламентом нагрузок дополнительного образования. Иными словами, для школьниц с хроническими заболеваниями предпочтительно обучение в обычной массовой школе, недопустимо параллельное обучение в нескольких школах, не рекомендуется обучение в школах с углубленным содержанием образования. В стиле жизни таких девочек следует отдавать предпочтение двигательно активному досугу (посещение бассейна, туризм, лыжные прогулки и т. п.). Для них особое значение приобретает соблюдение режима дня (удовлетворение возрастных потребностей в сне, пребывании на воздухе, питании). Выявленная у таких девочек тесная связь между наличием хронического заболевания и отклонениями в становлении «месячных» требует, с одной стороны, периодической санации очагов хронической инфекции (медикаментозными, физио-, фитотерапевтическими, хирургическими и другими методами), с другой — особого внимания к состоянию менструальной функции на разных этапах ее становления. Что может сделать школа для осуществления этого принципа? Прежде всего валеолог исходит из того, что при выборе женской школы (класса) для своей не совсем здоровой дочери родители наверняка надеялись на более щадящее к ней отношение, чем в обычной школе. А такое отношение должно основываться не только на индивидуальном подходе к каждой девочке, но и на использовании в учебной деятельности их познавательных преимуществ перед мальчиками. Так, на этапе начального обучения удалось установить наличие у девочек большего объема смысловой памяти, внимания, усердия при большей при этом подверженности утомлению, чем у мальчиков. Вполне возможно предположить, что грамотное использование гендерных особенностей умственной деятельности младших школьниц позволит ускорить им усвоение программы начальной школы. За счет этого девочки раньше смогут включиться в обучение по программам V класса, чтобы уменьшить объем учебной нагрузки на этапе средней ступени школы. Основанием для этого служат научные данные о значительном ухудшении умственной работоспособности девочек на этапе их полового созревания, а также о существенном увеличении у них в этот период неблагоприятных реакций на учебную нагрузку. Приведенные научные данные послужили основанием для соблюдения в школе следующего принципа профилактики нарушений репродуктивного здоровья школьниц'. 2. Объем учебной нагрузки школьниц в период их полового созревания (V-VII классы) не должен превышать требований стандарта обучения. Этот принцип следует считать универсальным для школ любого вида. Деятельность валеолога по осуществлению в школе указанных принципов должна включать просветительскую работу с учителями об отрицательном влиянии полового созревания на умственную работоспособность девочек, с родителями — об объеме дополнительного образования и оптимальном содержании досуга школьниц с хроническими заболеваниями, а также работу в помощь школьной медсестре — о формировании из девочек-хроников группы наблюдения за динамикой их общего и гинекологического здоровья. Последнее предусматривает проведение со школьницами IX—XI классов первого варианта данной профилактической программы. Прежде чем перейти к третьему принципу профилактической программы, предлагаем обратиться к табл. 11, которая демонстрирует зависимость характера протекания детородного процесса у первородящих женщин от наличия у них разных объемов спортивной нагрузки в школьные годы. Таблица показывает благоприятный прогноз на течение беременности, родов, состояние новорожденных при наличии у женщин в школьные годы умеренных спортивных нагрузок по сравнению с их большим объемом или полным отсутствием. Последнюю группу составляли преимущественно женщины, для которых единственной спортивной нагрузкой служили школьные уроки физкультуры. Умеренные спортивные нагрузки на примере женщин, занимавшихся в школьные годы в различных спортивных секциях (2 раза в неделю по 1, 5 ч), обусловливали наиболее низкие показатели патологии беременности и родов, не приводили к осложнениям в состоянии новорожденных. Исходя из приведенных данных, следующий принцип профилактической программы касается требований к физическому воспитанию девочек. 3. Содержание физического воспитания школьниц должно строиться с учетом предстоящей им детородной функции. Оно должно проводиться наиболее активно в возрастные периоды 7—9 лет и старше 14 лет, т. е. дойна этапе завершения полового созревания. Воплощению этого принципа будет способствовать ежедневное проведение для девочек начальной школы уроков физкультуры или приравниваемых к ним занятий (танцы, хореография, ритмика и др.). Для девочек среднего и старшего возраста в школе должна быть организована работа спортивных секций, с тем чтобы каждая школьница могла посещать одну из них. Содержание программы физического воспитания школьниц и секционных занятий должно предусматривать развитие и тренировку мышц, обеспечивающих родовой акт (малого таза, брюшного пресса, промежности и др.)
Таблица 2 Характеристика осложнений течения беременности и родов у женщин, имевших в школьные годы различные объемы спортивной нагрузки (усл. ед.) (данные Н. Н. Куинджи) Примечание. В рамку заключены показатели, превышающие контрольные в 1, 5 раза и более.
Понятно, что недостаточное финансирование современных образовательных учреждений делает настоящие рекомендации относительно усиления физического воспитания школьниц весьма условными. Но образовательные учреждения, особенно женские, должны стремиться к осуществлению изложенных рекомендаций, потому что физическая подготовленность современных школьниц ниже ее возрастных нормативов. И главной причиной этого служит тот факт, что две трети современных школьниц получают физическое воспитание только в объеме двух уроков физкультуры в школе, которые, как следует из табл. 2, по содержанию и объему не готовят школьниц к предстоящей им детородной функции. 4. Воспитание девочек в школе и дома должно включать элементы полового воспитания. Исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков установлено, что единые требования школы к детям разного пола деформируют психологические свойства личности мальчиков и девочек, что отражается у девочек на состоянии нервно-психического здоровья. Изучение психофизиологических особенностей школьников разного пола в процессе их социально-психологической адаптации к требованиям школы и общества показало, что при поступлении в школу мальчики и девочки различались по одиннадцати психолого-половым признакам характера. К IX же классу они сохраняли отличия только по двум из одиннадцати признаков. У мальчиков в процессе школьного обучения сглаживались такие социально значимые и ценные мужские качества, как потребность в лидерстве, склонность к риску, но интенсивно нарастал показатель зависимости мышления от группового мнения. У девочек выделены два пункта психологической адаптации к требованиям школы и общества. Один путь осуществлялся через потерю женских свойств личности и усиление мужского (маскулинного) психологического профиля. У таких школьниц уже к 12 годам отмечали большую, чем у мальчиков, склонность к риску, меньшую групповую зависимость. К 15 годам девушки этой группы имели почти одинаковый с юношами показатель маскулинности и более выраженные проявления индивидуализма. Неблагоприятные социальные последствия такого пути адаптации школьниц общество уже пожинает в настоящее время в виде роста разводов по инициативе женщин, сокращения рождаемости, бескомпромиссного поведения женщин в семье и профессиональной деятельности, увеличения частоты участия женщин в различных правонарушениях, даже по отношению к собственным детям и т.п. При другом пути социально-психологической адаптации школьницы сохраняли женские психологические черты характера. Но адаптация по этому пути протекала на фоне заниженной самооценки девочек собственных достоинств, недостаточного самоуважения, острого переживания их непонимания окружающими, т. е. определенного комплекса неполноценности из-за принадлежности к женскому полу. В итоге такой путь социализации приводил к частым срывам адаптации и к потерям нервно-психического Здоровья школьниц (к большей выраженности у них астенических реакций, присоединению к таким реакциям невротических проявлений в форме расстройств эмоциональной сферы). Большая уязвимость нервно-психического здоровья у школьниц при феминном пути их социально-психологической адаптации обязывает всячески поддерживать сохранение у девочек природой предназначенных женских личностных свойств характера. Для этого психологи предлагают больше внимания уделять воспитанию у них самоуважения, базирующегося на достоинствах принадлежности к женскому полу. Положительная самооценка рассматривается психологами как важнейшее условие психологической устойчивости и эмоционального благополучия, т. е. качеств, которые страдают в первую очередь у девушек, сохраняющих женский психологический профиль. Иными словами, вопросы социально-психологической адаптации девочек к школе требуют квалифицированного участия школьного психолога и большой работы валеолога. Помимо психологического аспекта непременными компонентами полового воспитания школьников считаем медицинский и нравственно-этический его аспекты. Красной нитью полового воспитания девочек должно служить положение о том, что счастье любой женщины неотделимо от ее роли в семье, а эта роль определяется характером ее полового поведения. 5. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация девочек должны исходить из их психологических особенностей и профессиональных интересов. Согласно данным литературы, девочки школьного возраста характеризуются большей выраженностью, чем у мальчиков, таких психологических свойств личности, как экстравертированность (открытость), чувствительность, Ответственность, общительность. Эти психологические особенности в интегрированном виде отражались в превалировании профессиональных интересов девочек к специальностям гуманитарной направленности, связанным с человеком, художественным образом, живой природой. Сформулированные принципы рациональной организации учебной и внеучебной деятельности девочек школьного возраста не являются новыми для гигиены детей и подростков. Но среди общих задач по охране здоровья подрастающего поколения и индивидуального здоровья девочек эти принципы приобретают актуальность и новизну своей конкретной направленностью на раннюю профилактику нарушений репродуктивного здоровья у современных школьниц — будущих матерей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|