Потребности в сервисной деятельности и их характеристика
Жизнь человека складывается из бесконечно разнообразных действий, видов деятельности, возникновение которых обусловлено потребностями. Различают общественные и индивидуальные потребности. Индивидуальные потребности свойственны одному человеку, отличаются неповторимостью и субъективностью. Одна часть этих потребностей удовлетворяется человеком самостоятельно путем самообслуживания, а другая требует особых условий и умений. Такие индивидуальные потребности, объединенные в совокупности, можно назвать общественными потребностями. Общественные потребности удовлетворяются сервисной деятельностью организаций. Сервисные предприятия удовлетворяют потребности населения с учетом индивидуальных запросов личности посредством предоставления услуг, где услуга выступает как единство процесса и результата трудовой деятельности по удовлетворению потребностей. Круг потребностей определяется функциональными особенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности: - освобождение человека от домашних дел; - увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития; - формирование разумных потребностей людей путем воспитания культуры поведения, пропаганды эстетических ценностей, нового и значимого в области моды, бытового дизайна и т. п; В настоящее время потребности в развитии услуг выходят за рамки сугубо экономических потребностей, процесс гуманизации экономического роста сопровождается ростом числа услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его культурных и социальных запросов.
Современные услуги совершенствуются на основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникаций. Возник и стремительно утвердился на рынке ассортимент новых услуг, совершенствуются традиционные виды услуг, повышаются показатели качества обслуживания. Снимая технологические барьеры в передаче многих услуг на расстоянии, новые технологии открывают для них мировой рынок. Внутренними задачами развития сервисных предприятий являются повышение качества услуг, повышение производительности и эффективности труда и дифференцирование деятельности. Цель сервисной деятельности — удовлетворение потребностей населения в услугах. Услуга является целенаправленной деятельностью исполнителя услуги, обеспечивающей удовлетворение конкретной потребности индивидуального заказчика. Потребности, удовлетворяемые услугами, подразделяются по функциональному назначению на четыре группы: 1) потребности в изготовлении новых изделий; 2) потребности в восстановлении, ремонте, техническом обслуживании изделий; 3) санитарно-гигиенические потребности; 4) социально-культурные потребности. Потребности в продовольственных и непродовольственных товарах, медикаментах, как и потребности в ремонте и обслуживании технически сложных непродовольственных товаров, одежды и обуви носят материальный характер. Эти потребности связаны с повседневными нуждами людей и в большинстве случаев предполагают наличие вещественных товаров, которые обеспечивают комфортные условия жизни людей. Удовлетворение этих потребностей позволяет поддерживать ресурсы жизнеобеспечения и безопасности людей. Санитарно-гигиенические потребности обусловлены физиологическими особенностями жизнедеятельности организма человека. Реализация этих потребностей обусловливает поддержание нормального здорового физиологического и психологического состояния человека. На удовлетворение таких потребностей направлены медицинские, косметические, парикмахерские услуги.
Развитие социальных и духовно-культурных качеств человека порождает социально-культурные потребности, которые обусловлены стремлением людей быть субъектами социальных отношений, желанием познавать окружающий мир, развивать свою духовную сущность, отдыхать, развлекаться и т. д. На протяжении жизни человека эти потребности могут развиваться, становиться насущными или, наоборот, деградировать, угасать. Эти потребности связаны с социальным статусом личности, уровнем развития и образования человека. Социальные потребности могут возникать под влиянием социальной информации, моды и рекламы, желания подражать поведению людей предпочтительной социальной группы. В зависимости от субъекта, предъявляющего потребность, выделяют потребности индивидуума и коллективные. Потребности индивидуума бывают личные и общесемейные. К личным потребностям относятся санитарно-гигиенические потребности, потребности в образовательных услугах, информационно-консультативных услугах и др. Общесемейные потребности включают потребности в услугах по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, транспортных средств, мебели, домов и квартир, уборке жилья, услугах банков, услугах охраны и др. Различаются потребности местного и временно проживающего населения. Такое подразделение потребностей актуально для регионов с повышенным притоком временного населения — зон отдыха и туризма, крупных центров с развитой сетью объектов социально-культурного обслуживания, зон с выраженной маятниковой миграцией населения. Существует следующая классификация потребностей: По источникам (каналам) удовлетворения: 1) потребности, удовлетворяемые в системе сервисного обслуживания; 2) потребности, удовлетворяемые индивидуальными предпринимателями; 3) потребности, удовлетворяемые путем самообслуживания. По частоте возникновения: 1) непрерывно продолжающиеся (постоянные); 2) периодические (появляющиеся через определенные промежутки времени);
3) эпизодические (носящие редкий, разовый характер). По сезонности возникновения: 1) потребности с сильно выраженной сезонностью; 2) с высокой сезонностью; 3) с умеренной сезонностью; 4) с незначительной сезонностью. Возникновение потребностей и спрос на услуги подвержены сезонным колебаниям. Сильно выраженную сезонность имеют потребности в туристических и экскурсионных услугах, санаторно-оздоровительных услугах, сельскохозяйственных услугах. Умеренной сезонностью обладают потребности в услугах фотографии, химчистки, ремонте и техническом обслуживании бытовой техники, ремонте и пошиве одежды. Сезонный характер потребностей в услугах обусловлен природно-климатическими факторами. Появление потребностей зависит социально-экономических, демографических факторов, условий жизни (этнические традиции, социальное положение, профессия, место жительства, наличие свободного времени, принадлежность к контркультурам, увлечения). Сервисная деятельность способна удовлетворить широчайший спектр потребностей людей от физиологических до социально-культурных. Она выполняет крайне важные социальные функции. Предоставление платных и бесплатных услуг является механизмом распределения материальных и духовных благ общества. Основное назначение сервисной деятельности состоит в удовлетворении общественных потребностей, что способствует повышению уровня качества и безопасности жизни населения. Удовлетворяя индивидуальные потребности, сервисная деятельность организует труд, быт и отдых человека, укрепляет его общественные и семейно-дружеские связи, помогает развивать и реализовать заложенные в человеке способности и творческий потенциал. В XXI в. спектр потребностей, удовлетворяемых сервисной деятельностью, расширился как в области материальных, так и духовных потребностей. Это обусловлено развитием научных знаний и повышением уровня технологического развития предприятий, а также повышением уровня культуры цивилизации. Вопросы для самоконтроля 1) Что такое деятельность, какие виды деятельности называют бытовыми? 2) Какие потребности населения удовлетворяет сфера услуг? 3) Какова цель сервисной деятельности? 4) По каким признакам классифицируются потребности, удовлетворяемые услугами? 5) На какие группы подразделяются потребности в услугах по функциональному назначению, сезонности и частоте возникновения? 6) От чего зависит настоятельность потребностей?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|