Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сценарий фильма о Донбассе завернули

Кинорежиссер, первый зампред Комитета Госдумы по культуре Владимир Бортко: На Украине еще будут ловить бандеровцев

Автор – Александр Гришин

Знаменитый режиссер в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) рассказал, почему государство финансирует культуру, которая направлена против России

Владимир Бортко – фигура в какой-то степени культовая, причем, для нескольких поколений. Режиссер, снявший «Собачье сердце», «Единожды солгав», «Тараса Бульбу», сериалы «Мастер и Маргарита», «Бандитский Петербург», «Идиот». Народный артист РФ. Народный артист Украины. Лауреат многочисленных отечественных и зарубежных кинофестивалей. Обладатель премий ТЭФИ и «Золотой орел». А еще депутат Госдумы, в которой занимает пост первого зампреда Комитета Госдумы по культуре. По той самой культуре, о деятельности мастеров которой мы все реже узнаем из афиш, а все больше – из криминальной хронике и новостей о поведении неадекватных личностей.

О том, что, на его взгляд, происходит, и не только в этой сфере в нашей стране, мэтр рассказал на радио «КП».

Мы – один народ

– Владимир Владимирович, парадокс, вы с одной стороны – невъездной на Украину, в базе данных «врагов Незалежной» «Миротворец». А с другой – вы народный артист Украины.

– Да, я невъездной. Один из первых. Но звания народного артиста не лишили. Я читал даже по этому поводу – для того, чтобы лишить этого звания, надо, чтобы народ лишил. Но народ-то не лишал… Так что я остаюсь невъездным на Украину народным артистом Украины.

– Вы ведь не чужой для этой республики? Свой первый фильм сняли на киностудии Довженко.

– Это мягко говоря. Я родился в Москве, отец мой, что называется, русофил, а мать – украинка, по фамилии Захаренко. Они разошлись, и меня в один годик увезли на Украину, как я ни плакал и ни рыдал, и после этого я 28 лет прожил на Украине. Я там ходил в школу, в армии служил, женился. Практически вся молодость там. И снял первый фильм. Потом я понял, что у меня идеологические расхождения с украинцами по поводу, кстати сказать, советской власти. Они всегда были, вы знаете, очень верноподданные. Они были бОльшими коммунистами, чем те, кто сидел в Кремле. Причем, воспринимали это очень ортодоксально. Только так – ни шагу в сторону. Ну, то же самое, что сейчас, только со знаком наоборот.

– Сейчас они бОльшие антикоммунисты, чем…

– Чем, к слову, те же американцы. Куда там этому Маккейну – пусть он у них поучится. Я поехал в Питер, и в Питере 40 лет как-то живу. Сейчас работаю в Москве. Думаю, здесь и помру.

– Это как Никита Хрущев в свое время, руководя Украиной, брал встречный план – повышенные обязательства по репрессиям и расстрелам?

– Именно так. ХХ съезд, который произошел, – в общем, это Никита Сергеевич отмывал себе руки, поскольку он был одним из главных расстрельщиков. И Сталин писал на его предложение увеличить количество расстрелянных: Никита, уймись. И вот ХХ съезд – он решил свалить все на Иосифа Виссарионовича, хотя это не так. Вообще все не так.

– Я почему аналогию привел – обратный поворот на Украине возможен?

– Запросто. Абсолютно. Совершенно. Поверьте мне, что все вернется на круги своя, и мы опять будем одним народом. Это же южная ветвь русского народа… И все будет хорошо и замечательно. Хотелось бы, чтобы это было пораньше и чтобы на этом пути было бы меньше неприятностей.

– И они будут брать повышенные обязательства по выявлению бандеровцев?

– А как же! Будут доходить до последнего человека, до родственников, все это будет. Но, думаю, что в результате все образуется. Понимаете, Россия, Украина, Белоруссия и Польша, как ни странно, это все один и тот же народ. Ну, поляки поскольку исповедуют несколько другую религию, то они в стороне стоят… Да, сейчас ругань происходит. Но так страстно ругаются ведь только ближайшие родственники. У нас, к примеру, прекрасные отношения с Гондурасом, но нужен ли нам этот Гондурас. И 350 лет – это не шутки – это был один народ. А Киев – мать городов русских! Самый монархический город в России!

Сценарий фильма о Донбассе завернули

– Но пока Украина снимает антироссийские фильмы о войне на Донбассе.

– Да, они сняли и даже возили это дело на Каннский фестиваль.

– Бедная, разграбленная Украина снимает, а мы нет. У вас же, кажется, были планы на фильм с рабочим названием, по-моему, «Убийство городов». Что с ним?

– Я вместе с писателем Прохановым, который, мягко говоря, гораздо более известен, чем я, и с замечательным режиссером и актером Владимиром Меньшовым, еще три года назад задумали фильм о войне на Донбассе, по роману Проханова «Убийство городов». Мы, мягко говоря, державники, что называется, хотели рассказать о современности, о войне, о 2014 годе, когда все это начиналось. Казалось бы… И что вы думаете? А воз и ныне там.

– Кого снимать планировали?

– Меньшова я вам назвал. Потом Алексей Чадов. Они там, собственно, раздвоены. У писателя Проханова в романе был один человек – писатель, который действует в Москве, но представляет себя там, в окопах Донбасса. В кино это сделать сложно, поэтому у меня два человека присутствуют.

– А на Донбассе вы были?

– Конечно! Начиная от Захарченко (глава ДНР, – ред.), с которым встречались, и до передовой. Захарченко меня наградил именным пистолетом, он остался там, я привез только удостоверение. Там и Захар Прилепин воюет. Никто не заставлял его туда ехать, сам, по зову сердца. Многое там увидели. И, знаете, я не сильно верю в эти Минские договоренности. Поскольку они абсолютно невыполнимы ни с той, ни с другой стороны. Потому что мы бы хотели признания людей этих украинской стороной, чтобы между ними заключить перемирие, а на Украине не хотят признавать, они говорят, что это российская агрессия.

– А с фильмом что?

– В этом году вдруг решили, что сценарий, который не менялся в принципе, нехорош. Его забраковали. Вернули сценарий. Почему? Потому что на дальнейших этапах съемок против меня, Проханова и Меньшова было бы трудно возражать, я думаю. А вот на этапе сценария легче – объявили: он нехороший – и вот уже и фильм нам этот не нужен. А это был, пожалуй, единственный фильм на современную тему в следующем году в стране. Там в плане мультики, ужастики, фильмы-катастрофы – все, что угодно. А вот современности, тем более, такой, которая, что называется, вопиёт… увы, теперь не будет ничего. Вот это весьма печально. Что за этим стоит? Не знаю. Но догадываюсь, что есть люди, считающие, что не надо говорить об этом.

– А о чем тогда? О «Матильде», на которую государство выделило гигантские деньги? О снятых на госфинансирование «Нелюбви» или «Левиафане», формирующих образ России и русских, от которого повеситься впору?

– Художник, в принципе, может делать все, что угодно, запрещать художнику нечего нельзя. Вот Микеланджело взял и расписал церковь несколько не так, как от него ожидали кардиналы. Тем не менее, хорошо расписал. Если человек делает что-то на свои деньги… Другое дело, что тот, кто платит – в данном случае, государство, оно должно рассчитывать, что эти деньги идут, во всяком случае, ему не во вред. А получается несколько наоборот. Вот это печально.

– Какие конкретные претензии высказаны к сценарию о войне в Донбассе?

Никаких. Нехороший сценарий и все… Мне так вслух никто и не говорил ничего. Министр культуры Мединский сказал, что он, в принципе, поддержит, но, «вы понимаете, я-то не могу командовать людьми, которые там определяют сценарии». Что, конечно, тоже удивительно – министр культуры не против, но, тем не менее, бессилен и ничего не может сделать.

Кто правит бал?

– Получается, что в Министерстве культуры есть люди мощнее министра?

– Я бы даже сказал не люди в министерстве, а определенная часть московской элиты.

Я только что вернулся из командировки в Германию, со встречи парламентариев Балтийского моря. И первый день ее открывал профессор, немец, который жаловался, что у них в Евросоюзе нехорошо стало, популисты одолевают. Оказывается, людей, выражающих свое недовольство тем, что происходит сейчас в Европе, просто называют популистами. То есть, либералы всегда правы. А вот те, кто против, те – нехорошие. И проводить, например, референдумы нужно только тогда, когда это прогрессивно. С их точки зрения.

Так вот, как ни странно, эта точка зрения присутствует и у нас: «Мы всегда правы». А большинство, которое хотело бы видеть что-то другое, думать по-другому, оно неправо. А Москва – все-таки столица – это важно. Столица решает практически все в стране. И в итоге голос либеральной интеллигенции заглушает все остальное.

– Например?

– Например, и в Германии, и здесь каждый день, я вижу атаки на одного человека, нашего президента! Да еще какие! Ну, ладно, уйдет, допустим, он. И что начнется в стране? У вас дети есть, друзья мои, чтобы так подрывать основы государства? Знаете, становится немножко страшно при мысли, что дальше.

– Причем, именно те люди и слои выстраивают эту атаку, которые получают от него деньги.

– Да, награды, деньги и все остальное. Я, кстати, думаю, что он понимает, кому он дает награды.

– Вот смотрите. С одной стороны, у нас на спектакли, где гениталиями машут и русофобство насаждается, где Россию опускают до чернухи – и на это у государства находятся деньги. С другой стороны – на «28 панфиловцев», кстати, самый успешный фильм прошлого года, деньги собирали всем миром. На ваш фильм тоже денег не дают. А Серебренникову – миллиард. Как-то можно на это воздействовать? Ведь вы – еще и депутат Госдумы.

– Нет, никак. У нас законодательная власть, к сожалению, практически ничего не может, кроме выступления с трибуны. Мы можем принимать законы, конечно, которые, правда, чаще всего транслируют из правительства и дальше утверждают 300 человек «Единой России». Вот и все. И, вы знаете, я бы не ругал здесь Серебренникова или Учителя – они делают то, что хотят. Судить художника за его работы – не сильно хорошо. Но брать деньги у государства и потом рассказывать, какое оно плохое, на мой взгляд, странно. А если деньги еще ко всему и тырятся – это уж совсем никуда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...