Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2: Экономические ресурсы. График




Учебное пособие

 

Москва, РГГРУ, 2010

 

 

Утверждено

Советом ФЭПОН РГГРУ

27.04.2010 г.

 

 

Аполлонова Н.В., Курбацкая М.В., Толочко Т.М. Экономическая теория. Учебное пособие

Российская государственная геологоразведочная академия, М., 2010.

 

 

Рецензент

проф. Сейфуллаев Б.М.

 

 

Данное учебное пособие создано на основе конспектов лекций по курсу «Экономическая теория» для студентов неэкономических специальностей РГГРУ.

Используя данное пособие при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, решить основные тематические задачи, сформулировать примерную структуру ответов на возможные экзаменационные вопросы.

Данное пособие не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для сдачи экзамена.

 

 

Российский государственный

геологоразведочный университет

Тема 1. Состояние экономики и предмет изучения.

 

1) Причины снижения эффективности современной экономики и пути ее реформирования.

В 70-80-х годах страна столкнулась с проблемой снижения уровня производства. Причин этому много: военное бремя, истощение высококачественных ресурсов, неэффективность командных методов управления. Последствием явился низкий технический и технологический уровень производства. Перед правительством встала проблема перестройки всей экономики. Реформы, которые нам предстоит осуществить, носят многосторонний характер:

1. Переориентация с экстенсивного роста на курс интенсивного развития. Это потребует массированных инвестиций в науку и производство.

2. Модернизация и диверсификация экономики. Переориентация с сырьевой направленности экспорта на экспорт конечной продукции технологических циклов.

 

 

Что является предметом изучения экономики?

Экономика исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

Существуют различные методы, используемые экономистами для решения экономических проблем. Метод индукции подразумевает выведение теории из фактов.

 

 

Индукция (От частного к общему)
Дедукция (проверка теории на практике)

 

Экономическая теория и ее сущность.

Принципы теории представляют собой обобщения, основанные на анализе фактов, но в свою очередь факты служат проверкой достоверности теории. Факты со временем изменяются, поэтому необходимо сверять теории с изменяющейся средой.

– Всякая теория употребляет определенную терминологию. Экономисты употребляют такие понятия как «законы», «принципы», «модели».

– Очень часто в экономической теории используется допущение «при прочих равных условиях» – это достаточно грубое приближение, так как в практической жизни нельзя исключить влияние всех факторов кроме одного.

– Любая экономическая теория является абстракцией, так как обобщает, учитывает все факторы. Экономическая теория – это модель, упрощенная картина или схема какого-либо сектора экономики.

– Существует четыре совершенно разных уровня экономического анализа. Уровень макроэкономики, микроэкономики, мезоэкономики и мегаэкономики

Макроэкономика исследует экономические проблемы в «общем»: общий доход и его распределение, общий уровень цен, безработицу и ее проявления, финансы и т.д.

Микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами. Здесь мы оперируем терминами: отдельная отрасль, государственный сектор, частная фирма и т.д. Изучаются все экономические проблемы, связанные с ними.

Макроэкономика и микроэкономика очень тесно связаны между собой, и иногда трудно отнести ту или иную проблему к макро или микроуровню. Примером может служить безработица.

Мезоэкономика изучает проблемы отдельной отрасли экономики.

Мегаэкономика – это мировая экономика.

Экономические цели.

Экономический рост. Желательно обеспечить производство большого количества и качества товаров и услуг.

Полная занятость. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

Экономическая эффективность. Желательно получать максимальную отдачу при минимальных издержках.

Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного изменения цен (инфляции и дефляции).

Экономическая свобода. Работающие должны обладать высокой степенью свободы (что и как производить).

Справедливое распределение доходов. Ни одна группа не должна пребывать в нищете, как и другая купаться в роскоши.

Торговый баланс. Стремление к поддержанию разумного внешнеторгового баланса.

Экологическая безопасность.

 

Экономические системы

Признаки, образующие систему:

-отношение собственности;

-стимул к труду;

-метод регулирования экономической системы;

- степень социальной защищенности общества.

В зависимости от этих признаков выделяют следующие экономические системы:

-рыночная экономическая система;

-командно-административная экономическая система;

-смешанные экономические системы;

-традиционные системы.

Вопросы и задания.

1. Объясните подробно, каковы взаимосвязи между экономическими фактами, теорией и экономической политикой.

2. Объясните, какое из следующих утверждений относится к макро или микроэкономике:

A) Уровень безработицы в России в 1999 г. составил 6%.

Б) Фабрика «Ударница» уволила в прошлом месяце 15 рабочих.

B) Внезапная засуха в Европейской части России сократила урожай зерновых и вызвала повышение цен на пшеницу.

Г) Наш ВВП с поправкой на инфляцию возрос в 1998 г. на 1,5%.

Д) На прошлой неделе «Инкомбанк» снизил процентную ставку на ссуды частным предприятиям на половину процента.

Е) Индекс цен на потребительские товары возрос в 1998 г. более чем на 100%.

3. В какой степени для вас приемлемы восемь экономических целей? Какую очередность указанных целей вы бы установили? Утверждалось, что мы ставим перед собой лишь три цели: прогресс, стабильность, справедливость. Согласуется ли это с перечнем целей?

4. В чем экономические цели противоречат, а в чем совместимы с а) снижением уровня охраны окружающей среды б) защитой русских производителей от иностранных конкурентов.

5. Если доход составляет 100$, то на потребление идут все 100$. Если доход составляет 300$, то на потребление идут 200$. Постройте график зависимости между доходом и потреблением, укажите ее тип.

 
 

6. Предположим, что когда учетная ставка на ссуды 16%, предприятия считают невыгодным инвестировать средства в машины и оборудование. Однако когда ставка снижается до 14%, выгодным считается инвестировать 5 млрд.$. При ставке в 12% выгодно вложить 10 млрд.$, т.е. снижение ставки на 2 процента ведет к увеличению инвестиций на 5 млрд.$. Покажите зависимость графически и аналитически.

Тема 2: Экономические ресурсы. График

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...