Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии.




Досоциологические представления об обществе и закономерностях его развития.

Изучением общества занимается особая группа научных дисциплин, которые так и называют – общественными (гуманитарными) науками. Среди общественных наук ведущей является социология (буквально – «обществознание»). Только она рассматривает общество как единую целостную систему. Другие общественные науки (этика, политология, экономика, история, религиоведение и т.д.) изучают отдельные аспекты жизни общества, не претендуя на целостное знание.

Понятие «общество» предполагает осознание объективных закономерностей коллективной жизни людей. Это представление родилось практически одновременно с рождением научной мысли. Уже в древности были осознаны все главные проблемы в понимании сущности общества:

1. насколько общество отличается от природы (одни мыслители вообще стирали грань между обществом и природой, другие же абсолютизировали различия между ними);

2. каково соотношение коллективного и индивидуального начал в жизни общества (одни трактовали общество как сумму индивидов, а другие, напротив, рассматривали общество как самодовлеющуюцелостность);

3. как сочетаются в развитии общества конфликт и солидарность (одни считают двигателем развития общества его внутренние противоречия, другие – стремление к гармонии интересов);

4. как изменяется общество (наблюдается ли совершенствование, прогресс, или общество развивается циклически).

Мыслители древних обществ обычно рассматривали жизнь людей как часть всеобщего порядка, «космоса». Применительно к «устройству мира» слово «космос» впервые стало использоваться Гераклитом. В универсалистских представлениях древних об обществе нашла отражение идея единства человека с природой. Эта идея стала неотъемлемой чертой восточных религий и учений (конфуцианство, буддизм, индуизм), сохраняющих свое влияние на Востоке и в наши дни.

Долгое время в социальной мысли общество рассматривалось с политологической точки зрения, т.е. отождествлялось с государством. Так,Платон характеризовал, прежде всего, через политические функции государства (защита населения от внешних врагов, поддержание порядка внутри страны). Государственно-политические представления об обществе, трактуемом как отношения господства и подчинения, развивал вслед за Платоном Аристотель. Однако он выделял и чисто социальные (не политические) связи людей, рассматривая, например, дружбу и взаимоподдержку свободных, равных друг другу индивидов. Аристотель подчеркивал приоритет индивидуальных интересов и считал, «что должно требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства», что «каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя» («Этика»). Если от Платона идет тенденция рассматривать общество как целостный организм, то от Аристотеля – как совокупность относительно самостоятельных индивидов.

В основе закономерного развития общества лежит производство материальных благ, от которого зависят и которым определяются все другие стороны общественной жизни. Теоретическое обоснование этого положения Ф. Энгельс считал одной из величайших научных заслуг К. Маркса.
Рассматривая вопрос о закономерностях общественного развития, исторический материализм исходит из того, что между сознательной, активной деятельностью людей и закономерностью общественного развития нет никакой пропасти, что они не только не исключают, но, наоборот, предполагают друг друга. Законы развития общества не есть нечто внешнее и постороннее по отношению к жизни и деятельности людей.

Занимаясь практической деятельностью, люди не могут не считаться с действием объективно существующих законов общественного развития. Причем дело не меняется от того, знают они об этом или нет, хотят они этого или не хотят. А с другой стороны, без активной практической деятельности людей не было бы и самого человеческого общества, а следовательно, и законов его развития.

 

Теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии.

В эпоху просвещения появились первые предпосылки для возникновения социологии. Этими предпосылками были с одной стороны новые науки – политическая экономия, историография и статистика, а с другой стороны новые представления об общественном устройстве, и, прежде всего, индустриализм. Рассмотрим все эти явления более подробно.

Возникновение политической экономии связано с именами Адама Смита и Давида Рикардо. А. Смит применял для описания экономических систем естественнонаучную методологию. По его мнению, экономические системы являются столь же стихийными и естественными, а поэтому и независимыми от субъективных мнений, системами, как и системы физические. Д. Рикардо разработал идею о приоритете промышленного производства, а так же множество методов детализировавших идеи Смита. Но главным достижением политической экономии, оказавшим влияние на возникновение социологии, оказалась выработка представлений о существующих в обществе единых закономерностях (подобных физическим законам), которые влияют на все аспекты общественной жизни – политический, экономический, социальный и духовный. Иными словами общество впервые было рассмотрено как единая система, функционирующая в соответствии с определёнными закономерностями. Представления о функциях определённых общественных классов сменяло представления об их миссиях и божественном предназначении.

Формирование историографии связывается с именами Д. Вико, Ш. Монтескье, А. Тюрго и Ж.-А. Кондорсе, которые исходя из тех или иных соображений, рассматривали историю как закономерный процесс, который может быть описан теми же закономерностями, что и физический мир. Такой подход привёл к возникновению новой философии истории, в которой настоящее рассматривалось как фундамент для будущего, и именно в будущем, а не в прошлом находился «золотой век». Другим важным достижением историографии, повлиявшим на возникновение социологии, оказалось представление о том, что история человечества делится на достаточно чётко различимые стадии, которые следуют одна за другой. В истории это были – Древний мир, Средние века и Новое время. Ещё одним важным достижением историографии Просвещения явилось изменение представления об историческом факте. Если ранее в качестве фактов выступали только письменные источники, подкреплённые определённым авторитетом, то с этого времени приоритет стал отдаваться материальным свидетельствам (памятникам, археологическим находкам, косвенным данным из смежных наук).

Ещё одной наукой повлиявшей на формирование социологии оказалась статистика. Эта наука с одной стороны позволяла обнаруживать определённые закономерности в сложных и многофакторных системах, а с другой стороны, приводила к необходимости не только качественного, но и количественного описания социальных и экономических систем. Именно статистическое понятие о корреляции и легло в основу понятия закономерности в гуманитарных науках. Как известно, в социологии используются термины закономерность и тенденция, которые говорят о вероятностном характере протекающих процессов, в отличие от термина – закон, используемого в естественных науках. Статистическое понимание закономерностей общественных процессов ничего не говорит напрямую об их сути, но зато позволяет делать достаточно точные количественные предсказания, что соответствует представлениям позитивистской парадигмы. Другим немаловажным достижением статистики в области социальных наук стало изменение представлений о факте. Если ранее понятие факта было неотделимо от частного наблюдения, то теперь стало возможным не только наблюдать явления недоступные частному наблюдению, но и оценивать степень достоверности наблюдения (позднее в социологии будет развито понятие о репрезентативности [5, стр. 753-761]).

Ещё одним важным достижением гуманитарной мысли эпохи Просвещения было ведённое А. Сен-Симоном понятия об индустриализме. Это понятие отражало возрастающую роль промышленности и связанного с ней финансового капитала в жизни общества. Это представление повлияло на направление общественной мысли в XIX в. и первой половине XX в. В то время жизнь общества в гораздо большей степени, чем в наше время определялась ритмами промышленного развития, а фабричные рабочие составляли большую часть европейского общества. Поэтому и представления об индустриализме с сопутствующим ему механицизмом в социальных науках были не столь уж наивными и неадекватными, как может показаться сейчас.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...