Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

преподаватель воскресной школы

Воскресная школа

Приход храма Святителя Николая Чудотворца п. Свердлова Выборгской Епархии

Руководитель Редчина Светлана Геннадьевна

преподаватель воскресной школы

 

 

ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ СТРАСТОТЕРПЦЕВ БОРИСА И ГЛЕБА В НАШЕМ ПОСЕЛЕНИИ.

План

1. Вступление: почему нам сегодня очень важно не забывать этих святых.

2. Мы живём на месте великих исторических событий: Невская битва 1240 г.

3. Благоверные князья Борис и Глеб, во св. Крещении Роман и Давид - первые святые, канонизованные Русской Церковью.

4. Почему наш посёлок назван именем Свердлова.

5. Почитание святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба в нашем поселении: крестный ход, часовня, иконы, фрески.

6. Борисоглебск на Неве.

7. Мое личное отношение к этим святым.

 

Моё выступление будет о святых благоверных князьях Борисе и Глебе, потому что они являются покровителями нашего поселка. Их пример очень актуален сегодня, когда русский народ разделен, идут братоубийственные войны. Особенно больно, что это происходит и на Украине – родине святых Бориса и Глеба, сыновей святого равноапостольного князя Владимира. Святые страстотерпцы как раз выступали против пролития крови между христианами.

 

Наше поселение протянулось на несколько километров по правому берегу Невы, на месте великих исторических событий: ведь именно здесь в 1240 году произошло чудо явления святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба перед Невской битвой, давших своё святое благословение молодому, смелому и боголюбивому князю Александру.

 

Икона святого благоверного князя Александра Невского в храме Николая Чудотворца на Неве.

Невская битва. 15 июля 1240. Карта сражения на реке Неве между новгородским войском под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском.

В июле 1240 года шведский флот вошёл в Неву, планируя овладеть Ладогой. В Житии Александра Невского читаем о том, как перед решающей битвой «Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией... Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были". С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов - ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Дойдя до Ладоги, Св. Александр присоединил ладожское ополчение к своей рати и через леса пошёл к Неве на шведов, стоявших станом у своих ладей при устье Ижоры.

Этой сече, (в ночь перед ней) предшествовало чудо. Среди ижорских старейшин был некто Пелгусий - христианин, в крещении наречённый Филиппом. Среди своего языческого племени он вёл благочестивую жизнь, строго соблюдая посты. Выследив шведские станы, он пошёл со своим полком навстречу Св. Александру, чтобы поведать ему о силе и расположении врага. В ночь перед сечей он остановился у самого берега и провёл её в бдении, наблюдая за морем. На восходе солнца он услышал шум и увидел шедший по морю насад (ладью). В нём стояли в червлёных одеждах, положив друг другу руки на плечи, Св. страстотерпцы Борис и Глеб; гребцы же в насаде сидели словно одетые мглою. Св. Борис сказал: "Брате Глебе! Вели грести, да поможем сроднику своему великому князю Александру Ярославличю".

Пелгусий, увидев и услышав святых, стоял объятый страхом, пока насад не скрылся. Тогда он поскакал навстречу Св. Александру и, увидев его, рассказал ему с "радосными очима" о видении. Св. Александр ответил ему: "Сего не рци никому, о, друже!"

К 11-ти часам дня солнце рассеяло лежавший на лесах туман. В это время Св. Александр ударил на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем".

Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским».

 

 

Невская битва (фрагмент иконы «Александр Невский со сценами жития», XIX век)

«Один из дозорных, богобоязненный муж, именем Пелгусий (в крещении Филипп), увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых. А гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал святой Борис святому Глебу:

- Брат Глеб, пойдем скорее, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов».

 

Так в июле 1240 года Господь через своих святых благословил Александра Невского на защиту государства.

Ещё через 140 лет, о дне 8 сентября 1380 года, в «Сказании о Мамаевом побоище» видим: «И помог Бог князю Дмитрию, и родичи его, святые мученики Борис и Глеб; и побежал окаянный Мамай перед лицом его. Треклятый Святополк на гибель побежал, а нечестивый Мамай безвестно погиб». А предшествовало этому, накануне Куликовской битвы, видение, которое открылось человеку грешному, разбойнику: «В ту же ночь некий муж, именем Фома Кацибей, разбойник, поставлен был в охранение великим князем на реке Чурове за мужество его для верной охраны от поганых. Его исправляя, Бог удостоил его в ночь эту видеть зрелище дивное. На высоком месте стоя, увидел он облако, с востока идущее, большое весьма, будто какие войска к западу шествуют. С южной же стороны пришли двое юношей, одетые в светлые багряницы, лица их сияли, будто солнца, в обоих руках острые мечи, и сказали предводителям войска: "Кто вам велел истребить отечество наше, которое нам Господь даровал? И начали их рубить и всех порубили, ни один из них не спасся. Тот же Фома, с тех пор целомудрен и благоразумен, уверовал в Бога, а о том видении рассказал наутро великому князю одному...»

Небесная помощь Бориса и Глеба была не раз ощутима русским воинством. «Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и диавольские козни на земле попираем. Воистину и без сомнений могу сказать: Вы - небесные люди и земные ангелы, столпы и опора земли нашей!» - говорит автор «Сказания о Борисе и Глебе» (ХI-ХII вв.)

Благоверные князья Борис и Глеб, первые святые, канонизованные Русской Церковью, во св. Крещении Роман и Давид, тысячелетие преставления которых мы молитвенно вспоминали 6 августа 2015 года, стали одними из самых почитаемых на Руси святых, указав путь к святости через любовь и смирение, и их пример глубоко запал в душу русских людей.

Подвиг этих святых открывает одну из удивительных граней христианства - Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. Христианский чин страстотерпцев был впервые введен на Руси с почитанием св. Бориса и Глеба. Они не страдали конкретно за Христа. Но поскольку они вели настоящую христианскую жизнь, всякое их страдание стало пониматься церковью как страдания за Христа.

«Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется. Святые «непротивленцы» по смерти становятся во главе небесных сил, обороняющих землю русскую от врагов.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образован, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.

Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.

Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.

Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.

После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I.

Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие четыре года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.

Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.

Мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне, откуда были перенесены в новую, выстроенную во имя Бориса и Глеба церковь в Вышгороде 2 мая (15 мая по н. с.) 1115 года. И с тех пор этот день памяти перенесения мощей стал широко праздноваться на Руси. (Церковь также отмечает память первых русских святых в день убиения Бориса 24 июля (6 августа и в день убиения Глеба 5 (18) сентября).

Церковь была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в 1743, 1814 и 1816 годах, не дали результата. Младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира, достойные плоды его веры, воспитанные в христианском благочестии, святые князья-страстотерпцы не пожелали участвовать в междоусобной войне за земли и великокняжеский престол со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц. Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

В прославлении Бориса и Глеба соединились два чина святости: благоверные князья и страстотерпцы. Они первые на Руси святые благоверные князья, то есть праведные и благочестивые правители, жившие и правившие по Закону Божьему, несшие Свет Христова Евангелия своим подданным.

Благоверные князья Борис и Глеб прославлены от Бога и даром исцелений, и как особые покровители, защитники Русской земли.

 

История нашего поселения неразрывно связана с кирпичным производством. 11 февраля 1877 года Иван Пирогов получил свидетельство на построенный им кирпичный завод на правом берегу Невы, 12 августа 1896 года - Дмитрий Тырлов, на кирпичный завод около колонии «Овцино». 29 мая 1883 Владимир Реннекампф вводит в строй кирпичный завод в имении «Самарка».

- Герб нашего поселения

Кирпичи с клеймами заводов

После Октябрьской революции 1917 года эти заводы становятся государственными и им присваивают номера 5, 8 и 7. Затем они объединяются в одинкирпичный завод № 5/8, который 10 октября 1922 года, в дни празднования пятой годовщины революции, былпереименован в кирпичный завод имени Свердлова. А уже в 1961 году и посёлку, построенному заводом, было присвоено такое же наименование.

Вот уже 55 лет посёлок наш называется в честь Свердлова - революционера-террориста, «вождя № 2» Великого Октября, стоящего во главе антихристианского переворота 1917 года. В 2006 году все городское поселение, в состав которого входят уже 10 населённых пунктов, было объединено общим наименованием в честь Свердлова. При этом мнение жителей в момент присваивания такого наименования не имело решающего значения и не учитывалось.

Информации о Свердлове Я.М., 1885 года рождения в открытых источниках предостаточно, поэтому для представления образа человека достаточно упомянуть лишь некоторые факты из жизни Якова Свердлова, одного из самых беспощадных революционеров. Считается, что именно этот человек санкционировал приказы многих массовых расстрелов, в том числе приказ об убийстве Царской Семьи, а также развязал чудовищный красный террор, стал инициатором «расказачивания», когда было зверски убито, в том числе закопано заживо, около 1 миллиона донских казаков, включая женщин и грудных детей. До марта 1919 года не было ни одной кровавой глобальной акции большевиков, в которой Свердлов не был бы инициатором, либо соучастником.

«Убийство царской семьи, - уверен руководитель Института русской цивилизации Олег Платонов, - было организовано и исполнено людьми, патологически ненавидевшими Россию, ее святыни, считавшими, что русский народ живет не так, как надо жить, теми самыми, которые потом разрушали русские церкви, жгли иконы и книги».

Согласно федеральному закону «О наименованиях географических объектов», «имена выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей культуры и других имеющих заслуги перед государством лиц могут посмертно присваиваться географическим объектам». Однако при таких обстоятельствах значительная часть населения не согласна с таким положением, поскольку продолжая называть поселение именем Свердлова, пассивно вынуждено расценивать все его жестокие и кровавые злодеяния как заслуги перед нашей страной. Кроме того, Свердлов никаким образом не был связан с нашим поселением и никогда ни имел к нему никакого отношения.

«Храм - это место, откуда освящается вся территория", - не уставал повторять первый настоятель нашего храма приснопамятный протоиерей Дмитриий (Амбарцумов). В день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, 15 мая 2003года, после шестикилометрового крестного хода, памятного многим его участникам, в храме прошел первый сбор подписей о переименовании поселка имени Свердлова в Борисоглебск на Неве. Мудрое предложение отца Димитрия о переименовании посёлка тогда поддержали несколько сотен человек. И сегодня эта инициатива заботливого пастыря и неустанного молитвенника о нашем крае не утратила своей значимости для нас и расценивается духовными чадами батюшки как его духовное завещание. По его же давней задумке и заботами наших прихожан построена около церкви часовня святых Бориса и Глеба.

 

 

Отец Дмитрий на Неве в день Богоявления 2009 год

Так выглядел проект здания нашего храма в 1906 году.

Храм Николая Чудотворца на Неве 2016 год

15 мая 2015 года в часовне великих заступников Земли Русской была освящена новая икона святых страстотерпцев, заказанная в художественной фирме «Фарфор «Алан»» г. СПб. Икона эта уникальна: она создана в стиле флорентийской мозаики, что является новизной в фарфоровом производстве и теме православного искусства. Её автор - Ольга Борисовна Геннинг, член Союза Художников Санкт-Петербурга, на фарфоровом производстве работает более 25 лет, окончила школу иконописи в подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря в Санкт-Петербурге, принимала участие в росписи фресок в Казанском храме Божией Матери Новодевичьего монастыря.

Ольга Борисовна расписала икону Божией Матери для Леушинского подворья. Ею также расписано распятье в храме Николая Чудотворца в поселке Левашово Выборогского района Санкт-Петербурга. Кроме того, были расписаны лики святых на фарфоровых пластинах для храма князя Игоря Черниговского в поселке Переделкино г. Москвы.

Перед работой над иконой были исследованы различные иконы, где изображены святые Борис и Глеб, были изучены стили росписи одежды, орнамента. Особенно сложным было подобрать основной цвет и оттенки при росписи. Для этого художник использовала не только данные интернета и книг, но и посетила храмы в СПб, чтобы найти подсказку для росписи некоторых фрагментов. Очень сложно было подобрать керамическую краску, которая обжигается при температуре более 700 градусов, причем краска после обжига может поменять цвет.

Поэтому ею были сделаны множественные пробы на фарфоровой палитре, прежде чем она нашла необходимый колер. После каждого обжига необходимо было сложить икону заново, чтобы посмотреть, какие цвета нужно исправить.

И, конечно, вся работа проводилась с молитвой. Сотрудники фирмы предлагали свою помощь, но Ольга Борисовна взяла всю работу на себя. Позже мы узнали, что у Ольгиного отца родного брата зовут Глеб, поэтому она посчитала своим долгом расписать эту икону одна и вложила все свои знания и мастерство в этот труд.

Сегодня подле икон Бориса и Глеба православные люди молятся о мире и на Российской земле, и в других странах, об усмирении вражды, излечении от тяжелых недугов, сохранении внутренней чистоты и благочестия. В часовне у новой иконы святых Бориса и Глеба читается Акафист святым страстотерпцам, возносится и молитва о переименовании нашего поселения в Борисоглебск на Неве, к которой мы призываем всех присоединиться.

«О двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующие!

Снабдевайте заступлением вашим вся чтущия святую память вашу, жителей и начальствующих места сего, где вы даровали помощь святому благоверному князю Александру на реке Неве в битве против шведов, да вашими молитвами, великие и славные страстотерпцы БОРИСЕ И ГЛЕБЕ, благоукрасится поселок и край наш, во веки веков. Аминь».

Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу после их канонизации. Традиционно Бориса и Глеба изображают на иконах вместе, они стоят в полный рост, одетые в княжеские одежды. В руках они держат крест — символ мученичества, или крест с мечом (меч — указание на то, что они князья и воины). Еще братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, словно беседующих друг с другом. Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные иконы Бориса и Глеба. А в послемонгольский период их нередко изображают сидящими на конях.

Первая икона свт. кн. Бориса и Глеба в нашем храме: святые страстотерпцы изображены в ладье. В 2015 году на фасаде храма написаны фрески, среди которых и святые благоверные князья Александр Невский, Борис и Глеб.

 

 

3 июля 2015 года на футбольном поле около храма Николая Чудотворца перед жителями нашего поселения впервые выступил известный не только в России Императорский, ордена св. Кирилла и ор. Николая II, казачий ансамбль "Атаман".

 

 

Руководитель ансамбля Александр Михайлович Красноперец горячо поддержал идею переименования поселения в Борисоглебск. А 6 августа - в день памяти святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, мы с прискорбием узнали, что 5 августа Александр Михайлович отошёл ко Господу.

 

 

Сейчас юристы нашей инициативной группы проходят все инстанции и собирают документы, необходимые для переименования поселения, через местную прессу и просветительские листовки добровольцы объясняли нашим землякам необходимость и важность переименования поселения и собирали подписи.

У Бога все живы, и святые, к которым мы обращаемся за помощью, слышат наши молитвы и приходят нам на помощь. У каждого города, вне зависимости от его статуса и численности населения, существуют свои небесные покровители – святые, чья земная жизнь была связана конкретно с этой местностью. Иконы небесных покровителей Петербурга - Ксении Петербургской, Иоанна Кронштадтского, Александра Невского – одними из первых встречают молящихся в нашем храме. Просим мы небесного заступничества и у святых благоверных князей Бориса и Глеба, иконочки которых в день памяти этих святых были подарены всем прихожанам.

 

С детства я являюсь прихожанином храма св. Николая Чудотворца на Неве. И с детства я помогаю в алтаре. В нашем приходе мы часто обращались к памяти этих святых. Мне бы хотелось не быть равнодушным к истории своего края. Мне хочется подражать в своей жизни этим святым, потому что для христианина всякая вражда является грехом, а доброта и милосердие — это те качества, которые мы должны в своей жизни приобретать.

Как у человека со сменой имени меняется жизнь, так и у города, поселка, села, деревни при смене названия часто изменяется судьба. Ведь давно известно: «Как корабль назовешь – так он и поплывет». Считаю, что если мы переименуем наш поселок в честь благоверных князей в БОРИСОГЛЕБСК, то тоже внесём свою лепту в увековечивание Невской битвы и будем жить под вечным покровительством святых страстотерпцев

 

Источники:

1. Житие Александра Невского (в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода).

2. "Летописная повесть" - рассказ о гибели князей, читающийся в составе "Повести временных лет" (статья 1015 г.)

3. Преподобный Нестор Летописец. Чтение о житии, убиении и чудесах блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба.

Переложение протоиерея Александра Балыбердина.

4. Симеоновская летопись (6748-6749, (6749)

http://vk.com/im?act=browse_images&id=4535

http://vk.com/doc63657757_437411378?hash=043775f0d9d7f75bf0&dl=eafa4cad78d404fdfc

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...