Сущность федерального бюджета. Принципы формирования и функционирования бюджетной системы Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный бюджет является центральным звеном бюджетной системы РФ, так как через него перераспределяется существенная часть финансовых ресурсов государства. Тема курсовой работы является актуальной, так как правильное перераспределение бюджетных средств оказывает значительное влияние на эффективное функционирование всего государства, в том числе на уровень жизни населения и темпы экономического роста. Цель курсовой работы - раскрыть социально-экономическую сущность федерального бюджета и провести анализ расходов его финансовых ресурсов. Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач: Рассмотреть принципы формирования и функционирования бюджетной системы Российской Федерации; Раскрыть функции федерального бюджета Российской Федерации; Изучить состав расходов федерального бюджета Российской Федерации; Провести анализ структуры и динамики расходной части федерального бюджета Российской Федерации, сделать выводы; Рассмотреть бюджетную политику Российской Федерации на современном этапе. В ходе решения поставленных задач курсовой работы были использованы следующие методы исследования: экономико-статистический анализ, графический метод, сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций, обобщение. Информационно - эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, учебники и учебные пособия, Интернет-публикации и ресурсы по теме курсовой работы, финансовая отчетность и данные бухгалтерского и статистического учета объекта исследования. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения. Объём работы - 28 страниц машинописного текста с 2 таблицами и 3 рисунками. В структуру также включен библиографический список использованной литературы, содержащий 20 источников.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования. Первая глава посвящена изучению теоретического аспекта федерального бюджета, в которой раскрыта его социально-экономическая сущность, рассмотрены принципы построения бюджетной системы и раскрыты функции федерального бюджета. Во второй главе курсовой работы рассмотрены понятие расходов и бюджетная классификация расходов федерального бюджета, проведен анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета. Третья глава содержит изучение бюджетной политики Российской Федерации на современном этапе. В заключении приведены выводы и предложения по решению поставленных целей и задач.
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ Сущность федерального бюджета. Принципы формирования и функционирования бюджетной системы Российской Федерации
Ведущую роль в любой финансовой системе играет бюджетная система. В финансовой теории и практике выделяют различные подходы к раскрытию понятия "бюджет", что можно объяснить многогранностью бюджета как явления. В дополнении к публичным финансам под бюджетом обычно понимается централизованный денежный фонд, который формируется на том или ином уровне для финансового обеспечения деятельности соответствующих органов власти. Бюджет в этом смысле − основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важный источник денежных средств, которые находятся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной и муниципальной власти [13, с. 102].
С развитием общества также меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях плановой экономики бюджет государства являлся единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика поменяла соотношение между централизованными и децентрализованными денежными фондами в пользу последних [10, с. 18]. Бюджетные средства все в большей степени ориентируются на решении глобальных, общенациональных задач − структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. усиливается социальная направленность бюджета, нацеленность его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера [16, с. 184-185]. Так в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ "Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления" [1, с. 22]. В данном случае бюджет рассматривается со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется расходование бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов [16, с. 185]. Государственный бюджет является центральным звеном бюджетной системы РФ, так как через него перераспределяется существенная часть финансовых ресурсов государства [17, с. 138]. Федеральный бюджет является главным финансовым планом государства на финансовый год, который имеет силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации [9, с. 28]. Именно государственный бюджет является главным инструментом перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, которые необходимы для регулирования экономического развития страны, осуществления социальной политики на всей территории России, укрепления обороноспособности государства. На долю государственного бюджета приходится весомая доля распределительного процесса, заключающаяся в распределении финансовых средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения [15, с. 232].
Центральное звено финансовой системы государства занимает бюджетная система. Бюджетная система − это совокупность всех бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах [4, с. 11]. Принципы, по которым формируется и функционирует бюджетная система РФ, установлены в Бюджетном кодексе РФ. В перечень включены следующие принципы. 1) Единство бюджетной системы Российской федерации (единство бюджетного законодательства, единство форм бюджетной отчетности, бюджетной классификации, порядок формирования и т.д.) 2) Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (за каждым бюджетом закреплены конкретные доходы, расходы и т.д.). ) Самостоятельность бюджетов (органы государственной власти самостоятельно устанавливают зачисляемые в соответствующий бюджет налоги и определяют направления расходования бюджетных средств, дополнительные доходы не могут быть изъяты из бюджета).
) Равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления определяются в соответствии с едиными принципами). ) Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов должны в полном объеме отражаться в соответствующих бюджетах). ) Сбалансированность бюджета (расходы не должны превышать сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета). ) Результативность и эффективность использования бюджетных средств (достижение наилучших результатов с использованием заданных объемов бюджетных средств). ) Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов (расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета). ) Прозрачность (открытость) бюджетов (информация о бюджете должна быть опубликована). 10) Достоверность бюджета (реалистичность расчета доходов и расходов бюджета). 11) Адресность и целевой характер бюджетных средств (бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели их использования). ) Подведомственность расходов бюджетов (бюджетополучатели вправе получать бюджетные средства только от того распорядителя бюджетных средств, под ведомостью которого они находятся). ) Единство кассы (все поступления в бюджет зачисляются на единый счет и с этого счета осуществляются все финансовые выплаты) [8, с. 29-33]. Соблюдение перечисленных принципов формирования и функционирования бюджетной системы позволяет обеспечить прозрачность и эффективность механизма использования финансовых ресурсов, аккумулируемых в централизованных денежных фондах, а также сбалансированность системы отношений между бюджетами [7, с. 55-58]. Также соблюдение данных принципов бюджетной системы дает возможность правильно организовать бюджетный процесс и обеспечить исполнение всех функций бюджета.
Функции федерального бюджета
Федеральный бюджет занимает главное место в бюджетной системе страны. Как координирующий центр, он предоставляет финансовую помощь региональным и местным бюджетам в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий и обеспечивает их сбалансированность. Федеральный бюджет представляет собой государственную казну, которая служит финансовой базой для осуществления государственных функций на территории всей страны. Этим можно объяснить высокую степень централизации денежных ресурсов в государственном бюджете федерального уровня.
Сущность федерального бюджета проявляется в его функциях: · Формирование финансовой базы государства для финансового обеспечения программ общегосударственного значения. Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии ценных бумаг и др.; · Делегирование части налоговых и расходных полномочий на нижестоящие уровни бюджетной системы для осуществления основных функций государства; · Создание предпосылок для увеличения инвестиций в отрасли и сферы экономики в соответствии с приоритетами государственной политики; · Реализация основных направлений бюджетной политики на соответствующий период; · Финансовое обеспечение обороноспособности и безопасности; · Выравнивание финансовых возможностей регионов и обеспечение сбалансированности бюджетной системы в целом; · Предоставление отдельных социальных гарантий гражданам и финансирование расходов на социальные проекты; · Предоставление информации о характере, приоритетах и основных инструментах бюджетной политики; · Обеспечение платежеспособности государства по своим обязательствам [18, c. 198]. Таким образом, федеральный бюджет является важнейшим инструментом регулирующего воздействия на экономическое и социальное развитие государства, на состояние отдельных элементов финансовой системы. Он формирует основные финансовые и экономические показатели, к которым относятся: уровень бюджетных инвестиций или государственных капиталовложений, уровень оплаты труда в бюджетной сфере, объем доходов социальных групп населения, объем государственного долга, степень централизации бюджетной системы и уровень налоговой нагрузки на экономику, степень государственного вмешательства в экономику. В состав бюджетной системы РФ также включена бюджетная классификация РФ.
ГЛАВА 2. СОСТАВ И СТРУКТУРА РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Бюджетная классификация расходов федерального бюджета
Бюджетная классификация является сводкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которая используется для формирования и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [1, с. 32]. Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач. Структура унифицированного кода бюджетной классификации расходов представлена в таблице 1.
Таблица 1 Структура кода классификации расходов бюджетов
Классификация расходов состоит из: 1) кода главного распорядителя бюджетных средств; 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов; ) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов [3, с. 83]. 1) Главные распорядители бюджетных средств. Главным распорядителем бюджетных средств являются органы государственной власти, управления государственным внебюджетным фондом, местного самоуправления, местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, которые указаны в ведомственной структуре расходов бюджета, которые имеют право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) бюджетополучателями [5, с. 73]. 2) Разделы, подразделы, целевые статьи и виды расходов. 2.1) Разделы, подразделы. Классификация расходов бюджетов содержит одиннадцать разделов, которые отражают направление финансовых ресурсов на покрытие основных функций государства. Разделы разбиты на девяноста пять подразделов, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Разделы и подразделы классификации расходов являются едиными и используются при формировании, утверждении и исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Раздел 0100 "Общегосударственные вопросы" включает в себя четырнадцать подразделов и содержит расходы на общегосударственные вопросы. Особенность этих расходов не позволяет отнести их на другие разделы и подразделы классификации расходов бюджетов. Эти расходы включают в себя расходы на обеспечение деятельности главы государства - Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и главы администрации муниципального образования, расходы на обеспечение соответствующих органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, обеспечивающих деятельность указанных должностных лиц и органов. Раздел 0200 "Национальная оборона" подразделяется на девять подразделов и аккумулирует расходы, которые связаны с обеспечением национальной обороны. В их число входят расходы на содержание и обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, мобилизационную подготовку экономики, подготовку и участие Российской Федерации в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию связанных с обеспечением национальной обороны мероприятий ядерно-оружейного комплекса, прикладные научные исследования, а также другие вопросы в области национальной обороны. Раздел 0300 "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" включает четырнадцать подразделов. Аккумулирует расходы на обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внутренних войск, системы исполнения наказаний. Также расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, миграционную политику, прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другие мероприятия в данной области. Раздел 0400 "Национальная экономика" разбивается на двенадцать подразделов и включает расходы, связанные с руководством, управлением, оказанием услуг, а также предоставлением государственной поддержки в целях развития национальной экономики. Раздел 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" делится на пять подразделов и включает расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики. Раздел 0600 "Охрана окружающей среды" делится на пять подразделов и включает расходы на обеспечение экологического контроля, очистку сточных вод, сбор и удаление отходов, охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания, очистку атмосферного воздуха и другие расходы в области охраны окружающей среды. Раздел 0700 "Образование" разбивается на девять подразделов и включает расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Раздел 0800 "Культура, кинематография, средства массовой информации" делится на шесть подразделов. Включает расходы на предоставление услуг в этой сфере, обеспечение деятельности учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей. Расходы на организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, радио- и телевизионного вещания, издательского дела, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью. Раздел 0900 "Здравоохранение, физическая культура и спорт" подразделяется на десять подразделов и включает в себя расходы на финансирование здравоохранения, физической культуры и спорта, а также на поддержку туристической деятельности. Раздел 1000 "Социальная политика" состоит из шести подразделов и включает расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства. Раздел 1100 "Межбюджетные трансферты" состоит из пяти подразделов и включает расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам, а также иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации [14, с. 68-70]. ). Целевые статьи. Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов. Код целевой статьи состоит из семи знаков - с восьмого по четырнадцатые разряды двадцатизначного кода классификации расходов. При этом разряды с восьмого по десятый представляют код самой целевой статьи, разряды с одиннадцатого по двенадцатый - код программы, с помощью которого осуществляется детализация целевых статей, разряды с тринадцатого по четырнадцатый - код подпрограммы, который при необходимости конкретизирует направления расходования средств в рамках определенной программы [3, с. 85]. Данные перечни утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Порядок формирования списка целевых статей и их структуры в части государственного управления субъектов Российской Федерации и муниципального управления аналогичны порядку формирования и структуре целевых статей, применяемых на федеральном уровне. Программный срез целевых статей, предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, должен быть задействован следующим образом: код программы (четвертый и пятый знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно-правовому акту, устанавливающему выплату; код подпрограммы (шестой и седьмой знаки семизначного кода целевой статьи) детализируют виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно-правовых актов [3, с. 86]. Раздел "Программы" содержит список программ (подпрограмм), которые в силу их универсальности применяют в различных целевых статьях. 2.3). Виды расходов. Виды расходов конкретизируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов, как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов. Виды расходов классификации расходов бюджетов в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год. Перечень видов расходов содержит универсальные виды расходов, которые могут быть использованы в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах. 3) Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов. Единым для бюджетов бюджетной системы РФ статьями операций сектора государственного управления по группе 200 "Расходы" являются [2, с. 318]: −оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; −оплата работ, услуг; −обслуживание государственного (муниципального) долга; −безвозмездные перечисления организациям; −безвозмездные перечисления бюджетам; −социальное обеспечение; −прочие расходы.
Структура и динамика расходов федерального бюджета
Расходы федерального бюджета − это денежные средства выплачиваемые из бюджета, которые направляются на финансирование функций органов федерального управления. Они имеют форму платежей, которые не подлежат возврату, не создают и не погашают каких-либо финансовых обязательств. По своей экономической сущности расходы бюджета показывают отношения, которые возникают в процессе распределения централизованного фонда денежных средств государства и его использования по различным назначениям. Их объем и структура определяются видом проводимой государственной политики, стадией экономического цикла, внешней и внутренней конъюнктурой, объемом государственного сектора экономики, уровнем благосостояния населения [18, с. 206]. Расходы федерального бюджета классифицируют: 1) По экономической роли в процессе воспроизводства − на затраты, которые связаны с финансовым обеспечением материального производства и содержанием непроизводственной сферы; 2) По функциональному назначению − на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др. В составе расходов бюджета можно выделить текущие расходы и капитальные расходы в зависимости от их экономического содержания. Капитальные расходы бюджета − часть расходов бюджета, которая обеспечивает инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда входят статьи расходов, которые предназначены для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт. Текущие расходы бюджета − часть расходов бюджета, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, которые состоят на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование [6, с. 123-124]. Структура и динамика расходов федерального бюджета за 2009г. [11, с. 595], 2010г. [12, с. 428] и 2011г. [20] представлено в таблице 2 (данных за 2009 и 2010 гг. по статье "прочие расходы" и за 2011г. по статье "межбюджетные трансферты" не найдено).
Таблица 2 Структура и динамика расходов федерального бюджета за 2010-2012г.г. (млрд. руб.)
Итак, по этим данным проанализируем структуру и динамику расходов федерального бюджета за последние три года. В структуре расходов федерального бюджета за 2009г. (рис. 1) и 2010г. (рис. 2) наибольшую долю занимает статья расходов "межбюджетные трансферты". Это можно объяснить тем, что достижение устойчивых темпов экономического роста, проведение модернизации экономики, оказание социальной поддержки гражданам не может быть осуществлено без участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. И для осуществления этих целей органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходима прочная финансовая основа. Данная статья расходов за 2010г. увеличилась на 15,03%.
Рис 1. Структура расходов федерального бюджета за 2009г.
Также за 2009г. и 2010г. не последнее место занимает статья расходов "расходы на национальную экономику". Это является последствием кризиса 2008г. Бюджетная политика была ориентирована на послекризисное восстановлению экономики. Расходы по данной статье к 2010 году снизились на 25,93%. Можно сделать вывод, что экономика страны стабилизируется. Практически на одном уровне находятся "расходы на социальную политику". В 2010 году расходы по этой статье увеличились на 4,58%. Также не значительно изменились "расходы на национальную оборону", которые увеличились на 7,43%, "расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность", которые увеличились на 8,05% и расходы на общегосударственные вопросы", которые увеличились 4,07%. В общем расходы федерального бюджета к 2010 году увеличились на 4,73%.
Рис 2. Структура расходов федерального бюджета за 2010г.
В структуре расходов федерального бюджета за 2011г. (рис. 3) наибольшую долю занимают "расходы на социальную политику". Эта статья расходов оказывает огромное влияние на уровень жизни населения. Социальные расходы в 2011 году по отношению к 2010 году увеличились практически в 2,5 раза (на 148,16%). Это можно объяснить тем, что в последние годы бюджетная политика имеет социальную направленность. Т.е. бюджетное планирование ориентировано на увеличение уровня жизни населения. Также наблюдается значительное увеличение (на 46,41%) расходов "на национальную экономику". В статью расходов "на общегосударственные вопросы" включаются расходы на обслуживание государственного долга, которые являются особой статьей расходов. Так как общая доля "расходов на общегосударственные вопросы" в структуре незначительна на протяжении всех трех лет и наблюдается тенденция к снижению и, следовательно, расходы на обслуживание государственного долга также снижаются, то можно сказать, что у органов государственной власти остается больше средств для решения поставленных задач и выполнения своих функций.
Рис 3. Структура расходов федерального бюджета за 2011г.
Данная структура расходов федерального бюджета образовалась в результате проведения бюджетных реформ, направленных на увеличение финансирования социальной сферы. С 2005г. началось формирование новой бюджетной политики расходов федерального бюджета, ориентированной на последовательное улучшение уровня жизни населения, ликвидацию инфраструктурных барьеров социально-экономического развития страны, улучшения качества государственных и муниципальных услуг. Регулярное увеличение заработной платы в бюджетном секторе и пенсий значительно воздействует на сокращение масштабов бедности в стране. Именно по этой причине можно назвать федеральный бюджет социально ориентированным.
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бюджетная политика − направление экономической политики государства, которое связано с разработкой и использованием федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Бюджетная система, в общем, достаточно эффективно способствовала восстановлению экономики и стабильному выполнению социальных обязательств после кризиса 2008 года. Главной целью бюджетной политики государства на данном этапе является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно оказывать влияние на повышение реальных доходов и занятости населения, увеличение сбережений и имущества граждан, развитие рынка недвижимости. Под его прямой ответственностью - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, оказание услуг в сфере образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии общества, информации, досуге, обязательное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе - пенсионное и социальное обеспечение населения, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. Основой для решения поставленной цели является высокие темпы устойчивого экономического роста, которые обеспечивают создание новых рабочих мест, рост доходов населения, рост финансовых возможностей государства. Обеспечение обороноспособности и безопасности одно из необходимых условий для развития страны. Социальное развитие невозможно в стране, в которой граждане страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Так как постоянно растет разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф, растет долг государства, которое делает все для защиты граждан от этих угроз. В связи с этим в число основных направлений бюджетных расходов входят обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое перевооружение, создание высокопрофессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, пресечение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Важнейшей миссией социально ориентированного государства является создание условий для будущего развития страны. Люди должны иметь уверенность в завтрашнем дне, быть уверены в том, что их дети и внуки будут жить в процветающей стране, основу которой заложили их старшие поколения. Увеличение природного и научного потенциала, высокопрофессиональной системы образования, создание инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективное функционирование самого государства, борьба с коррупцией - это все необходимые условия для достижения этой цели. Весомый вклад должно оказать комплексное решение демографической проблемы. Достижение многих из поставленных целей определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, умением государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Весомый вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд обязанностей исполняется за счет государственных внебюджетных фондов. Не малую роль в реализации стратегических целей развития страны играет федеральный бюджет. Основные его параметры оказывают существенное влияние на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Именно по этой причине конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации. Бюджет 2012-2014 годов ориентирован на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны. Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, с помощью которого решаются задачи выхода на путь устойчивого послекризисного развития, создания условий для роста экономики, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ бюджетный расход финансовый политика В ходе выполнения курсовой работы я попыталась раскрыть социально-экономическую сущность федерального бюджета и провести анализ расходов его финансовых ресурсов. Для этого я рассмотрела принципы, на основе которых функционирует бюджетная система Российской Федерации, раскрыла функции федерального бюджета, изучила состав расходов федерального бюджета Российской Федерации и провела анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета за последние три года. По результатам анализа можно сделать следующие выводы: · Наблюдается общая тенденция увеличения расходов федерального бюджета; · Наблюдается тенденция к снижению расходов на общегосударственные вопросы; · Расходы на социальную политику выросли практически в 2,5 раза. Это объясняется тем, что в последние годы бюджетная политика имеет социальную направленность; · Наблюдается общая тенденция к увеличению расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, на национальную экономику. Это можно объяснить тем, что на улучшения качества жизни населения необходим стабильный рост экономики государства. Одним из условий э
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|