Психология личности учителя
Классификация знаний учителя. Профессиональ- ные психологические умения учителя. Классификация умений учителя. Профессиональные психологические умения учителя. Профессионально важные качества личности учителя. Структура профессионального са- мосознания. Динамика профессионального самосозна- ния. Стадии профессионального становления личнос- ти. Мотивы учения и мотивы профессиональной де- ятельности студентов. Их соотношение. Психоло- гическая готовность к труду учителя. Уровни психо- логической готовности к труду учителя. Система требований, определяющих этику отношений между учителем и учащимися. Любая деятельность требует знаний о способах ее выполнения и умений по практическому применению этих знаний. В литературе существует множество клас- сификаций знаний и умений учителя, однако все они либо чисто педагогические, либо психолого-педагоги- ческие, чисто психологических же практически нет,. Конечно, в практической деятельности трудно выде- лить знания или умения «в чистом виде принадлежно- сти к одной какой-то науке», но в теоретическом ана- лизе это вполне возможно, хотя в психологии встреча- ется редко. Например, Н.В. Кузьминой была предложена сле- дующая структура знаний учителя. Знание содержания деятельности (предмета). Знание правил осуществления деятельности (средств, форм и методов педагогического воздействия)., Знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятель- ности (той, что является предметом обучения — труд, общение, познание). Знание индивидуально-психологических особен- ностей учащихся. Знание достоинств и недостатков собственной
1 5 8 деятельности и личности.
Тема 12. Психология личности дчителя / / Далее Н.В. Кузьмина выделяет пять уровней пе- дагогической деятельности и соответствующие умения. Репродуктивный — педагог умеет пересказать другим то, что знает сам и так, как знает сам. Адаптивный — педагог умеет не только пере- дать информацию, но и трансформировать ее при- менительно к особенностям объекта, с которым имеет дело. Локально моделирующий — педагог умеет не только передать и трансформировать информацию, но моделировать систему знаний по отдельным во- просам. Системно моделирующий знания — педагог уме- ет моделировать систему деятельности, формирующей систему знаний по своему предмету. Системно моделирующий поведение — педагог умеет моделировать систему деятельности, формиру- ющей у учащихся черты личности. Каждый уровень включает в себя структуру уме- ний предыдущего уровня и их реконструирует. Структура умений, которыми должен обладать будущий учитель^ была разработана Е.И. Исаевым: — проанализировать педагогическую ситуацию и выделить в ней главную проблему; — поставить адекватную ситуации педагогиче- скую цель; — определить требуемое содержание для реали- зации поставленной цели; — отыскать методы, приемы, формы достижения поставленной цели, соответствующие психоло- гическим особенностям воспитуемых; — спланировать систему действий по достиже- нии поставленной цели; .— наметить критерии, показатели и основные этапы достижения требуемого результата; — создать мотивационно-пбтребностную основу урока или воспитательного мероприятия; — ввести учащихся в проблемную ситуацию, поставить учебную задачу; — руководить действиями учащихся по решению учебных задач, учитывая возрастные, социаль- 1 5 3
Раздел 4.. Психология педагогической деятельности и ев субъекта
но-психологические, индивидуальные особен- ности учащихся;
— построить педагогически целесообразное об- щение с учащикися, организовать коллектив- ные и индивидуальные формы учебной дея- тельности; — контролировать процесс достижения постав- ленной цели; — диагностировать трудности решения учебной задачи данным классом и отдельными учащи- мися; — корректировать при необходимости учебно- воспитательный процесс, оказывать помощь учащимся; — организовать действия учащихся по взаимоконт- ролю и самоконтролю; — оценивать деятельность учащихся и свою при- менительно к конкретно поставленным задачам и перспективам развития. Однако структура знаний, предложенная Н.В. Кузь- миной, представляет собой просто перечень необходи- мых учителю знаний, а структура умений, предложен- ная Е.И. Исаевым, — это скорее этапы осуществления учителем своей педагогической деятельности. Никаких устойчивых связей между компонентами этих структур здесь не наблюдается» а следовательно, как нам кажет- ся, считать вышепе/речисленные знания и умения структурами в строгом научном смысле нельзя. Анало- гичное явление__имеет место и в других работах. Несколько иной подход в американской психоло- гии. Там исследователи идут от личностей учителя и ученика, поэтому их структуры психологических зна- ний и умений учителя более психологичны. По мнению J.T. Gibson, компетентный учитель должен обладать следующими знаниями и умениями: — знание содержания предмета преподавания; — умение в применении психологических прин- ципов. бюда относятся: а) знания и умения по возрастной психологии; б) умения обучать и осознавать реакции учени- ков на действия учителя;
Тема 12. Психология личности учителя
в) знание и умение использовать индивидуаль- ные различия; — знание м умение использовать закономерности процесса «учение — обучение»; — умение приспосабливаться к новой ситуации, к неожиданным инновациям. В свою очередь H.W. Bernard выделяет следующих характеристики компетентных учителей: — имеет всегда прекрасное самочувствие, само- ощущение; > — имеет профессиональное вдохновение, пытает- ся сделать школу лучшим местом для учеников; — старается постоянно улучшать свою работу;
— психологически зрелый, то есть не показыва- ет своего раздражения, не «переходит на лич- ности»; — артистичен в выстраивании человеческих вза- имоотношений; — заботится о собственном профессиональном росте. Таким образом, все качества психологически ком- петентного учителя можно свести, по мнению H.W. Bernard, к двум базовым: — психологическй компетентные учителя осо- знают цели своей работы и работают с увле- чением; — психологически компетентные учителя уделя- ют много внимания и сил собственному совер- — шенстйованию.— Кроме общих структур умений учителя существу- ют частные структуры отдельных видов умений. На- пример, структура информационных умений учителя, предложенная Н.Д. Царевой. Она делит информаци- онные умения на три группы. 1. Умения, направленные на поиск информации. 2. Умения, направленные на дидактическое пре- образование информации. 3. Умения, направленные на адекватное сообще- ние информации учащимся. Нами в свое время проводилось исследование на выявление структуры психологической компетентно-
11 Педагогическая психология
Раздел 4. Психология педагогической деятельности и ее субъекта
сти учителя. Была опрошена большая группа работа- ющих учителей, которые определяли, какие знания и умения наиболее важны в их работе (именно психоло- гические знания и умения). В результате получилась следующая классификация. Знания: 1. О закономерностях формирования познаватель- ных психических процессов (восприятия, памя- ти, внимания, мышления, воображения). 2. Об особенностях темперамента и характера детей. 3. О формировании и развитии способностей.
стоянием. 5. О возрастных особенностях протекания познава- тельных психических процессов. 6. Об особенностях и закономерностях формирова- ния личности на каждом возрастном этапе. 7. О психологических закономерностях осуществ- ления индивидуального и дифференцированно- го подхода в обучении и воспитании. 8. О работе с «трудными» детьми. Умения: 1. Анализировать и изучать:
а) интересы и склонности учеников; б) положительные черты и недостатки учеников; в) сильные и слабые стороны учебной деятель- ности учеников. 2. Осуществлять индивидуальный и дифференци^ рованный подход к учащимся в процессе обуче- ния и воспитания. 3. Осуществлять учебную работу с учетом особен- ностей развития психических процессов учени- ков (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, эмоций, воли). 4. Выявлять и развивать способности. 5. Оказывать помощь школьнику в развитии его во- левых качеств, формировании его личности.
Тема 12. Психология личности учителя
6. Организовать внимание детей, быстро включать их в деятельность. 7. Строить процесс обучения и воспитания с уче- том возраста. 8. Применять разнообразные формы обучения (ин- дивидуальную, фронтальную, групповую) с уче- том психических особенностей класса и отдель- ных учащихся. 9. Устанавливать благоприятные взаимоотношения с учащимися. 10. Формировать и поддерживать доброжелательные отношения с родителями. 11. Улаживать конфликты. 12. Выслушать собеседника, стать на его место, взгля- нуть на проблему его глазами. 13. Найти психологически верный тон с каждым со- беседником. 14. Психологически грамотно выстраивать взаимо- отношения с классом и отдельными учащимися. 15. Развивать качества личности, необходимые для бесконфликтного общения. 16. Помогать учащимся в преодолении их трудностей в общении. 17. Управлять собственным психическим состоянием. 18. Вырабатывать самому и помогать учащимся в выработке рациональных способов умственной работы, организации своего времени. Надо сказать, что классификаций знаний и умений множество, но они в чем-то дублируют друг друга. Поэтому остановимся на рассмотренных. Даже из них видно, как много всего должен знать и уметь учитель. Каким же он сам при этом должен быть? Каковы его профессионально важные качества? В свое время Ф.Н. Гоноболин выделил 10 профес- сионально-личностных особенностей учителей: — способность понимать ученика; — способность доступно излагать материал;
Раздел 4. Исикология педагогической деятельности и ее субъекта
— способность убеждать людей; — организаторские способности; — педагогический такт; — способность к творческой работе; — способность быстро реагировать на педагоги- ческие ситуаци&^и гибко вести себя в них; — способность к данкрму предмету; — способность заинтересовать учащихся; — способностьпредвидетьрезультаты своей работы. Помимо этих 10 способностей Ф.Н. Гоноболин вы- деляет общие личностные свойства, которые обеспе- чивают эффективность педагогической деятельности. Это убежденность, целенаправленность, принципи-
альность. , Г. Райнс выделяет: а) благожелательное отношение к ученикам; б) ориентация на детей в обучении; в) высокое вербальное понимание; г) эмоциональная стабильность; д) интерес к контактам и открытость в общении; е) сердечность и доброжелательность; ж) ответственность и деловитость. Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская, в свою очередь, выделяют три группы качеств личности учителя. 1. Личностные свойства, которые так или иначе связаны с развитием у педагога эмпатии, то есть способности понимать внутренний мир другого человека (когнитивная сторона эмпатии) и про- никать в его чувства, откликаться на них и со- переживать с другим человеком (эмоциональная сторона эмпатии). 2. Способность к активному воздействию на уче- ника, динамизм личности. Проявляется в бо- гатстве внутренней энергией, инициативе и гибкости педагога, в разнообразии его воз- действий. 3. Эмоциональная устойчивость, способность «вла- деть собой».
Тема 1 2. Психология лично м учителя Эффективность педагогической деятельности, по мнению авторов, может быть достигнута только при развитом профессиональном самосознании учителя. Профессиональное самосознание учителя структури- руется из четырех элементов: 1) того, каким видит и оценивает себя учитель в на- стоящее время («актуальное Я»); 2) того, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»); 3) того, каким хотел бы стать учитель («идеальное Я»); 4) того, как, с точки зрения учителя, его рассмат- ривают и оценивают другие люди — коллеги, уча- щиеся (^рефлекс и в н о е Я»). Свои знания, умения, профессионально важные качества личности учитель применяет постоянно и на различных этапах педагогической деятельности. Таки- ми этапами являются: 1) творческая самонастройка на педагогическую деятельность; 2) педагогическая диагностика; 3) педагогическое прогнозирование; 4)целеобразование; 5) планирование; 6) осуществление, оценивание результатов и кор- рекция. Этапы эти едины для всех учителей, а вот какие знания, умения необходимы учителю, какие качества личности уместно проявить в той или иной ситуации, каждый учитель решает сам. В профессиональном становлении личности выде- ляют четыре стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессио- нальную адаптацию и частичную или полную реализа- цию личности в профессиональном труде. Формирование профессиональных намерений происходит еще в шкрле, и, как показывают многочис- ленные исследования (И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна,
Раздел 4.. Психология педагогической деятельности и ев субъекта
И.В. Дубровиной, ПН. Кругловой и др.), оно не всегда бывает адекватным интересам и способностям школь- ников, зачастую выбор специальности не продуман, поверхностен. Особенно это касается педвуза, куда не всегда поступают с желанием стать учителем. Содержанием последних трех стадий является формирование личностью отношения к себе как субъекту собственной профессиональной деятельно- сти. Именно эти этапы представляются наиболее важными как с точки зрения понимания основных механизмов и динамики становления личности, так и с точки зрения педагогического влияния на ее дальнейшую судьбу. Для того чтобы обучение в вузе было эффективным, у студентов должны быть сфор- мированы мотивы учеЦия. Г. Клаус выделяет два класса предпосылок учения — когнитивные и моти- вационные. При этом он исходит из положения о том, что учебная деятельность определяется, с одной сто- роны, тем, что человек уже ^нает и может, какими когнитивными предпосылками располагает, а с дру- гой — тем, хочет ли он учитьЫ, чем, для чего, поче- му и в какой степени,хочет овладеть. Поэтому автор различает когнитивную переменную способности к учению и мотиваццонную переменную установки к учению. / Как показывают исследований, у абсолютного большинства студентов наблюдаются более или менее устойчивые мотивы учебы. Вместе \с тем имеются и такие, у которых|существует негативное отношение к обучению в вузе! Причины этого различны, но наибо- лее общими являются следующие. 1 1. Несоответствие ранее существовавшего пред-, ставления о профессии тому, что студент встре- тил в вузе.; ' 2. Недостаточная подготовленность к систематиче- ской и напряженной учебной деятельности. 3. Стремлений перейти на другую'специальность. Однако чаще у студентов наблюдается отрицатель- ное отношение к\ отдельным учебным дисциплинам при общем положительном отношении к учебе.
Тема 12. Психология личности учителя
Очевидно, что для эффективности профессиональ- ного обучения должна формироваться мотивационная сфера, адекватная содержанию профессиональной подготовки и тем социальным условиям, в которых она протекает. Индикатором же динамики мотивационной сфе- ры личности в процессе профессиональной подготов- ки может служить динамика соотношения образа «Я» и образа идеального профессионала, степень их бли- зости. Чем ближе собственйый образ студента к иде- альному образу профессионала, тем увереннее он в своих силах, тем выше его мотивация работать по специальности. Другое дело, что эта идентификация не всегда адекватна, но даже в таком виде она полезна начинающему учителю. Были выявлены две группы причин, которые за- ставляют студента колебаться в правильности избран- ной профессии. К причинам первой группы относятся низкие оценки своих способностей. К причинам вто- рой группы относятся трудности объективного харак- тера, часто сопутствующие педагогической профессии (трудность работы, загруженность учителей, необхо- димость большой работы дома). Для процесса профессионального становления личности будущего учителя характерно непрерывное взаимодействие объективных и субъективных факто- ров, в процессе которого в структуре личности сту- дента формируется внутренняя психологическая готов- ность к будущей педагогической деятельности. Психологическая готовность — это психическое состояние личности, выражающееся в способности Принимать самостоятельные решения при возникно- вении сложных профессиональных задач, оценивать свои возможности в их соотношении с предстоящи- ми трудностями и достижениями определенных ре- зультатов. Выделяют психологическую готовность в широ- ком и узком смысле слова. В широком смысле сло- ва — это профессионально-педагогическая направ- ленность личности, склонность заниматься педаго- гической деятельностью. В специальном, узком
Раздел 4.. Психология педагогической деятельности и ев субъекта
смысле — знание психологии и умение применять •эти знания'на практике. И наконец, выделяют три уровня психологической готовности. Нйзкий уровень — внешние мотивы выбора про- фессии, отношение к учению каюк очередной ступе- ни п/овышения образования, усвоение знаний носит в основном репродуктивный характер, особого инте- реса к специальным дисциплинам не проявляют, к решению педагогических задач безразличны, мало читают психолого-педагогической литературы, практическая работа с детьми оставляет равнодуш- ными; Самооценка завышена, рефлексивность невы- сокая. После практики нередко хотят сменить про- фессию. Средний уровень — наличие профессиональных интересов, но склонность больше к учебной работе, чем к воспитательной, поэтому учебная деятельность носит профессиональную направленность, хотя при этом про- является недостаточная компетентность. Решение педа- гогических задач шаблонное, мышление негибкое, само- анализ затруднен, самооценка нередко заниженная. Достаточный уровень — положительное отноше- ние к педагогической деятельности и воспитательной работе, с интересом относятся к педпрактике, прояв- ляют самостоятельность и творчество в решении пе- дагогических задач, участвуют в научной работе, мно- го читают психолого-педагогической литературы. Самооценка объективна и критична. В процессе осуществления любой деятельности человек совершенствует свои знания и умения, стано- вится профессионалом. Становление профессионализ- ма личности является предметом изучения молодой, но интенсивно разрабатываемой науки — акмеологии. Акмеология возникла на стыке естественных, обще- ственных и гуманитарных дисциплин. Она изучает закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. В акмеологии ч^релость не отождествляется со взрослостью, наоборот, эти категории разводятся.
Тема 12. Психология личности учителя
С акмеодогическои точки зрения зрелость лично- сти — более масштабная категория, подразумеваю- щая преимущественное/развитие морально-нрав- ственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается высокой ответственно- стью, заботой о,других людях, социальной активно- стью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достиже- ниями и эффективной самореализацией. Не всякого взрослого человека можно назвать по-настоящему зрелой личностью. Именно поэтому в акмеологиче- ском понимании ступень зрелости, а тем более вер- шина зрелости — АКМЕ — рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физи- ческом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития. Объектом акмеологии является прогрессивно раз- вивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии. Предметом акмеологии являются процессы, зако- номерности и механизмы совершенствования челове- ка как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии. В современной акмеологии разрабатывается ряд научных направлений. Одним из наиболее разрабо- танных направлений прикладной акмеологии являет- ся педагогическая акмеология — наука о путях дос- тижения профессионализма в труде педагогу. Исто- ками педагогической акмеологии являются труды Н.В. Кузьминой и ее научной школы. Предметная об- ласть педагогической акмеологии широка. Сегодня в
Раздел 4.. Психология педагогической деятельности и ев субъекта
ней на передний ^план вышли стороны и уровни про- фессионализма педагога, а также условия и законо- мерности достижения вершин профессиональной зрелости личности педагога. В то же время в ее пред- метную область входят: а) закономерности и механизмы достижения вер- шин не только индивидуальной, но и коллек- тивной деятельности, связанной с решением педагогических задач; б) мотивы профессиональных достижений в пе- дагогическое деятельности; в) траектории достижения профессионализма в области педагогики. Педагогическая акмеология способствует дости- жению педагогом вершин профессионализма, прояв- ляющегося не только в высокой результативности деятельности, но и в следующем: — в гуманистической ориентации на развитие личности, обучающихся средствами отдельных учебных предметов; — в выборе педагогом способов своей деятельно- сти с учетом мотивов, ценностных ориентаций, целей учащихся; — в подготовке учащихся к следующим этапам педагогического маршрута. В акмеологическом понимании педагогический профессионализм рассматривается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продук- тивность педагогической деятельности, ее гуманисти- ческую направленность. Педагогическая акмеология выявляет уровни и этапы профессионализма деятельности и зрелости лич- ности педагога. Основными из них являются уровни: 1) овладения профессией; 2) педагогического мастерства; 3) самоактуализации педагога в профессии; 4) педагогического творчества. На высоких уровнях профессионализма педагог проявляет себя следующим образом:
Тема 12. Психология личности учителя
а) эрудит; б) специалист по призванию; в) мастер; г) диагност; д) гуманист; е) самодиагност; ж) новатор; з) участник педагогического сотрудничества; и) исследователь, освоивший акмеологические тех- нологии перехода от одного уровня профессио- на лизма и-зрелости к другому— В настоящее время уже разработаны акмеологи- ческие описания и первые варианты акмеограмм пе- дагогов, которые находят все большее практическое применение. Поскольку деятельность педагога относится к классам «человек — человек», «человек — коллектив», стержневой составной частью профессиональной ком- петентности педагога является психологическая ком- петентность. Психологическая компетентность, в свою очередь, включает: социально-перцептивную, аутопси- хологическую, коммуникативную, психолого-педагоги- ческую компетентность. В основе социально-психологической компетент- ности лежат такие свойства, как проницательность и наблюдательность. Они позволяют точно воспринимать, понимать и оценивать другого человека. Аугопсихоло- гическая компетентность — это готовность и способ- ность личности к целенаправленной психической ра- боте по изменению собственных свойств, поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профессионального развития. От ее уровня зависят качества самоанализа, адекватность самооцен- ки, уровень саморегуляции, самоэффективность, что так необходимо учителю. Коммуникативная компетентность подразумевает знания и умения по предвосхищению конфликтов, налаживанию взаимоотношений с людь- ми разных возрастов и типов личности. И наконец, пси-
Раздел 4.. Психология педагогической ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ев субъекта
холого-педагогическая компетентность — это совокуп- ность психологических и педагогических знаний и уме- ний, позволяющих педагогу эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Все эти виды компетентности начинают форми- роваться в студенческие годы, но активно развива- ются, безусловно, в процессе педагогической дея- тельности. Выполнение профессиональных задач препода- вателя предполагает наличие определенных нрав- ственно-психологических качеств, поступков, а так- же включение его в определенные нравственные отношения. Существует система требований, кото- рые в своей совокупности должны определять этику отношений между преподавателями и учащимися и сводятся к следующему. 1. Уровень этической культуры, который предусмат- ривает уважение преподавателя к учащимся, зна- ние их не только как обучающихся, но и как лю- дей. Отношения должны носить не только офици- альный, деловой характер, но и товарищеский, дружеский. Это удается тем преподавателям, ко- торые умеют правильно соотносить уровень сво- его нравственного сознания с уровнем этого со- знания у своих воспитанников. 2. Уважение к личности ученика предполагает не только знание его как человека, но и товарище- скую^" поддержку и развитие наиболее ценных качеств, а также обоснованную требовательность педагога к учащемуся, поддерживаемую верой в его возможности. 3. Педкгог должен правильно видеть, понимать са- мооценку учащегося, постоянно повышать его уровень притязаний как личности. 4. Самокритичность преподавателя, признание не- обходимости корректировок своих действий. 5. У м е н и ёчв и деть себя со стороны. 6. Во всей системе отношений преподавателя и уча- щегося должно доминировать правильное соответ- ствие между педагогической тактикой и тактом.
Тема 12. Психология личности учителя
Нарушение каждого из перечисленных требова- ний приводит к конфликтным ситуациям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|