Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология личности учителя

 

Классификация знаний учителя. Профессиональ- ные психологические умения учителя. Классификация умений учителя. Профессиональные психологические умения учителя. Профессионально важные качества личности учителя. Структура профессионального са- мосознания. Динамика профессионального самосозна- ния. Стадии профессионального становления личнос- ти. Мотивы учения и мотивы профессиональной де- ятельности студентов. Их соотношение. Психоло- гическая готовность к труду учителя. Уровни психо- логической готовности к труду учителя. Система требований, определяющих этику отношений между учителем и учащимися.

Любая деятельность требует знаний о способах ее выполнения и умений по практическому применению этих знаний. В литературе существует множество клас- сификаций знаний и умений учителя, однако все они либо чисто педагогические, либо психолого-педагоги- ческие, чисто психологических же практически нет,. Конечно, в практической деятельности трудно выде- лить знания или умения «в чистом виде принадлежно- сти к одной какой-то науке», но в теоретическом ана- лизе это вполне возможно, хотя в психологии встреча- ется редко.

Например, Н.В. Кузьминой была предложена сле- дующая структура знаний учителя.

Знание содержания деятельности (предмета).

Знание правил осуществления деятельности (средств, форм и методов педагогического воздействия).,

Знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятель- ности (той, что является предметом обучения — труд, общение, познание).

Знание индивидуально-психологических особен- ностей учащихся.

Знание достоинств и недостатков собственной

1 5 8 деятельности и личности.


 

Тема 12. Психология личности дчителя

/

/ Далее Н.В. Кузьмина выделяет пять уровней пе- дагогической деятельности и соответствующие умения.

Репродуктивный — педагог умеет пересказать другим то, что знает сам и так, как знает сам.

Адаптивный — педагог умеет не только пере- дать информацию, но и трансформировать ее при- менительно к особенностям объекта, с которым имеет дело.

Локально моделирующий — педагог умеет не только передать и трансформировать информацию, но моделировать систему знаний по отдельным во- просам.

Системно моделирующий знания — педагог уме- ет моделировать систему деятельности, формирующей систему знаний по своему предмету.

Системно моделирующий поведение — педагог умеет моделировать систему деятельности, формиру- ющей у учащихся черты личности.

Каждый уровень включает в себя структуру уме- ний предыдущего уровня и их реконструирует.

Структура умений, которыми должен обладать будущий учитель^ была разработана Е.И. Исаевым:

— проанализировать педагогическую ситуацию и выделить в ней главную проблему;

— поставить адекватную ситуации педагогиче- скую цель;

— определить требуемое содержание для реали- зации поставленной цели;

— отыскать методы, приемы, формы достижения поставленной цели, соответствующие психоло- гическим особенностям воспитуемых;

— спланировать систему действий по достиже- нии поставленной цели;

.— наметить критерии, показатели и основные этапы достижения требуемого результата;

— создать мотивационно-пбтребностную основу урока или воспитательного мероприятия;

— ввести учащихся в проблемную ситуацию, поставить учебную задачу;

— руководить действиями учащихся по решению учебных задач, учитывая возрастные, социаль- 1 5 3


 

 

Раздел 4.. Психология педагогической деятельности и ев субъекта

 

но-психологические, индивидуальные особен- ности учащихся;

— построить педагогически целесообразное об- щение с учащикися, организовать коллектив- ные и индивидуальные формы учебной дея- тельности;

— контролировать процесс достижения постав- ленной цели;

— диагностировать трудности решения учебной задачи данным классом и отдельными учащи- мися;

— корректировать при необходимости учебно- воспитательный процесс, оказывать помощь учащимся;

— организовать действия учащихся по взаимоконт- ролю и самоконтролю;

— оценивать деятельность учащихся и свою при- менительно к конкретно поставленным задачам и перспективам развития.

Однако структура знаний, предложенная Н.В. Кузь- миной, представляет собой просто перечень необходи- мых учителю знаний, а структура умений, предложен- ная Е.И. Исаевым, — это скорее этапы осуществления учителем своей педагогической деятельности. Никаких устойчивых связей между компонентами этих структур здесь не наблюдается» а следовательно, как нам кажет- ся, считать вышепе/речисленные знания и умения структурами в строгом научном смысле нельзя. Анало- гичное явление__имеет место и в других работах.

Несколько иной подход в американской психоло- гии. Там исследователи идут от личностей учителя и ученика, поэтому их структуры психологических зна- ний и умений учителя более психологичны.

По мнению J.T. Gibson, компетентный учитель должен обладать следующими знаниями и умениями:

— знание содержания предмета преподавания;

— умение в применении психологических прин- ципов. бюда относятся:

а) знания и умения по возрастной психологии; б) умения обучать и осознавать реакции учени-

ков на действия учителя;


 

 

Тема 12. Психология личности учителя

 

в) знание и умение использовать индивидуаль- ные различия;

— знание м умение использовать закономерности процесса «учение — обучение»;

— умение приспосабливаться к новой ситуации, к неожиданным инновациям.

В свою очередь H.W. Bernard выделяет следующих характеристики компетентных учителей:

— имеет всегда прекрасное самочувствие, само- ощущение; >

— имеет профессиональное вдохновение, пытает- ся сделать школу лучшим местом для учеников;

— старается постоянно улучшать свою работу;

— психологически зрелый, то есть не показыва- ет своего раздражения, не «переходит на лич- ности»;

— артистичен в выстраивании человеческих вза- имоотношений;

— заботится о собственном профессиональном росте.

Таким образом, все качества психологически ком- петентного учителя можно свести, по мнению

H.W. Bernard, к двум базовым:

— психологическй компетентные учителя осо- знают цели своей работы и работают с увле- чением;

— психологически компетентные учителя уделя- ют много внимания и сил собственному совер-

— шенстйованию.—

Кроме общих структур умений учителя существу- ют частные структуры отдельных видов умений. На- пример, структура информационных умений учителя, предложенная Н.Д. Царевой. Она делит информаци- онные умения на три группы.

1. Умения, направленные на поиск информации.

2. Умения, направленные на дидактическое пре- образование информации.

3. Умения, направленные на адекватное сообще- ние информации учащимся.

Нами в свое время проводилось исследование на выявление структуры психологической компетентно-

 

11 Педагогическая психология


 

Раздел 4. Психология педагогической деятельности и ее субъекта

 

сти учителя. Была опрошена большая группа работа- ющих учителей, которые определяли, какие знания и умения наиболее важны в их работе (именно психоло- гические знания и умения). В результате получилась следующая классификация.

Знания:

1. О закономерностях формирования познаватель- ных психических процессов (восприятия, памя- ти, внимания, мышления, воображения).

2. Об особенностях темперамента и характера детей.

3. О формировании и развитии способностей.

 

стоянием.

5. О возрастных особенностях протекания познава- тельных психических процессов.

6. Об особенностях и закономерностях формирова- ния личности на каждом возрастном этапе.

7. О психологических закономерностях осуществ- ления индивидуального и дифференцированно- го подхода в обучении и воспитании.

8. О работе с «трудными» детьми.

Умения:

1. Анализировать и изучать:

а) интересы и склонности учеников;

б) положительные черты и недостатки учеников; в) сильные и слабые стороны учебной деятель-

ности учеников.

2. Осуществлять индивидуальный и дифференци^ рованный подход к учащимся в процессе обуче- ния и воспитания.

3. Осуществлять учебную работу с учетом особен- ностей развития психических процессов учени- ков (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, эмоций, воли).

4. Выявлять и развивать способности.

5. Оказывать помощь школьнику в развитии его во- левых качеств, формировании его личности.


 

Тема 12. Психология личности учителя

 

6. Организовать внимание детей, быстро включать их в деятельность.

7. Строить процесс обучения и воспитания с уче- том возраста.

8. Применять разнообразные формы обучения (ин- дивидуальную, фронтальную, групповую) с уче- том психических особенностей класса и отдель- ных учащихся.

9. Устанавливать благоприятные взаимоотношения с учащимися.

10. Формировать и поддерживать доброжелательные отношения с родителями.

11. Улаживать конфликты.

12. Выслушать собеседника, стать на его место, взгля- нуть на проблему его глазами.

13. Найти психологически верный тон с каждым со- беседником.

14. Психологически грамотно выстраивать взаимо- отношения с классом и отдельными учащимися.

15. Развивать качества личности, необходимые для бесконфликтного общения.

16. Помогать учащимся в преодолении их трудностей в общении.

17. Управлять собственным психическим состоянием.

18. Вырабатывать самому и помогать учащимся в выработке рациональных способов умственной работы, организации своего времени.

Надо сказать, что классификаций знаний и умений множество, но они в чем-то дублируют друг друга. Поэтому остановимся на рассмотренных. Даже из них видно, как много всего должен знать и уметь учитель. Каким же он сам при этом должен быть? Каковы его профессионально важные качества?

В свое время Ф.Н. Гоноболин выделил 10 профес- сионально-личностных особенностей учителей:

— способность понимать ученика;

— способность доступно излагать материал;


 

Раздел 4. Исикология педагогической деятельности и ее субъекта

 

— способность убеждать людей;

— организаторские способности;

— педагогический такт;

— способность к творческой работе;

— способность быстро реагировать на педагоги- ческие ситуаци&^и гибко вести себя в них;

— способность к данкрму предмету;

— способность заинтересовать учащихся;

— способностьпредвидетьрезультаты своей работы. Помимо этих 10 способностей Ф.Н. Гоноболин вы- деляет общие личностные свойства, которые обеспе- чивают эффективность педагогической деятельности. Это убежденность, целенаправленность, принципи-

альность.

, Г. Райнс выделяет:

а) благожелательное отношение к ученикам; б) ориентация на детей в обучении;

в) высокое вербальное понимание; г) эмоциональная стабильность;

д) интерес к контактам и открытость в общении; е) сердечность и доброжелательность;

ж) ответственность и деловитость.

Ю.Н. Кулюткин и Г.С. Сухобская, в свою очередь, выделяют три группы качеств личности учителя.

1. Личностные свойства, которые так или иначе связаны с развитием у педагога эмпатии, то есть способности понимать внутренний мир другого человека (когнитивная сторона эмпатии) и про- никать в его чувства, откликаться на них и со- переживать с другим человеком (эмоциональная сторона эмпатии).

2. Способность к активному воздействию на уче- ника, динамизм личности. Проявляется в бо- гатстве внутренней энергией, инициативе и гибкости педагога, в разнообразии его воз- действий.

3. Эмоциональная устойчивость, способность «вла- деть собой».


 

Тема 1 2. Психология лично м учителя

Эффективность педагогической деятельности, по мнению авторов, может быть достигнута только при развитом профессиональном самосознании учителя. Профессиональное самосознание учителя структури- руется из четырех элементов:

1) того, каким видит и оценивает себя учитель в на- стоящее время («актуальное Я»);

2) того, каким себя видит и оценивает учитель по отношению к начальным этапам работы в школе («ретроспективное Я»);

3) того, каким хотел бы стать учитель («идеальное Я»);

4) того, как, с точки зрения учителя, его рассмат- ривают и оценивают другие люди — коллеги, уча- щиеся (^рефлекс и в н о е Я»).

Свои знания, умения, профессионально важные качества личности учитель применяет постоянно и на различных этапах педагогической деятельности. Таки- ми этапами являются:

1) творческая самонастройка на педагогическую деятельность;

2) педагогическая диагностика;

3) педагогическое прогнозирование; 4)целеобразование;

5) планирование;

6) осуществление, оценивание результатов и кор- рекция.

Этапы эти едины для всех учителей, а вот какие знания, умения необходимы учителю, какие качества личности уместно проявить в той или иной ситуации, каждый учитель решает сам.

В профессиональном становлении личности выде- ляют четыре стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессио- нальную адаптацию и частичную или полную реализа- цию личности в профессиональном труде.

Формирование профессиональных намерений происходит еще в шкрле, и, как показывают многочис- ленные исследования (И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна,


 

 

Раздел 4.. Психология педагогической деятельности и ев субъекта

 

И.В. Дубровиной, ПН. Кругловой и др.), оно не всегда бывает адекватным интересам и способностям школь- ников, зачастую выбор специальности не продуман, поверхностен. Особенно это касается педвуза, куда не всегда поступают с желанием стать учителем.

Содержанием последних трех стадий является формирование личностью отношения к себе как субъекту собственной профессиональной деятельно- сти. Именно эти этапы представляются наиболее важными как с точки зрения понимания основных механизмов и динамики становления личности, так и с точки зрения педагогического влияния на ее дальнейшую судьбу. Для того чтобы обучение в вузе было эффективным, у студентов должны быть сфор- мированы мотивы учеЦия. Г. Клаус выделяет два класса предпосылок учения — когнитивные и моти- вационные. При этом он исходит из положения о том, что учебная деятельность определяется, с одной сто- роны, тем, что человек уже ^нает и может, какими когнитивными предпосылками располагает, а с дру- гой — тем, хочет ли он учитьЫ, чем, для чего, поче- му и в какой степени,хочет овладеть. Поэтому автор различает когнитивную переменную способности к учению и мотиваццонную переменную установки к учению. /

Как показывают исследований, у абсолютного большинства студентов наблюдаются более или менее устойчивые мотивы учебы. Вместе \с тем имеются и такие, у которых|существует негативное отношение к обучению в вузе! Причины этого различны, но наибо- лее общими являются следующие. 1

1. Несоответствие ранее существовавшего пред-, ставления о профессии тому, что студент встре- тил в вузе.; '

2. Недостаточная подготовленность к систематиче- ской и напряженной учебной деятельности.

3. Стремлений перейти на другую'специальность. Однако чаще у студентов наблюдается отрицатель-

ное отношение к\ отдельным учебным дисциплинам при общем положительном отношении к учебе.


 

 

Тема 12. Психология личности учителя

 

Очевидно, что для эффективности профессиональ- ного обучения должна формироваться мотивационная сфера, адекватная содержанию профессиональной подготовки и тем социальным условиям, в которых она протекает.

Индикатором же динамики мотивационной сфе- ры личности в процессе профессиональной подготов- ки может служить динамика соотношения образа «Я» и образа идеального профессионала, степень их бли- зости. Чем ближе собственйый образ студента к иде- альному образу профессионала, тем увереннее он в своих силах, тем выше его мотивация работать по специальности. Другое дело, что эта идентификация не всегда адекватна, но даже в таком виде она полезна начинающему учителю.

Были выявлены две группы причин, которые за- ставляют студента колебаться в правильности избран- ной профессии. К причинам первой группы относятся низкие оценки своих способностей. К причинам вто- рой группы относятся трудности объективного харак- тера, часто сопутствующие педагогической профессии (трудность работы, загруженность учителей, необхо- димость большой работы дома).

Для процесса профессионального становления личности будущего учителя характерно непрерывное взаимодействие объективных и субъективных факто- ров, в процессе которого в структуре личности сту- дента формируется внутренняя психологическая готов- ность к будущей педагогической деятельности.

Психологическая готовность — это психическое состояние личности, выражающееся в способности Принимать самостоятельные решения при возникно- вении сложных профессиональных задач, оценивать свои возможности в их соотношении с предстоящи- ми трудностями и достижениями определенных ре- зультатов.

Выделяют психологическую готовность в широ- ком и узком смысле слова. В широком смысле сло- ва — это профессионально-педагогическая направ- ленность личности, склонность заниматься педаго- гической деятельностью. В специальном, узком


 

 

Раздел 4.. Психология педагогической деятельности и ев субъекта

 

смысле — знание психологии и умение применять

•эти знания'на практике.

И наконец, выделяют три уровня психологической готовности.

Нйзкий уровень — внешние мотивы выбора про- фессии, отношение к учению каюк очередной ступе- ни п/овышения образования, усвоение знаний носит в основном репродуктивный характер, особого инте- реса к специальным дисциплинам не проявляют, к решению педагогических задач безразличны, мало читают психолого-педагогической литературы, практическая работа с детьми оставляет равнодуш- ными; Самооценка завышена, рефлексивность невы- сокая. После практики нередко хотят сменить про- фессию.

Средний уровень — наличие профессиональных интересов, но склонность больше к учебной работе, чем к воспитательной, поэтому учебная деятельность носит профессиональную направленность, хотя при этом про- является недостаточная компетентность. Решение педа- гогических задач шаблонное, мышление негибкое, само- анализ затруднен, самооценка нередко заниженная.

Достаточный уровень — положительное отноше- ние к педагогической деятельности и воспитательной работе, с интересом относятся к педпрактике, прояв- ляют самостоятельность и творчество в решении пе- дагогических задач, участвуют в научной работе, мно- го читают психолого-педагогической литературы. Самооценка объективна и критична.

В процессе осуществления любой деятельности человек совершенствует свои знания и умения, стано- вится профессионалом. Становление профессионализ- ма личности является предметом изучения молодой, но интенсивно разрабатываемой науки — акмеологии. Акмеология возникла на стыке естественных, обще- ственных и гуманитарных дисциплин. Она изучает закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

В акмеологии ч^релость не отождествляется со взрослостью, наоборот, эти категории разводятся.


 

 

Тема 12. Психология личности учителя

 

С акмеодогическои точки зрения зрелость лично- сти — более масштабная категория, подразумеваю- щая преимущественное/развитие морально-нрав- ственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается высокой ответственно- стью, заботой о,других людях, социальной активно- стью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достиже- ниями и эффективной самореализацией. Не всякого взрослого человека можно назвать по-настоящему зрелой личностью. Именно поэтому в акмеологиче- ском понимании ступень зрелости, а тем более вер- шина зрелости — АКМЕ — рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями.

Целью акмеологии является совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физи- ческом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Объектом акмеологии является прогрессивно раз- вивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональной деятельности и достигающая вершины в своем развитии.

Предметом акмеологии являются процессы, зако- номерности и механизмы совершенствования челове- ка как индивида, индивидуальности, субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, общении, приводящие к оптимальным путям самореализации, достижению вершин в развитии.

В современной акмеологии разрабатывается ряд научных направлений. Одним из наиболее разрабо- танных направлений прикладной акмеологии являет- ся педагогическая акмеология — наука о путях дос- тижения профессионализма в труде педагогу. Исто- ками педагогической акмеологии являются труды Н.В. Кузьминой и ее научной школы. Предметная об- ласть педагогической акмеологии широка. Сегодня в


 

 

Раздел 4.. Психология педагогической деятельности и ев субъекта

 

ней на передний ^план вышли стороны и уровни про- фессионализма педагога, а также условия и законо- мерности достижения вершин профессиональной зрелости личности педагога. В то же время в ее пред- метную область входят:

а) закономерности и механизмы достижения вер- шин не только индивидуальной, но и коллек- тивной деятельности, связанной с решением педагогических задач;

б) мотивы профессиональных достижений в пе- дагогическое деятельности;

в) траектории достижения профессионализма в области педагогики.

Педагогическая акмеология способствует дости- жению педагогом вершин профессионализма, прояв- ляющегося не только в высокой результативности деятельности, но и в следующем:

— в гуманистической ориентации на развитие личности, обучающихся средствами отдельных учебных предметов;

— в выборе педагогом способов своей деятельно- сти с учетом мотивов, ценностных ориентаций, целей учащихся;

— в подготовке учащихся к следующим этапам педагогического маршрута.

В акмеологическом понимании педагогический профессионализм рассматривается как устойчивые свойства субъекта, обеспечивающие высокую продук- тивность педагогической деятельности, ее гуманисти- ческую направленность.

Педагогическая акмеология выявляет уровни и этапы профессионализма деятельности и зрелости лич- ности педагога. Основными из них являются уровни:

1) овладения профессией;

2) педагогического мастерства;

3) самоактуализации педагога в профессии;

4) педагогического творчества.

На высоких уровнях профессионализма педагог проявляет себя следующим образом:


 

 

Тема 12. Психология личности учителя

 

а) эрудит;

б) специалист по призванию; в) мастер;

г) диагност; д) гуманист;

е) самодиагност; ж) новатор;

з) участник педагогического сотрудничества;

и) исследователь, освоивший акмеологические тех- нологии перехода от одного уровня профессио- на лизма и-зрелости к другому—

В настоящее время уже разработаны акмеологи- ческие описания и первые варианты акмеограмм пе- дагогов, которые находят все большее практическое применение.

Поскольку деятельность педагога относится к классам «человек — человек», «человек — коллектив», стержневой составной частью профессиональной ком- петентности педагога является психологическая ком- петентность. Психологическая компетентность, в свою очередь, включает: социально-перцептивную, аутопси- хологическую, коммуникативную, психолого-педагоги- ческую компетентность.

В основе социально-психологической компетент- ности лежат такие свойства, как проницательность и наблюдательность. Они позволяют точно воспринимать, понимать и оценивать другого человека. Аугопсихоло- гическая компетентность — это готовность и способ- ность личности к целенаправленной психической ра- боте по изменению собственных свойств, поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профессионального развития. От ее уровня зависят качества самоанализа, адекватность самооцен- ки, уровень саморегуляции, самоэффективность, что так необходимо учителю. Коммуникативная компетентность подразумевает знания и умения по предвосхищению конфликтов, налаживанию взаимоотношений с людь- ми разных возрастов и типов личности. И наконец, пси-


 

 

Раздел 4.. Психология педагогической ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ев субъекта

 

холого-педагогическая компетентность — это совокуп- ность психологических и педагогических знаний и уме- ний, позволяющих педагогу эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Все эти виды компетентности начинают форми- роваться в студенческие годы, но активно развива- ются, безусловно, в процессе педагогической дея- тельности.

Выполнение профессиональных задач препода- вателя предполагает наличие определенных нрав- ственно-психологических качеств, поступков, а так- же включение его в определенные нравственные отношения. Существует система требований, кото- рые в своей совокупности должны определять этику отношений между преподавателями и учащимися и сводятся к следующему.

1. Уровень этической культуры, который предусмат- ривает уважение преподавателя к учащимся, зна- ние их не только как обучающихся, но и как лю- дей. Отношения должны носить не только офици- альный, деловой характер, но и товарищеский, дружеский. Это удается тем преподавателям, ко- торые умеют правильно соотносить уровень сво- его нравственного сознания с уровнем этого со- знания у своих воспитанников.

2. Уважение к личности ученика предполагает не только знание его как человека, но и товарище- скую^" поддержку и развитие наиболее ценных качеств, а также обоснованную требовательность педагога к учащемуся, поддерживаемую верой в его возможности.

3. Педкгог должен правильно видеть, понимать са- мооценку учащегося, постоянно повышать его уровень притязаний как личности.

4. Самокритичность преподавателя, признание не- обходимости корректировок своих действий.

5. У м е н и ёчв и деть себя со стороны.

6. Во всей системе отношений преподавателя и уча- щегося должно доминировать правильное соответ- ствие между педагогической тактикой и тактом.

 

 

Тема 12. Психология личности учителя

 

Нарушение каждого из перечисленных требова- ний приводит к конфликтным ситуациям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...