Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История и обществознание – 2ПДОпб- 14

Практические занятия для студентов первого курса

Специальность:

История- 2Иб-11

История и обществознание – 2ПДОпб- 14

 

Учебно-методическое пособие

 

Череповец

 

 

Занятие №1

 

Общая характеристика психологии как науки

 

Вопросы для обсуждения

 

 

1. Психология как область человеческого знания. Психологическое знание и его особенности (источники психологических знаний, их виды, особенности проявления, роль в жизни человека).

2. Психология как наука (предпосылки становления психологии как самостоятельной науки, признаки научной психологии, предмет психологии, феноменология проявлений психических явлений).

3. Психика как предмет психологии, ее основные характеристики (определение психики, роль психики, структура психических явлений, основные категории и понятия психологии).

4. Основные направления и отрасли современной психологии

5. Методы современной психологии.

 

Основные понятия: знание, наука, объект науки, предмет науки, житейская психология, научная психология, поп-психология, парапсихология, общая психология, фундаментальная психология, прикладная психология, психика, метод, методология, методика, наблюдение, эксперимент, тест, беседа, анкета. опросник.

 

 

Литература

 

Основная

1.Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 448 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-9765-0705-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315 2.Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. - Москва: ИЦ "Академия", 2010. - 382 с. - (Высшее профессиональное образование: Педагогические специальности). - Библиогр.: с.378 - 379. - ISBN 978-5-7695-5702-6.

 

Дополнительная литература

1.Общая психология: в 7 т.: учебник для вузов. Т.1. Введение в психологию / Е.Е. Соколова; под ред. Б.С. Братуся. - 3-е изд. - Москва: ИЦ "Академия", 2008. - 352 с. - (Университетский учебник по психологии). - Библиогр.: с.337 - 341. - ISBN 978-5-7695-5631-9 ((Т.1)). - ISBN 978-5-7695-2051-8.

2.Штейнмец, А.Э. Общая психология: учебное пособие для вузов. - Москва: ИЦ "Академия", 2006. - 283 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: С.274-280. - ISBN 5-7695-2678-5.

3.Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / Маклаков А.Г. - СПб.: Питер, 2005. - 582 с.: ил. - (Учебник нового века). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-272-

4. Общая психология: В7 томах / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1 Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., Издательский центр «Академия», 2005. Гл. 1 с. 10-29, гл. 2 с.50-68.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2008. С. 9-22.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, М., 2013.Гл.2

 

Практические задания (письменно).

1. Известно, что своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Вероятно, что слово «психология» произошло от имени греческой богини Психеи. Кому, как вы думаете, покровительствовала богиня Психея? Символом чего она является?

2. Составьте эссе (краткое рассуждение) на тему «Что такое душа?»

3. Подберите как можно больше пословиц и поговорок, содержащих, на ваш взгляд, психологический смысл.

 

Вопросы для размышления

 

1. Гарантирует ли научный подход наиболее эффективное продвижение человека в познании психики? Если да, то чем это обосновано.

2. Согласны ли вы с утверждением известного отечественного психолога А.Н. Леонтьева о том» что 21 век станет веком психологии»? Обоснуйте свой ответ.

3. Известно крайне негативное отношение к психологии выдающихся знатоков человеческой души А.С.Макаренко и Ф.М. Достоевского. Чем это можно объяснить на ваш взгляд?

4. Возможно ли считать современную психологию наукой о душе?

5. Есть ли душа у животных?

 

Задачи и упражнения

 

 

1. Выберите правильные суждения о психологии и объясните свой выбор.

 

1. Психология- наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2. Психология- наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

3. Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

4. Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознания индивида).

5. В комплексе наук о человеке «не последнее место принадлежит психологи, изучающей развитие психики человека, его личности, сознания и воли, чувственно-эмоциональной сферы»

6. Выпишите те слова, которые обозначают природу психики, ее существенные свойства и отношения.

 

Первичность, материальность, принципиальность, субъективность, вспыльчивость, активность, субстанциональность, идеальность, осознанность, рефлекторность, решительность, вторичность, целеустремленность, отражательность, объективность, сигнальность, раздражительность, функциональность, эмоциональность, самостоятельность, содержательность.

7. Выберите из приведенных высказываний верные, на ваш взгляд, и обоснуйте свой выбор.

 

1. Психика- это биотоки мозга.

2. Психика- продукт мозга, субъективный образ реального мира.

3. Психика, хотя и находится в телесном мозгу, но в то же время является продуктом не материальной субстанции.

4. Психика- самостоятельное, независимое от мозга явление.

5. Психика- отражение физиологических процессов в

мозгу.

 

Задания для самоконтроля.

 

1. Психологиякак самостоятельная наука возникла:

а) в 5 - 4 в. до н.э.

б) в XVII в.

в) в конце XIX в.

 

2. Выберите характеристики научных психологических знаний:

а) конкретны д) систематизированы

б) обобщенны е) интуитивны

в) ограниченны ж) интересны

г) объективны з) поучительны

 

3. Укажите наиболее полные определения психологии (три
правильных ответа).

а) Психология изучает закономерности развития и функцио­нирования психики как особой формы жизнедеятельности.

б) Психология изучает процессы активного отражения челове­ком и животными объективной реальности в форме ощущений,
восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

в) Психология изучает конкретные факты психической жизни.

г) Психология - наука о фактах, закономерностях и механиз­мах психики.

д) Психология - наука о душе.

 

4. Выберите характеристики психики.

а) первичность д) идеальность

б) материальность е) зеркальность

в) субъективность ж) пассивность

г) активность з) вспыльчивость

 

3. Первая психологическая лаборатория была открыта в:

а) 1921 г. а) В. Вундтом

б) 1812 г. б) Р. Декартом

в) 1879 г. в) И.М. Сеченовым

г) 1932 г. г) 3. Фрейдом

 

4. Выберите характеристики научных психологических знаний:

а) конкретны д) систематизированы

б) обобщенны е) интуитивны

в) ограниченны ж) интересны

г) объективны з) поучительны

 

5. Согласно классификации наук Б.М. Кедрова психология принадлежит:

А) к философским наукам

Б) к социальным наукам

В) к естественным наукам

Г) занимает промежуточное положение

 

6. Психология спорта относится к:

А) прикладным отраслям

Б) фундаментальным

В) междисциплинарным

 

7. Объект научной психологии - ………………………………………………………..

 

8. Дополните группы феноменов, изучаемых психологией:

А) явления сознания

Б) поведение

В) общественные отношения

Г)………………………………………………

Д) …………………………………………....

Е) …………………………………………

 

9. Дополните признаки научной психологии:

А) наличие собственного предмета исследования

Б) наличие собственных методов

В) ……………………………………………………..

 

10. Метод самонаблюдения в психологии называется....

11. Выберите верные суждения или характеристики.

Метод наблюдения позволяет:

а) многократно повторять исследования;

б) строго фиксировать полученные результаты;

в) сохранять естественность ситуации для испытуемого.

 

12. Эксперимент позволяет активное …........................... исследователя в изучаемые процессы.

 

13. К методам опроса относятся:

а) беседа; г) наблюдение;

б) анализ продуктов деятельности; д) интервью;

в) тест; е) анкета.

 

14. Стандартизированное психологическое испытание, позво­ляющее оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, есть:

а) беседа;

б) тест;

в) эксперимент.

15. Человек, с которым проводят исследования, называется:

а) подопытным

б) испытуемым

в) клиентом

г) избранным

16. Метод, предполагающий длительное изучение одной и тойже группы испытуемых, называется:

а) линейным;

б) оперативным;

в) лонгитюдным;

г) классическим.

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое психология в широком смысле слова?

2. Каковы пути получения психологических знаний?

3. Что такое житейские и научные знания?

4. Каковы признаки психологии как науки?

5. Какие этапы прошла научная психология в своем становлении?

6. Как развивались представления о предмете психологии в ходе исторического развития?

7. Какой период принято считать временем становления психологии как самостоятельной науки?

8. Что понимают под психикой в современной психологии?

9. Каковы характеристики психики согласно материалистических представлений?

10. Какова структура психических явлений?

11. Что такое метод, методика, методология?

12. Какие методы использует современная психология?

13. Можно ли считать детектор лжи методом психологии?

 

Занятие 2

 

Возникновение и развитие психики

 

Вопросы для обсуждения

1. Психика и отражение. Условия возникновения психического отражения(отражение как всеобщее свойство материального мира, формы отражения, критерии психического отражения, раздражимость и чувствительность).

2. Стадии развития психики в животном мире (теории А.Н.Леонтьева и К.Э.Фабри о развитии психики, характеристика психического отражения животных на различных стадиях развития).

3. Проблема возникновения сознания человека (предпосылки возникновения сознания, трудовая деятельность людей и ее роль в возникновении сознания, язык и сознание)

4. Характеристики сознания человека. Отличие сознания человека от психики животных.

5. Неосознаваемые явления психики.

Литература

 

Основные понятия: отражение, опережающее отражение, раздражимость, чувствительность, биотические факторы, абиотические факторы, тропизмы, таксисы,инстинкт, навык, интеллект животных, антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, поведение, сенсорная стадия, перцептивная стадия, интеллектуальная стадия, сознание, самосознание, структура сознания, целеполагание, значение, смысл, интериоризация, неосознаваеое, бессознательное, надсознательное, подсознательное.

 

 

Литература

 

Основная

.Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 448 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-9765-0705-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315 2.Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. - Москва: ИЦ "Академия", 2010. - 382 с. - (Высшее профессиональное образование: Педагогические специальности). - Библиогр.: с.378 - 379. - ISBN 978-5-7695-5702-6.

 

Дополнительная литература

1.Общая психология: в 7 т.: учебник для вузов. Т.1. Введение в психологию / Е.Е. Соколова; под ред. Б.С. Братуся. - 3-е изд. - Москва: ИЦ "Академия", 2008. - 352 с. - (Университетский учебник по психологии). - Библиогр.: с.337 - 341. - ISBN 978-5-7695-5631-9 ((Т.1)). - ISBN 978-5-7695-2051-8.

2.Штейнмец, А.Э. Общая психология: учебное пособие для вузов. - Москва: ИЦ "Академия", 2006. - 283 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: С.274-280. - ISBN 5-7695-2678-5.

3.Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / Маклаков А.Г. - СПб.: Питер, 2005. - 582 с.: ил. - (Учебник нового века). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-272-

4. Общая психология: В7 томах / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1 Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., Издательский центр «Академия», 2005. Гл. 1 с. 10-29, гл. 2 с.50-68.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2008. С. 9-22.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, М., 2013.Гл.2

7. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. С. 41-52.

8. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию». Ред. состав. Е.Е.Соколова. М.,1999. С. 167-180

9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994, диалог 7

 

Практические задания(письменно).

 

1. Заполните таблицу:

Характеристика стадий развития психики у животных(по Леонтьеву)

 

Название стадий Каким живым существам свойственна Что позволяет отражать Типичные формы поведения
Элементарная сенсорная      
Перцептивная      
Интеллектуальная      

 

2. Составьте эссе, рассуждая на тему: «Сознательный человек - какой он?».

3. Попробуйте закончить предложение так, чтобы оно содержало указание на основные характеристики сознания: «Сознание – это осведомленность человека о том: 1) что он знает; 2) что он……………; 3) что он ……………………………..

 

 

Вопросы для размышления

1. Если вдруг с дальних планет на Землю привезут нечто (причем неизвестно, живое или мертвое), как вы сможете определить, есть у него психика или нет? Ответ письменно в форме эссе.

 

2. Можно ли муравейник или пчелиный улей рассматривать как единый наделенный психикой субъект? Почему

 

3. «Наука пришла к выводу, что человек умирает тогда, когда умирает его мозг. Но отсюда следует и обратный вывод: человек живет, пока живет его мозг- пусть даже тело умерло. Сегодня в клиниках уже имеются «живые трупы»- люди, чья мозговая деятельность прекратилась навеки, но в теле которых поддерживается жизнь с помощью искусственного дыхания и питания. Завтра могут появиться «живые головы»- мозг без тела».

Вопрос: Значит ли это, что такие «живые головы» будут обладать сознанием? Дайте развернутый ответ.

4. Приведите примеры разумного поведения животных.

 

 

Задачи и упражнения

I. Вставьте пропущенные слова в следующих определениях отражения.

 

1. Отражение- это всеобщее свойство материи, заключающееся в … признаков, свойств и отношений отражаемого субъекта.

2. Под отражением понимается … материальных систем в процессе … воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем.

3. Отражение (как всеобщее свойство материи) – реакция (изменение, отпечаток, след) любой вещи (явления) … с другой вещью: эта реакция всегда находится в определенном соответствии или сходстве с какой –либо стороной воздействующей на нее вещи.

4. Отражение психическое - свойство высокоорганизованной … (животных и человека) воспроизводить в форме… образов (ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств) объекты внешнего мира в процессе … деятельности в природной и социальной среде.

 

II. Какие из приведенных ниже положений характеризуют психическое отражение, а какие- зеркальное?

 

1. Активно воздействует на среду.

2. Является фотографией окружающей действительности.

3. Сигнализирует о жизненно важном для организма.

4. Дает приблизительно верную копию предметов и явлений действительности.

5. Отражает явления только в момент его непосредственного воздействия.

 

III. С какими высказываниями нельзя согласится и почему?

 

1. Инстинкт - всякое неосознанное поведение.

2. Инстинкт - сознание животных.

3. Инстинкт - сложная форма врожденного безусловного рефлекторного реагирования на определенные стимулы внешней и внутренней среды.

4. Инстинкт - животное начало в человеческой психике.

5. Инстинкт - относительно независимый от научения комплекс приспособительного поведения.

 

IV. Дайте характеристику особенностей тех форм отражения, о которых говорится в следующих текстах.

 

1. «Амеба движется в теплую воду, избегая холодной. Она подчиняется исключительно наследственной программе – ничего не решая. Но собака, как утверждает известный этолог Конрад Лоренц, преследует свой интерес. И хотя неясно, о чем она беспокоится, застыв у портфеля ушедшего хозяина- то ли стережет добро, подчиняясь приказу, то ли боится пропустить возвращение любимого человека- все равно у нее есть ее личное решение. Она может даже в прорубь кинуться, спасая хозяина».

2. Дождевых червей помещали в Т-образную трубку, простейший лабиринт. В левом конце этой трубки червь получал электрический удар, вызывавший оборонительную реакцию. При многократном повторении этого эксперимента у червя можно было выработать навык избегать электрического удара и двигаться направо. Насколько медленно шел этот процесс видно из следующего: понадобилось свыше 150 проб, чтобы поведение червя приобрело организованный характер, ибо в подавляющем числе проб он начинал двигаться направо, избегая электрического тока.

 

V. Проанализируйте и дайте оценку приведенных утверждений. Почему недопустимо отождествлять психику и физиологические процессы в мозгу? Как следует относится к учению о врожденности психических явлений?

 

1. «Можно привести множество фактов…, доказывающих что душа и мозг тождественны или находятся в необходимой связи друг с другом».

2. «Более чем вероятно, что мы наследуем этику и моральные чувства по биологическим канонам».

3. «Простейшие психические явления проявляют собой высшую нервную деятельность, имеют рефлекторный характер. Психические явления прирожденны: любой человек с нормальными анализаторами и высшей нервной деятельностью обладает способностью видеть, слышать, ощущать вкусы, запахи…. Психические явления в своей основе обусловлены наследственностью».

 

VI. В чем совпадают точки зрения данных авторов? Дайте им оценку с позиции материалистической психологии.

 

1. Сознание, душа- это артист, который управляет инструментом, т.е. мозгом, как артист может играть только тогда, когда есть инструмент, так и душа может оказывать воздействие на тело только в том случае, если есть мозг.

2. В отношении сознание- мозг «активная роль принадлежит самости, а не мозгу… Человеческая самость- это активный программист мозга или «пилот самолета». Как пилот, она в одно и то же время наблюдает и предпринимает действия, действует и страдает, обращается к прошлому и планирует будущее»

 

 

VII. О каких элементах сознания говорится в данных текстах и в каком отношении друг к другу они находятся?

 

1. Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него,- это знание…. Нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственное предметное отношение

2. Мое отношение к моей среде есть мое сознание.

 

VIII. О каком решающем факторе возникновения и развития сознания как высшей формы отражения говорится в данных отрывках?

 

1. «Истоки сознания как процесса отражения действительности, получения и переработки получаемой информации, создания сложных программ поведения и обеспечения контроля над ним следует искать не внутри мозга, не в самих механизмах нервных процессов, а в реальном отношении человека к действительности, в его общественной жизни, которая и является подлинным источником сложнейших форм сознательной деятельности человека».

2. «Сознание человека общественно обусловлено, определяясь в конечном счете условиями материальной жизни общества, Общественная обусловленность сознания людей, зависимость его от конкретно-исторических условий жизни общества выражается в специфических особенностях личности, присущих людям определенной эпохи и определенной общественной группы».

 

IX. Какая деятельность- сознательная или бессознательная проявляется в приведенных ниже примерах:

1. У больного белой горячкой реальная действительность как бы заслоняется многочисленными яркими галлюцинациями: ему мерещатся черти, которые его ругают, строят рожи, грозят. Он видит, как на него нападают животные, насекомые, которые на него лезут, кусают; он слышит голоса, которые угрожают его убить.

2. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено украсть бумажник у товарища. Испытуемый не мог выполнить это указание гипнотизера. Между тем другие указания – умыться, взять книгу и т.д. – выполнял.

3. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правил их умножения.

4. Семиклассник, которого поддразнивания друзей вывели из себя, изорвал учебники и книги, ударил одного из товарищей.

 

Задания для самоконтроля.

 

1.Какому ученому принадлежит материалистическая теория
происхождения и развития психики?

а) А.Н. Леонтьеву

б) В.М. Бехтереву

в) И.П. Павлову

г) И.М. Сеченову

 

2.Всеобщим свойством материи является:

а) раздражимость

б)чувствительность -
в) отражение

г) приспособление

 

3. Основным признаком наличия психики, согласно А.Н.Леонтьеву, является способность отвечать.................................................................................................................................................

 

4. Самой простой формой психического отражения является....

 

5. На стадии элементарной сенсорной психики животные спо­собны отражать лишь... внешних воздействий.

 

6. Способность животных отражать целостные предметы и явления окружающей действительности появляется на стадии............................................... психики.

 

 

7. Расположите понятия в порядке от более общего к менее общему.

а) чувствительность д) интеллект

б) материя е) отражение

в) инстинкт ж) раздражимость

г) навык

 

8. Выберите верные суждения.

а) Развитие психики определяется необходимостью приспособления к среде.

б) Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.

в) В одних и тех же условиях среды могут существовать только животные с одинаковым уровнем развития психики.

9. Сознание появляется в процессе исторического развития:

а) стихийно;

б) закономерно;

в) самопроизвольно.

 

10. Основным условием возникновения сознания является:

а) игра;

б) познание;

в) труд;

г) общение.

 

11. Создателем культурно-исторической теории происхождения
высших психических функций является:

а) С.Л. Рубинштейн

б) А.Л. Леонтьев

в) Л.С. Выготский

 

12.Выберите характеристики сознания.

а) целенаправленность е) эмоциональность

б) критичность ж) непроизвольность

в) первичность з) рефлексивность

д) сигнальность и) интенциональность

 

13. Сознание, направленное на самого субъекта, есть....

 

14.Способ, каким существует сознание, есть:
а) восприятие;

б) образ;

в) знание;

г) отношение.

 

 

15. Механизм формирования высших психических функций(сознания)на­зывается:

а) идентификацией;

б) интериоризацией;

в) интеграцией.

 

16. Способность человека отдавать себе отчет в своих действиях, смотреть на себя со стороны есть....

 

17. Впервые собственно научное объяснение неосознаваемые явления получили в работах:

А) Месмера

Б) Лейбница

В) Фрейда

18. Согласно взглядам Фрейда бессознательные явления выступают как:

А) главная мотивационная сила

Б) сверхъестественная сила

В) низший уровень психики

19. Детектор лжи основан на фиксации неосознаваемых………………………………………..

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое отражение?

2. Какие различают виды отражения?

3. Каковы условия появления психического отражения?

4. Что является наличием психики согласно А.Н.Леонтьеву?

5. Какие стадии проходит психика в своем развитии в животном мире?

6. Каковы условия возникновения сознания как высшей формы психики?

7. Каковы отличительные характеристики сознания?

8. В чем отличие психики животных от психики человека?

9. Какова структура сознания?

10. В чем преимущества сознания как формы отражения?

11.Что такое неосознаваемые явления психики?

12.Кто впервые обратился к изучению неосознаваемых явлений?

13. Какова связь между сознанием и неосознаваемыми процессами?

14. В чем проявляются неосознаваемые явления психики?

 

Занятие № 3

 

Проблема личности в психологии.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Общее понятие о личности. Личность, индивид, человек, индивидуальность, субъект.

2. Свойства личности и структура.

3. Индивидуальные особенности личности: темперамент, характер, способности.

4. Формирование личности(этапы, механизмы, факторы, движущие силы).

 

Основные понятия: Личность, индивид, человек, индивидуальность, субъект, формирование, социализация, природная среда, социальная среда, врожденное, приобретенное, наследственное, биологическое, социальное, темперамент, характер, способности.

 

 

Литература

 

Основная

.Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 448 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-9765-0705-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315 2.Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. - Москва: ИЦ "Академия", 2010. - 382 с. - (Высшее профессиональное образование: Педагогические специальности). - Библиогр.: с.378 - 379. - ISBN 978-5-7695-5702-6.

 

Дополнительная литература

1.Общая психология: в 7 т.: учебник для вузов. Т.1. Введение в психологию / Е.Е. Соколова; под ред. Б.С. Братуся. - 3-е изд. - Москва: ИЦ "Академия", 2008. - 352 с. - (Университетский учебник по психологии). - Библиогр.: с.337 - 341. - ISBN 978-5-7695-5631-9 ((Т.1)). - ISBN 978-5-7695-2051-8.

2.Штейнмец, А.Э. Общая психология: учебное пособие для вузов. - Москва: ИЦ "Академия", 2006. - 283 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: С.274-280. - ISBN 5-7695-2678-5.

3.Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / Маклаков А.Г. - СПб.: Питер, 2005. - 582 с.: ил. - (Учебник нового века). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-272-

4. Общая психология: В7 томах / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1 Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., Издательский центр «Академия», 2005. Гл. 1 с. 10-29, гл. 2 с.50-68.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2008. С. 9-22.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, М., 2013.Гл.2

7. Асмолов А.Г.Личность как предмет психологического исследования. М., 1984, с.5-20.

8. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. Психология личности. Тексты. М, 1982, с. 118-127.

9. Леонтьев А.Н. Формирование личности. Психология личности. Тексты. М.. МГУ, 1982, с. 150-161.

 

 

Вопросы для размышления..

1. Известно, что в развитии ребенка большую роль играет пример родителей, которым дети подражают. Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети? Обоснуйте свой ответ.

2. Вы бы предпочли иметь дело с человеком, у которого хороший характер, или который обладает хорошими способностями?

 

Практическое задание(письменно)

1. Составьте эссе на тему «С чего начинается личность?»

2. Приведите пословицы и поговорки, отражающие взгляды людей на процесс формирования личности.

 

 

Задачи и упражнения.

1. Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида?

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, голубые глаза, хороший слух, внимательность, подвижность.

 

2. Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях:

1)) Личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной ….. и отношений.

2) Личность – это только продукт, но и … общественных отношений.

3) Личность формируется и проявляет себя в…

4) Человек, взятый в его … качестве, есть личность.

 

3. О какой характеристике личности здесь говорится и какими факторами она обусловлена?

1) В гении то прекрасно, что он похож на всех, а на него никто.

2) Двое смотрят вниз. Один видит лужу, а другой – звезды.

3) Если я не похож на тебя, то этим я не только тебя не оскорбляю, а напротив, обогащая тебя.

4) В каждом человеке можно обнаружить простенький стержень, на который человек поднимает флаг своей оригинальности

 

Задания для самоконтроля.

1. Конституциональные особенности человека относится к свойствам:

А) личности

Б) индивида

В) индивидуальности

 

2. Дополните структуру личности Платонова К.К.:

А) подструктура направленности

Б) подструктура ………………….

В) подструктура ……………………..

Г) подструктура биологически обусловленных свойств

3. Личностные свойства, обусловленные социально – это:

А) музыкальный слух

Б) ценностное отношение

В) повышенная эмоциональность

Г) приятный голос

4. К биологически обусловленным свойствам личности относятся:

А) привычки

Б) темперамент

В) знания

Г) интересы

5. Темперамент является:

а) врожденным

б) приобретенным

в) наследуемым

6. Темперамент в структуре индивидуальности определяет:

А) отношение

Б) динамику

В) возможности

Г) уровень достижений

7. Темперамент оказывает непосредственное влияние на:

А) результат деятельности

Б) процесс деятельности

В) качество деятельности

Г) объем деятельности

Д) пути и способы деятельности8

8. Темперамент проявляется в:

А) в различных условиях различным образом

Б) в различных условиях одинаковым образом

В) в типичных условиях типичным образом

Г) в типичных условиях типичным образом

9. Укажите признаки способностей, выделенные Б.М.Тепловым:

А) индивидуально-психологические особенности человека

Б) свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний

В) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности

Г) высокий уровень общих и специальных знаний, умений и навыков

Д) «способность не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека

10. Согласны ли вы, что для развития способностей обязательно необходимо наличие задатков:

Да нет

11. Способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность овладения различными видами деятельности, называются:

а) художественными

б) математическими

в) общими умственными

г) литературными

 

 

12. Верно ли, что характер есть совокупность врожденных свойств личности:

Да нет

13. Согласны ли вы с утверждением «У сына – характер отца»:

Да нет

 

14. Детерминанты свойств характера надо искать:

- в особенностях генотипического фонда

- в учете средовых явлений

- во внутренних побуждениях человека

- во взаимодействии средовых и генотипических воздействий

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое личность?

2. Как соотносятся понятия личность, индивид, индивидуальность, человек?

3. По каким признакам можно судить о человеке как личности?

4. Что включают индивидные свойства?

5. Чем определяется индивидуальность человека?

6. Что включает структура личности?

7. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

8. Какие этапы проходит в своем развитии личность?

9. Каковы механизмы формирования личности?

10. Какую сторону индивидуальности определяет темперамент?

11. Какие выделяют виды темперамента?

12. Чем определяются различия в темпераменте людей?

13. Как связан темперамент с деятельностью?

15. Какую сторону индивидуальности определяют способности?

16. Какие бывают способности?

17. Что влияет на проявление способностей человека?

18. Как связаны способности с деятельностью и личностью?

19. Что такое характер?

20. Что включает структура характера?

21. Как формируется характер?

 

Занятие №4

 

Тема: Мотивация личности и деятельности человека.

Вопросы для обсуждения

 

1. Человеческая активность, ее виды и источники. Деятельность как основной вид активности человека

2. Потребности как источник активности человека(определение, виды, способы удовлетворения).

3. Мотивационная сфера личности(мотивация, мотив, мотивировка, виды мотивов).

4. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность.

 

 

Основные понятия: активность личности, источники активности, потребности, мотив, мотивация, мотивировка, каузальная атрибуция, установка, идеал, интерес, мировоззрение, направленность, фрустрация, когнитивный диссонанс,оптимум мотивации, мотив достижения успеха и избегания неудачи.

 

Литература.

 

Основная

1.Баданина, Л.П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л.П. Баданина. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 448 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-9765-0705-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103315 2.Марцинковская, Т.Д. Общая психология: учебное пособие для вузов. - Москва: ИЦ "Академия", 2010. - 382 с. - (Высшее профессиональное образование: Педагогические специальности). - Библиогр.: с.378 - 379. - ISBN 978-5-7695-5702-6.

 

Дополнительная литература

1.Общая психология: в 7 т.: учебник для вузов. Т.1. Введение в психологию / Е.Е. Соколова; под ред. Б.С. Братуся. - 3-е изд. - Москва: ИЦ "Академия", 2008. - 352 с. - (Университетский учебник по психологии). - Библиогр.: с.337 - 341. - ISBN 978-5-7695-5631-9 ((Т.1)). - ISBN 978-5-7695-2051-8.

2.Штейнмец, А.Э. Общая психология: учебное пособие для вузов. - Москва: ИЦ "Академия", 2006. - 283 с. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: С.274-280. - ISBN 5-7695-2678-5.

3.Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / Маклаков А.Г. - СПб.: Питер, 2005. - 582 с.: ил. - (Учебник нового века). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 5-272-

4. Общая психология: В7 томах / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1 Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., Издательский центр «Академия», 2005. Гл. 1 с. 10-29, гл. 2 с.50-68.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2008. С. 9-22.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, М., 2013.Гл.2

 

7. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы. СПб., 2006

 

Вопросы для размышления.

1. Можно ли и нужно ли ограничивать потребности человека?

2. Что такое «разумные» потребности?

3. Почему одни люди больше ориентированы на достижение успеха, а другие на избегание неудачи?

4. Почему тот, кто хочет, добивается большего, чем тот, кто может?

Практические задания(письменно).

1. Составьте мотивационный портрет известного вам реального человека или персонажа кино, литературы(можно себя). Какие потребности и мотивы у него доминируют, в чем это проявляется, как он реализует свои потребности и мотивы, чего ему не хватает.

 

Задачи и упражнения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...