Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международная торговля и макроэкономическое равновесие. Понятие экспорта, импорта, чистого экспорта, влияние чистого экспорта на равновесный ВНП




 

Экономика любой страны, независимо от ее размеров и уровня экономического развития, взаимосвязана с внешним миром через механизм внешней торговли. Размеры экспорта (EX) и импорта (IM) влияют на внутренние цены, обменные курсы национальных валют, процентные ставки, объемы совокупного спроса и ВНП, уровень занятости и в целом на макроэкономическое равновесие.

Экспорт - это товары и услуги, произведенные внутри страны и продаваемые за рубежом, а импорт - товары и услуги, произведенные за рубежом и продаваемые внутри страны. Например, авиалайнер, построенный американской авиастроительной компанией Boeing и приобретенный французской авиакомпанией Air France. становится частью американского экспорта и французского импорта. Машины, выпущенные шведской автомобильной компанией Volvo и проданные на американском рынке, относятся к экспорту Швеции и импорту США. Иными словами, импорт – это ввоз из-за границы товаров, технологии и капиталов для реализации и приложения на внутреннем рынке страны-импортера; возмездное получение от иностранных партнеров услуг производственного или потребительского назначения. Будучи результатом международного разделения труда, импорт способствует экономии времени, более полному удовлетворению потребностей национальной экономики и населения. Объем, структура и ассортимент импорт связаны с масштабами народного хозяйства, обеспеченностью его разнообразными ресурсами, уровнем производственного и научно-технического развития. Объем импорта зависит также от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. В условиях возрастания роли кооперационного, производственного и научно-технического сотрудничества увеличивается импорт товаров (сырья, полуфабрикатов, узлов и деталей) для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу, а также импорта товаров отечественного происхождения, прошедших переработку за границей. Наконец, объектом импорта являются временно ввозимые (на выставки, ярмарки, аукционы) товары. Все большее значение получает импорта производственных и потребительских услуг, в частности в форме туризма.

Чистый экспорт исчисляется как разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта. Продажа авиалайнера Boeing увеличивает показатель чистого экспорта США, а покупка шведских автомобилей его уменьшает. Так как чистый экспорт страны показывает, является ли она в большей степени продавцом или покупателем товаров и услуг на мировых рынках, показатель чистого экспорта называют также торговым балансом. Положительная разница между экспортом и импортом указывает на то, что страна продает больше товаров и услуг, чем покупает их за границей. В этом случае говорят, что страна имеет активное сальдо торгового баланса. Если показатель чистого экспорта имеет отрицательное значение, то есть импорт превышает экспорт, это значит, что страна продает меньше товаров и услуг, чем покупает их за границей. В таком случае говорят что имеет место пассивное сальдо торгового баланса, или внешнеторговый дефицит. Когда чистый экспорт равен нулю, то есть экспорт в точности равен импорту говорят, что страна имеет нетто-баланс.

Можно предположить что на показатели экспорта, импорта и чистого экспорта воздействуют следующие факторы.

1. Сложившиеся предпочтения потребителей по отношению к отечественным и импортным товарам.

2. Цены на товары внутри страны и за рубежом.

3. Значение обменного курса отечественной валюты по отношению к иностранной.

4. Затраты на транспортировку товаров из страны в страну.

5. Внешнеторговая политика государства.

Со временем значение этих факторов может изменяться, что отражается и на объеме внешней торговли.

Объем экспорта не зависит от уровня внутреннего реального национального продукта: он зависит от ВВП других стран, готовых импортировать чужие товары и услуги. Поэто­му график экспорта страны А будет константой по отноше­нию к ее совокупному доходу. Импорт страны А является утечкой и зависит от уровня ее ВНП. Импорт растет, когда растет ВНП, что в конечном счете сказывается на чистом экспорте. Воздействие чистого экспорта на внутренние сово­купные расходы состоит в том, что он увеличивает АЕ, когда торговый баланс является положительным, и снижает АЕ, когда торговый баланс является отрицательным. Рис. 19-3 показывает нам все расходные функции «по нарастающей». Равновесный уровень ВНП, включающего внешнюю торговлю, достигается в той же точке А, где этот равновесный уровень не учитывает (X - М), т. е. где Y = С + I + G. Зато наклон кривой АЕ, содержащей С + I + G, отличается от наклона кривой АЕ, включающей С+ I + G + (X - М). Включение чистого экспорта изменило наклон функции совокупных расходов, а именно наклон этой функции определяет величину мультипликатора. Величина расходного мультипликатора зависит от предельной склонности к сбережению, которая указывает долю каждой единицы рас­полагаемого дохода, создающей утечку из потока в сбережения. Импорт - еще один источник утечек. Импортная утечка включена в мультипликатор внешней торговли через включение МРМ.

Экспорт выступает как добавочный спрос на товары и услуги отечественного производства и увеличивает объем ВНП страны. С другой стороны, расходы на импортируемые товары уходят из кругооборота доходов страны, уменьшая объемы ВНП.

Импорт – это товары и услуги, приобретаемые резидентами данной страны у иностранцев. Экспорт – это продажа товаров и услуг резидентами данной страны иностранцам.

В этом определении делается упор на людей-резидентов той или иной страны, а не на место, где они это делают.

Если, например, белорусский турист живет в лондонской гостинице, то эта услуга рассматривается как экспорт Англии и импорт Белоруссии. Если белорусская футбольная команда играет в США, то выручка, причитающаяся команде, рассматривается как экспорт Белоруссии.

С учетом влияния экспорта и импорта, равновесие на рынке товаров и услуг можно записать следующим образом:

 

 

где: ЕХ – экспорт товаров из страны;

IM – импорт товаров в страну.

Разница между ЕХ и IM называется чистым экспортом (NX), то есть:

 

 

ЕХ является компонентом совокупного спроса данной страны, так как представляет собой товары, производимые в данной стране и продаваемые за границу.

IM представляет собой товары, покупаемые гражданами данной страны, но производимые в других странах и потому являющиеся частью совокупного спроса этих стран.

Выражение (C+I+G) включает все расходы домохозяйств (С), фирм (I) и государства (G), в том числе и расходы на импорт. Покажем это в развернутом виде. Для этого разложим расходы на продукцию, произведенную в открытой экономике следующим образом:

C=Cd+Cf (1)

I=Id+If (2)

G=Gd+Gf (3)

 

EX – экспорт товаров и услуг произведенных внутри страны.

где: C, I, G – соответственно: потребление, инвестиции и государственные закупки товаров и услуг, произведенных внутри страны;

Сf – потребление товаров и услуг, произведенных за рубежом;

If – инвестиционные расходы на товары и услуги, произведенные за рубежом;

Gf - государственные закупки товаров и услуг, произведенных за рубежом.

Сумма трех компонентов f+If+Gf) отражает величину импорта, то есть

 

Сf+If+Gf=IM (4).

 

Теперь расходы на продукцию, произведенную в открытой экономике, представим следующим образом:

 

Y=Cd+Id+Gd+EX (5)

 

Первые три слагаемых отражают внутренние расходы на товары и услуги, а последние – иностранные расходы на товары и услуги, произведенные внутри страны.

Перепишем уравнение (5) с учетом уравнений (1), (2) и (3):

Y=(C-Cf)+(I-If)+(G-Gf)+EX (6).

 

Раскроем скобки и преобразуем уравнение (6):

Y=C+I+G+EX-(Cf+If+GF)

 

или учитывая уравнение (4) получаем:

Y=C+I+G+EX-IM

 

И, наконец, зная что EX-IM=NX, получаем:

 

 

Это уравнение называется основным макроэкономическим тождеством. Он учитывает все взаимосвязи в экономике страны, в том числе и с внешним миром, через внешнюю торговлю.

Макроэкономическое тождество, с акцентом на чистый экспорт выглядит так:

NX=Y-(C+I+G)

 

Данная форма записи показывает потенциальные возможности внешнеторгового оборота страны.

Влияние внешней торговли на равновесный ВНП рассматривается через Кейнсианскую теорию, «Кейнсианский крест».

От англ. Keynesian theory - это теория макроэкономического равновесия, которое достигается благодаря активному стимулированию эффективного спроса путем государственного вмешательства в виде налогово-бюджетной (фискальной) и кредитно-денежной политики. Теория, созданная англ. экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946), нашла отражение в его гл. труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Этот новый подход в экономической теории (необходимость гос. вмешательства в экономику на макроуровне для стабилизации внутренне неустойчивой экономики) получил название «кейнсианс-кая революция». В К. модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономич. стабилизации, поскольку гос. расходы непосредственно влияют на величину совокупного спроса. Налоги эффективно воздействуют на потребление и инвестиции. Кредитно-денежной (монетарной) политике отводится вторичная роль, т.к. для нее характерен сложный передаточный механизм: изменение ден. массы влияет на динамику процентной ставки, от к-рой зависят инвестиционные расходы, влияющие в свою очередь на объем ВНП. В К. модели осн. является уравнение совокупных расходов: Y = С + I + G + Хп, где С - личные потребительские расходы; I - валовые инвестиции; G - государственные закупки товаров и услуг; Хп- чистый экспорт. Автономно формирующиеся планы расходов домашних хозяйств, фирм-производителей и правительств, органов создают недостаточный спрос на товары и услуги, к-рые экономич. система в состоянии произвести в условиях полной занятости. В результате макроэкономич. равновесие достигается на уровне неполной занятости ресурсов в условиях безработицы. Осн. причина этого - несовпадение инвестиций и сбережений, к-рые осуществляются разными экономич. агентами по разл. мотивам. «Кейнсианский крест» (его также называют «Крест Самуэльсона», т.к. он первым предложил такую графич. интерпретацию), отражает уровень равновесия экономич. системы как точки пересечения функции планируемых расходов и функции нац. продукта. Уо Y Линия планируемых расходов пересекает линию нац. продукта в точке, где будет достигнуто макроравновесие. Гос-во должно проводить активную экономич. политику, направленную на увеличение совокупных расходов с целью достижения равновесия при полной занятости ресурсов. Стимулирующая фискальная политика предполагает увеличение гос. расходов и снижение налогов. Дефицит гос. бюджета, возникающий при такой политике, в К. модели может покрываться кредитно-ден. эмиссией. Небольшие темпы инфляции, сопровождающие дефицитную политику, являются стимулирующими. Кредитно-ден. политика в К. теории направлена на изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) с целью воздействия на уровень инвестиций. Модель стимулирующей политики предполагает снижение учетной ставки ради роста инвестиций. В дальнейшем развитии К. теории возникли модели циклического регулирования. В К. теории спроса на деньги в отличие от классической количественной теории денег гл. роль отводится норме процента. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и утверждал, что та часть портфеля активов, к-рую экономические агенты желают сохранить в форме денег, зависит от их оценки ликвидности. Хранение денег в виде наличности связано с определ. издержками. Они равны проценту, к-рый можно было бы получить, положив деньги в банк или использовав их на покупку других финанс. активов. Теория предпочтения ликвидности выделяет три мотива, побуждающие людей хранить часть денег в виде наличности: трансакционный мотив - потребность в наличности для текущих сделок; мотив предосторожности - хранение определ. суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств в будущем; спекулятивный мотив - желание избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме ценных бумаг в период ожидаемого повышения нормы ссудного процента. Функция спроса на реальные ден. остатки: L = L(i, Y), где L - спрос на реальные ден. остатки; i - номинальная ставка процента, Y - реальный доход. Чем выше ставка процента, тем больше потери потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, тем ниже спрос на наличные деньги.

Таким образом, структура внешней торговли является важным фактором, способным воздействовать на уровень экономического развития страны и жизненный уровень населения.

 

Тест

Тест 1. Международные финансы – это:

в) финансовые ресурсы стран и международных организаций;

Тест 2. Иностранная фирма приобрела 40% акций национальной компании, а затем перепродала их с выгодой для себя. Была ли это прямая инвестиция:

б) нет;

Тест 3. МВФ открыл кредитную линию на 5 млн. долл. на 2 года стране № (банковский процент 5%). Через два года фонд получил 4,7 млн. долл. В итоге:

б) стране № не была оказана помощь, т.к. гранд элемент 10 %;

Тест 4. Из нижеприведенных примеров выберите вариант валютных отношений:

а) поставки нефти в счет погашения внешнего долга;

Тест 5. Если Беларусь экспортирует в Россию мясо, а Россия в Беларусь подсолнечное масло, то повышение мировой цены на мясо относительно цены на подсолнечное масло означает:

д) верны только ответы а) и б).

Тест 6. В обменных пунктах представлен:

б) номинальный валютный курс;

Тест 7. Какой из перечисленных факторов не влияет на валютный курс:

г) безработица.

Тест 8. Какую функцию, из перечисленных, выполняют таможенные пошлины:

б) фискальную;

Тест 9. Покупка акций зарубежной компании – это:

в) валютно-финансовые отношения.

Тест 10. Люди, которые изо дня в день приходят к обменным пунктам, либо активно скупая, либо продавая валюту – это:

а) хеджеры;

Тест 11. Инвестиции считаются прямыми, если:

а) инвестор приобрел 25 процентов акций предприятия;


Литература

 

1. Дадалко В.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. - Мн.: «Ураджай», 2001.

2. Киреев А.П. Международная экономика: Учеб. пособие в 2-х ч.- М. «Международные отношения», 1997.

3. Мировая экономика: Учебник под ред. Булатова А.С., М. «Юрист», 1999.

4. Экономическая теория. Мировая экономика. Система дистанционного обучения. Ч.4, под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П., Мн., 2001.

5. Муталимов М.Г., Муталимов С.М., Дурович А.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. Мн. «Армита-Маркетинг», 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...