Интернализм и экстернализм
К СЕМИНАРУ № 3 и К СЕМИНАРУ №4 РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
И далее (с.278)
Данная проблема философии науки имеет в себе три аспекта. Первый. Что составляет сущность динамики науки? Это просто эволюционное изменение (расширение объема и содержания научных истин) или развитие (изменение со скачками, революциями, качественными отличиями во взглядах на один и тот же предмет)? Второй вопрос. Является ли динамика науки процессом в целом кумулятивным (накопительным) или антикумулятивным (включающем постоянный отказ от прежних взглядов как неприемлемых и несоизмеримых с новыми, сменяющими их)? Третий вопрос. Можно ли объяснить динамику научного знания только его самоизменением или также существенным влиянием на него вненаучных (социокультурных) факторов?
И далее (с.278) Очевидно, ответы на эти вопросы нельзя получить, исходя только из философского анализа структуры сознания. Необходимым является также привлечение материала реальной истории науки. Впрочем, столь же очевидно, что история науки не может говорить «сама за себя», что она (как и всякий внешний опыт) может быть по-разному проинтерпретирована, «рационально реконструирована». Тип этой рациональной реконструкции существенно зависит от выбора, предпочтения, оказываемого той или иной общей гносеологической, философской позиции (сенсуализм — рационализм, эмпиризм — теоретизм, имманентизм — трансцендентализм, редукционизм — антиредукционизм и т. д.). Обсуждение сформулированных выше вопросов заняло центральное место в работах постпозитивистов И далее (с.279)
(К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, Ст. Тулмина, П. Фейерабенда, М. Полани и др.) в отличие от их предшественников — логических позитивистов, считавших единственным «законным» предметом философии науки логический анализ структуры ставшего («готового») научного знания.
И далее (с.279)
Поскольку ответы на вопросы о динамике научного знания нельзя дать без обращения к материалу истории науки, именно последняя была объявлена постпозитивистами «пробным камнем» истинности ее реконструкций.
И далее (с.279)
Однако при этом часто забывалась другая сторона, а именно, что предлагаемые постпозитивистами модели динамики научного знания не только опирались на историю науки, но и предлагали («навязывали») ее определенное видение. И далее (с.279)
Это «видение» заключалось, в частности, не только в различном понимании механизма функционирования и динамики науки, но и вытекающих из него с необходимостью различных вариантов разделения компонент науки на внутренние и внешние.
Так, с точки зрения попперовской модели динамики научного знания, процесс открытия научных законов — внешний фактор для истории науки, тогда как для М. Малкея и Дж. Гилберта — внутренний. С позиций большинства постпозитивистов психологические и социальные детерминанты принадлежат к внешней истории науки, тогда как Т. Кун, М. Полани, П. Фейерабенд частично включают их во «внутреннюю историю» науки. Для Поппера факты — абсолютная ценность науки, они бесспорны (хотя и конвенциональны), общезначимы и кумулятивны. С позиций Т. Куна они относительно ценны, необщезначимы (их истолкование зависит от принятой господствующей теории— «парадигмы»), а в целом фактуальное знание — некумулятивно.
И далее (с.279)
Говоря о природе научных изменений, необходимо подчеркнуть, что хотя все они совершаются в научном сознании и с его помощью (т. е. отвечают его внутренним разрешающим возможностям и регулируются его структурой), их содержание зависит не только и не столько от сознания, сколько от результатов взаимодействия научного сознания с определенной, внешней ему объектной реальностью, которую оно стремится
И далее (с.280)
постигнуть (в конечном счете— отгадать).
История науки — это не логический процесс развертки содержания научного сознания, а когнитивные изменения, совершающиеся в РЕАЛЬНОМ историческом пространстве и времени.
Далее, как убедительно показывает РЕАЛЬНАЯ история науки, происходящие в ней когнитивные изменения имеют эволюционный, т. е. направленный и необратимый характер.
Это означает, например, что общая риманова геометрия не могла появиться раньше евклидовой, а теория относительности и квантовая механика — одновременно с классической механикой.
И далее (с.280)
Иногда это объясняют с позиций трактовки науки как обобщения фактов; тогда эволюция научного знания истолковывается как движение в сторону все больших обобщений, а смена научных теорий понимается как смена менее общей теории более общей.
В логике «степень общности» вводится обычно экстенсивно. Понятие А является более общим, чем понятие В, если и только если все элементы объема понятия В входят в объем понятия А, но обратное не имеет место.
Взгляд на научное познание как обобщение, а на его эволюцию как рост степени общности сменяющих друг друга теорий — это, безусловно, индуктивистская концепция науки и ее истории.
Индуктивизм был господствующей парадигмой философии науки вплоть до середины XX века. В качестве аргумента в ее защиту был выдвинут так называемый принцип соответствия, согласно которому отношение между старой и новой научной теорией (должно быть) таково, чтобы все положения предшествующей (и тем самым все факты, которые она объясняла и предсказывала) выводились в качестве частного случая в новой, сменяющей ее теории.
В качестве примеров обычно приводились классическая механика, с одной стороны, и теория относительности и квантовая механика, с другой; синтетическая теория эволюции в биологии как синтез дарвиновской концепции и генетики; арифметика натуральных чисел, с одной стороны, и арифметика рациональных или действительных чисел, с другой, евклидова и неевклидова геометрии и др. Однако, при ближайшем, более стро-
И далее (с.281)
гом анализе соотношения понятий указанных выше теорий, никакого «частного случая» или даже «предельного случая» в отношениях между ними не получается.
Рассмотрим, например, уравнение, связывающее значения масс в классической и релятивистской механике: где m — движущая масса; m0 — масса покоя; V— скорость движения массы; с — скорость света. Это уравнение безусловно говорит о том, что с
увеличением V m — возрастает, т. к. √1- V2 — уменьшается. При V = 0, m = m0, но это c2 лишь один случай самой классической механики, притом ее статики, но не динамики. При V = с — уравнение не имеет математического смысла.
А ведь только при рассмотренных значениях V возможно логическое выведение значения массы тела в классической механике из уравнений массы тела релятивистской механики в качестве частного случая.
«Частного случая» не получилось. Тогда, может быть, более осмысленным является толкование классической механики в качестве «предельного случая» релятивистской механики? В самом деле, при последовательном уменьшении V значение m все больше приближается к значению m0, но никогда его не достигает (по самому смыслу релятивистской механики), поэтому m0 не может быть рассмотрено и в качестве «предельного случая» т, так как это возможно только при исчезновении самого движения тела (при V = 0).
Ясно, что выражение «предельный случай» имеет очень нестрогое и скорее метафорическое значение. Очевидно, что масса тела либо меняет свою величину в процессе движения, либо нет. Третьего не дано. Классическая механика утверждает одно, релятивистская — прямо противоположное. Они несовместимы и, как показали постпозитивисты, несоизмеримы, т. к. у них нет общего нейтрального эмпирического
И далее (с.282)
базиса. Они говорят разные и порой несовместимые вещи об одном и том же (массе, пространстве, времени и др.).
И далее (с.282)
Аналогичные возражения можно привести и в отношении других «любимых примеров» кумулятивистов. Классическая механика: можно одновременно задать точное значение двух переменных — координаты физического тела и его импульса. Квантовая механика: этого сделать принципиально нельзя, если, конечно, не пренебрегать значением постоянной Планка, накладывающей количественное ограничение на предел максимально допустимой одновременной точности этих сопряженных величин.
И далее (с.282)
Современная синтетическая эволюция не есть аддитивная сумма положений аутентичной дарвиновской теории эволюции и, скажем, менделевской генетики. Они противоречат друг другу в понимании характера эволюции: номогенез в дарвиновской теории эволюции видов через естественный отбор и в общем случайный (неконтролируемо-многофакторный) характер эволюции в современной синтетической теории.
И далее (с.282)
То же самое отрицательное заключение можно сделать и в отношении применения принципа соответствия к эволюции математического знания (принцип Ганкеля). Строго говоря, неверно утверждать, что арифметика действительных чисел является обобщением арифметики рациональных чисел, а последняя — обобщением арифметики натуральных чисел. И далее (с.284)
Рассмотрим, наконец, соотношение евклидовой и неевклидовых геометрий. Последние не являются обобщением первой, так как синтаксически многие их утверждения просто взаимно противоречат друг другу. В евклидовой геометрии через одну точку на плоскости по отношению к данной прямой можно провести только одну параллельную ей прямую линию; сумма углов любого треугольника равна строго 180°; отношение длины окружности к ее диаметру равно π. В геометрии Лобачевского: через одну точку на плоскости по отношению к данной прямой можно провести более одной параллельной ей прямой линии, сумма углов любого треугольника всегда меньше 180°, отношение длины окружности к диаметру всегда больше π. Частная риманова геометрия: через точку на плоскости по отношению к данной прямой нельзя провести ни одной параллельной ей линии, сумма углов любого треугольника всегда больше 180°, отношение длины окружности к диаметру всегда меньше π. Конечно, ни о каком обобщении геометрий Лобачевского и Римана по отношению к геометрии Евклида говорить не приходится, так как они просто противоречат последней. Правда, оказалось, что противоречия между ними можно избежать, если дополнительно ввести такой параметр, как кривизна непрерывной двухмерной поверхности. Тогда их удается «развести» по разным предметам. Утверждения геометрии Евклида оказываются верными для поверхностей с коэффициентом кривизны 0 («старые добрые плоскости»). Положения геометрии Лобачевского выполняются на поверхностях с постоянной отрицательной кривизной (коэффициент кривизны имеет одно из фиксированных значе
И далее (с.285) ний в континууме {о....-l}, исключая крайние значения. Утверждения частной римановой геометрии, напротив, выполняются на поверхностях с постоянной положительной кривизной (коэффициент кривизны имеет одно из фиксированных значений в континуальном интервале {о....-+l}, исключая крайние значения. Таким образом, возможна только одна евклидова геометрия и бесконечное множество геометрий Лобачевского и Римана. Впоследствии Риман обобщил все эти случаи в построенной им общей римановой геометрии, где кривизна пространства является не постоянной, а переменной величиной. Однако, это чисто формальное обобщение, никак содержательно не влияющее на решение вопроса о соотношении евклидовой и неевклидовых геометрий. Итак, геометрия Евклида не является частным случаем ни геометрии Лобачевского, ни геометрии Римана, так как последние «не имеют права» принимать значение коэффициента кривизны 0.
И далее (с.285)
Но, может быть, евклидова геометрия может быть истолкована как «предельный случай» неевклидовых геометрий? Оказывается, тоже нет. Ибо, во-первых, понятие «предельного случая» является качественным и нестрогим. Во-вторых, конечно, можно сказать, что плоскость Евклида является пределом внутренней или внешней поверхности шара, но с таким же правом можно утверждать, что евклидова прямая есть «предельный случай» треугольника Лобачевского, а евклидова окружность «предельным случаем» треугольника Римана. Ясно, что такие утверждения являются столь же бессодержательными, сколь и нестрогими. Одним словом, понятие «предельного случая» призвано скрыть качественное различие между различными явлениями, ибо при желании все может быть названо «предельным случаем» другого. Метафоричность и нестрогость данного понятия всегда позволяют это сделать.
И далее (с.285)
Таким образом, принцип соответствия с его опорой на «предельный случай» не может рассматриваться в качестве адекватного механизма рациональной
И далее (с.286)
реконструкции эволюции научного знания. Основанный на нем теоретический кумулятивизм фактически представляет собой редукционистскую версию эволюции науки, отрицающей качественные скачки в смене фундаментальных научных теорий.
И далее (с.286)NB!!!
ПРИЗНАНИЕ НАЛИЧИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ СКАЧКОВ В ЭВОЛЮЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ означает, что ЭТА ЭВОЛЮЦИЯ ИМЕЕТ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ, когда новые научные теории ставят под вопрос истинность старых теорий, поскольку они не могут быть СОВМЕСТИМЫ друг с другом по целому ряду утверждений о свойствах и отношениях одной и той же предметной области.
И далее (с.286)
Когда пытаются «развести» старую и пришедшую ей на смену новую теорию по различным предметным сферам, считая каждую из них истинной в своей области, то, как правило, явно лукавят, выдавая желаемое за действительное.
Например, когда говорят, что классическая механика истинна для описания движения физических тел с большими массами и малыми скоростями, тогда как релятивистская истинна для описания движения малых масс с большими скоростями. Во-первых, это нестрогое высказывание, ибо здесь точно не определяют границу, с которой начинаются большие массы и большие скорости, а, во-вторых, релятивистские эффекты либо имеют место при любых скоростях (кроме 0), либо не имеют. А здесь классическая и релятивистская механика несовместимы в своих ответах. Другое дело, что при малых скоростях релятивистский эффект значительно меньше, чем при больших, и с практической точки зрения (для простоты расчетов и моделей) им можно пренебречь. Но пренебречь чем-то — не значит отказать ему в существовании.
И далее (с.286)
Необходимо также подчеркнуть, что несовместимость старой и новой теорий является не полной, а лишь частичной. Это означает, во-первых, что многие их утверждения не только не противоречат друг другу, а полностью совпадают (например, что последующее состояние физической системы зависит только от ее предыдущего состояния, и ни от чего более, утверждается и в классической, и в релятивистской физике). Во-
И далее (с.287)
вторых, это означает, что старая и новая теории частично соизмеримы, так как вводят часть понятий (и соответствующих им предметов) абсолютно одинаково (например, масса и в классической, и в релятивистской физике понимается как мера инерции; прямая линия и в евклидовой, и в неевклидовой — как кратчайшее расстояние между двумя точками и т. д. и т. п.).
НОВЫЕ ТЕОРИИ ОТРИЦАЮТ СТАРЫЕ НЕ ПОЛНОСТЬЮ, А ЛИШЬ ЧАСТИЧНО, ПРЕДЛАГАЯ В ЦЕЛОМ СУЩЕСТВЕННО НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ТУ ЖЕ САМУЮ ПРЕДМЕТНУЮ ОБЛАСТЬ.
И далее (с.287)
Проблема выбора наиболее предпочтительной из конкурирующих теорий, как отмечали многие классики науки (А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор и др.), — очень сложный, многофакторный и длительный процесс, отнюдь НЕ СВОДИМЫЙ не только к степени соответствия каждой из них имеющимся фактам, но и вообще к логико-методологической реконструкции.
И далее (с.287)
Как хорошо показали в своих работах Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Малкей и др. процесс смены фундаментальных научных теорий существенно ОПИРАЕТСЯ на социальный, психологический и философский контексты, включающие не только знания, но и традицию, веру, авторитет, систему ценностей, философское мировоззрение, самоидентификацию исследовательских поколений и коллективов и т. п.
И далее (с.287)
Согласно Т. Куну, переход от одной господствующей фундаментальной научной теории («парадигмы») к другой, составляя когнитивное содержание научных революций (своеобразных точек бифуркации, моментов разрыва общей динамики научного знания), означает «ОБРАЩЕНИЕ» ДИСЦИПЛИНАРНОГО НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В НОВУЮ НАУЧНУЮ ВЕРУ, после которого наступает период кумулятивного, непрерывного, рационально и эмпирически регулируемого процесса научного поиска.
И далее (с.287) NB!!!
Итак, РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НЕПРЕРЫВНО-ПРЕРЫВНЫЙ ПРОЦЕСС, характеризующийся качественными скачками в видении одной и той же предметной области. Поэтому В ЦЕЛОМ РАЗВИТИЕ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕКУМУЛЯТИВНЫМ.
И далее (с.287)
Несмотря на то, что по мере развития науки постоянно растет объем эмпирической и теоретической информации, было бы весь
И далее (с.288) NB!!!
ма опрометчиво делать отсюда выводы о том, что ИМЕЕТ МЕСТО ПРОГРЕСС В ИСТИННОМ СОДЕРЖАНИИ НАУКИ. Твердо можно сказать лишь то, что СТАРЫЕ И СМЕНЯЮЩИЕ ИХ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ВИДЯТ МИР НЕ ПРОСТО СУЩЕСТВЕННО ПО-РАЗНОМУ, НО ЗАЧАСТУЮ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ОБРАЗОМ.
Прогрессистский же взгляд на развитие теоретического знания возможен только при принятии философских доктрин ПРЕФОРМИЗМА и ТЕЛЕОЛОГИЗМА применительно к эволюции науки.
И далее (с.288)
ИНТЕРНАЛИЗМ и ЭКСТЕРНАЛИЗМ Столь же неоднозначно решается в современной философии науки и вопрос о ее движущих силах. По этому вопросу существуют две альтернативные, взаимоисключающие друг друга позиции: интернализм и экстернализм. Согласно интерналистам, главную движущую силу развития науки составляют ИММАНЕНТНО ПРИСУЩИЕ ЕЙ ВНУТРЕННИЕ ЦЕЛИ, СРЕДСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ; НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ ДОЛЖНО РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРОЙ НЕ ЗАВИСИТ ОТ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ ЕЕ БЫТИЯ, ОТ СТЕПЕНИ РАЗВИТОСТИ СОЦИУМА И ХАРАКТЕРА РАЗЛИЧНЫХ ЕГО ПОДСИСТЕМ (ЭКОНОМИКИ, ТЕХНИКИ, ПОЛИТИКИ, ФИЛОСОФИИ, РЕЛИГИИ, ИСКУССТВА И Т. Д.). Как сознательно отрефлексированная позиция интернализм оформился в 30-е гг. XX века в качестве оппозиции экстернализму, подчеркивавшему ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ КАК НА ЭТАПЕ ГЕНЕЗИСА НАУКИ, ТАК И НА ВСЕХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Наиболее видные представители интернализма — А. Койре, Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак, а также такие известные постпозитивистские философы науки, как Лакатос и особенно Поппер.
И далее (с.288)
Последнему принадлежит наиболее значительная попытка обоснования правомерности интерналистской программы развития научного знания. Согласно онтологической доктрине Поппера, существуют три самостоятельных, причинно не связанных друг с другом типа реальности: ФИЗИЧЕСКИЙ МИР, ПСИХИЧЕСКИЙ МИР и МИР ЗНАНИЯ.
МИР ЗНАНИЯ СОЗДАН ЧЕЛОВЕКОМ, НО С НЕКОТОРОГО МОМЕНТА ОН СТАЛ НЕЗАВИСИМОЙ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ В КОТОРОЙ ПОЛНОСТЬЮ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНЫ ЕЕ ВНУТРЕННИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ПРЕД
И далее (с.289)
ШЕСТВУЮЩИМ СОСТОЯНИЕМ. Как и другие интерналисты, Поппер не отрицает влияния на динамику науки наличных социальных условий (меры востребованности обществом научного знания как средства решения различных проблем, влияния на науку вненаучных форм знания и т. д.), однако считает его чисто внешним, никак не затрагивающим само содержание научного знания.
И далее (с.289)
Необходимо различать две основные версии интернализма: эмпиристскую и рационалистскую. Согласно первой, источником роста содержания научного знания является нахождение (установление, открытие) новых фактов. Теория суть вторичное образование, представляющее собой систематизацию и обобщение фактов (классическим представителем эмпиристского варианта интернализма в историографии науки был, например Дж. Гершель). Представители рационалистской версии (Декарт, Гегель, Поппер и др.) считают, что основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по своей сути всегда есть либо результат когнитивного творческого процесса, либо перекомбинации уже имеющихся идей -(несущественные идеи становятся существенными и наоборот; независимые — зависимыми, объясняемые — объясняющими и т. д.).
И далее (с.289)
Любой вариант рационалистского интернализма имеет своим основанием интеллектуальный преформизм, согласно которому все возможное содержание знания уже предзадано определенным множеством априорных общих базисных идей.
Научные наблюдения трактуются при этом лишь как один из внешних факторов, запускающих механизм творчества и перекомбинации мира идей ради ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ЕГО АДАПТАЦИИ К НАЛИЧНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ИМЕЮЩИМ В ОБЩЕМ-ТО СЛУЧАЙНЫЙ ХАРАКТЕР.
И далее (с.289)
Оценивая эвристический потенциал интерналистской парадигмы, необходимо отметить такие ее положительные черты, как: · подчеркивание (хотя и чрезмерное) КАЧЕСТВЕННОЙ СПЕЦИФИКИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ по сравнению с вненаучными видами познавательной деятельности, · преемственности в динамике научного знания, · направленности научного познания на объективную истину.
И далее (с.290)
К отрицательным чертам интернализма относятся: · ИММАНЕНТИЗМ, явная недооценка его представителями социальной, исторической и субъективной природы научного познания, · ИГНОРИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, · НЕПОНИМАНИЕ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРЕДПОСЫЛОЧНОГО — ИДЕАЛИЗИРУЮЩЕГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО — ХАРАКТЕРА СОБСТВЕННЫХ ПОСТРОЕНИЙ.
И далее (с.290)
В противоположность интерналистам, экстерналисты исходят из убеждения, что основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания, являются социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал, а не сами по себе новые эмпирические данные или имманентная логика развития научного знания.
И далее (с.290)
С точки зрения экстерналистов, в НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС НЕ ИМЕЕТ САМОДОВЛЕЮЩЕГО ЗНАЧЕНИЯ (ПОЗНАНИЕ РАДИ УМНОЖЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С НЕКИМ УНИВЕРСАЛЬНЫМ МЕТОДОМ).
Он в конечном счете всегда «замкнут» на определенный практический интерес, на необходимость решения, в формах наличной социальности, множества инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем.
И далее (с.290)
Наиболее мощная попытка реализации экстерналистской программы в историографии науки была предпринята в 30-е годы XX века (Б. Гессен, Дж. Бернал, Э. Цильзель, Д. Нидам и др.), а в 70-х гг. — в рамках философии и социологии науки (Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Малкей, М. Полани, Л. Косарева, Г. Гачев и др.).
И далее (с.290)
Идейные истоки экстернализма уходят в Новое время, КОГДА ПРОИЗОШЛО СБЛИЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЯ С ЭКСПЕРИМЕНТОМ, когда НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ СТАЛО СОЗНАТЕЛЬНО СТАВИТЬСЯ В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ СВЯЗЬ С РОСТОМ МАТЕРИАЛЬНОГО МОГУЩЕСТВА ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРИРОДОЙ, С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ГЛАВНЫХ СРЕДСТВ ЭТОГО МОГУЩЕСТВА — ТЕХНИКИ И ОРУДИЙ ТРУДА.
«Знание — сила» — так сформулировал Ф. Бэкон основной взгляд на назначение науки. Впоследствии обоснование практической природы науки, ее
И далее (с.291)
зависимости от наличных социальных форм практической деятельности составило одну из характерных черт марксистской традиции (К. Маркс, В.И. Ленин, В.М. Шулятиков, А.А. Богданов, Д. Лукач, Т. Котарбинский и др.).
И далее (с.291)
Будучи едины в признании существенного влияния общества и его потребностей на развитие науки, ЭКСТЕРНАЛИСТЫ РАСХОДЯТСЯ В ОЦЕНКЕ ЗНАЧИМОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ЭТО РАЗВИТИЕ.
Одни считают главными факторами, влияющими на развитие науки: · экономические, технические и технологические потребности общества (Дж. Бернал, Б. Гессен и др.), · другие — тип социальной организации (А. Богданов), · третьи — господствующую культурную доминанту общества (О. Шпенглер), · четвертые— наличный духовный потенциал общества (религия, философия, искусство, нравственность, архетипы национального самосознания), · пятые — конкретный тип взаимодействия всех указанных выше факторов, образующий наличный социокультурный фон науки, ее инфраструктуру (В.Купцов и др.), · шестые— локальный социальный и социально-психологический контекст деятельности научных коллективов и отдельных ученых (Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Малкей и др.).
И далее (с.291)
Другим существенным пунктом расхождений среди экстерналистов является вопрос о том, ВЛИЯЮТ ЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ТОЛЬКО НА НАПРАВЛЕНИЕ И ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ (КАК РЕАКЦИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ «СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ» СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВА) или также и НА МЕТОД НАУКИ И ЕЕ КОГНИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ХАРАКТЕР ПРЕДЛАГАЕМЫХ УЧЕНЫМИ РЕШЕНИЙ ПРОБЛЕМ).
Вплоть до 70-х гг. большинство экстерналистов положительно отвечало только на первую часть дилеммы, считая, что содержание науки полностью определяется содержанием объекта; она располагает истинным методом, который инвариантен по отношению к различным социальным условиям и применяющим его субъектам (доктрина социальной и ценностной нейтральности естествознания). Исключение делалось для социальных и гуманитарных наук, где признавалось существенное влияние на теоретические построения
И далее (с.292)
социальных интересов и принимаемой учеными системы ценностей (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Мангейм, Ю. Хабермас и др.).
И далее (с.292)
Однако развитие методологии, социологии и истории науки во второй половине XX века привело к КРУШЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНВАРИАНТНОС
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|