Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Караул прогул тарантул карбункул




Т. С. ПЕРЕГУДОВА Г. А. ОСМАНОВА

ВВОДИМ ЗВУКИ В РЕЧЬ

КАРТОТЕКА ЗАДАНИЙ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ [Л], [Ль]

Логопедам-практикам и заботливым родителям

Санкт-Петербург 2008

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................... 2

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [Л], [Л']........................................................................................... 3

Как работать с карточками.................................................................................................... 6

Литература................................................................................................................................ 7

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОВАХ....................................................................... 9

Автоматизация звука [Л] в начале слов............................................................................. 9

Автоматизация звука [Л] в интервокальной позиции................................................... 12

Автоматизация звука [Л] в конце слов............................................................................. 20

Автоматизация звука [Л] в середине слов....................................................................... 24

Автоматизация звука [Л] в словах, содержащих два звука [Л].................................. 37

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 46

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л'] В СЛОВАХ.................................................................... 53

Автоматизация звука [Л'] в начале слов.......................................................................... 53

Автоматизация звука [Л'] в интервокальной позиции.................................................. 56

Автоматизация звука [Л'] в конце слов............................................................................ 63

Автоматизация звука [Л'] в середине слов...................................................................... 65

Автоматизация звука [Л'] в словах со стечением согласных...................................... 68

Автоматизация звука [Л'] в словах, содержащих два звука [Л']................................ 73

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л'] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ................................................. 74

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л] — [Л']........................................................................ 82

Дифференциация звуков [Л] — [Л'] в слогах................................................................. 82

Дифференциация звуков [Л] — [Л'] в словах................................................................. 83

Дифференциация звуков [Л] — [Л'] в словах, содержащих оба звука..................... 87

Автоматизация звуков [Л] — [Л'] в связном тексте...................................................... 88

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие представляет собой систему карточек для автоматизации звуков [Л], [Л'] в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, и при обогащении их словарного запаса. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогают ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Материал традиционно сгруппирован в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. Так, в картотеке для автоматизации звуков [Л], [Л'] в отдельные группы объединены слова с легко произносимыми звуками (лак, лето), слова, содержащие свистящие звуки (лось, лоцман), слова с шипящими звуками (лошадь, чулок), слова со звуками [Р], [Р'] (ларь, кларнет). В пособии также представлены слова с йотированными звуками и звуками [В], [В'] (волна, весло). Данные группы слов напечатаны разным шрифтом:

• прямым шрифтом — слова с легко произносимыми звуками;

курсивом — слова, содержащие свистящие, шипящие звуки;

жирным шрифтом — слова, содержащие [Р], [Р'];

подчеркивание используется при выделении слов, содержащих

звуки [В], [В'] и йотированные звуки.

Авторы посчитали возможным не исключать из материала слова, нечасто встречающиеся в обиходной речи. По нашему мнению, обогащение словаря следует начинать с учетом основных закономерностей развития речи нормально говорящих детей. Значение новых слов нужно объяснять грамотно и доступно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Карточки пронумерованы. Однако в практической деятельности учитель-логопед должен исходить из цели и задач занятия, этапа логопедической работы.

Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы по степени усложнения.

В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний ребенку можно дать задание составить предложение с данным словосочетанием, распространить предложение. Продуктивные умения и навыки способствуют развитию связной речи и активизации словаря детей.

Тексты содержат познавательный материал. Они удобны в работе по развитию речи дошкольника и расширению его представлений об окружающем мире.

Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопроизношения дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения.

Постановка звуков [Л], [Л']

При правильном произнесении звуков [Л], [Л'] артикуляционные органы занимают следующее положение:

• положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, гласных звуков;

• верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга;

• язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны;

• боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;

• корень языка при твердом звуке [Л] поднят;

• мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость;

• голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Артикуляция мягкого звука [Л'] отличается от артикуляции твердого звука [Л] тем, что поднимается не корневая часть языка, а переднесредняя часть его спинки. Смыкаются не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки языка с альвеолами (иногда звук [Л'] произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами).

Исправить нарушение произношения звука [Л] на основе подражания удается редко.

В тех случаях, когда возникают особые затруднения из-за недостаточной пластичности языка, следует провести серию артикуцы, оставляя по бокам проходы для выдыхаемого воздуха.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягиваются слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

Упражнение для выработки воздушной струи

«Охотник». Прикусить кончик суженного языка зубами, вдыхать и выдыхать воздух через боковые щели.

Упражнения для языка

«Иголочка». Губы в положении «Улыбка». Выдвинуть длинный узкий язык вперед между зубами.

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например, «Ба-ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

Следует чередовать упражнения «Иголочка» и «Блинчик».

«Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4—6 раз.

«Пощелкать кончиком языка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»).

«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не получится «бл-бл» («как индюк болбочет»).

«Орешек». Язык изнутри упирается в правую, а затем в левую щеку.

«Пароход гудит». Длительно и с напряжением произносить звук [Ы], не смыкая зубов.

После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки звука [Л].

¨ Логопед предлагает ребенку произносить звук [Ы] при межзубном положении кончика языка, закрепляя это положение при произнесении слогов, слов и предложений, включающих звук [Л]. По мере закрепления звучания [Л] в таком положении межзубная артикуляция звука [Л] постепенно переводится в зазубную.

¨ В тех случаях, когда ребенок заменяет звук [Л] двугубным [В], следует пальцами раздвигать верхнюю и нижнюю губы, прижимая их к обнаженным резцам, между которыми просунут распластанный кончик языка (до тех пор, пока ребенок не отвыкнет выдвигать губы вперед).

¨ В отдельных случаях можно предложить ребенку широко открыть рот так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произнося длительно звук [А], ребенок должен касаться кончиком суженного языка верхних резцов. Может получиться сочетание [Л] с гласным [А] («ла»). Если звук [Л] будет звучать мягко, необходимо прикусывать резцами узкий кончик языка.

После получения правильно произнесенного звука [Л] следует перейти к автоматизации звука в слогах и в словах по карточкам.

Как работать с карточками

После постановки звука [Л] логопед выбирает карточку со слогами, а затем со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения. Если у ребенка не сформированы звуки [Р], [Р'], то при отработке [Л] в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или не использовать слова, набранные жирным шрифтом (со звуками [Р], [Р']). При отсутствии правильной артикуляции [Ш], [С] не стоит брать слова с этими звуками (они напечатаны курсивом). Отдельно представлены слова, содержащие йотированные звуки и звуки [В], [В']. При замене звука [Л] звуком [В] карточки с этими словами нужно использовать в последнюю очередь и внимательно следить за артикуляционным укладом во время произнесения.

Заниматься с ребенком по карточке необходимо не более 10 минут. После получасового перерыва работу по автоматизации звука можно возобновить. Перед произнесением слов важно напомнить ребенку правильную артикуляцию звука и попросить произнести звук [Л] изолированно («л»).

Далее ребенок может произносить слова вслед за взрослым (отраженно) или прочитывать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука следует произносить слова медленно, выделяя голосом звук [Л].

В книге имеются карточки с цветными картинками, которые можно использовать для автоматизации звуков [Л], [Л'] в самостоятельной речи. Звуки [Л], [Л'] в названиях картинок находятся в различных позициях: в начале слова, в его конце, в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных.

Детям можно предлагать задания: 1) выбирать из картинок те, в названиях которых звук [Л] ([Л']) имеется в начале (в середине или в конце) слова; 2) распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях; 3) составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков [Л] — [Л'].

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. Во время занятия нужно в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно вместе с дошкольником преодолевать их.

Литература

Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.

Веселая азбука: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Сост. Л. Е. Стрельцова. М.: Просвещение, 1984,

Городилова В. И., Рау Е. Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. М.: 1952.

Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1996.

Науменко Г. Тридцать три Егорки. М.: Детская литература, 1989.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987.

Основы, теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967.

При солнышке тепло, при матери добро: Русские пословицы и поговорки / Ил. В. Пименова. М.: Детская литература, 1979.

Рау Е. Ф., Синяк В. А. Логопедия. М.: Просвещение, 1969.

Успенская Л. П., Успенский М. Б. Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников. М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, 1960.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.


Автоматизация звука [Л] в словах

Автоматизация звука [Л] в начале слов

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛА], [ЛО]

лак Лада ладан лампа
лаг лото лапоть латка
лад лоток ломоть лапта
лань лопух лагуна лопатка
лапа латунь лопата лакомка
лама ладонь логопед  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛА] (в словах со свистящими звуками)

лаз ласты лакмус ласточка
лоза ластик ланцет лакрица
лосось лоскут лацкан лазутчик
ласка лампас лангуст  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛА] (в словах с шипящими звуками)

лачуга лапша лапочка лампочка
лощина ландыш ложбина ландшафт

(в словах со звуками [Р], [Р'])

ларь Лариса лорнет лабиринт
лазер локатор лайнер  
лагерь лазарет лотерея  
лазурь лавры лаборант  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛА], [ЛО] (в словах с йотированными звуками и [В], [В'])

лава ловкач лай лалья
лаваш лаванда лакей лохмотья
ловец ловушка лайка  
лавина лакомство лазейка  
лавка локомотив    
лавсан      

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай):

Лай лайки. Лада — лакомка.
Лоток в лавке. Ласковая лань.
Ловить лосося. Ладья в лагуне.
Лампочка в лампе. Лоскут лавсана.
Ландыш в ладошке. Ласточки в ложбине.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай): 2

[ЛЫ]

лыко

(в словах с шипящими, свистящими звуками)

лыжи лыжня лычки лыжник
лысина      

 

Лапти из лыка. Лысый лакей.
Лыжник на лыжне. Лыжи под лавкой.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛО] (под ударением)

лоб лог локоть логика
лов лот локон лодка
лом лоно логово ломтик

(в словах со свистящими звуками)

лось лоск лоцман лопасть
лотос лобзик    

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛО] (в словах с шипящими звуками)

ложь лошадь лодочник
ложа ложка лоджия

(в словах со звуками [Р], [Р'])

Лора лодырь лорд

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай):

Лоб лошади. Локоны у Лоры.
Лоцман в лодке. Ломтик в ложке.
Лотос для лорда. Ловкий лодочник.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛУ]

луг лунь лубок лунка
луб лупа лунатик луговина
лук луна луноход  

(в словах с шипящими, свистящими звуками)

луч лучина лузга лужайка
лужа лукошко лучник луковица
Луша      

(в слове с [Р] и [Р'])

Лукоморье

Повтори (прочитай):

Лунный свет. Лук в лунке.
У Луши лупа. Луноход прилунился.
Лучшая луковица. Луговые цветы.
Лукошко из луба. Лужи на лужайке

 

Автоматизация звука [Л] в интервокальной позиции

Повтори (прочитай) слова: 5а

[ЛА]

пила голод кобыла фаланга
Мила коала баллада палатка
мыло опала капелла камбала
кола акула колобок ампула
Алла палата молоток полотно
халат долото холодок толокно
холод молоко балахон молотьба
молот кабала талант галактика

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛА] (в словах со свистящими звуками)

сила палас силос колосок
зола колос салака посёлок
сало солод полоса молодец
соло полоз золото полонез
салат голос затылок целлофан

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛА] (в словах со свистящими звуками)

смола баланс пастила солончак
скала милость капсула солонина
балласт полость золотник сутолока
  салазки полотенце голландец

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛА] (в словах с шипящими звуками)

шило мелочь желатин булочка
жало калач молодёжь наладчик
жила школа шаланда палочник
шалаш шкала каланча булочник
жёлоб пчела белочка жимолость
чулан шалость галочка  
палач шоколад палочка  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛА] (в словах со звуками [Р], [Р'])

горилла колорит километр эскалатор
зеркало каламбур килограмм стрелочник
стрела мармелад профилактика просёлок
белорус балансир пилорама  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛА] (в словах с йотированными звуками и [В], [В'])

вилла силовик заводила юла
волан волость туловище соловей
волос булавка велосипед жалованье
Виола похвала половинка голосование
голова волокно велогонки положение
олово баловник наволочка филармония
новелла человек прилавок галантерея
половик запевала проволока  
водолаз половицы желание  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай):

Волан на халате. Холод в палате.
Золотая булавка. Палатка у шалаша.
Полотенце на голове. Школа молодёжи.
Половинка шоколадки. Молоток в чулане.
Полосатая наволочка.  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛЫ]

полы полынь бокалы монголы
балы аулы идолы ангелы
голы баулы кораллы улыбка
тылы акулы маралы каникулы
пилы уколы Колыма идеалы
мулы каналы титулы генералы
балык пеналы отгулы адмиралы

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛЫ] (в словах со свистящими, шипящими звуками и [Р])

силы соколы скулы колышки
залы шакалы скалы журналы
малыш околыш сигналы маршалы
голыш шпалы, кинжалы крылышко
алыча пчёлы камзолы кристаллы

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛЫ] (в словах с йотированными звуками и [В], [В'])

волы вокзалы буйволы штурвалы
вилы вандалы волынка карнавалы
овалы вымпелы виноделы полынья
обвалы символы привалы самосвалы
подвалы      

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай):

Белые полы. Целые бокалы.
У скалы полынь. Пчёлы на алыче.
Весёлые журналы. Загорелые генералы.
Крылышко пчелы. Смелые монголы.
Уехала на каникулы. Улыбка малыша.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛО] (в ударной позиции)

галоп пилот диалог баллон
холоп болото эпилог колодка
белок колода уголок колонка
талон колонна монолог болонка
кулон потолок эталон антилопа
налог      

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛО] (в словах со свистящими звуками)

село силок соломка
салон солома солонка
залог колодец полоска

(в словах с шипящими звуками)

чулок эшелон молочник
галоши кашалот мышеловка

(в словах со звуками [Р], [Р'])

рулон крыло пролог чертополох
рыболов брелок трилогия  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛО] (в словах с йотированными звуками и [В], [В'])

вилок заголовок мелодия экология
Володя колосья столовая мифология
золовка половник геология зоология

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай):

Село у болота. Мелодия галопа.
Поломанное крыло. Володя — рыболов.
Голодная антилопа. Галоши молочника.
Холодный колодец. Болонка у колонны.
Солонка из соломки. Позолоченный кулон.
Половник из столовой. Мышеловка под столом.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЛУ]

голубь валун Калуга голубика
тулуп палуба белуха голубятня
колун белуга голубка  

(в словах со свистящими, шипящими звуками])

шалун желудок полушка полушубок
жёлудь силуэт получка голубцы.
шелуха Золушка галушки поцелуй

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай):

На полу тулуп. Голубой силуэт.
У валуна желуди. Шелуха на палубе.
Золушка на балу. Голубь в голубятне.
  Галушки с голубикой.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) словосочетания:

Белая ладья. Золотой кулон.
Гнилая солома. Голый малыш.
Голодная акула. Ломкие волосы.
Голубая лагуна. Уголок логопеда.
Молодая лошадь. Молочная лапша.
Молоко в баллоне. Лунная оболочка.
Мелодичный голос. Оловянная ложка.
Знакомая мелодия. Весёлый молочник.
Голосистый соловей. Холодные голубцы.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) словосочетания:

Спелая алыча. Лысая голова.
Залатанный чулок. Ловить белугу.
Лукавая улыбка. Тяжёлый молот.
Спелые жёлуди. Умелый рыболов.
Ласковая болонка. Халат с воланами.
Эластичные ласты. Половина рулона.
Полосатое полотенце. Булавочные уколы.
Лопнувший целлофан. Малахитовые колонны.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) предложения: 10а

У Лолы халат с воланами.

У Володи ломается голос.

Луша мыла спелую алычу.

Мила купила золотой кулон.

Умелый рыболов ловит белугу.

Мама сварила молочную лапшу.

У нас на полу полосатые половики.

Девушка напевала весёлую мелодию.

Всю ночь поёт голосистый соловей.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) предложения: 10б

Лада каталась на лыжах.

Лара искала свои галоши.

В ванной голубой потолок.

Белочка запасает спелые жёлуди.

Молодая лошадь скакала галопом.

На лугу молодёжь раскинула палатку.

В холодные дни надевают полушубки.

Малыши копают лопатками в песочнице.

Я поставила в вазу голубые незабудки и белые ландыши.

Повтори (прочитай) чистоговорки: 11а

Ла, ла, ла — наша Лада мала.

Ла, ла, ла — Мила молоко пила.

Ла, ла, ла — затупилась пила.

Ла, ла, ла — завертелась юла.

Ла, ла, ла — полотенце взяла.

Ла, ла, ла — у нас белочка жила.

Ла, ла, ла — я салазки отдала.

Ла, ла, ла — привязала я вола.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 11б

Лы, лы, лы — моем мы полы.

Лы, лы, лы — на дороге спят волы.

Лы, лы, лы — в печке нет золы.

Лы, лы, лы — в магазине нет юлы.

Лы, лы, лы — в дневнике у вас «колы».

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 11в

Ло, ло, ло — одеяло мне мало.

Ло, ло, ло — перевязано крыло.

Ло, ло, ло — уезжаем мы в село.

Ло, ло, ло — много снегу намело.

Ло, ло, ло — стало всё белым-бело.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 11г

Лу, лу, лу — мячик на полу.

Лу, лу, лу — покупают мне юлу.

Лу, лу, лу — собираю я золу.

Лу, лу, лу — наточите мне пилу.

Лу, лу, лу — мы танцуем на балу.

Автоматизация звука [Л] в конце слов

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 12а

[АЛ]

бал пенал Непал идеал
опал накал угол капитал
канал бокал идол  
финал металл купол  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 12б

[АЛ]словах со свистящими звуками)

зал сигнал сандал  
сокол оскал скандал аксакал

(в словах с шипящими звуками)

шакал кинжал шомпол

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 12в

[АЛ], [ОЛ] (всловах со звуками [Р], [Р'])

Урал ритуал маршал арсенал
коралл материал причал персонал
марал трал кристалл адмирал
минерал журнал крахмал оригинал
генерал      

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 12г

[ЙАЛ], [АЛ] ( всловах с йотированными звуками и [В], [В'])

ял вал завал обвал вокзал буйвол привал штурвал
овал вокал подвал вандал символ аврал самосвал карнавал
дувал Байкал квартал пьедестал

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) словосочетания: 12д

Поехал на бал. Украшал зал.
Нарисовал овал. Подал сигнал.
Искал квартал. Достал коралл.
Порвал журнал. Догнал самосвал.
Держал штурвал. Опоздал на вокзал.
Высыпал крахмал.  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 13а

[ЫЛ], [ИЛ], [ЭЛ]

Нил мел дятел ангел
пыл удел факел отдел
тыл пепел Михаил  

(в словах со свистящими, шипящими звуками)

узел настил умысел
кизил замысел чистотел

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 13б

[ИЛ], [ЭЛ] (в словах со звуками [В], [В'])

Павел вертел винодел

вымпел выстрел вымысел

(в словах со звуками [Р], [Р'])

Кирилл прицел пострел крокодил

перепел предел обстрел


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай): 13в

Увидел Нил. Закрыл отдел.

Факел горел. Кирилл запел.

Михаил гостил. Крокодил поел.

Уронил вымпел. Посадил кизил.

Павел — винодел.

Повтори (прочитай)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...