Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные определения и принципы оценки состояния здоровья детей




Здоровье определяется не только отсутствием каких-либо функциональных отклонений организма, но и наличием хо­рошего уровня функций различных систем, а также гармонич­ностью физического развития. Однако недостаточно знать, каково физическое (морфологическое) развитие, имеются или отсутствуют хронические заболевания, а необходимо детально установить функциональные способности ребенка к обучению, спорту, труду.

В 1948 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благопо­лучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Это определение довольно точно характеризует здоровье, но не полностью отражает функциональное состояние организма. Наиболее часто гигиенисты пользуются следующим определе­нием: «Здоровьетакое состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Это определе­ние характеризует также и степень приспособленности орга­низма к определенным условиям биологической и социальной среды.

Академик РАМН Ю.Е.Вельтищев дает более развернутое определение здоровья: «Здоровьеэто состояние жизнедеятель­ности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гар­моничного единства физических и интеллектуальных характери­стик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

Оценку состояния здоровья детского населения, характеристику критериев, обусловливающих его здоровье, дают с уче­том так называемых определяющих признаков здоровья:

• отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни;

• гармоничное и соответствующее возрасту развитие (фи­зическое и психическое);

• нормальный уровень функций;

• отсутствие наклонности к заболеваниям.

Институт гигиены детей и подростков предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем рас­пределения ее на «группы здоровья». Дети на основании результатов медицинских осмотров рас­пределяются на 5 групп:

I — здоровые, нормально развивающиеся, без функцио­нальных отклонений;

II — здоровые, с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями:

III — больные в компенсированном состоянии;

IV — больные в субкомпенсированном состоянии;
V — больные в декомпенсированном состоянии.

Первая группа — это лица, у которых отсутствуют хрони­ческие заболевания; лица, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствую­щее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здо­ровые, без отклонений).

Вторую группу составляют дети и подростки, не страдаю­щие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также ча­сто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа объединяет детей с хроническими заболева­ниями или врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хрони­ческого заболевания, без выраженного нарушения общего со­стояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

К четвертой группе относятся лица с хроническими забо­леваниями, врожденными пороками развития в состоянии суб­компенсации, с нарушениями общего состояния и самочув­ствия после обострения, затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

В пятую группу включают больных с тяжелыми хронически­ми заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значитель­но сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и не проходят массовых осмотров.

Распределение детей по группам здоровья широко исполь­зуется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномомен­тной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распре­деление детей по группам здоровья очень важно для:

• характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп;

• сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической рабо­ты детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влия­ющих на коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Принципиально важным в гигиеническом отношении яв­ляется выделение II группы, т.е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные функциональные отклонения, пре­пятствующие им в той или иной мере осуществлять свои со­циальные функции.

Здоровье детского населения складывается из здоровья ин­дивидуумов, но оно как совокупность обладает новыми при­знаками и качествами, которые являются предметом изу­чения как специалистов в области социальной гигиены, так и врачей по гигиене детей и подростков.

При характеристике индивидуального здоровья необходимо учитывать и определяемые им возможности удовлетворения (гармоничного) многосторонних, изменяющихся с возрастом потребностей человека. При этом физические и биологические потребности должны быть аскетически ограниченными и тре­нирующими, заставляющими максимального работать все фун­кциональные системы организма, материальные — большими и растущими, но также социально и исторически ограничен­ными, а духовные и интеллектуальные — беспредельными (Д.Д.Венедиктов).

Общественное здоровье является качественной интегративной характеристикой сбалансирован­ности роста и развития человеческой популяции с природной средой и ее процессами. Оно характеризует степень вероятно­сти для каждого индивида прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а также и общую популяционную жизнестойкость и возможности выживания, обороны, социально-экономического и духовного развития.

Наиболее часто в практической деятельности динамика со­стояния здоровья детского населения оценивается по заболевае­мости как объективному массовому явлению возникновения бо­лезней и распространения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшеству­ющих поколений людей с окружающей средой, проявляюще­гося в различных формах и конкретных условиях существова­ния общества. По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неин­фекционная по отдельным нозологическим формам, времен­ной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпи­тализации.

Детское население подлежит обязательным профилактичес­ким углубленным медицинским осмотрам, которые также по­зволяют получить данные о заболеваемости детей и подрост­ков. Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели.

Индекс здоровья — удельный вес детей, не болевших в те­чение года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность — частота хронических забо­леваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...