Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Электронная цифровая подпись (ЭЦП).

- реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

Цифровая подпись Шифрование передаваемых через Интернет данных позволяет защитить их от посторонних лиц. Однако для полной безопасности должна быть уверенность в том, что второй участник транзакции является тем лицом, за которое он себя выдает. В бизнесе наиболее важным идентификатором личности заказчика является его подпись. В электронной коммерции применяется электронный эквивалент традиционной подписи — цифровая подпись. С ее помощью можно доказать не только то, что транзакция была инициирована определенным источником, но и то, что информация не была испорчена во время передачи. Как и в шифровании, технология электронной подписи использует либо секретный ключ (в этом случае оба участника сделки применяют один и тот же ключ), либо открытый ключ (при этом требуется пара ключей — открытый и личный). И в данном случае более просты в использовании и более популярны методы с открытым ключом (такие, как RSA). Рассмотрим, как работает технология цифровой подписи, использующая алгоритм RSA. Предположим, вы хотите послать сообщение. В этом случае порядок работы следующий:
1. При помощи хеш-функции вы получаете дайджест — уникальным образом сжатый вариант исходного текста.
2. Получив дайджест сообщения, вы шифруете его с помощью личного ключа RSA, и дайджест превращается в цифровую подпись.
3. Вы посылаете вместе с самим сообщением цифровую подпись.
4. Получив послание, получатель расшифровывает цифровую подпись с помощью вашего открытого ключа и извлекает дайджест сообщения.
5. Получатель, применяя для сообщения ту же хэш-функцию, что и вы, получает свой сжатый вариант текста и сравнивает его с дайджестом, восстановленным из подписи. Если они совпадают, то это значит, что подпись правильная и сообщение действительно поступило от вас. В противном случае сообщение либо отправлено из другого источника, либо было изменено после создания подписи.

Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

· сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;

· подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;

· электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

При этом электронной документ с электронной цифровой подписью является юридически значимым при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи.

Сертификаты ключа подписи, как и специальное программное обеспечение — криптопровайдер (CSP), которое необходимо установить для работы с ЭЦП, приобретаются в удостоверяющем центре. Наиболее распространенными криптопровайдерами являются программы производства ООО «Лисси» (криптопровайдер «Lissi CSP») и ООО «Крипто-Про» (криптопровайдер «CryptoPro CSP»). После установки криптопровайдера необходимо вставить в компьютер ключевой носитель. С этого момента появляется возможность подписания документов. Основной функцией удостоверяющего центра является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых она признается равнозначной собственноручной подписи на бумажном носителе.

На сегодняшний день использование ЭЦП широко практикуется при сдаче налоговой отчетности. Менее распространено сейчас, но имеет большие перспективы в будущем использование ЭЦП в таких областях, как электронная торговля и госзаказы, банковская система, декларирование товаров и услуг (таможенные декларации), трейдинговые и расчетные системы.

Электронно-цифровая подпись - гарантия безопасности. В Федеральном законе от 10.01.02 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" определено, что ЭЦП должна формироваться и проверяться сертифицированным ФАПСИ программным обеспечением. Сертификация ЭЦП является гарантией того, что данная программа выполняет криптографические функции согласно нормативам ГОСТ и не совершает деструктивных действий на компьютере пользователя.Чтобы проставить на электронный документ ЭЦП, необходимо иметь ее ключ, который может храниться на каком-нибудь ключевом носителе информации. Современные ключевые носители ("e-Token", "USB-drive", "Touch-Memory") по форме напоминают брелоки, и их можно носить в связке обычных ключей. В качестве носителя ключевой информации можно также использовать дискеты.Если клиент желает использовать в расчетах с банком электронные платежи, нужно заключить договор, получить от банка документацию и необходимое программное обеспечение. Потом надо настроить на своем компьютере программное обеспечение (согласно документации) и сформировать ключи ЭЦП. Подписать документ электронной цифровой подписью можно автоматически, вставив ключевой носитель в компьютер. Затем носитель следует извлечь и убрать в надежное место - без ключа личную электронную подпись никто не сможет подделать. Для защиты платежных документов от просмотра информация в них шифруется при передаче в банк и обратно.
Каждый ключ ЭЦП служит аналогом собственноручной подписи уполномоченного лица. Если в организации бумажные "платежки" обычно подписывают директор и главный бухгалтер, то в электронной системе лучше всего сохранить тот же порядок и предусмотреть для уполномоченных лиц разные ключи ЭЦП. Впрочем, можно использовать и одну ЭЦП - данный факт необходимо отразить в договоре между банком и клиентом.
Ключ ЭЦП состоит из двух частей - закрытой и открытой. Открытая часть (открытый ключ) после генерации владельцем представляется в Удостоверяющий центр, роль которого обычно играет банк. Открытый ключ, сведения о его владельце, назначение ключа и другая информация подписываются ЭЦП Удостоверяющего центра. Таким образом формируется сертификат ЭЦП, который нужно зарегистрировать в системе электронных расчетов банка.
Закрытая часть ключа ЭЦП (секретный ключ) ни при каких условиях не должна передаваться владельцем ключа другому лицу. Если секретный ключ был передан даже на короткое время другому лицу или оставлен где-нибудь без присмотра, считается, что ключ "скомпрометирован" (т.е. подразумевается вероятность копирования или нелегального использования ключа). Иначе говоря, в этом случае лицо, не являющееся владельцем ключа, получает возможность подписать несанкционированный руководством организации электронный документ, который банк примет к исполнению и будет прав, так как проверка ЭЦП покажет ее подлинность. Вся ответственность в данном случае ложится исключительно на владельца ключа. Действия владельца ЭЦП в этой ситуации должны быть аналогичны тем, которые предпринимаются при утере обычной пластиковой карты: этот человек должен сообщить в банк о "компрометации" (утере) ключа ЭЦП. Тогда банк заблокирует сертификат данной ЭЦП в своей платежной системе и злоумышленник не сможет воспользоваться своим незаконным приобретением.
Предотвратить нелегальное применение секретного ключа можно и с помощью пароля, который накладывается как на ключ, так и на некоторые виды ключевых носителей. Это способствует минимизации ущерба при утере, поскольку без пароля ключ становится недействительным и у владельца будет достаточно времени, чтобы сообщить банку о "компрометации" своей ЭЦП.

6.Безопасность информационных технологий. Законодательство. Организационно-правовые методы защиты. Комплексный подход к обеспечению информационной безопасности. Законодательные основы обеспечения информационной безо­пасности. В Концепции национальной безопасности Российской Федера­ции определены важнейшие задачи в информационной сфере, в том числе и в правовой области: установление необходимого баланса между потребно­стью в свободном обмене информацией и допустимыми ограни­чениями ее распространения; разработка нормативной правовой ба­зы и координация деятельности федеральных органов государст­венной власти и других органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности при ведущей роли Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Россий­ской Федерации.Законодательство России в области информатизации начало формироваться с 1991 года.Основополагающим понятием в области правового обеспечения является информация. Закон РФ “Об информации, информатизации и защите информации” определяет понятие информация как “сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления”.При решении организационно-правовых вопросов обеспечения информационной безопасности исходят из того, что информация подпадает под нормы вещного права, что дает возможность применять к информации нормы Уголовного и Гражданского права в полном объеме.В существующей практике можно выделить следующие основные аспекты решения проблемы защиты информации: анализ правового обеспечения; реализация организационно-правовых мероприятий защиты; реализация технических мероприятий по защите информации. К организационно-правовым мероприятиям по защите конфиденциальной информации относятся мероприятия по разработке и принятию определенных документов предприятий и организаций, регламентирующих степень и порядок допуска собственных сотрудников, а также сторонних лиц и организаций к конкретным информационным ресурсам.Организационно-правовая защита информации реализуется путем установления на предприятии режима конфиденциальности. Можно выделить три формы конфиденциальных отношений: Между сотрудником предприятия и самим предприятием как юридическим лицом. Реализуется на практике путем составления соответствующего трудового договора или контракта, заключаемого с сотрудником предприятия. Складывающиеся между конкретным сотрудником и другими сотрудниками этого предприятия. Эти отношения развиваются как по вертикали, так и по горизонтали. Указанные отношения называются конфиденциальными отношениями по служебным функциям. Юридически эти отношения закрепляются многообразными административно-правовыми решениями, например приказами о выполнении определенных работ, и регламентируются “Должностными инструкциями”. Складывающиеся в рамках хоздоговорных работ и базирующиеся на договоре между партнерами. Юридически конфиденциальные отношения закрепляется в виде четко сформулированных требований и обязательств, которые выдвигают договаривающиеся стороны, и фиксируют в договоре. Основными проблемы правового обеспечения информационной безопасности являются: Защита прав на получение информации - предполагает обеспечение условий, препятствующих преднамеренному сокрытию или искажению информации при отсутствии для этого законных оснований. Предотвращение разглашения государственной тайны и нарушений прав граждан и организаций на сохранность конфиденциальности и секретности информации

Принятый в 1993г. закон “О государственной тайне”регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...