Основные сферы жизни общества
Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное освоение и преобразование этого мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами социальной деятельности, которые присутствуют уже в ее простейшей индивидуальной форме, т. е. во взаимодействии человека с вещью или с другим человеком. Каковы же составные элементы, из которых складывается даже самое простое социальное действие? Первым элементом в структуре любого социального действия, важнейшим и необходимым фактором всякой деятельности является человек, люди, индивиды. Без человека невозможна никакая социальная деятельность. Он — активная сторона этой деятельности, ее субъект. Но потому люди и являются субъектами, что их деятельность направлена на те, или иные объекты. Вторым элементом социального действия являются объекты деятельности. В качестве таковых могут оказаться не только вещи, но и люди, как это имеет место в деятельности врача, учителя, представителей некоторых других профессий. Но все же чаще в этом качестве выступают объекты другого рода — вещи, которые в свою очередь четко разделяются на две подгруппы. Одна из них — орудия и средства материального производства, другая — орудия духовного производства, среди которых все большую роль приобретает компьютер, вытесняя карандаш, ручку и пишущую машинку. Другими словами, к этой группе объектов деятельности относятся все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим многообразным потребностям. Еще одной группой объектов являются средства, не менее необходимые для человеческой деятельности, чем вещи, но не имеющие вещественного, материального характера. Данные объекты деятельности настолько своеобразны, отличны от вещей, что при рассмотрении структуры социального действия их обычно выделяют в особый, третий компонент. Это язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заключенная в различного рода бумажных и электронных носителях, книгах, магнитных лентах, дискетах и т.п. Это символы, знаки. Они, как и вещи, являются необходимым условием всякой человеческой деятельности. Воздействуя на наше сознание, символы и знаки обеспечивают целенаправленность индивидуальной деятельности, а при коллективной — также и ее согласованность. Если физические вещи служат непосредственно для приспособления человека к окружающей действительности, то символы облегчают для него, иногда многократно, решение этой задачи.
Кроме названных трех, имеется и еще один, четвертый, необходимый элемент социального действия. Это связи, отношения между указанными основными факторами социального действия. Как показывает опыт, механический набор рассмотренных трех элементов — людей, вещей и символов — не образует еще ни социального действия, ни социальной жизни в целом, если нет связи, взаимодействия между ними. Именно поэтому устойчивые, многократно повторяющиеся связи между людьми, вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне индивидуального действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют исключительно важное значение для общественной жизни. Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности — люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру в многоплановой общественной системе. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа, сферы или области общественной деятельности:
материальная; Ø духовная; регулятивная, или управленческая; деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной или социальной в узком смысле слова. Все они, обеспечивая необходимые условия любой человеческой деятельности, одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом. Своеобразие материального производства состоит в том, что оно призвано создавать определенные материальные вещи, товары, необходимые для удовлетворения базовых потребностей людей, поддержания их физиологической активности в любой форме деятельности. Основным субъектом деятельности здесь является работник физического труда, хотя материальным производством заняты и работники умственного труда, доля которых постоянно увеличивается. В этой сфере трудятся земледельцы, шахтеры, машиностроители, рабочие и инженеры, агрономы, руководители предприятий. Значимость этой сферы для общества общепризнанна. Трудом работников этой сферы добывается сырье, создаются машины и механизмы, все необходимое как для удовлетворения собственных производственных нужд, так и для материального оснащения системы образования, науки, медицины и управления. Именно в этой сфере создается все необходимое для повседневной жизни людей: жилье, продовольствие, одежда и т.д. Однако это обстоятельство не дает оснований для преувеличения, а тем более для абсолютизации роли этой сферы, как и для ее противопоставления другим областям человеческой деятельности. Ее качественное отличие от других сфер жизни общества также не дает оснований для того, чтобы сводить к ней всю сложность, разнокачественность человеческой деятельности. Тем более, что некоторые известные современные исследователи, такие, как Даниел Белл, Джон Гэлбрейт, Зигмунд Бжезинский и другие, ссылаясь на наметившийся переход развитых стран от экономики товаров к экономике обслуживания, не без оснований подчеркивают, что в так называемом постиндустриальном обществе будет происходить дальнейшее падение роли материального производства.
Важную и все более возрастающую роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Правда, эти ценности, так или иначе, материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптурах или же в современных электронных носителях информации. Но все же главное в этих предметах — не их материальная сторона, а их духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства. В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность; разрабатывает систему ценностного сознания, определяя значимость для него тех или иных природных и социальных явлений. Благодаря полученным знаниям совершенствуются все формы деятельности, человек глубже познает себя, свой духовный мир. И хотя некоторые направления современной философии доказывают ограниченность возможностей человеческого познания, нельзя не признать, что все достижения современной цивилизации в значительной мере — результат развития науки, искусства, религии, духовного производства в целом. Именно поэтому деятельность ученого, художника, композитора, конструктора, архитектора, служителя религиозного культа пользуется признанием общества, имеет высокий социальный статус даже в кризисные моменты общественного развития. Роль духовного производства проявляется, однако, не только в его больших созидательных, но, к сожалению, и в немалых негативных, разрушительных возможностях. Для выполнения этой, а также ряда других задач и возникает еще одна область социальной жизни — управленческая, или регулятивная. Это сфера деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой сферы состоит в поддержании всеми возможными средствами созидательных и блокирование разрушительных тенденций во всех сферах общественного развития, как в материальной, так и в духовной. Создание благоприятных условий для жизни людей, роста их благосостояния и соответствующее регулирование общественных отношений является смыслом деятельности занятых здесь работников. Регулятивная, управленческая деятельность имеет свою структуру, подразделяясь, так же, как и другие типы деятельности, на множество различных видов труда. Это, прежде всего управление людьми с применением различных способов и средств, как воспитательных, так и силовых. Но это также и управление вещами. Именно такова функция законодательства о личной и общественной собственности, использовании земли и ее недр, об охране природы и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|