Судебная контрреформа в России.
Подготовительные работы по созданию новых судебных учреждений начались еще до утверждения уставов.В конце сентября царю были представлены две записки о порядке введения документов реформы – председателя государственного совета князя П.П Гагарина и министра юстиции Д.Н. Замятина. Записка Гагарина отражала позицию реакционных правительственных верхов, крепостников, которые в свое время противились включению в судебные уставы новых институтов—суда присяжных, права на защиту, гласности, несменяемости судей и других. Теперь эти люди стремились всячески оттянуть введение новых судебных учреждений, превратить процесс реорганизации суда в длительную процедуру, по возможности исключая из него наиболее демократические положения. Гагарин настаивал на введении новых судов по частям - отдельно мировые суды, а затем только общие судебные установления. Это был фактически план саботажа судебной реформы, предполагавший затянуть введение судебных уставов на несколько десятилетий Записка Замятина отражала взгляды буржуазно настроенных кругов и чиновного дворянства связанного с буржуазией, заинтересованных в быстром и повсеместном введении судебных уставов в полном объеме, установлении новых судебных порядков, столь необходимых для развивающегося в стране капитализма. Царь высказался за постепенность, и 19 октября 1865 года им было утверждено «Положение о введении в действие судебных уставов».Проведение реформы затянулось на 35 лет. Официальный акт ее завершения - специальный указ царя был издан 1 июля 1899 года. За это время сами уставы подверглись кардинальным изменениям, из них были выброшены многие демократические институты.
Основная причина судебной контрреформы заключалась в том, что новый суд вошел в вопиющее противоречие с самодержавно чиновничьим строем Росси, крепостническими порядками, только в самом общем виде поколебленными другими реформами, в частности отменой крепостного права. Применение судебных уставов на политических процессах показала правящей верхушке,что новый суд непригоден для борьбы с революцией, - положения о несменяемости независимости судей, суде присяжных независимой от администрации адвокатуре, гласности, состязательности судопроизводства, праве на защиту наконец, выборном мировом суде только расшатывают устои самодержавия. Необходимо отметить одну отличительную особенность судебной контрреформы: началась она в период, когда другие реформы еще не были завершены, была проведена не одноразовым законом, а рядом отдельных нормативных актов, под видом «временных мер», которые должны были скрыть отказ от судебных уставов. Судебная реформа пользовалась широкой популярностью в различных слоях общества, поэтому царизм не мог без существенной обработки общественного мнения исключить из нового законодательства наиболее прогресивные институты. Задачу идеологической подготовки судебной контрреформы выполнила реакционная охранительная печать во главе с Катковым, обосновывавшая все,что угодно было Александру 111. Катков до начала 70-х годов бывший сторонником новых судебных порядков, становится ее ярым противником. То же можно сказать и К.П.Победоносцеве - одном из отцов реформы Б сильно «поправевшем» после ее принятия. Именно он в 1885 году представил императору развернутую программу контрреформы. Причины подобной эволюции кроются в том повороте к исправлению реформ, который осуществил царизм и который был обусловлен классовой борьбой в стране. Катков требовал превращения судей в зависимых чиновников, ограничения гласности, права на защиту, но с особой ненавистью относился к суду присяжных.
Убийство Александра 11 не подтолкнуло революцию, а наоборот привело к усилению реакции, отразившейся на контрреформах. Программа контрреформы была сформулирована в докладах и представлениях министра юстиции К.И. Палена, министра внутренних дел Д.А. Толстого и К.П. Победоносцева и сводилась: 1) к ликвидации независимости суда, несменяемости судей; 2) к ограничению и ликвидации гласности; 3) к ограничению состязательности и права на защиту; 4) сужению сферы деятельности суда присяжных и соответственно расширению суда с сословными представителями; 5) к ликвидации мировой юстиции и сосредоточению дел, подсудных мировым судам, в рамках местных административных органов – земских начальников.[8] Судебная контрреформа: а) существенно изменила порядок расследования и судебного рассмотрения политических преступлений и ограничила права подсудимых; б) ограничила и частично отменила такие демократические институты, как независимость и несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства, рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей и право подсудимого на защиту; в) почти упразднила мировую юстиции, осуществила слияние в низшем звене административной власти с судебной властью. Изменения установленного судебными уставами порядка расследования политических дел реализовано было законом 19 мая 1871 года, принятого по настоянию шефа жандармов П.А.Шувалова.[9] Именно этот закон положил начало законодательному наступлению на судебную реформу. Существенные изменения в судебные уставы внес закон 7 июня 1872 года.[10] Он устанавливал положение, что основная масса дел о государственных преступлениях подлежит рассмотрению не судебных палат с сословными представителями, а Особого присутствия Правительствующего сената с сословными представителями. Сословные представители назначались ежегодными указами царя. Предварительное расследование по государственным преступлениям возлагалось царем на одного из членов петербургской и одного из членов Московской судебных палат по представлению министра юстиции. В состав особого присутствия входили первоприсутствующий, один из представителей губернского дворянства, один из представителей уездного дворянства, один из городских голов губернских городов Европейской России и один из волостных старшин Петербургской губернии. Этим же законом вносились изменения и в постановления о гласности судопроизводства. Теперь председательствующий получил право закрывать двери судебного заседания при рассмотрении любого государственного преступления.
Следующими звеньями судебной контрреформы можно считать два закона принятые 9 мая 1878 года – «О подсудности и порядке проведения дел о государственных преступлениях» и «О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям»[11]. Первый нормативный акт был вызван тем, что закон 7 июня 1872 года обеспечивая безусловное внесение обвинительных приговоров, влек за собой весьма крупные финансовые издержки. Они были вызваны расходами на вознаграждение свидетелей, на доставку обвиняемых в Петербург и прочих городов. Кроме того в Сенате скопилось большое количество дел, ждавших рассмотрения. Именно поэтому в соответствие с представлениями Палена, 9 мая 1878 года царь утвердил новый порядок расследования государственных преступлений. Устанавливалось,что государственные преступления ведаются: а) судебными палатами – когда преступление не влечет за собой наказания, соединенного с ограничением лишением прав состояния; б) судебными палатами в усиленном составе или, при наличии специального указа царя, Особым присутствием сената с сословными представителями—если за преступление в качестве меры наказания может иметь место лишение всех прав состояния; в) Верховным уголовным судом – при наличии специального указа царя. Предварительное расследование по государственным делам осуществлялось специальным членом судебной палаты, назначенным царем по представлению министра юстиции. Закон, таким образом, завершил создание отдельной специальной системы судов для рассмотрения государственных преступлений в нарушение одного из важнейших принципов судебной реформы, предусматривавшей учреждение единой судебной системы для рассмотрения всех видов преступлений.
Еще одно направление судебной контрреформы- пересмотр основных демократических принципов судебных уставов: независимость судебной власти, несменяемость судей, гласность судопроизводства, рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей. Сильнейший удар по принципу независимости суда нанесло Положение 14 августа 1881 года. В местностях объявленных на положении усиленной или чрезвычайной охраны, судебные органы всецело были подчинены администрации, а судебная ответственность заменяется административной. Положение осуществляло широкое вторжение административной власти в деятельность судов, предоставило администрации рассматривать дела, которые в соответствии с судебными уставами подлежали исключительной компетенции судов. Другой нормативный акт, направленный против независимости суда,- закон о земских начальниках 12 июля 1889 года [12].Он упразднил мировую юстицию, ввел судебно- административные установления, соединившие в одном лице судебную и административную власть. Введение института земских начальников означало отказ от одного из краеугольных камней судебной реформы – принципа отделения судебных органов от органов административных. Наряду с независимостью судебной власти ожесточенным нападкам со стороны реакционной печати и высших должностных лиц подвергся принцип несменяемости судей. Катков назвал несменяемость судей «самодержавием в российском самодержавии» и требовал ее полного уничтожения. Эти требования отвечали намерениям правительства Александра 111. Закон 20 мая 1885 года учредивший так называемое высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое получило право смещения смещения и перемещения судей, фактически покончил с несменяемостью.[13] С введением гласности судопроизводства скамья подсудимых превращалась революционерами в трибуну для пропаганды своих идей. Поэтому «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» 1881 года серьезно ограничило этот институт. Составная часть судебной контрреформы – дальнейшее ограничение компетенции суда присяжных. Закон 9 мая 1878 года, изъявший из подсудности присяжных заседателей ряд категорий уголовных дел, не удовлетворил реакционную клику Александра 111.
Прежде всего, еене устраивал « временный» как этого закона так и закона 5 апреля 1879 года, «Положения об охране» 1881 года и другие законодательные акты, настаивала реакция на дальнейшем расширении подсудности судебных палат с сословными представителями и соответствующем ограничении суда присяжных заседателей. Следствием этого был закон 7 июля 1889 года «Об изменении порядка производства дел по некоторым преступлениям, подлежавшим введению судебных мест с участием присяжных заседателей»[14]. Закон осуществил широкомасштабное наступление на суд присяжных, изъяв из его подсудности весьма обширный круг уголовных дел, тем самым завершил судебную контрреформу в части, касающейся общих судебных установлений и основных демократических принципов судопроизводства. Финал судебной контрреформы – ликвидация в 1889 году мировой юстиции, и создание новой сиены судов – земских начальников, наделенных не только судебными, но и административными прерогативами в отношении крестьян, городских судей и уездных членов окружного суда. Закон 12 июля 1889 года вернулся к множественности судебных учреждений, органов и бессословной подсудности, установленных судебными уставами. Земскими начальниками могли быть только дворяне, председательствовали в уездных съездах уездные предводители дворянства. Сокращениемировых судов, институт земских начальников – важные составные части судебной контрреформы и одновременно контрреформы земской. Эти мероприятия, коренным образомизменявшиеприродусудебныхуставовбылипризваны стать эффективным средством борьбы с растущим революционным движением в стране. Судебную контрреформу должна была подготовить комиссия для пересмотра законоположений по судебной части под председательством министра юстиции Н.В. Муравьева, учрежденная указом Александра 111 7 апреля 1894 года.[15] Комиссия Н.В. Муравьева, по существу, носила кодификационный характер. К моменту начала ее деятельности накопилось уже около 700 разного рода дополнений и изменений судебных уставов, как принципиальных так и мелких. Общая задача, однако, поставленная перед Муравьевым, назначенным в 1894 году министром юстиции, состояла в том, чтобы свести воедино то законодательство, которое на протяжении двадцати-тридцати лет поворачивало судебную реформу назад. Задача была вполне по душе отъявленному реакционеру Муравьеву. Программа деятельности комиссии была изложена в записке министра юстиции «О необходимости изменения судебных учреждений и судебных порядков» составленной 6 апреля 1894 года. Реакция императора была мгновенной: уже на следующий день появился указ об учреждении комиссии по пересмотру судебных уставов. Результатом работы комиссии явились проекты новой редакции Учреждения судебных установлений, уставов уголовного и гражданского судопроизводства, содержащие около 4,5 тысяч статей. Проект устава о мировых судах, естественно, уже отсутствовал. В мае 1899 года работа комиссии над проектами была завершена. На рубеже этого следующего года они были разосланы заинтересованным ведомствам и опубликованы в Журнале министерства юстиции. Если же взглянуть на работу этой комиссии со стороны, то покажется что она закончилась ничем, судебные уставы 20 ноября 1864 года новыми уставами заменены не были, не было в России, следовательно, контрреформы . Таким образом, к концу века царизм имел такую судебную и процессуальную систему, которая обеспечивала применение судебной репрессии по отношению ко всяким посягательствам на общественный и государственный строй.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|