Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Организационно-управленческие основы формирования сети профильных классов в регионе.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110, обеспечение доступности и качества услуг образования является целью, направленной на сохранение и укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства. Один из механизмов достижения данной цели – предоставление возможности осуществления в X-XI классах учреждений общего среднего образования профильного обучения, сочетающего изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий.

В 2015/2016 учебном году на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования вводится профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.

Изучение учебных предметов на повышенном уровне организуется в режиме пятидневной учебной недели, а изучение профессионально ориентированных и иных факультативных занятий целесообразно осуществлять в шестой школьный день.

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В РЕГИОНЕ.

Основная задача отделов (управлений) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов – создать целесообразную модель профильного обучения на районном (городском) уровне. Решение об организации профильного обучения в том или ином учреждении общего среднего образования может быть принято только при соблюдении всего комплекса условий:

1) готовность и заинтересованность всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;

2) наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов:

– педагогические кадры, квалификационный и образовательный уровни которых позволяют обеспечить качество образования;

– современная информационно-образовательная среда, включающая как наличие современной компьютерной техники, так и программное обеспечение, информационно-образовательные ресурсы;

– наличие оснащенных учебных кабинетов физики, химии, биологии и др., позволяющих в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам и др.;

3) рациональное сочетание возможностей учреждения общего среднего образования (количество имеющихся часов факультативных занятий, учебных кабинетов различной площади, режим работы учреждения общего среднего образования, сменность занятий и др.) с запросами учащихся и их законных представителей, а также с финансовыми возможностями учреждения (в рамках общего количества учебных часов, предусмотренных типовым учебным планом исходя из количества классов в учреждении и Положением об учреждении общего среднего образования, предусматривающим возможность увеличения количества часов при изучении отдельных учебных предметов);

4) безусловное соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса (в том числе при составлении расписания учебных занятий);

5) наличие эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования.

Отделам (управлениям) образования, спорта и туризма местных исполнительных и распорядительных органов необходимо:

– довести информацию об организации профильного обучения до всех заинтересованных путем размещения ее на официальных сайтах учреждений общего среднего образования, информационных стендах, на родительских собраниях;

– предоставить учащимся возможность (при наличии запросов учащихся и их законных представителей) изучать все учебные предметы на базовом уровне;

– организовать работу социально-педагогической и психологической службы по постоянному сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения.

С учетом анализа названных условий учредителю учреждений образования необходимо комплексно изучить предложения учреждений общего среднего образования и принять решение об открытии Xпрофильных классов (профильных групп), а также X классов с изучением всех учебных предметов на базовом уровне. Принятие решения об открытии X классов (и профильных, и базовых) должно оптимально удовлетворять потребности учащихся в получении качественного образования, быть доступным в пределах района (города), а следовательно, должно учитывать территориальную протяженность региона, особенности расположения учреждений общего среднего образования и др.

В соответствии с пунктом 4 статьи 167 Кодекса Республики Беларусь об образовании учебный план учреждения общего среднего образования разрабатывается учреждением образования на основе типового учебного плана общего среднего образования и утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с его учредителем. Типовой учебный план общего среднего образования на 2015/2016 учебный год утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2015 г. № 38 (edu.gov.by / Управление общего среднего образования / Типовые учебные планы).

При разработке учебного плана учреждения образования общее количество часов, финансируемых из бюджета, увеличивается учредителем учреждения образования в случаях, предусмотренных Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 г. № 283 (далее – Положение об учреждении общего среднего образования).

При необходимости учредитель учреждений общего среднего образования может принять решение о перераспределении учебных часов факультативных занятий в пределах района (города), т.е. учебные часы факультативных занятий, не используемые в одном учреждении общего среднего образования, могут быть переданы в другое учреждение общего среднего образования. Обращаем внимание, что согласование на районном (городском) уровне учебных планов учреждений общего среднего образования не является формальным проставлением подписи руководителя отдела (управления) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа, а означает, что при согласовании учебных планов учреждений общего среднего образования на учебный год отдел (управление) образования, спорта и туризма местного исполнительного и распорядительного органа берет на себя ответственность за создание оптимальной, управляемой региональной модели профильного обучения.

При принятии решения об организации профильного обучения необходимо спланировать методическое сопровождение профильного обучения на региональном уровне, т.е. разработать и реализовать систему непрерывного повышения квалификации, в том числе в период между сроками повышения квалификации, максимально используя резервы областных (Минского городского) институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов. До начала 2015/2016 учебного года все педагогические работники, которые будут работать в профильных классах, должны повысить свою квалификацию (в рамках курсовой подготовки, обучающих курсов или иных формах).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...