Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На тему: «Роль семьи в социальной адаптации ребенка».

Реферат

 

 

Подготовила: студентка 1 курса,

социальная работа, заочно

Семенюк Кристина Анатольевна

 

 

Минск 2009

Содержание.

1. Введение………………………………………………………..2

2. Адаптивная линия……………………………………………..3

3. Этапы развития семьи, принимающей ребенка……………..8

4. Особенность режимных моментов………………………………….12

5. Литература……………………………………………………..13

 


 

Введение.

Семейное воспитание – это передача семейного опыта во всех его формах знаниях, навыков, умений. Существуют и родительские установки, которые соответствуют типы поведения родителей: принятие и любовь; явное отвержение; изменение требовательности; через мерная опека. Типы поведения родителей делятся на свободное воспитание и диктат.

Типы семейного воспитания:

1. Гипопротекция – ребенок растет без достаточного надзора и опеки.

2. Гиперпротекция – через мерная мелочная опека.

3. Потворствующая гипрерпротекция – через мерная опека и ограждение от трудности.

4. Потворствующая гипопротекция – недостаток родительского контроля в сочетании с недозволенностью вне дома (лицемерие, наглость).

5. Воспитание в культе болезни.

6. Условие жестких взаимоотношений в семье – сочетаются с эмоциональным отвержением в семье.

7. Условия повышенной моральной ответственностью.

 

 

Адаптивная линия.

Адаптивная линия заключается в «сворачивании» агрессивных протестных элементов; смягчении депрессивной реакции; смещение блокированной потребности контакта со своим взрослым на исследование окружающего мира, игру с другим ребенком в ситуации, когда он обделен вниманием со стороны взрослого. Такой ребенок сохраняет неплохие шансы на полную адаптацию к приемной семье и в возрасте старше 5 лет.

Наиболее прямой путь помощи детей, страдающим от недостатка эмоциональной связей, - это как можно более ранняя передача такого ребенка в приемную семью. В условиях семьи вероятность более благополучного эмоционального развития значительно выше, чем в условиях детских учреждений, даже при условии, что в этих учреждениях ребенку будут уделять больше внимания и заботы даже вести с ним специальную психотерапевтическую работ.

Для эмоционального развития ребенка «избегающего» типа большое значение приобретает наблюдение за взаимодействием эмоционально- сохранных детей, следовательно, в качестве приемной семьи такому ребенку наиболее подходят семьи, в которых есть уже дети с наибольшей разницей в возрасте. В данном случае речь идет о том, что именно в таких условиях реабилитация ребенка в замещающей семье будет происходить более успешно.

Для «цепляющегося» ребенка в качестве приемной семьи наиболее подходят бездетные или материнская семья, семья с взрослыми детьми. Взрослый для того ребенка – это источник эмоционального тепла и защиты, поэтому немаловажное значение приобретает желание родителей уделять ребенку много внимания, стремление развивать его способности, обучать навыкам общения.

Для детей с недифференцированными привязанностями подходит семья среднего возраста, так как супруги в такой семье уже имеют опыт воспитания детей, понимают, что воспитывают не только слова, но и поступки, образ жизни. В таких семьях сложные вопросы семейной жизни уже решены, поэтому супруги могут ставить перед собой более сложные задачи и определять связанные с ними перспективы и трудности.

Амбивалентным, социально-тревожным и гармоничным детям в качестве приемных семей подходят благополучные семьи. В эту категорию семей могут входить и молодые. И среднестатистические, и пожилые семьи. Благополучной может быть бездетная, малодетная и многодетная семья. Благополучной является семья, в которой супруги и другие члены семьи высоко оценивают друг друга. Всегда готовы помочь друг другу и быстро разрешают разногласия. Социально- психологические цели благополучной семьи включают стремление к максимальному удовлетворению нужд каждого члена семьи. Благополучная семья основывается на доверии и взаимопонимании, что является главном условие для успешного воспитания ребенка.

По мере взросления ребенка его шансы на успешную адаптацию в семье постепенно уменьшается. Это происходит потому, что заканчивается биологически запрограммированный период наиболее интенсивного развития первичной эмоциональной привязанности, и ребенок упускает возможность естественным образом усвоить базисные, с трудом поддающиеся сознательному обучению правила эмоционально-выразительного общения, ведения диалога, сопереживания, контроля за импульсивным поведением.

Большинство специалистов уже давно пришли к выводу, что только в семье могут быть созданы оптимальные условия для нормального развития ребенка. К ним в первую очередь относится: стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с взрослым; широта связи с социумом, разнообразная, когнитивно насыщенная среда; собственная активность активная разнообразная связь с окружающим миром.

Усыновление (или помещение в замещающую семью) ребенка, как всякое изменение условий жизни, приводит в период адаптации к регрессу в его развитии. А затем к возникновению сензитивности (чувствительности) к жизни, что может стать причиной интенсивного развития ребенка. Чем контрастнее условия, сложнее адаптация и выше уровень сензитивности, а, следовательно, возможность к скачку в развитии. Кажущаяся более эффективной адаптация ребенка в приемной семье. Находящейся на том же или близком уровне развития, что и кровная семья ребенка, из которой его изъяли, есть ни что иное, как адаптация на уровне восстановления ранее сложившихся стереотипов.

Одной из главных проблем при создании семьи является формирование привязанности. В тех случаях, когда речь идет о родных детях, формирование эмоциональной близости между ними и родителями происходит естественно и неосознанно. Взаимоотношения между ними развиваются на основе установления первичной эмоциональной близости и постепенно приобретают для всех членов семьи большое значение. Если же речь идет о приемных детях, формирование и развитие отношений между ребенком и родителями приобретает большую степень осознанности, внимания к различным аспектам межличностной коммуникации. В этих условиях вопросы, связанные с необходимостью формирования эмоциональной привязанности, преодолением ранее пережитых ребенком психических травм и укреплением его идентичности, приобретают первоочередное значение.

Существующие трудности, связанные с усыновлением детей сразу после рождения, определяются тем, что у таких детей на пре- и перинатальном этапах их развития не было какой-либо связи с приемными родителями. В подростковом возрасте такие дети нередко переживают психологически сложные состояния, связанные с актуализацией «призраков крови», что может проводить к глубоким конфликтам с приемными родителями и накапливать отпечаток на их психологическую идентичность. Кроме того, приемные родители в своем стремлении установить с такими детьми как можно более тесные взаимоотношения иногда сознательно или неосознанно для себя игнорируют наличие у приемного ребенка глубокой эмоциональной связи с его биологическими родителями, что также может вести к нарушениям взаимоотношениях между членами приемной семьи. Характерные для такой ситуации проблемы идентичности ребенка и недостаточного контакта между ним и приемными родителями позволяют говорить о так называемом «синдроме приемного ребенка». Этот синдром проявляется в сниженной самооценке ребенка, недостаточном межличностном доверии, плохой успеваемости, трудностях в установлении интимных отношений в зрелом возрасте.

Так как дети из детского дома в большинстве случаев страдают от запущенности, плохого обращения и последствий эмоциональной депривации, то эмоциональная привязанность к приемным родителям будет формироваться у таких детей с большим трудом. Переживания, связанные с эмоциональной депривацией и плохим обращением, надолго сохраняются в психике ребенка и связаны с высоким риском развития у него состояния фрустрации и появлении чувства страха, обиды и беспомощности. У таких детей может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, связанное с ранее пережитыми психическими травмами. При определенных обстоятельствах, когда они находятся уже в новых семьях, во вполне благоприятном окружении, у них могут актуализироваться следы прежних травм.

Среди проблем, характерных для приемных родителей, часто встречается чувство бессилия; использование ими тезиса о «плохой наследственности», позволяющего объяснить имеющегося у ребенка эмоциональные и поведенческие нарушения, противоречия между «официальной» историей усыновления и тем, какую версию усыновления родители создают для ребенка; нередко они переживают чувство вины, а также состояние стресса, связанное с необходимостью их соответствия определенным ожиданием.

Формирование у приемного ребенка эмоциональных привязанностей к новым родителям чрезвычайно важно. Это имеет еще большее значение в тех случаях, когда ребенка усыновляют не сразу после рождения. Травма, связанная с отделением от биологических родителей, накладывает глубокий отпечаток на когнитивные, эмоциональные и сенсорные процессы усыновляемого, что существенно затрудняет формирование у него эмоциональной привязанности к новым родителям. Для таких детей характерна тенденция к проявлению гиперконролируемого, конфликтного поведения в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости с приемными родителями. Такое поведение может глубоко сфокусировать родителей, особенно в тех случаях, когда у них есть определенные представления относительно того, как ребенок должен себя вести. Приемные родители до момента появления в их семье ребенка часто фантазируют, формируют свои ожидания и формы его поведения в связи с предстоящим усыновлением. Глубокий конфликт между их фантазиями, ожиданиями и поведением, с одной стороны, и тем, что они реально наблюдают с приходом в семью приемного ребенка, с другой, осложняется установлением тесного эмоционального контакта между ними и может привести к отвержению ребенка. Ребенок-сирота, пытаясь интегрироваться в семейную систему, прежде всего сталкивается с барьером из семейных правил и норм, которые и сама семья крайне мало осознает.

Процесс формирования привязанности может быть также осложнен в семьях, для которых характерны симбиоз (сверхвключенность) или разобщенность. Дети-сироты стремятся удовлетворить свою потребность близости в замещающей семье. Однако нередко нереализованность этой потребности с членами семьи может стать причиной ощущения у ребенка внутренней сегрегации. В семьях, склонных к установлению симбиотических отношений, члены семьи оказываются настолько связанными между собой, что это может «вытолкнуть» приемного ребенка. Наличие в семье другой дисфункции – разобщенности – также негативно влияет на процесс адаптации, так как члены семьи не имеют стереотипов близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции.

Если эти проблемы не находят своего разрешения, приемные родители формируют определенную систему взглядов, позволяющую им объяснить существующую в семье дисгармонию и переживаемые ими внутрипсихические конфликты. Эти конфликты в первую очередь выражаются в переживании собственного бессилия, в предъявляемых к ребенку повышенных требованиях, симбиотической зависимости от ребенка, в чувстве горя и отчуждения. При этом, чем более дисфункциональна семья, тем более жестким моделям ролевого поведения следуют родители, их дети и приемные дети. Создаваемые родителями истории и системы взглядов, позволяющие им объяснить и оправдать внутрисемейную дисгармонию, могут предполагать разные сценарии. Во многих случаях в них фигурируют образы мифического героя, «спасателя», «хорошего» или «плохого» приемного ребенка и т.д. Все эти истории и системы взглядов зачастую содержат в себе зерно истины, нов то же время игнорируют многие сведения, связанные с прошлым ребенка, и не могут адекватным образом объяснить внутрисемейные отношения. Это приводит к тому, что у приемных родителей и ребенка формируется ложный образ «я», препятствующий установлению между ними гармоничных, эмоционально близких отношений. Кроме того, это сопровождается эмоциональным отчуждением членов семьи друг от друга и усилением семейных дисфункций.

Этапы развития семьи, принимающей ребенка. Процесс взаимной адаптации приемной семьи и ребенка-сироты представляет собой сложную динамику образования новой семейной системы. Проведенные В.Н.Ослоном и А.Б.Холмогоровой динамические исследования функционирования 40 замещающих семей позволили выделить этапы развития семейной системы после приема ребенка-сироты.

Первый этап – ориентировочный (взаимное изучение) – длится около двух месяцев. Семьи достаточно позитивно оценивают поведение нового члена семьи, они склонны видеть приемного ребенка как вполне нормального по таким характеристикам поведения, как агрессивность, ассоциальность, страхи, депрессия. В качестве проблемной зоны родители обычно выделяют недостатки внимания. Сам ребенок, попадая из обстановки детского дома в семью, переживает достаточно выраженный кризис и начинает бессознательно сопротивляться изменениям, которые от него требует среда. Дети внутренне напряжены, однако внешне очень стараются вести себя примерно, так как мотивация жизни в семье у них велика. Особенности переживания периода адаптации зависят во многом от степени подготовленности ребенка. Если он был помещен в семью без предварительной психологической подготовки, то период адаптации затягивается до одного года и тяжело переживается всеми членами семьи. Ребенок переживает сильнейший кризис, который проявляется в виде различных вариантов отклоняющегося поведения, отмечается эмоциональная дезадаптация в виде депрессивного состояния. Ребенок воспринимается приемными родителями, как правило, в качестве агрессора и безнадежно асоциальным.

Второй этап – этап напряжения (преобладание эмоционального дискомфорта) – длится от трех до восьми месяцев и по-разному протекает в семьях, имеющих психо-педагогическую поддержку и вне ее. В семьях без психологического сопровождения начинает особенно сильно нарастать напряжение, появляются эпизоды воровства. Но даже на этом фоне показатели развития ребенка начинают резко идти вверх. Дети уже после второго месяца совершают интеллектуальный скачок: возрастает уровень успеваемости, улучшается речь, увеличивается запас слов. Возрастают показатели эмоционального благополучия.

К восьмому месяцу семьи переживают определенный кризис, длящийся один-два месяца. У родителей резко возрастает уровень критики по отношению к приемным детям. Практически в два раза увеличиваются показатели делинквентности детей в оценках семьи. Семьи жалуются на то, что устали, дети раздражают их и многое другое. Это состояние можно назвать кризисом перестройки (преобладание негативного отношения приемным детям), внешним проявлением которого является отвержение. Несмотря на это, уровень эмоционального благополучия детей остается хорошим. К концу первого года состояние семьи стабилизируется. В семьях, находящихся без психологической поддержки, этот этап имеет затяжной характер и длится от одного года до 18 месяцев.

Третий этап – этап штиля (осознание взаимной связи или причастности) – начинается с 11-го месяца и продолжается до 24 месяцев приема ребенка в семью. После первого года снижается уровень напряжения в семье, появляются позитивные изменения в отношениях, продолжают улучшаться показатели развития приемных детей. Приемные дети на бессознательном уровне идентифицируются к кровным, на этом этапе происходит взаимное осознание причастности.

К концу второго гола «штиль» может закончиться неожиданным взрывом, который выражается в повышении уровня неудовлетворенности практически по всем областям функционирования семьи. Приемные дети начинают оцениваться как еще более агрессивные и асоциальные. У кровных детей, по мнению родителей, повышается агрессивность. Это состояние оценивается как этап разочарования, или депрессии (постепенное осознание проблем, связанных с приемом ребенка в семью). Некоторые семьи прекращают свое существование как замещающие.

«Взрыв» переходит в депрессию, и семья начинает переживать кризис идентичности семьи, который может длиться около полугода, и характеризуется осознанием проблем и ответственности, связанных с приемом ребенка в семью. После осознания проблем семья начинает функционировать как новая система. Это начало нового этапа – этапа принятия проблем (принятия новой семейной идентичности и завершение процесса формирования новой семейной системы). Восприятие семейной ситуации в значительной степени сближает всех членов семьи, оценки родителями поведения кровных и приемных детей во многом становится идентичным, оценки собственного состояния, эмоционального благополучия у всех детей в целом совпадают. Приемные дети начинают занимать более активные позиции.

 

 

Адаптация ребенка в замещающей семье.

В общем виде этапы адаптации ребенка в замещающей семье и рекомендации специалистам и родителям описаны Г.С. Красницкой.

Первый этап - ознакомительный, его длительность до двух месяцев. Особое внимание нужно уделить знакомству и первой встрече с ребенком. Бывает, что при первой встрече ребенок пугается мужчин. Это происходит, если ребенок долго находится в детских учреждениях, где работают женщины, и мужчины непривычны для ребенка. Наберитесь терпения и помните, что установить контакт с детьми легче всего через необычные предметы – игрушки, подарки и необходимо учитывать пол, интересы, уровень развития ребенка.

Будущие родители должны знать, что дети ведут себя по-разному. Это зависит от возраста и особенностей нервной системы. Как правило, дети, например, дошкольного возраста, хорошо идут на контакт, очень ждут встречи. Дети постарше могут с меньшим до­верием относиться к родителям, но так же быстро откликаются на внимание, доброту и соглашаются поехать в гости. Рекомендуем обязательно побеседовать со специалистами детского учреждения, как можно больше узнать о ребенке, записать всю необходимую информацию с тем, чтобы в первое время новым родителям легче было общаться с сыном или дочкой.

Иногда родители теряются, не знают, как начать общение, как познакомиться, о чем говорить и тогда сами дети приходят к ним на помощь.

В детский дом несмело зашли мужчина и женщина — молодая се­мейная чета. Они приехали знакомиться с 6-летним Сашей. Как обыч­но, прошли все формальности — представили свой пакет документов, задали ряд вопросов. "Чувствовалось, что они волнуются. Будущий папа как-то неловко держал в руке большую заводную машину, не знал, что с ней делать. Вдруг дверь открылась, влетел Саша, увидел незнакомых лю­дей и остановился. Возникла пауза. Затем мальчик подошел к мужчине, дернул его за рукав: «Папа, ты за мной приехал?» — и ждал ответа, ши­роко распахнув глазенки. Получив утвердительный ответ, он повернул­ся, на бегу крикнул: «Я сейчас» — и исчез. Через 5 минут примчался об­ратно, держа в руках свои вещички, передохнул и выпалил: «Я готов, по­ехали».

В некоторых случаях помогают игрушки, книги, совместная прогулка, сладости. Возможна организация знакомства в естест­венной обстановке, в группе с другими детьми. Многие приемные мамы и папы, говоря о своих ощущениях, отмечали, что сердце подсказало «своего» ребенка.

В первые дни нежелательно приглашать в дом гостей, новых людей, а также злоупотреблять походами в гости или часто посе­щать незнакомые места.

В первые дни дети боятся спать одни, оставаясь в комнате без взрослых.

Дисциплинирующие воспитательные ограничения, наказания на этом этапе лучше не использовать. Ребенок должен привыкнуть к новым условиям. Приучать ребенка к режиму, порядку следует тактично, но настойчиво, постоянно напоминая о том, что он за­был. Поэтому все требования, связанные с режимом, местом рас­положения вещей, нужно четко определить, обсудить с ребенком, и постоянно, не упуская мелочей, напоминать.

Новизна условий жизни, появление новых предметов, новой пищи приводит к появлению синдрома «мое». Не разумно обви­нять в жадности и требовать с кем-то поделиться, можно просто выразить свое удивление.

У ребенка в это время появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. И важно помнить, что это не являет­ся свидетельством плохой памяти, а объясняется обилием впечат­лений, которые он не в состоянии усвоить.

Эмоциональные трудности на этом периоде состоят в том, что ребенок испытывает и тревогу, и радость одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. В этот период отрадным явлением становятся разбуженные в ребенке обстоятельствами любознательность и по­знавательные интересы.

Встречаются дети, которые в первую неделю замыкаются в се­бе, испытывают страх, становятся угрюмыми, с трудом идут на контакт, не расстаются со старыми вещами, часто плачут, на по­пытки установить контакт отвечают агрессией, либо остаются деп­рессивны.

Второй этап — приспособительный, который длится от 2 до 4 месяцев.

Освоившись в новых условиях, ребенок начинает искать ли­нию поведения, которая удовлетворила бы воспитателей. На этом этапе веселый и активный ребенок может вдруг стать капризным, а угрюмый и замкнутый — действующим исподтишка. В этот период происходит ломка действующих стереотипов поведения. Ярко проявляется отсутствие навыков и привычек, необходимых для жизни в семье. Детям перестает нравиться чистить зубы, застилать постель, соблюдать порядок в игрушках, вещах, если они не были приучены к этому раньше. Большую роль в этот период начинает играть личность воспитателей, а также их профессиональная под­готовка. Если взрослым будет выбрана неверная тактика, ребенок потихоньку начнет делать «назло». Иногда дети начинают искать возможность вернуться к прежнему образу жизни.

Об успешном преодолении трудностей этого периода свиде­тельствует изменение внешнего облика ребенка — изменяется вы­ражение лица, оно становится более оживленным.

Третий этап — привыкание. Если ребенку хорошо в заме­щающей семье, он начинает испытывать привязанность к воспита­телям. Трудности адаптации могут возникнуть в подростковом возрасте: дети замыкаются в себе, спрашивают постоянно о роди­телях и даже ведут себя агрессивно по отношению к воспитателям. Между ребенком и воспитателем может возникнуть отчуждение, исчезнуть искренность и взаимопонимание.

Длительность адаптационного периода, возникновение барье­ров зависят от индивидуальных особенностей ребенка и приемных воспитателей, уровня их подготовки к изменениям в жизни.

Ниже приведены рекомендации психолога центра усыновле­ния Республики Коми Л. Большаковой по организации жизни ре­бенка в первые дни в семье. В первые дни пребывания ребенка в семье закладывается и определяется многое. Очень важно просто наблюдать, «идти рядом», постепенно перестраивая ребенка на тот ритм или уклад жизни, который заведен в семье, а в ряде случаев даже менять что-то в своей жизни для удобства малыша. Нельзя допускать возникновения чувства потерянности и одиночества. Ребенок любого возраста может проявить негативизм, упрямство, капризы, агрессивность, повышенную возбудимость, отсутствие тормозов. Это объясняется тем, что для ослабленной нервной сис­темы ребенка помещение в семью явилось сильнейшим раздражи­телем и организм своеобразно реагирует на это.

Как часто родители допускают ошибку, идя на поводу у ребен­ка, говоря: «У него же этого не было, и этого не было, пусть просит (делает), что хочет». Ребенок моментально чувствует слабинку и на­чинает злоупотреблять этим. На робкие попытки отказать начина­ет капризничать, топать ногами, валяться по полу. Если такое про­исходит, надо найти в себе силы не броситься выполнять требова­ния, а продолжать спокойно заниматься своим делом, даже выйти из комнаты. Действует замечательно. Наши приемные родители сделали это раз, другой, и ребенок перестал капризничать. Иногда, правда, он проверяет, существует ли ограничение, пробует насто­ять на своем, но понимает, что теперь это бесполезно. Ребенок лю­бого возраста чуть раньше или чуть позже понимает и принимает систему разумных требований, что можно, а что опасно для жизни и здоровья.

Одинокая женщина приняла на воспитание 2-летнюю девочку. В до­ме ребенка предупреждали, что девочка с характером, к ней нужен под­ход (а к кому он не нужен?). Возможно, ребенок будет тяжело адаптиро­ваться. С первых дней голос мамы был спокойным, несмотря на то, что малышка капризничала. Через некоторое время она, уже нервничая, го­ворила: «Даша долго не засыпает вечером, я тоже не сплю, а мне утром на работу. Встаю утром с головной болью, не высыпаюсь». Предложение оформить отпуск и побыть с ребенком дома отклоняла.

Через некоторое время инспектор сообщила, что девочку хотят вер­нуть обратно. Женщине предложили, прежде чем отдать малышку, встретиться и побеседовать.

Оценив ситуацию, психолог не стала уговаривать раздраженную женщину оставить ребенка. Сначала похвалила за терпение и предложила прожить один день вместе, поминутно анализируя события. Мама должна была сама увидеть, почему ей и ребенку трудно. Затем, постеленно, вспомнила все события со дня помещения ребенка в семью. Вот что получилось. Почти сразу ребенка отдали в детский сад (хотя на любой 1 консультации делается акцент на то, что восстановление первичной эмоциональной связи родитель — ребенок требует длительного общения в семье). Если приход в семью, смена привычной обстановки, появле­ние новых лиц — большой стресс для малышки, то почти сразу к нему добавляется второй — устройство в детский сад (обычный родительский ребенок привыкает к детскому саду около 3 недель). Для Даши привыка­ние было и дома, и в детском саду. В детском саду девочка высыпалась, она спала даже больше других, ее не будили, а вечером дома опять кап­ризы, нежелание спать и т. д.

Второй очень важный момент — время после детского сада. Чуть-чуть прогулки (пока шли домой), дома игры, ужин и сон. Обычно вече­ром или подруга приходила в гости со своей девочкой, более старшей по возрасту, или наша мама шла к ней тоже со своей дочкой. Игра детей сводилась к тому, что Дашу заставляли делать то, что она не хотела, не умела, она опять плакала, тянулась к маме, плевалась. Шло постоянное сравнение явно не в пользу приемного ребенка — не умеет, не делает, не­спокойная, агрессивная. Наконец, вечером мама купала ребенка, это вызывало бурю слез, криков. Пытались читать книги и спать, причем де­вочка требовала, чтобы мама ложилась рядом.

Мы вернулись в первый день, день приезда ребенка. Вспомнили, сколько приятных волнений, положительных моментов испытала она. Акцентировали внимание на ребенке: какая она? Оказалось, что и «хо­рошенькая и умная, и к маме тянется, и ладошки у ней такие маленькие и теплые», и еще многое другое.

Затем пришли к выводу: пересмотреть режим. Передвинули на пол­часа время сна, изменили подготовку ко сну, ограничили выходы и приемы гостей, сняли стрессовый фактор — купание (заменили подмы­ванием).

Мама определилась с отпуском, забрала Дашу из детского сада.

Мы подобрали игры по возрасту, книжки, нашли любимую игрушку.

Мама нашла в себе силы начать все сначала. По ее словам, у нее изу­мительная дочка, самая-самая.

Нервозность, высокая тревожность и другие симптомы детей в первые дни пребывания ребенка в семье объяснимы. Но на прак­тике мы сталкиваемся еще и с «тревожностью взрослой стороны». Многие родители испытывали большую степень тревожности и не скрывали это: «Страшно что-то не так сделать». У взрослых тоже меняется обычный режим жизни, когда появляется новый член семьи. Добавим к этому усталость— слишком велика нагрузка первых дней, велика ответственность. Важно поддержать друг дру­га добрым словом, в домашних хлопотах.

Как особенность поведения ребенка в первые месяцы прожи­вания в семье можно отметить гиперпривязанность, скорее «прилипчивость» ребенка к самым близким членам семьи.

Уже отмечалось, что, попадая в семью, ребенок испытывает стресс — новая обстановка, новые лица и, естественно, начинает перестраиваться и приспосабливаться к новым людям. Он выбира­ет наиболее близких к нему людей и начинает неотступно следо­вать за ними — в комнату, на кухню, в ванную, не отпуская ни на шаг. Тем самым он как бы восполняет недостаток общения, того, что он недополучил с рождения: ему необходимо, чтобы его каса­лись, говорили ласковые слова, целовали, брали на руки, улыба­лись, любили его. Ребенок боится остаться один в незнакомом ми­ре, его никто не научил, как себя вести. Поэтому при подготовке кандидатов, говоря об особенностях поведения ребенка, надо ак­центировать, что дети из детского дома особенные. И это нормаль­ная ситуация, когда ребенок ходит за мамой как «хвостик», стоит у входной двери, дожидаясь ее. В глазах ребенка всегда вопрос: «А ты куда? А ты скоро придешь?» Это проходящее, ребенок спо­койнее будет относиться к уходам и приходам родителей, когда осознает, что он здесь навсегда и его любят. Терпение и еще раз терпение.

Определенным показателем привыкания в семье являются вос­поминания ребенка. Происходит это по-разному. В одних случаях ребенок сразу рассказывает о том, что с ним было, что он помнит до детского дома, в детском доме, приводя маму в шок от тех от­кровений, что она услышала. Ребенок очищает душу, снимает с се­бя непомерный груз, подводит черту прошлой жизни. В других случаях в течение длительного времени понемногу, чуть-чуть де­лится своим прошлым (возможно, приукрашивая, выдумывая не­которые события).

Запрещать или поощрять подобные высказывания? Пусть ре­бенок говорит. Тактично выслушать его, не давая оценки биологи­ческим родителям (в глазах ребенка они все равно будут хороши­ми, он их выдумает хорошими).

Первое время воспоминания прошлого яркие, потом как что-то далекое, затем начинают путаться эпизоды из прошлой и сегодняшней жизни. Может случиться так, что ребенок не один раз будет вспоминать все то, что было в семье, постепенно сужая круг воспоминаний и наконец воспоминания будут касаться толь­ко самых больших тем. Проговаривая еще и еще раз, ребенок осво­бождается от боли, облегчает себя. Если какое-то время между ва­ми нет откровенности, не следует торопиться, выспрашивать ре­бенка. Иногда нужен какой-то толчок, событие, чтобы такой разговор состоялся.

Когда ребенок осваивается, находит свою «нишу», он начинает донимать вопросами родителей, почему они взяли именно его, по­чему взяли недавно, где они были раньше, почему так долго не еха­ли. Надо убедить малыша в том, что долго его искали и нашли, или увидели фотографию и сразу приехали. Обязательно сказать, что у него были другие мама и папа, но они не могли жить с ним, а здесь его очень любят. Обычно этого бывает достаточно и больше вопро­сов на эту тему не возникает. Если ребенок маленький и не помнит, как появился в семье, многие родители предпочитают молчать, не хотят говорить правду, в то же время понимая, что если не они, так через некоторое время кто-нибудь со стороны сделает «доброе де­ло», сообщит ребенку, что он не родной.

Дети постарше, чтобы оправдать свое поведение в семье, при­думывают для себя и про себя легенды.

Вот какой однажды состоялся разговор у 6-летней девочки с бабуш­кой: «Бабуля, я с тобой в детский сад не пойду. Ты старенькая, шла-шла и меня потеряла, а мама с папой меня нашли. Не буду с тобой в детский сад ходить». Бабушка очень серьезно выслушала, пообещав больше не терять внучку.

Чтобы избежать ненужных проблем, необходимо объяснить ре­бенку его появление в семье.

Особенность режимных моментов.

Как особенность можно от­метить умение или неумение ребенка что-то делать и помочь ему. Самое первое, на что обращают внимание в семье, — это умение ухаживать за собой. В детском доме малышей рано приучают поль­зоваться ложкой, пить из чашки, проситься на горшок, чуть постарше — аккуратно складывать свою одежду.

Но дети более старшего возраста, отмечают на консультации родители, не соблюдают элементарных навыков личной гигиены, не умеют правильно пользоваться туалетной бумагой, зубной щет­кой, мыть на ночь ноги и т. д. Все эти на первый взгляд мелочи вы­ливаются в проблему и надо долго убеждать, учить, показывать ту или иную процедуру. Казалось бы, обыкновенные бытовые, ре­жимные, моменты, а дети испытывают сложности.

Не надо удивляться, если ребенок спрашивает о том, что и так понятно. Это взрослым понятно, а он — чистый лист, и надо его заполнять. Учить простым словам и вещам — что говорить утром, вечером, как обнять крепко-крепко, с какой стороны лучше по­дойти, положить на стол вилку и ложку. Ребенок, как губка, впи­тывает все, что видит, слышит, т. е. охотно осваивает пространство. А родителям нужно помочь им в этом и, что очень важно, дать noложительную оценку поступкам ребенка. Раз за разом у него будет получаться все лучше и лучше. Здесь закладываются основы трудо­любия, желания помогать другим.

Несколько слов о питании. Нельзя сказать, что это проблема, но это один из важных моментов привыкания ребенка. Обычно в первые дни мама и папа очень волнуются по поводу того, как ребе­нок поспал, что поел. И когда он говорит: «Я хочу кушать», это тут же исполняется.

В одной семье ребенок объелся бананами, в другой — перекор­мили пельменями, в третьей — малыш съел неимоверно много яиц. Еще в одной семье до сих пор удивляются, как можно съесть сразу столько хлеба. В детском доме старались кормить хорошо, но не всегда дети получали то, что хотелось. А тут, что называется, на­елись досыта.

 

Литература.

1. Работа с неблагополучной семьей. Пособие по курсу. «Семьеведенье». Т. И. Шульга, 2005

2. «Социология». Краткий курс. Под редакцией Б.А.Исаева. ООО «Питер Пресс»,2008

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...