Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля
Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля 1.Является ли философия наукой? 2.Какую роль играет философия при формировании мировоззрения? 3.По каким признакам можно классифицировать мировоззрения 4.В чем суть основного вопроса философии? Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы Артхашастра или Наука политики /Пер. с санскрита. Издание подготовил В.И. Кальянов. М., 1993. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1993. Махабхарата. Адипарва. Книга первая /Пер. с санскрита и комментарии академика А.П. Баранникова. Москва - Ленинград, 1950. Мифологии Древнего мира / Пер. с англ. М., 1977. Пименов А.В. Возвращение к дхарме. М., 1998. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966. Древнекитайская философия. Т.1-2. М., 1972-1973. Китайская философия. Энциклопедический словарь /Глав. ред. М.Л. Титаренко. М., 1994. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии(«И цзин», «Дао дэ цзин», «Лунь юй»). М., 1994. Лукьянов А.Е. Лаоцзы (философия раннего даосизма). М., 1991. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985. Торчинов Е.А. Даосизм. М., 1993. Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». М., 1993. Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1.Студент изучает следующие учебные вопросы 1. Ранний этап становления греческой философии (учения Анаксагора, Анаксимена, Фалеса). Взаимодействие философии и мифологии. Стихийная диалектика.
2. Проблема бытия в ранней античной философии (Парменид, Гераклит, Пифагор и т.д.) 3. Что означают слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»? – Прокомментируйте. 4. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Ватикан написал четыре фрески. Среди них – «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей? 5. Философские школы периода эллинизма (киники, стоики, учение Эпикура, скептики). 2.Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями: 5) «космос», 6) «мифология», 7) «диалектика» Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля 1. Какие элементы первичные элементы выделяли представители Милетской школы? 2. В чем сходство учений о первичных элементах и мифологии? Что такое натурфилософия? 3. Какие открытия повлияли на формирование философское учения о числах? 4. Что Сократ считал целью философии? Как он относился к изучению природы? 5. Как соотносится идеальный и материальный мир, согласно Платону? 6. Как Аристотель определял цель философии? Какие виды философских знаний он выделял? 7. Какие виды причин выделял Аристотель? 8. Что такое метафизика, какую роль она играла в философии Аристотеля? 9. Какие ценности отвергали киники? Какие – утверждали? 10. Что в качестве цели жизни провозглашали представители школы «Сад Эпикура»? Назовите представителей этой школы. Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1908. 4-е изд. Фрагменты ранних греческих философов /Под ред. Лебедева А.В. М., 1989. Ч. 1. Мифологии Древнего мира /Пер. с англ. М., 1977.
Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М., 1979. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона //Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. Тема 3. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1.Студент изучает следующие учебные вопросы 1. Общая характеристика средневековой западноевропейской философии. 2. Взаимосвязь античной и средневековой философии в творчестве Боэция 3. Проблема соотношения разума и веры в философии Августина Блаженного. 4. Проблема универсалий и способы ее решения в средневековой схоластике (номинализм, реализм, концептуализм). 5. Доказательства бытия бога в философии Фомы Аквинского. 6. У. Оккам о соотношении религии и философии 7. Общая характеристика средневековой философии Арабского Востока. 8. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить». 2.Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями: 8) «религия», 9) «теология», 10) «патристика», 11) «схоластика» Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля 1. Назовите особенности средневековой культуры. 2. Как соотносятся средневековая философия и религия. 3. Назовите этапы средневековой философии 4. Какую роль в философии средневековья играло античное наследие? Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы Аврелий Августин. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. М., 1992. Аврелий Августин. О Граде Божием. М., 1994. Антология мировой философской мысли. М., 1969. Т. 1, Т. 2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995. Петр Абеляр. Теологические трактаты. М., 1995. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. СПб., 1994. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996. Ибн-Сина. Избранное / Под ред. А.В. Сагадеева. М., 1980. Бартольд В.В. Соч., Т. VI. Работы по истории ислама и арабского халифата. М., 1966. Грюнбаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М., 1981.
Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М., 1987. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. /Отв. ред. О.Г. Большаков. М., 1982. Роузентал Ф. Торжество знания. М., 1978. Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М., 1973. Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна), 2-е изд. М., 1985. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1.Студент изучает следующие учебные вопросы 1. Характеристика философии Возрождения. Исторические рамки, проблемы, философы. 2. Гуманизм эпохи Возрождения. Новая система ценностей. Отношение к античному наследию (Ф. Петрарка, Л. Бруни, Данте, П. делла Мирандолла и т.д.) 3. Неоплатонический период философии Возрождения (Н. Кузанский, М. Фичино и др.) 4. Натурфилософский период эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, М. Монтень и др.) 5. Формирование научного мировоззрения в эпоху Возрождения. (Дж. Бруно, Н. Коперник, Галилей) 6. Роль Реформации в духовной жизни европейского общества. 2.Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями: 12) «идеология гуманизма», 13) «неоплатонизм», 14) «антропоцентризм», 15) «протестантизм» Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля 1. Какую роль сыграли великие географические открытия для мировоззрения Возрождения? 2. Дайте характеристику идеологии гуманизма. 3. Какие виды научных знаний развивались в эпоху Возрождения? 4. В чем суть протестантской религии? Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М., 1991. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1905. Глазман Н.С. Мышление Джордано Бруно: единство воли и интеллекта //Философия и социология науки и техники. М., 1987. Горфункель А.X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 1994. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.
Тема 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII -XVIII В.) 1.Студент изучает следующие учебные вопросы 1. Факторы, обусловившие формирование философии Нового времени: ранние буржуазные революции, религиозные представления, формирование науки, развитие техники. 2. Основные положения философии Ф. Бэкона (Восстановление наук, классификация знаний, метод, критика идолов познания). 3. Декарт утверждал: «Я мыслю, следовательно, существую». Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они? 4. Основные положения философии Б. Спинозы (Критика философии Декарта, учение о единой субстанции, метод, учение о страстях). 5. Основные положения философии Д. Локка (Критика философии Декарта, метод, проблема первичных и вторичных качеств, проблема формирования общих понятий). 6. Факторы, обусловившие формирование философии Просвещения: движение энциклопедистов, критика феодализма, религиозных предрассудков, распространение революционных идей. 7. Философские учения о природе. Механистический материализм. (Дидро, Ламетри). 8. Философские учения о человеке и обществе. Споры о критериях общественного прогресса, природе человека (Руссо, Вольтер). 2.Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями: 16) «наука», 17) «научный метод», 18) «эмпиризм», 19) «рационализм» 3.Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля: 1. Какие факторы оказали влияние на философию Нового времени? 2. Какие виды научных знаний развивались в этот период? 3. В чем проявляются особенности эмпиризма? 4. В чем проявляются особенности рационализма? Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы Антология мировой философской мысли в четырех томах. Т. 2. М., 1970. История философии: Запад - Россия - Восток (книга вторая: Философия XV - XIX вв.). М., 1996. Раздел 2, 3. Ляткер Я.А. Декарт. М.: Мысль, 1975. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. М., 1993. Т. 2, гл. 7 - 17. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. М., 1996. Гл. 3, 4, 6, 7, 9 - 11, 15, 16 - 19. Тарное Р. История западного мышления. М., 1995. Гл. 5 («Мировоззрение нового времени»). Тема 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1.Студент изучает следующие учебные вопросы: 1. Характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля). 2. Философия И. Канта. Кант утверждал: «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий». Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ. 3. Философия И. Фихте. 4. Философия Ф. Шеллинга. 5. Философия Г. Гегеля. Гегель говорил: «Ложно лишь то, что абсолютизируется». Что он имел в виду? Прокомментируйте.
6. Философия Л. Фейербаха. 7. Философия К. Маркса. 2. Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями: 20) «механицизм», 21) «материализм», 22) «атеизм», 23) «идеализм»
3.Студент проверяет усвоение материала по вопросам самоконтроля: 1. Какие факторы определяли особенности философии Просвещения? 2. Назовите особенности механистического материализма. 3. Какую роль сыграло движение энциклопедистов в распространении научных и философских знаний? 4. Какие точки зрения на социальный прогресс существовали в эпоху Просвещения? Литература, рекомендуемая для самостоятельной работы Антология мировой философской мысли в четырех томах. Т. 2. М., 1970. История философии: Запад - Россия - Восток (книга вторая: Философия XV - XIX вв.). М., 1996. Раздел 2, 3. Ляткер Я.А. Декарт. М.: Мысль, 1975. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. М., 1993. Т. 2, гл. 7 - 17. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. М., 1996. Гл. 3, 4, 6, 7, 9 - 11, 15, 16 - 19. Тарное Р. История западного мышления. М., 1995. Гл. 5 («Мировоззрение нового времени»). Тема 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Студент изучает следующие учебные вопросы: 1. Общая характеристика русской философии. Проблема самобытности русской философии. 2. Особенности русской философии Просвещения (Г. Сковорода, Ф. Прокопович, А. Радищев, М. Ломоносов). 3. Общая характеристика русской философии Х1Х века. Славянофильство, западничество, консерватизм, почвенничество, революционный демократизм. 4. Русская религиозная философия к. Х1Х-н. ХХ века (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков и др.) 5. Основные положения русского космизма (Н. Федоров, В. Вернадский и др.). 6. Философия советского и постсоветского периода. 2. Выписывает основные понятия в тетрадь с определениями: 24) «славянофильство», 25) «западничество», 26) «консерватизм», 27) «почвенничество», 28) «революционный демократизм»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|