Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандартная структура научного знания и ее проблемы

 

1. Стандартная концепция и ее проблемы. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

2. Структура эмпирического познания.

3. Структура теоретического познания.

 

 

А) Стандартная концепция и ее проблемы. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления. Эпистемология —это учение о научном познании. Особенности научного познания: Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции. Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике. В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем. В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов. В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений. В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам. В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой. В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия. Уровни научного познания: Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы. Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.   http://philosophica.ru/volkov/12.htm

 

 

Проблема связи эмпирического и теоретического познания. Стандартная концепция и ее трудности Стандартная концепция включает два уровня научного знания: эмпирический и теоретический уровни научного знания. Главный уровень – эмпирический с первичным подуровнем протокольных предложений, описывающих ощущения, получаемые в процессе наблюдений и экспериментов. Научное знание является научным знанием только тогда, когда существует процедура сведения любого научного знания к протокольным предложениям – процедура верификации, т.е. подтверждения. Применение процедуры верификации к философским положениям оставило философию «за бортом» научного знания. Однако оказалось, что нельзя верифицировать не только философские положения, но и другие, конкретно-научные знания, которые носят общий характер. Действительно, попробуем верифицировать закон всемирного тяготения И. Ньютона. На поверхности Земли, а также поверхности Луны и некоторых других планет Солнечной системы закон проверен практикой полетов автоматических космических станций. Но, например, действует этот закон на поверхности Плутона, мы узнаем только тогда, когда до его поверхности долетит наша автоматическая космическая станция. То же самое относится к действию этого закона за пределами Солнечной системы. Иными словами, процедура верификации жестко ограничена проведенными наблюдениями, экспериментами и протокольными предложениями, описывающими их результаты. Основные положения стандартной концепции. Природа, как объект познания, существует вне и независимо от сознания и субъекта познания, и может быть точно описана. Беспристрастное наблюдение – основа создания истинных научных знаний. Достоверность протокольных предложений гарантирована их непосредственной связью с ощущениями. Получение научных знаний независимо от общества и группы ученых. Научное знание зависит от объекта познания. Более того, Т. Кун и П. Фейерабенд открыли факт «нагруженности» эмпирического знания теоретическим знанием; а П. Дюгем и У. Куайн – то, что в силу тесных связей теоретических положений друг с другом нельзя отдельное теоретическое положение подтвердить или опровергнуть в наблюдении или эксперименте. Кроме того, была обнаружена невозможность логического перехода от факта к теории и обратно.    

 

 

Б) Структура эмпирического познания.

 

Эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырех уровней. Первичным, простейшим уровнем эмпирического знанием являются единичные эмпирические высказывания (с квантором существования или без), так называемые «протокольные предложения». При составлении таких протоколов фиксируется точное время и место наблюдения. Вторым, более высоким уровнем эмпирического знания являются факты. Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это-обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Они утверждают отсутствие или наличие некоторых событий, свойств, отношений в исследуемой предметной области и их интенсивность (количественную определенность). Их символическими представлениями являются графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические модели. Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания являются эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические). Научные законы - это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мерность). Так же как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказываний с квантором общности («Все тела при нагревании расширяются», «Все металлы-электропроводны», «Все планеты вращаются вокруг Солнца по эллептическим орбитам»). Научные эмпирические законы (как и факты) являются общими гипотезами, полученными путем различных процедур: индукции через перечисление, элиминативной индукции, индукции как обратной дедукции, подтверждающей индукции. Индуктивное восхождение от частного к общему, как правило, является в целом неоднозначной процедурой и способно дать в заключении только предположительное, вероятностное знание. Поэтому эмпирическое знание по своей природе является в принципе гипотетическим. Наконец, самым общим, четвертым уровнем существования эмпирического научного знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов (феноменологическая термодинамика, небесная механика) Кеплера и др). Являясь высшей формой логической организации эмпирического знания, феноменологические теории, тем не менее, и по характеру своего происхождения, и по возможностям обоснования остаются гипотетическим, предположительным знанием. И это связано с тем, что индукция, т.е.обоснование общего знания с помощью частного (данных наблюдения и эксперимента) не имеет доказательной логической силы, а в лучшем случае – только подтверждающую. Различия между уровнями внутри эмпирического знания являются скорее количественными, чем качественными, так как отличаются лишь степенью общности представления одного и того же содержания (знания о чувственно-наблюдаемом). Структуру эмпирического уровня образуют два подуровня: непосредственные наблюдения и эксперименты и познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных к эмпирическим фактам. (фиксируются в высказываниях типа: "более половины опрошенных в городе недовольны экологией городской среды") Конечная цель естественно-научного исследования состоит в том, чтобы найти законы, которые управляют природными процессами, и предсказать будущие возможные состояния этих процессов. На теоретическом уровне законы отображаются "в чистом виде" через систему соответствующих абстракций. На эмпирическом они изучаются по их проявлению в непосредственно наблюдаемых эффектах. В экспериментальном исследовании она выступает в форме специфических задач, которые сводятся к тому, чтобы установить, как некоторое начальное состояние испытуемого фрагмента природы при фиксированных условиях порождает его конечное состояние. По отношению к такой локальной познавательной задаче вводится особый предмет изучения. Им является объект, изменение состояний которого прослеживается в опыте. Переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям предполагает элиминацию из наблюдений содержащихся в них субъективных моментов. Чтобы получить эмпирический факт, необходимо осуществить два типа операций. Во-первых, рациональную обработку данных и поиск в них инвариантного содержания. Но тогда возникает проблема: для установления факта нужны теории, а они должны проверяться фактами. Безусловно, при установлении эмпирического факта использовались полученные ранее теоретические законы и положения. В формировании факта участвуют теоретические знания, которые были ранее проверены независимо. Что же касается новых фактов, то они могут служить основой для развития новых теоретических идей и представлений. В свою очередь новые теории, превратившиеся в достоверное знание, могут использоваться в процедурах интерпретации при эмпирическом исследовании других областей действительности и формировании новых фактов. Таким образом, при исследовании структуры эмпирического познания выясняется, что не существует чистой научной эмпирии, не содержащей в себе примесей теоретического. Но это является не препятствием для формирования объективно истинного эмпирического знания, а условием такого формирования.    

 

 

В) Структура теоретического познания

Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно, массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется. Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий. Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны. Теоретический уровень научного познания (как и эмпирический) имеет ряд подуровней, среди которых можно выделить следующие (по степени общности): а) аксиомы, теоретические законы; б) частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеализированных объектов; в) частные, единичные высказывания, утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях, свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов   Абстрагирование и идеализация – начало теоретического познания. Абстракции возникают на аналитической стадии исследования, когда начинают рассматривать отдельные стороны, свойства и элементы единого процесса.. В результате образуются отдельные понятия и категории, которые служат для формулирования суждений, гипотез и законов. Абстракция (выделение, отвлечение и отделение) помогает отвлечься от некоторых несущественных и второстепенных в определенном отношении свойств и особенностей изучаемых явлений и выделить свойства существенные и определяющие. Виды абстракции: 1) Абстракция отождествления – у явлений одного класса выделяется общее свойство, от всех других свойств отвлекаются. 2) Изолирующая абстракция – отвлечение некоторых свойств предметов и рассмотрение их как индивидуальных самостоятельных объектов. Свойство рассматривается как объект. 3) Абстракция потенциальной осуществимости – отвлекаются от реальной возможности построения тех ил иных математических объектов и допускают осуществимость построения следующего объекта при наличии достаточного времени, пространства, материалов. 4) Идеализация – представляет собой предельный переход от реально существующих свойств явлений к свойствам идеальным (идеальный газ).
     
Теоретические законы классической механики, как и другой математизированной науки, непосредственно воспроизводят не законы движения реальных вещей, а законы движения идеализированного объекта. Поэтому практическое применение знания теоретических законов нуждается: во-первых, в деидеализации; во-вторых, в дезабстрагировании. Деидеализация представляет собой переход от идеализированных теоретических объектов и теоретических параметров к эмпирическим понятиям-предметам и понятиям-свойствам с учетом практически устанавливаемых коэффициентов усредненной неоднородности реальных свойств и взаимодействия реальных вещей. Например, коэффициентов трения, скольжения и т.д. и т.п. Дезабстрагирование есть переход от эмпирических понятий-предметов и понятий-свойств к объективно существующим вещам и их свойствам, данным нам в чувственно-предметной практической деятельности. Поэтому необходимо четко различать эмпирическое и теоретическое знание для проведения обязательных процедур дезабстрагирования или деидеализации, чтобы не получить отрицательных результатов практической деятельности. Таким образом, теоретические объекты и понятия образует процедуры реально-мысленного эксперимента и его сути, идеализации, т.е. процесса реально-мысленного сведения количественной степени того или иного свойства эмпирического объекта к нулю, например, механического тела – к материальной точке. При этом сами свойства тоже идеализируются, обретая числовую, «точечную структуру», и становятся параметрами. Это и дает возможность сформулировать математически точные законы, так как материальная точка однозначно двигается по точечной структуре параметров, например в законах механики Ньютона. Структура теории: первичные теоретические понятия, основные положения, правила вывода и доказательства, совокупность выведенных из основных положений знаний.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...