Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА: Этнокультурные и социально- политические процессы становления русского государства (IХ – ХIII вв.)

СЕМИНАР 1

СЕНТЯБРЯ

 

1. Проблемы этногенеза восточных славян.

2. Образование и развитие древнерусского государства. Особенности социально-экономического и политического строя Киевской Руси.

3. Распад Киевской Руси. Русские земли в ХII-ХIII вв.

4. Борьба Руси с завоевателями в XIII в. Русь и Орда: проблема взаимоотношений и взаимовлияния.

 

При рассмотрении первого вопроса необходимо определить термин «этногенез». Следует понять, что этногенез - процесс происхождения и становления народа (этноса). Студентам необходимо изучить источники, сообщающие о происхождении славян. Далее необходимо сформулировать суть миграционной («дунайской» и «прибалтийской») и автохтонной теорий, перечислить сторонников данных теорий. Следует ответить на вопрос, как процесс Великого переселения народов затронул славян?

При рассмотрении второго вопроса следует проанализировать аспекты становления древнерусской государственности в контексте внутренних и внешних предпосылок формирования государства, специфики славянской государственности, проследить общие черты и отличия в образовании государств Восточной и Западной Европы. Для этого, прежде всего, необходимо выделить предпосылки и особенности образования древнерусского государства. Студентам следует, пользуясь картой, определить территорию расселения восточно-славянских племен, показать их соседей (VI - середине IX вв.). Далее необходимо охарактеризовать природные условия, основные занятия, общественный строй, верования восточных славян в догосударственный период. Также необходимо проследить пути возникновения городов, назвать основные направления ремесел, дать характеристику основным торговым путям, назвать главные предметы внешней торговли. Студентам следует показать взаимосвязь занятий славян, особенно лесных промыслов с торговлей.

Перечисляя основные причины возникновения древнерусского государства, особо следует указать на необходимость защиты территории вооруженными силами и потребность в государственном аппарате.

Рассматривая второй вопрос, студентам следует дать характеристику основным теориям возникновения государства у восточных славян. Покажите их суть, назовите их авторов. Подумайте над проблемой историчности фигур братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, а также попытками отождествить Рюрика с Рориком Ютландским. Проследите суть и историографию идеологических споров «норманистов» и «антинорманистов».

Далее необходимо охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику первых киевских князей, показать их достижения и поражения.

При изучении внешней политики, студентам, используя карту, следует указать и охарактеризовать важнейшие направления внешней политики Древнерусского государства: южное - отношение с Византией, восточное - отношения с Хазарским каганатом и кочевниками (со Степью), западное - отношения со странами Западной Европы. Особое внимание уделите целям и результатам внешней политики Руси. Приведите аргументы доказывающие, что древнерусское государство было одним из крупнейших европейских держав.

Далее студентам необходимо понять, почему именно христианство стало государственной религией Киевской Руси. Для этого следует изучить процесс принятия христианства: перечислить причины принятия христианства, назвать обстоятельства языческой реформы 980 г., «выбора веры», крещения Владимира (Корсунская легенда), распространения христианства на Руси. В заключении необходимо определить историческое значение принятия христианства, при этом особо следует отметить роль влияния православия на эволюцию российской государственности.

Далее следует сравнить феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси, выделить общие и различные черты Вопрос о социально-экономическом и политическом строе Древней Руси является дискуссионным в исторической науке. Студентам необходимо проанализировать основные концепции социально-экономического развития Древней Руси: сформулировать суть каждой концепции, назвать их авторов.

При анализе сословной структуры древнерусского государства следует охарактеризовать основные социальные категории населения. Необходимо обратить внимание на особенности юридического положения различных социальных категорий: бояр, смердов, закупов, холопов и пр., отраженных в статьях первого письменного свода русских законов – «Русской Правды». Характеризуя организацию власти древнерусского государства, прежде всего, определите политическое значение князя в системе управления государством, охарактеризуйте взаимоотношения князя с вече, дружиной, народным ополчением. Далее дайте анализ основных концепций политического устройства Киевской Руси. Согласны ли вы с точкой зрения, относящей по форме правления древнерусское государство к раннефеодальной монархии.

Раскрывая третий вопрос следует обратить внимание на то, что новый этап развития Древнерусского государства начинается на рубеже ХII-ХIII вв. Необходимо учесть обилие терминов, определяющих это время: «удельный период», период «городов-государств», период «феодальной раздробленности», период «политической раздробленности».

Обратите внимание на историческую закономерность этого этапа развития общества и государства. Изучая социально-экономические и политические причины феодальной раздробленности, студентам следует уделить внимание на господство натурального хозяйства, развитие феодальной собственности на землю, рост удельного, княжеско-боярского землевладения, борьбу за власть между князьями, падение экономического и политического значения Киева рост городов как центров удельных земель.

Изучая социально-экономическую и политическую структуру русских земель периода политической раздробленности, особое внимание уделите формированию различных моделей развития древнерусского общества и государства. Для этого следует проанализировать особенности географического положения, экономического и культурного развития, политического устройства, внешней политики основных удельных центров: Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств и Новгородской республики. Необходимо обратить внимание на смещение политического центра Руси из Приднепровья на Северо-Восток. В заключении, следует показать значение периода раздробленности, назвать позитивные и негативные последствия и определить объективные факторы будущего объединения.

Изучение четвертого вопроса следует начать с характеристики внешнеполитического положения Руси в начале XIII в., далее следует выделить предпосылки татаро-монгольской, шведской и немецкой экспансии на Русь. Необходимо обратить внимание на коренное изменение геополитической ситуации, уяснить причины (внутренние и внешние), по которым Русь оказалась объектом нашествий с Востока и Запада. Далее студентам необходимо проанализировать основные этапы нашествия монголов на Русь: образование монгольской державы: битва на Калке 1223 г., нашествие Батыя на Северо–Восточную Русь (1237-1238 гг.), поход Батыя на Юго-Западную Русь (1239-1241 гг.), нашествие на Центральную Европу (1241-1242 гг.). Следует проанализировать причины побед монголо-татар. Особое внимание необходимо обратить на социально-экономические, политические, культурные последствия монголо-татарского нашествия на Русь. Далее следует охарактеризовать основные черты и формы зависимости Руси от Золотой Орды. В заключении следует привести аргументы различных точек зрения историков на взаимоотношения Руси и Орды в XIII –XV вв.

Изучая героические страницы отражения западной экспансии в Северо-Восточную Русь, прежде всего, следует определить цели западной агрессии.

Далее внимание следует уделить событиям Невской битвы и «Ледового побоища». Особо следует показать роль великого полководца Александра Невского в противостоянии православия и католицизм. В заключении студентам необходимо оценить историческое значение борьбы русского народа с восточной и западной агрессией.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. История России: учебник для вузов /А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2011-2014.

2. История России для технических вузов: Учебник /Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М.: Юрайт, 2013. - 639 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней /Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2012. - 768 с.

4. Павленко Н.И., Андреев И.Л, Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 года, 5-е изд. М.: Юрайт, 2011. - 712 с.

5. Хуторской В.Я. История России, IX –XX века /В.Я. Хуторской. – М.: МАКС Пресс, 2015. – 733 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Долгов В.В. Александр Невский //Вопросы истории. –2015–.№ 10. –С. 17-36.

2. История России с древнейших времён до конца XVII века./Под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006. – 768 с.

3. Климов Е.В. Географический фактор христианизации Древней Руси. Конец 10- середина 13 в. //Вопросы истории 2014– № 6. –С.137-142.

4. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития. //Вопросы истории. 2008. – №9. – С. 70 - 82.

5. Селезнев Ю.В. Происхождение понятия "монголо-татарское иго": терминологическая заметка //Российская история. - 2012. - № 4. - С. 107-110.

6. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. – М. Наука, 2013. – 649 с.

7. Фомин В.В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян //Отечественная история. – 2008. – № 2. – С. 170-189.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...