Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не дети для школы, а школа для детей.

Шацкий и его идеи о воспитании и образовании.

 

 

Не дети для школы, а школа для детей.

-Шацкий Станислав Теофилович

 

Начальная школа в настоящее время является одним из самых значимых социальных институтов. В поддержку данного высказывания выступают исследования таких ученых как С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Л.С. Выгодский, Е.П. Белинский, которые отмечают особую роль начального этапа образования в развитии личности человека. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Результаты данного периода жизни человека во многом определяют его дальнейшую успешность.

Однако, в современной педагогической практике сложилась несколько опрометчивое отношение к значимости начальной, определяя начальную школу лишь составляющей единой системы подготовки к жизни, недостатки которой могут быть успешно исправлены на следующих этапах жизни человека. Одним из первых разработкой данной проблемы занимался отечественный педагог Станислав Теофилович Шацкий.

Сегодня теория и практика Шацкого С.Т. привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

Центральная идея концепции С.Т. Шацкого – организация «открытой» школы как центра воспитания детей в социальной среде. Особое внимание он обращал на организацию многообразных видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребенка. Так по Шацкому, школа должна преследовать цель развить ребенка целостно и всесторонне, выдвигая на первый план трудовую, эстетическую, умственную, физическую, социальную деятельность. Важнейшей целью воспитания Шацкий считал проектирование процесса развития личности школьника. В первой группе школы ребенка следует знакомить с жизнью семьи с целью раскрыть горизонты, обогатить новыми знаниями. Во второй группе школы он знакомился с экономикой, культурой района, города или деревни, в котором он жил. В третьей-четвертой группе макросреда представлялась ему во всей полноте и сложности экономических, политических, культурных связей. Так, шагая со ступеньки на ступеньку, ребенок развивался за счет расширения пространства культуры. Главное, на что постоянно обращал внимание Шацкий, размышляя о целях образования, выдвигать перед учеником все новые, усложняющиеся задачи, постоянно приучая его формулировать их и до всего «доходить самому».

Рассмотрим основные принципы организации «открытой» школы.

Самоуправления в детском коллективе. Он предполагал, что самоуправление способствует развитию у детей способности координировать свои усилия для достижения совместно поставленной цели, что в дальнейшем будет способствовать самоактуализации. Для данной цели в колонии «Бодрая жизнь» Шацкий ввел практику вечерние собрания, на которых детьми с помощью взрослых наставников происходило обсуждение прошедшего дня, определялись цели на будущее. В процессе рефлексии дети сами учились объективно определять трудности, которые помешали выполнить поставленные задачи, и успешно преодолевать их. При организации собраний следует избегать формальности. Искусственно созданные проблемы и не обоснованная обязательность проведения будет тут же встречена отторжением со стороны детей.

Естественная воспитательная среда. Весь учебно-воспитательный процесс должен быть построен с учетом исключительной роли естественного воспитания. Ограниченность и низкую эффективность педагогических исследований Шацкий видел в том, что их авторы изучают только специально организованный воспитательный процесс. Проанализировав воспитательный процесс, ученый делает вывод, что настоящее воспитание дает сама жизнь, которую ученый образно называл «улицей». Автор обращает внимание на значение «улицы» в социализации ребенка. «Улица», в понимании Станислава Теофиловича, это естественная среда, в которой непосредственно происходит развитие ребенка, в которой он живет. От искусственно созданной реалии (школы, группа, клуба) она отличается спонтанностью, неповторимостью, наконец, живостью! Процесс воспитания на «улице» как основа социализации происходит здесь и сейчас. Данная ситуация по объективным причинам больше не состоится, эти дети больше в этот же день и в этом же месте не соберутся, и ребенок понимает, что заново «обыграть» это ситуацию нельзя!

Уделяя внимание изучению лишь «школьного» воспитательного процесса, мы не обращаем внимание на более важные виды воздействия на ребенка, которые не в меньшей мере определяют рост и развитие ребенка. Таким образом, Шацкий призывал не сбрасывать со счетов воздействие на ребенка улицы и семьи, и не пытаться оградить его от этого влияния, каким бы отрицательным оно не было, а использовать подлинно ценное в педагогической работе из того, что в них есть.

Практикоориентированность. Эффективность воспитывающего влияния школы зависит прежде всего от практикориентированности деятельности. Проанализировав проблемы неуспеваемости школьников, ученый пришел к выводу, что классическая гимназия не уделяя внимание потребностям и интересам, социальным условиям жизни и учебы гимназистов, воспитывала людей совершенно способных к жизни.

Обучать и воспитывать детей с пользой для них, утверждал Шацкий, можно только в процессе постановки и решения личностно значимых проблем, ежедневно и ежечасно встающих перед ними. Не изолировать детей от острых вопросов современности призвано воспитание, а учить решать проблемы в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами.

Остаются актуальными проблемы, выявленные Шацким в ХХ веке, и в современной школе. Шацкий с иронией отмечал, безграничное стремление педагогов естественные явления представлять детям через иллюстративные материалы. Тогда на уроках дети с помощью клея, ножниц и картона учили, как надо правильно укладывать мох между бревнами деревенской избы или же как экскурсия в лес подменялась лепкой деревьев из пластилина. Сейчас же учителя совершенно спокойно предполагают, что экскурсия может быть заменена видео роликом, а уроки физического труда ограничиваются лишь работой с цветной бумагой.

Творческий подход. В понимании Шацкого творчество в учебно-воспитательном процессе – это своеобразный мост между ребенком и взрослой жизнью. Дети должны познавать реалию жизни через творчество! В понятие творчество ученый вкладывает также и исследовательскую деятельность. Только знания, полученные через личный опыт, эксперименты, проведенные самим будут важны для ребенка. В поддержку данного высказывания ученый приводит аналогию с ранней социализацией человека, когда он сам – еще свободный от взрослых догматических утверждений, через личный опыт узнает этот мир.

Нерешенность проблем, поднятых Шацким, в современной школе отчасти связаны с материально-техническими положением. У многих школ нет возможности для создания комбинатов для трудового обучения, оборудования для экспериментов. Противовес к данному, известны случае, когда учащимися колонии Шацкого проводились настоящие сельскохозяйственные эксперименты по селекции новых сортов овощей, «операции» по решению экстренных проблем сельской жизни. Ученый отмечал, что даже если этот опыт будет проведен лишь раз учебным коллективом, и даже если он не будет иметь положительного результата, дети получают бесценный опыт взрослости!

Шацкий создал принципиально новую модель школы, выступающую центром воспитания в микросреде, координатором воспитательных воздействий. В ее основу была положена идея, которую ученый лаконично сформулировал в названии одной из своих статей: «Изучение жизни и участие в ней». Специально созданная группа исследователей тщательно изучала культурные особенности жизни ребенка, его социальные, экономические, хозяйственные характеристики, воспитательные средства, используемые в процессе социализации. Особое внимание уделялось изучению жизненного опыта ребенка. Полученные знания анализировались, систематизировались и служили основой для разработок стратегии и тактики образовательной работы школы. Если обнаруживалось, что в крестьянском хозяйстве использовались малоэффективные способы ведения работ, то школа организовывала детскую кооперацию и с ее помощью внедряла новые сорта картофеля, свеклы, сои и других культур. Улучшение санитарно-гигиенических условий жизни детей, эстетизация быта, обучение детей сотрудничеству в решении важных для сообщества проблем были положены в основу разработанной Шацким воспитательной системы. Созданная ученым школа принципиально отличалась от существующих за рубежом, была оригинальна по замыслу и исполнению. Это хорошо понимал сам создатель и его современники. «Идею трудовой школы мы понимаем существенно различным образом от всех идей, которые доныне распространены за границей. Мы говорим о трудовой школе не только как о школе умственного труда, не только как о школе, которая применяет физический труд как метод преподавания, которая вводит у себя мастерские разнообразного ручного труда, а как о трудовой школе, которая должна изучать трудовую деятельность людей».

Новой школе, писал ученый, требуется новый учитель, способный не только вести преподавательскую работу, но обученный процедурам и методам исследования ребенка и окружающей среды, умеющий создать в среде благоприятную обстановку для роста и развития ученика. Много внимания Шацкий уделял подготовке учителя с качественно отличными от традиционного педагога характеристиками. Успешность обучения учителем определяется, прежде всего, его пониманием значений и смыслов деятельности школьника. Учитель, заявлял он, должен научиться «пропускать материал через себя». С этой целью в Первой опытной станции занятия с преподавателями организовывались так, чтобы учителя на собственном опыте прочувствовали трудности и препятствия, которые встречает ребенок на пути овладения миром понятий и действий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...