Прокол, правила, проталина, прохлада, прогулка
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р], [Р'] Логопедам-практикам и заботливым родителям. СПб.: КАРО, 2007 Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................... 2 ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [Р], [Р']............................................................................................ 3 Как работать с карточками.................................................................................................... 8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ...................................................................... 10 Автоматизация звука [Р] в начале слов............................................................................ 10 Автоматизация звука [Р] в интервокальной позиции.................................................... 15 Автоматизация звука [Р] в конце слов.............................................................................. 23 Автоматизация звука [Р] в середине слов....................................................................... 26 Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных [ДР], [ТР]................... 34 Автоматизация звука [Р] в словах со стечением согласных....................................... 40 Автоматизация звука [Р] в словах, содержащих два звука [Р]................................... 48 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ........................................................ 50 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р'] В СЛОВАХ..................................................................... 67 Автоматизация звука [Р'] в начале слов........................................................................... 67 Автоматизация звука [Р'] в интервокальной позиции................................................... 69 Автоматизация звука [Р'] в конце слов............................................................................. 76 Автоматизация звука [Р'] в словах со стечением согласных...................................... 81 Автоматизация звука [Р'] в словах, содержащих два звука [Р'].................................. 92 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р'] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ....................................................... 92
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р] — [Р'].......................................................................... 95 Дифференциация звуков [Р] — [Р'] в слогах................................................................... 95 Дифференциация звуков [Р] — [Р'] в словах.................................................................. 97 Дифференциация звуков [Р] — [Р'] в словах, содержащих оба звука.................... 103 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [Р] — [Р'] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ....................................... 105
ПРЕДИСЛОВИЕ Пособие представляет собой систему карточек с заданиями по автоматизации звуков [Р], [Р'] в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, помогает уточнить и расширить их словарный запас. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогает ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования. Материал традиционно разделен в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. Так, в картотеке на автоматизацию звуков [Р], [Р'] в отдельные группы объединены — слова с легко произносимыми звуками (рак, Рита); — слова, содержащие свистящие звуки (рысь, царь); — слова с шипящими звуками (шар, речка); — слова со звуками [Л], [Л'] (рулет, рулон). Данные группы слов напечатаны разным шрифтом: • прямым шрифтом — слова с легко произносимыми звуками; • курсивом —слова, содержащие свистящие, шипящие звуки; • жирным шрифтом — слова, содержащие [Л], [Л'].
Авторы посчитали возможным не исключать из материала слова, нечасто встречающиеся в обиходной речи. По нашему мнению, обогащение словаря следует начинать с учетом основных закономерностей развития речи нормально говорящих детей. Значение новых слов нужно объяснять грамотно и доступно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Карточки пронумерованы. Однако в практической деятельности учитель-логопед должен исходить из целей и задач занятия, этапа логопедической работы и выбирать карточки, не придерживаясь порядка нумерации. Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы но степени усложнения. В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний можно предложить ребенку составить предложение с данным словосочетанием, распространить предложение, что способствует развитию связной речи и активизации словаря детей. Тексты содержат познавательный материал. Они удобны в работе по развитию речи дошкольника и расширению его представлений об окружающем мире. Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопроизношения дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения. Постановка звуков [Р], [Р'] Работа по устранению недостатков произнесения звука [Р] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данного звука. При произнесении звука [Р] артикуляционные органы занимают следующее положение: • рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука; • язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов; • широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба — альвеол; • средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика; • мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос; • голосовые связки при громком произнесении вибрируют. Насколько разнообразны дефекты в произнесении звука [Р], настолько же многообразны средства преодоления их. Простое подражание, предполагающее слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков окружающего мира (рокот мотора, раскаты грома), с одновременным зрительным контролем формы, положения и работы языка с помощью зеркала приводит к цели лишь в самых легких случаях. Как правило, постановка правильной артикуляции звука [Р] требует специальных подготовительных упражнений.
Упражнения для губ «Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд. «Трубочка». Вытянуть губы трубочкой: 1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса; 2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты. «Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка». Упражнения для языка Особое внимание следует уделить упражнениям для управления мышцами языка. «Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка. «Чьи зубы чище?» Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. «Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. «Качели» (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта. Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.
«Лошадка». Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот. «Грибочек». Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки. «Пулемет». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д]произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. «Самолет гудит». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [З] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора). Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены. Если упражнение «Самолет гудит» у ребенка долго не получается, то можно пальцами или шпателем приподнять его язык за верхние зубы. При этом ребенок должен произносить длительно «дж-ж-ж-ж». ¨ Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука [Р], используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка. Постановка звука [Р] с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога. Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи. ¨ Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка. Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги. ¨ Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука [Д], артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук [Д] («ддддддддддд...») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол). Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд..., ддддддд..., ддд-ддд-ддд»). Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
ддда аддд аддда ддды ыддд ыддды В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [Р]. Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет. Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д...»). ¨При переходе от звукосочетаний «тр, др» к слогам (дра-, тра-) у детей бывают затруднения в слитном произнесении слогов тра-, дра-. В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжав кулачки, поставить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-р-а» резко опустить руки вниз. Можно сочетать произнесение «тра, дра» с прыжками вверх на обеих ногах, хлопками в ладоши. Выполнение резких и сильных движений в сочетании с произнесением слогов и коротких слов переключает ребенка с излишней сосредоточенности на артикуляторных движениях и облегчает переход от изолированного воспроизведения звукосочетаний «тр, др» к введению звука в слоги и слова. Этот же прием можно использовать и в случае затруднения произнесения звука [Р] при стечении с другими согласными («бр-р, вр-р»): сильно сжать кулачки и, резко опустив их вниз, сказать: брат, браво. ¨ Иногда ребенок может произносить шепотный глухой длительный звук [Р] со сжатыми зубами. В этом случае ребенку можно предложить произносить звуки «трр», прикусив деревянный шпатель. Постепенно увеличивая расстояние между зубами (для чего следует прикусывать сложенный вдвое-втрое шпатель), удается получить длительное произнесение сочетания «тр-рр» с разомкнутыми зубами. После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно в более быстром темпе, необходимо добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения звука [Р]. ¨ Для получения звука [Р] ребенку необходимо показать (перед зеркалом) положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Когда вместо [Р'] получается твердый звук [Р], надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [И]. При автоматизации звуков [Р], [Р'] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность овладеть семантикой и слоговой структурой слова. Как работать с карточками После постановки звука [Р] логопед выбирает карточку с такими словами, где звук находится в позиции, наиболее удобной для произнесения правильного звука [Р]. Если у ребенка не сформированы звуки [Л], [Л'], то при отработке звука [Р] в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками [Л], [Л']). При отсутствии у ребенка звуков [Ш], [С] мы не рекомендуем произносить слова с этими звуками (они напечатаны курсивом). Автоматизировать звуки в словах необходимо не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов следует напомнить ребенку правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук [Р] изолированно («р-р-р-р-р»). Далее дошкольнику предлагается произносить слова вслед за взрослым (отраженно) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова нужно произносить медленно, по слогам, выделяя голосом звук [Р]. ¨ В книге имеются карточки с картинками, которые можно использовать для автоматизации звуков [Р], [Р']в самостоятельной речи. Звуки [Р], [Р'] в названиях картинок находятся в различных позициях: в начале слова, в его конце, в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных. Детям можно предлагать задания: 1) выбирать из картинок те, в названиях которых звук [Р], [Р'] имеется в начале (в середине или в конце) слова; 2) распределять картинки по количеству слогов в словах-названиях; 3) составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них и т.д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков [Р]—[Р']. Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. Во время занятия в первую очередь следует отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно преодолевать их вместе с ребенком. Автоматизация звука [Р] в словах Автоматизация звука [Р] в начале слов Повтори (прочитай) слова: 1а [РА]
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 1б [РА] (всловах со свистящими звуками)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 1в [РА] (в словах с шипящими звуками)
(в словах со звуками [Л], [Л'])
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) словосочетания: 1г [РА]
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 2а [РЫ]
(в словах со свистящими звуками)
(в словах с шипящими звуками и [Ч])
(в словах со звуками [Л], [Л'])
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) словосочетания: 2б
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 3а [РО] (в ударной позиции)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 3б [РО] (в словах со свистящими звуками)
(в словах с шипящими звуками)
(в словах со звуками [Л], [Л'])
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) словосочетания: 3в [РО]
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 4а [РУ]
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 4б [РУ] (в словах со свистящими звуками)
(в словах с шипящими звуками)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 4в [РУ] (в словах со звуками [Л], [Л'])
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай): 4г [РУ]
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) предложения: 4д
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) предложения: 4е По равнине тёк ручей. У рубахи длинные рукава. Мы идём на рыбный рынок. В роще расцвели незабудки. Ракушки рассыпались по песку. В оконной раме разбили стекло. Рома поехал к родным в Ростов. Из ракетницы выпускают ракеты. Над ручьём раскинула ветви ракита.
Автоматизация звука [Р] в интервокальной позиции Повтори (прочитай) слова: 5а [РА] (в ударной и безударной позиции)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 5б [РА] (в ударной и безударной позиции)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 5в [РА] (в словах со свистящими звуками)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 5г [РА] (в словах с шипящими звуками)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 5д [РА] (в словах со звуками [Л], [Л'])
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 6а [РЫ]
Повтори (прочитай) слова: 6б [РЫ] (в словах с шипящими звуками)
(в словах со свистящими звуками)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 7а [РО] (в ударной позиции)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 7б [РО] (в ударной позиции)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 7в [РО] (в словах со свистящими звуками)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 7г [РО] (в словах с шипящими звуками)
(в словах со звуками [Л], [Л'])
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 8а [РУ]
(в словах с шипящими звуками)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) слова: 8б [РУ] (в словах со свистящими звуками)
(в словах со звуками [Л], [Л'])
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) словосочетания: 9а
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) словосочетания: 9б
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) предложения: 10а Дорога ведёт в город. Корова живёт в сарае. Юра не боится мороза. В огороде растёт горох. Ворона клюёт кукурузу. У машины разбита фара. У Раи короткий сарафан. Маруся собирает помидоры. Муравей и саранча — насекомые. 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) предложения: 10б Жора купил гитару. Тарас ловит карасей. На балконе растёт герань. Буратино увидел муравья. Журавль нашёл горошину. Воробей испугался вороны. Сороконожка ползёт по дорожке. Тамара испекла румяный каравай. Из молока коровы делают мороженое. Рома дал Марусе коробку карандашей. 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) предложения: 10в Ира нюхает ромашку. В бору растут боровики. У Раисы на руке царапина. Воронеж — хороший город. У рубашки короткие рукава. Роман надел новую фуражку. На небе разноцветная радуга. У коровы и барана есть рога. Рысь и рысёнок рыщут по лесу. Юра любит пирожки и баранки. 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) чистоговорки: 11а Ра, ра, ра — тёплая нора. Ра, ра, ра — тонкая кора. Ра, ра, ра — весенняя пора. Ра, ра, ра — весёлое «ура». Ра, ра, ра — вот высокая гора. Ра, ра, ра — мы ловим комара. Ра, ра, ра — стоит летняя жара. Ра, ра, ра — это наша детвора. Ра, ра, ра — убежали со двора. Ра, ра, ра — мне домой идти пора.
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) чистоговорки: 11б Ры, ры, ры — летят комары. Ры, ры, ры — наточили топоры. Ры, ры, ры — сидит ёжик у норы. Ры, ры, ры — добежали до горы. Ры, ры, ры — у нас синие шары. Ры, ры, ры — зелёные дворы. Ры, ры, ры — не люблю жары. Ры, ры, ры — лось поел коры. 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) чистоговорки: 11в Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро. Рок, рок, рок — покупаю я сырок. Рок, рок, рок — потяните за шнурок. Ром, ром, ром — по реке плывёт паром. Рок, рок, рок — осторожно: бугорок. 88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888 Повтори (прочитай) чистоговорки: 11г Ру, ру, ру — котлеты на пару. Ру, ру, ру — погуляем мы в бору. Ру, ру, ру — много ягод наберу. Ру, ру, ру — ручку в школу я беру. Ру, ру, ру — ёжик забежал в нору. Ру, ру, ру — У забора кенгуру. Ру, ру, ру — закатился мяч в дыру.
Автоматизация звука [Р] в конце слов Повтори (прочитай) слова: 12а [АР]
Повтори (прочитай) слова: 12б [АР] (в словах с шипящими звуками)
(в словах со свистящими звуками)
88888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|