Административное регулирование — проводник социальных либерально-демократических реформ
Для претворения в жизнь истинно либерально-демократических и социальных принципов общественной жизни, повышения эффективности государства необходимо создать в Украине четкую систему административного регулирования и контроля. Отсутствие такой системы ослабляет государство, укрепляет бюрократию, обрекает на провал любые шаги к благородной цели трансформации общества. Кроме того, она крайне нужна для упрочения государства как головного актора внешней политики и усиления его суверенитета. Только относительно сильное государство имеет шансы изменить свое положение в мировой системе. Администрация как категориальное понятие означает управленческую деятельность органов, куда входят субъекты исполнительной власти государства, должностные лица. По своей сути административное регулирование вытекает из объективности и необходимости oпределять стратегию и направления реформ, а также своевременно их корректировать. Именно в этом и нуждалась Украина с первых дней транзитивного периода. Отсутствие в нашей стране системы административного регулирования и формирования государственной стратегии привело к тому, что за годы независимости были разработаны и обнародованы всего два стратегических документа, каждый на 10 лет: Программа экономического и социального развития на 1999-2010 гг. ("Украина-2010"), одобренная правительством В. Пустовойтенко, и Стратегия экономического и социального развития на 2004—2015 гг. ("Европейский выбор"), разработанная при Л. Кучме. Однако из-за отсутствия организационно-административных механизмов оба документа не были реализованы. В начале 2010 г. Национальная академия наук представила общественности доклад "Новый курс: реформы в Украине в 2010-2015 годах", но его положения также не внедряются, он не стал руководством к действию, ему была уготована судьба остаться всего лишь научным отчетом. Поэтому принятие нового закона "О государственном прогнозировании и стратегическом планировании в Украине", внедрение механизмов административного регулирования могут создать платформу для качественной разработки стратегической доктрины и ее воплощения в жизнь.
Внедрить систему административного регулирования важно еще и потому, что ее объектами выступают: цели государственного управления, стратегии развития страны, происходящие в ней процессы, функции управления, конкретные задания, результаты деятельности правительства и министерств, их управленческие решения. Следует подчеркнуть, что аудит административной деятельности широко используется за рубежом (в США, Канаде, Великобритании, Швеции) еще с конца 60-х годов прошлого столетия. В соответствии со стандартами аудита INTOSAI (Международная организация высших аудиторских учреждений), утвержденными в Вашингтоне в октябре 1991 г., во многих странах проводится оценка целесообразности и полезности административных решений с точки зрения экономичности, эффективности, результативности управления, что априори невозможно без взвешенной стратегии развития страны, без четко выписанных целей и полномочий государственных институтов. Комплексная система административного регулирования позволит определить основные контуры той модели жизни общества, которую необходимо создать в Украине. В числе ее главных характеристик проф. М. Зверяков называет: способность к саморазвитию и качественному росту, вовлечение в процесс развития и модернизации всех слоев общества и территорий, использование и обновление всех ресурсов общества, и в первую очередь человеческих. Что касается способов модернизации существующей хозяйственной системы, ученый предлагает создать систему институтов, как государственных, так и общественных, призванных защищать законные интересы всех участников экономических отношений, а также обеспечивать эффективное использование имеющегося производственного потенциала. Кроме того, по мнению М. Зверякова, курс на модернизацию невозможен без принятия хорошо продуманной стратегии социально-экономического развития (включая промышленную политику) и выработки системы стимулов для достижения поставленных целей. Сама жизнь требует сформировать новую модель государственного регулирования на новых морально-политических принципах.
Разумеется, такие цели достижимы только на основе широкого использования системы административного регулирования. Как функциональная категория административное регулирование - это управление объектом в процессе его движения к определенной цели, организация работы правительства по проведению реформ, обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, которые должны способствовать эффективной жизнедеятельности общества. Кроме того, благодаря инструментам административного регулирования можно создать условия для стимулирования производственной сферы, справедливой конкуренции, оптимального перераспределения ВНП, бережливого использования природных ресурсов, стабилизации экономики посредством широкого контроля за финансовой и денежно-кредитной системами. Но самое важное — это то, что внедрение системы административного регулирования позволит обеспечить комплексный подход ко всему спектру общественных явлений, учет всех факторов, влияющих на них. Комплексный подход к управлению создает возможность использовать достижения экономической науки, математики, философии, истории, психологии, права и других дисциплин. Именно в максимальном охвате всех разносторонних факторов влияния на общественное развитие, в совокупном использовании достижений всех отраслей знания и заключается основная цель административного регулирования социогуманитарных и экономических процессов. Административное регулирование, этот ведущий институт власти, призвано служить общественно-политическим, социальным, экономическим и духовным целям, которые определяются в качестве стратегических, тактических, оперативных задач. Нужно, чтобы эти цели закреплялись законодательно и проводились в жизнь силой права и действенными механизмами реализации. Главной движущей силой государственного влияния на ход развития общества должно выступать именно административное регулирование. Но о нем, в активе от бюджетного, монетарного, налогового, инвестиционного, социального, валютного регулирования, у нас в стране речь вообще никогда не шла.
Определив на государственном уровне национальную стратегию реформ, система административного регулирования должна стать ее проводником во всех функциях управления, куда входят: анализ, прогнозирование, планирование, организация, регулирование, учет, контроль социально-экономических процессов, происходящих в стране. Как принципиально новое явление в жизни страны, система административного регулирования устранит догматичные подходы к анализу состояния экономики по показателям ВВП, инфляции, валютного курса, бюджета, долга, экспорта, платежного баланса. Посредством административного регулирования можно будет обеспечить разработку и согласование целей, стратегий, заданий органам власти, а также критериев оценки их деятельности. Сегодня ни один орган не выполняет функцию административного регулирования и контроля в части оценки общей государственной политики. Не оценивается и качество политики, которую проводят отдельные министерства в своих сферах. И речи не было никогда об оценке политики, например, группы министерств. По сути, контролировать качество стратегий и управленческих решений обязаны Министерство экономики и Секретариат Кабинета Министров Украины. Но Министерство экономики пока еще не является "первой скрипкой" в системе центральных органов власти во всех вопросах, касающихся экономической, ценовой, инвестиционной, внешнеэкономической политики государства. Как показали результаты проверки, осуществленной Счетной палатой, Минэкономики и Минфин обеспечивали выполнение своих функций всего на 30%. К слову: Закон Украины от 16 мая 2008 г. № 279 "О Кабинете Министров Украины " вообще не затрагивает национальную стратегию развития страны, а предусматривает только реализацию государственной экономической политики, прогнозирование и регулирование национальной экономики.
ВЫВОД
Я убежден, что новую парадигму развития Украины, построенную на принципах либерализма и социал-демократизма, можно претворить в жизнь путем активизации административных реформ. Эффективная система административного регулирования позволит формировать действенные механизмы реализации стратегии на эмпирическом уровне, изменять функции органов власти, выявлять результативность действий и вносить в них, в зависимости от конкретных социогуманитарных и социально-экономических тенденций, необходимые коррективы. На повестке дня — вопрос о современной модели международно-политического устройства, без понимания которой нельзя правильно наметить путь страны в будущее. Подчеркну, что разработка новой доктрины развития Украины невозможна без широкой предметной дискуссии о новой роли государства в глобализированной системе мировых отношений и о месте Украины в ней.
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ
1. Геец В. "Либерально-демократические основы: курс на модернизацию Украины" "ЭкономикаУкраины" № 3, 2010, с. 4-20 2. Стиглиц Дж. Куда ведут реформы? "Вопросы экономики" № 1,1999, с. 6. 3. Иванов А. Человеческий капитал и глобализация. "Мировая экономика и международные отношения" № 9, 2004, с. 28. 4. Попович М. Должна ли украинская модель общества быть либеральной? "Экономика Украины" № 8, 2010, с. 4-10. 5. Гальчинский А. Либерализм - эволюционные трансформации. "Экономика Украины" № 6, 2010, с. 23-34. 6. Колодко Гж. От идеологии неолиберализма к новому прагматизму. "Экономика Украины" № 9, 2010, с. 4-11. 7. www.expert.ru/printissues/ural. 8. О неолиберализме: http://www.izvestia.ru/politic. 9. Пономарева Е. Государство в условиях глобализации. "Свободная мысль" № 10, 2009, с. 69-82 10. ЗверяковМ. Либеральная идея и модернизация экономики Украины. "Экономика Украины" № 7, 2010, с. 11-21. 11. Большой экономический словарь.- М., Институт новой экономики, 1998, 864 с. 12. Аудит административной деятельности: теория и практика. - К., "Основы", 2000, 190 с. 13. Экономическая энциклопедия. В 3 т. К., "Академия", 2000, с. 24-25.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|