Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения.

Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ре­сурсов государства, необходимых для выполнения его функ­ций. Они выражают экономические отношения, возникаю­щие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

В зависимости от государственного устройства страны разли­чают: доходы центрального (государственного) бюджета и дохо­ды местных бюджетов в унитарном (едином) государстве.

Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы госу­дарства; помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных Фондов и всего государственного сектора.

Главный материальный источник доходов бюджета — нацио­ нальный доход. Если для покрытия финансовых нужд его не­достаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом пред­шествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в про­цесс воспроизводства природных ресурсов, которыми распо­лагает общество на определенный момент времени).

Огосударствление национального дохода осуществляется государством разными методами. Основными методами, исполь­зуемыми органами государственной власти для перераспределе­ния национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени; оп­ределяется экономической ситуацией в стране, степенью остро­ты экономических, социальных и других противоречий, состоя­нием финансов и финансовой политикой государства.

1) Главный метод перераспределения национальною дохода
- налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных госу­дарств налоговые поступления составляют около 9/10.[3] Доля на­логов в доходах членов федерации и местных бюджетов значи­тельно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закреплен­ных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регули­рующих доходов.

2) Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому методу госу­дарство прибегает при бюджетных дефицитах, которые преду­сматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличе­ния размера дефицита государство обращается к государствен­ным займам. Существуют два пути получения государственных
займов: 1) государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени госу­дарства; 2) кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга. Государствен­ный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

3) При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение на налоговых платежей, государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег- это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и при­водит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств центра­лизованного фонда денежных средств государства по различ­ным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная харак­теристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюдже­та с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь применяется экономическая классификация

расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюдже­та, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюд­жетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затра­ты на государственное потребление (содержание экономиче­ской и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреж­дений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, госу­дарственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расхо­ды. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отражен­ным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и до­ходов.

Капитальные расходы бюджета — эти денежные затраты госу­дарства, связанные с финансированием инновационной и инве­стиционной деятельности. Они включают: расходы, предназна­ченные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестицион­ной программой, средства, расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается госу­дарственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

Важное значение имеет функциональная классификация рас­ходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельно­сти, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

1) государственное управление и местное самоуправление;

2) судебная власть;

3) международная деятельность;

4) национальная оборона;

5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопас­ности государства;

6) фундаментальные исследования и содействие научно-
техническому прогрессу;

7) промышленность, энергетика и строительство;

8) сельское хозяйство и рыболовство;

9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидро­метеорология, картография и геодезия;

10)транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

11)жилищно-коммуналыюе хозяйство;

12)образование;

1 Здравоохранение и физическая культура;

14)культура, искусство и кинематография;

15)средства массовой информации;

16)обслуживание государственного долга;

17)финансовая помощь бюджетам других уровней;

18)целевые бюджетные фонды;

19)пополнение государственных запасов и резервов;

20)социальная политика;

21)прочие расходы.

Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по кон­кретным видам затрат, создает предпосылки для рационального Использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за Использованием бюджетных ассигнований.

Территориальная классификация расходов. В соответствии с Уровнем государственного управления в Российской Федерации Расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов Федерации и расходы местных бюджетов.

Задачи в области расходов бюджета. В целом в области расхо­дов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования бюджетных средств, широ­ко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам. Бюджет­ные расходы не решают насущные проблемы социальной поли­тики государства, что связано с постоянным увеличением за­долженности по выплатам населению. До минимума сократи­лись инвестиции государства в народное хозяйство, что углубля­ет экономический кризис и уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.

Основные задачи в области расходов бюджета:

1) обеспечение приоритетного финансирования социальных
расходов, сокращение и полное погашение задолженности
по выплатам населению;

2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;

3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;

4) повышение эффективности использования бюджетных
средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;

5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных от­раслей;

6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям рас­
ходов и целевым программам;

7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

8) усиление контроля за использованием бюджетных
средств;

Вывод: Для достижения уровня развитых стран требуется наладить ряд важных механизмов, в том числе и бюджет. Он в нашей стране построен на принципах и законах, но выполняются ли они? И в том ли направление идут реформа бюджета? Ответ пока не ясен. Прежде всего надо поставить четкие цели которые мы желаем достичь. И решить ряд вопросов, которые копятся у нас в стране второе десятилетие. Не допустить повторение ситуации 1998 года, и сделать бюджет основой основ на котором будет держаться стабильность и процветание в России.

Одной из важных составных принципов бюджета является его сбалансированность бюджета по всем 3 уровням. В настоящие время полностью сбалансирован только федеральный и частично региональный бюджет, местный бюджет пока остается без денег. Для этого надо четко разграничить цели и задачи каждого из бюджетов что и попытаемся сделать во второй главе..


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...