Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предлагаемая форма правления.

АЛЕКСАНДР ГАМИЛЬТОН

1. Биография. (1755–1804)

Фигура Александра Гамильтона стоит особняком в колоритной когорте «отцов-основателей». Так было при его жизни, так осталось и в истории. Все в нем – происхождение, молодость, романтика судьбы, крайность взглядов и откровенность суждений, наконец, трагический финал его яркой и короткой жизни, оставивший ощущение нереализованных еще возможностей, – делает Гамильтона самым нетипичным из всех «отцов-основателей». Строго говоря, он даже не был американцем, ибо родился на крохотном островке Невис, относившемся тогда к Британской Вест-Индии.

Отец Гамильтона оставил семью, а его мать умерла, когда мальчику было 13 лет. Чтобы заработать на жизнь, он поступил на работу в счетоводческую контору. В 1772 перебрался в Америку и на следующий год поступил в Кингз-колледж (ныне Колумбийский университет), где после года учебы получил степень бакалавра искусств.

В колледже он начал писать политические статьи для «Нью-Йорк джорнэл». Позже опубликовал два памфлета – «Полное оправдание мер, предпринятых Конгрессом, в ответ на обвинения их противников» и «Ответ фермеру», которые были изданы, по обычаю того времени, анонимно. Это была полемическая реакция на весьма популярные статьи С.Сибери, вышедшие под псевдонимом «уэстчестерский фермер». Памфлеты Гамильтона, появившиеся в критические для отечества годы (1774–1775) и содержавшие энергичную защиту американских колоний от притязаний Великобритании, стали важным вкладом в литературу Американской революции. Эти памфлеты, основанные на четком знании принципов конституции Великобритании и отличавшиеся остротой и логичностью аргументации, выявили лучшие черты Гамильтона-полемиста и произвели сильное впечатление на современников.

В начале войны с Великобританией он сформировал артиллерийскую роту и стал ее капитаном. Вскоре привлек внимание генерала Н.Грина, который представил его Дж.Вашингтону, главнокомандующему американской армией. В марте 1777 г. Вашингтон, на которого произвели впечатление личные качества молодого офицера, назначил его своим адъютантом в звании подполковника. Знание французского языка и литературные способности нового адъютанта представляли исключительную ценность для Вашингтона, и Гамильтон оставался на этом посту около четырех лет. Участвовал в осаде Йорктауна в 1781, по приказу Вашингтона возглавил штурмовую группу.

После войны Гамильтон занялся юридической практикой в Нью-Йорке, но не мог оставаться в стороне от политики. В качестве члена Континентального конгресса в 1782–1783 убедился в его неэффективности и стал энергичным сторонником общенационального союза и сильного центрального правительства. Был также участником безрезультатно завершившегося Аннаполисского конвента 1786, а через год одним из трех делегатов от Нью-Йорка на Конституционном конвенте в Филадельфии. Если Гамильтон и не внес существенного вклада в создание федеральной конституции, то вполне возместил это ее защитой в прессе и в ходе Ратификационного конвента в штате Нью-Йорк. Он стал на защиту конституции, несмотря на критическое к ней отношение, по двум причинам. Во-первых, ему пришлось, пусть неохотно, признать, что ничего лучшего в сложившихся обстоятельствах не могло получиться. Другой причиной было опасение, что, если конституция будет отвергнута, стране грозит, как сам он выразился, еще больший «раскол, анархия и страдания». Через две недели после подписания конституции Гамильтон опубликовал в нью-йоркской «Индепендент джорнэл» от 2 октября 1787 свою первую статью в ее защиту. Другие статьи печатались там же и в других нью-йоркских газетах до апреля 1788, когда все они, включая четырнадцать (№№ 10, 14 и 37–48), написанных Дж.Мэдисоном, и пять (№№ 2–5 и 64), написанных Дж.Джеем, были опубликованы в сборнике под названием Федералист.

Из 85 записок в Федералисте лично Гамильтону принадлежит 51 (№№ 1, 6–9, 11–13,15–17, 21–36, 59–61 и 65–85), и три (№№ 18–20) написаны совместно с Мэдисоном. Авторство двенадцати записок (№№ 49–58, 62 и 63) не установлено, но они были написаны либо Гамильтоном, либо Мэдисоном. В любом случае основная часть текста Федералиста принадлежит Гамильтону, которого можно считать автором труда, признанного классическим в политической науке и воспроизведенного в многочисленных последующих изданиях и переводах.

Гамильтон сыграл решающую роль в ратификации конституции штатом Нью-Йорк на конвенте в Покипси в июне 1788. Около двух третей делегатов конвента были настроены против конституции. Ратификация казалась безнадежной задачей, но Гамильтон, проявив исключительное ораторское искусство, сумел изменить мнение примерно дюжины делегатов. Окончательный итог голосования оказался в пользу ратификации с незначительным перевесом: тридцать «за» и двадцать семь «против».

Федеральная конституция вступила в силу после инаугурации президента Вашингтона в апреле 1789. 34-летний Гамильтон принял предложение стать министром финансов, поскольку, как выразился в письме от 2 мая 1797, «считал себя обязанным помочь в запуске механизма правительственной власти». Он находился на этом посту (который рассматривал, к неудовольствию государственного секретаря Джефферсона и других членов правительства, как своего рода премьерство) в течение более пяти лет, подав в отставку в январе 1795.

Гамильтон ликвидировал царивший в то время валютный хаос, учредил доллар в качестве основной денежной единицы и обеспечил чеканку золотых и серебряных долларов в соотношении 15:1, изменившемся в 1834 на 16:1. Он убедил Конгресс взять на себя ответственность за выплату как долгов штатов, скопившихся за годы войны, так и долгов Конфедерации. Общая их сумма была достаточно высокой и составляла ок. 75 млн. долл., но, как подчеркнул министр финансов в докладе Конгрессу 14 января 1790, ее необходимо выплатить, чтобы обеспечить доверие новому правительству США. Гамильтон основал центральный банк – как для хранения вкладов, так и для предоставления кредитов. Этот первый банк открылся в 1791, располагая начальным капиталом в 10 млн. долл., и пользовался столь большим успехом, что его билеты имели хождение по номиналу, а размер дивидендов составлял 8%. В течение двадцати лет, вплоть до окончания срока действия его устава в 1811, Первый банк США, как и предполагал Гамильтон, служил финансовой базой быстро развивавшейся экономики. В своем знаменитом докладе о промышленных товарах 5 декабря 1791 министр финансов предложил установить тарифы на импорт, предназначенные в основном для защиты молодой промышленности США; он был убежден, что «Американская империя» добьется мощи и процветания скорее как индустриальная, чем аграрная экономическая система. Но эта часть его программы не была принята Конгрессом.

После отставки с поста министра финансов он вернулся в Нью-Йорк и посвятил себя семье, в которой было уже семеро детей, и успешной юридической практике. Его единственной общественной деятельностью в эти годы, помимо оказания помощи Дж.Вашингтону в составлении его Прощального послания (1796), была служба в армии в 1798 в чине генерал-майора в ходе необъявленной войны с Францией.

Президентские выборы ноября 1800 закончились ничьей между Джефферсоном и Бэрром, и решение исхода выборов было передано в палату представителей, – ситуация, вызвавшая у Гамильтона ужас. Для него это было выбором из двух зол – между «демагогичным» Джефферсоном и «презренным» Бэрром, «болезнью» и «ядом» демократии. Гамильтон недолюбливал Джефферсона по политическим мотивам, что же касается Бэрра, то к нему он питал личную неприязнь, и настолько глубокую, что мог написать в частном письме в 1792: «Я считаю своим религиозным долгом препятствовать его карьере». Избрание Бэрра президентом, заявил он, «опозорит нашу страну», и в 1800–1801 он использовал все свое влияние, чтобы помешать этому. «Ради Бога, – взывал он в одном из писем (22 декабря 1800), – не делайте Федералистскую партию ответственной за возвышение этого человека!» Таким образом, волей-неволей Гамильтон содействовал избранию Джефферсона. Однако победа демократов-республиканцев была для него настоящей трагедией. В июне 1804 вице-президент А.Бэрр, которого информировали об уничижительных высказываниях Гамильтона в его адрес, потребовал объяснений или публичного извинения. Гамильтон, в состоянии глубокого отчаяния и явно не способный на извинения, принял вызов Бэрра на дуэль. Она состоялась ранним утром 11 июля 1804 на берегу реки Гудзон в Уихокене (шт. Нью-Джерси). Гамильтон не стрелял и был убит, и это разрушило карьеру Бэрра.

Взгляды Гамильтона.

олитические позиции Гамильтона определились еще в период, предшествующий войне за независимость, когда он выступал за мирное урегулирование конфликта, компромисс с Англией. Его теоретические воззрения вполне совпадали с этой позицией. Они сложились под влиянием Монтескье: его теории разделения властей и идеализации конституционного устройства английской монархии. Это устройство Гамильтон считал необходимым положить в основу Конституции США.

Он был убежденным приверженцем английского образца "смешанного правления", в котором законодательная власть делилась между тремя политическими формами - монархической в лице короля, аристократической в лице палаты лордов, демократической в лице палаты общин. Однако концепция "смешанного правления", бравшая под защиту интересы имущих "верхов", находилась в противоречии с доктриной естественного равенства Декларации Независимости. Противоречила она и положению Декларации о том, что государство создается для защиты прав на жизнь, свободу, стремление к счастью, а не право на собственность.

В некоторых своих принципах Гамильтон был также последователем Гоббса. Его философия логически подводила к государству - Левиофану с высокоцентрализованной, принудительной и действенной властью. Но Гамильтон не был идеалистом и не считал государство божественным вместилищем власти, вечной сущностью, независимой от гражданина и стоящей над ним.

Гамильтон рассматривал государство, как весьма полезное орудие, которое во имя законности и порядка должно служить интересам власть имущих и сдерживать проявления тех, кто лишен власти. Он понимал, что в государстве, основанном на принуждении, а не на доброй воле, вечное брожение среди тех, кому применяется принуждение составляет серьезную угрозу и в конце концов эксплуатируемые могут наброситься на эксплуататоров. Поэтому в таких государствах эгоистические интересы требуют, чтобы общественные беспорядки предавались посрамлению и подавлялись полицейскими силами. Критерий сильного государства заключается в его способности защитить привилегии меньшинства от анархии большинства.

В Конституционном конвенте Гамильтон горячо отстаивал идею государства, основанного на принуждении. В его планы государственного устройства принцип централизованной власти развивался значительно глубже того, на что было готово пойти большинство, а в выступлениях в защиту этого плана Гамильтон высказывал мысли, которые пугали некоторых его слушателей. Он был откровенным монархистом и отстаивал монархические принципы с гоббсовской логикой: "Принцип, который должен быть принят, - это необходимость постоянной воли. Государство должно строиться на основе, способной сдерживать народный поток".

Однако логика освободительной борьбы колонии вынудила Гамильтона признать возможность республиканского строя. Но обязательным условием этого он считал создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от монархической.

Президент, по его мнению, должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями, в том числе возможностью контролировать представительные органы законодательной власти, который под давлением избирателей может принять "произвольное решение". Эта же идея содержалась в предложении Гамильтона сделать назначаемых президентом министров практически неответственными перед парламентом. Сам парламент мыслился им как двухпалатный, создаваемый на основе избирательного права с высоким имущественным цензом.

Гамильтон считал, что государство и собственность должны выступать в тесном и действенном союзе. "Новое государство останется слабым и неспособным действовать, если оно будет враждебно капиталу. Но лишь только оно станет относиться к капиталу дружелюбно, как капитал поспешит прийти к нему на помощь".

Союз государства и капитала, по Гамильтону, это основа экономического переворота, которым предстоит превратить Америку из страны аграрной в высокоразвитую индустриальную державу. В отличие от Джефферсона Гамильтон считал, что главной целью государственного управления является не благоденствие отдельных граждан, а достижение материального могущества государства и защита интересов частной собственности.

Правопонимание Гамильтона

Гамильтон отрицал теорию естественного равенства людей. Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества, было для него бесспорным. По этому поводу он писал следующее: "Во всяком обществе происходит деление на большинство и меньшинство. К первым относятся масса народа, ко вторым - богатые и знатные. Глас народа называют гласом божим, однако, как бы часто это положение не повторялось и сколько бы людей в него не верило, оно не соответствовало действительности. Народ - буйная и изменчивая сила. Его суждения редко правильны. Посему второму классу надлежит представить твердую и постоянную роль в управлении государством. Он будет обуздывать непостоянство первого и, поскольку изменения не несут ему выгод, навсегда обеспечит хорошее правление. Можно ли описать, что демократическое законодательное собрание, ежегодно переизбираемое народом, будет стремиться неуклонно к всеобщему благу? Только постоянно существующий орган в состоянии сдержать неразумие демократии. Её бурный и необузданный нрав нуждается в узде ограничения".

Гамильтон был убежден, что единственно эффективный способ обуздания демократической фракционности заключается в создании органа судебного надзора - Верховного суда, обладающего широкими полномочиями. По его мнению, пожизненно назначаемые независимые и хорошо оплачиваемые члены суда в состоянии обеспечить управление с ответственностью. Они смогут сделать это отчасти потому, что сами являются не избираемыми и не ответственными. Таким образом, потерпев неудачу в попытке добиться признания монархического принципа, Гамильтон посвятил свои усилия изобретению всевозможных ограничений демократической власти.

Вывод: Не все идеи Гамильтона были приняты Конституцией США. Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. Это и определило общий характер и содержание Конституции, порывающей с основными идеями Декларации независимости.

Заключение

Александр Гамильтон по праву принадлежит к числу «отцов-основателей» США. Его вклад в создание независимого американского государства поистине огромен. Он не только был активным участником Войны за независимость, но и стал инициатором пересмотра первой конституции США - «Статей Конфедерации», - так как ясно видел все ее недостатки. Он сыграл видную роль в движении, приведшем к созданию новой конституции США. Ряд положений, выдвинутых им на Филадельфийском конвенте 1787 г., вошли в окончательный текст конституционного документа. Неоценим его вклад в пропаганду новой конституции и борьбу за ее ратификацию.

Складывание его мировоззрения шло в атмосфере предреволюционного конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями. В этом конфликте новое звучание получили проблемы английского и собственно американского конституционализма. Гамильтон, как и каждый американец, должен был заново определить для себя, в чем суть политической свободы, где границы власти парламента, что есть английская конституция и колониальные хартии и действительно ли Англия является самой свободной страной мира. В размышлениях об этих вопросах складывались основы его конституционализма.

Невозможно также представить себе созревание его мироощущения вне распространенного в XVIII в. культа античности. Гамильтон превосходно знал греческую и римскую историю и охотно обращался к ней в поисках подтверждения той или иной мысли. Он также отождествлял себя с героями Плутарха и Тита Ливия, хотя идеализация античных республик не была ему свойственна.

Но в наибольшей степени его мышление сформировалось под влиянием великих идей Просвещения. Естественные права человека стали одним из важных элементов его политических убеждений.

Внутри рассматриваемого периода можно выделить три основных этапа формирования политических убеждений Гамильтона. Первый этап продолжается с 1774 по 1779 гг. Взгляды Гамильтона в это время характеризуются радикализмом и сильным влиянием классического республиканизма. Не случайно именно в эти годы он уделяет наибольшее внимание проблеме прав человека. Естественно-правовая теория наиболее полно изложена в его юношеских произведениях «Полное оправдание действий Конгресса» и «Опровержение Фермера». Гамильтон в полной мере принимал обычное для просветителей убеждение в том, что общество образовано путем общественного договора между правителями и управляемыми. Государство обеспечивало подданным защиту и получало в обмен право на их лояльность. Заслуживает внимания до сих пор не отмеченный в литературе факт: Гамильтон считал человека в естественном состоянии, до образования государства, существом, доброжелательным к своим сородичам и способным подчиняться определенным моральным нормам. В этом он резко полемизировал с Т. Гоббсом.

Целью создания государства, по его мнению, была охрана естественных прав индивида. Уже в это время он высказывает мысль, которая впоследствии станет одной из основ его политической теории: власть правительства ограничивается лишь той целью, с которой оно создано. Из этого Гамильтон выводил право на сопротивление угнетению. Если государство не выполняет тех задач, которые возложены на него общественным договором, то подданные имеют право изменить форму правления.

В гамильтоновской трактовке естественного права не было ничего исключительного. Однако совершенно необычно для Америки то, что в своем оправдании освободительной борьбы колонистов Гамильтон опирался преимущественно именно на естественно-правовую теорию, а не на традиции английского конституционализма и колониальные хартии. По мнению Гамильтона, американцы обладали определенным комплексом прав не в силу факта своего английского подданства, но в силу своей человеческой природы.

В своей трактовке будущего Британской империи Гамильтон не отличался от своих единомышленников-патриотов. Накануне Войны за независимость он еще не являлся ни республиканцем, ни сторонником полного отделения американских колоний от империи. Его проекты предполагали преобразование Британской империи в некоторое число равноправных сообществ, каждое из которых имело бы свой собственный законодательный орган. Английский парламент в его схеме превращался в местную легислатуру, чьи полномочия ограничены пределами самой Англии. Объединяющим звеном всей империи оставался английский король. Такова была в это время программа всего радикального крыла американских вигов. Однако отнюдь не лишним будет подчеркнуть, что в это время Гамильтон является именно радикалом, в противовес утверждениям таких биографов, как Н. Шекнер, К. Боуэрс, Г. Штурц, говорящих об изначальном консерватизме Гамильтона.

С радикальных позиций Гамильтон выступал и в 1776-1779 гг. В это время он еще оставался под сильным влиянием классического республиканизма и разделял утопические ожидания многих патриотов, что в результате революции Америка превратится в республику идеальной добродетели. Однако действительность катастрофически противоречила этим высоким мечтам. Будучи адъютантом Дж. Вашингтона, Гамильтон столкнулся с полной неспособностью Континентального конгресса обеспечить нормальное ведение войны, стабилизировать финансы, выплатить государственный долг. К 1780 г. он окончательно осознает, что причина ужасающего положения страны не столько в личной некомпетентности конгрессменов, сколько в порочной структуре самой Конфедерации. Радикальное течение в Американской революции - Гамильтон это прекрасно понимает - оказывается тесно связанным с центробежными тенденциями, со стремлением губернаторов и легислатур штатов сосредоточить всю власть в самих себе и по возможности ослабить центральную власть. В связи с этим он вынужден изменить свои взгляды и примкнуть к правому крылу революционного лагеря - так называемым националистам.

Новый этап складывания политической теории Гамильтона охватывает 1780-1783 гг. Для него это - время создания собственной оригинальной политической доктрины. Этот период также тесно связан с борьбой за усиление Континентального конгресса. В 1780-1783 гг. Гамильтон приходит к окончательному выводу, что принципы классического республиканизма не могут служить основой для построения эффективного правительства. В противовес классической республиканской теории он разрабатывает теорию государственного интереса. Видимо, независимо от более ранних европейских теоретиков «государственного расчета» (reason of state) Гамильтон приходит к выводу, что государство как целое обладает особыми специфическими потребностями, на удовлетворение которых должна быть направлена деятельность его руководителей. Эти потребности заключаются, прежде всего, в сохранении территориальной целостности государства, обеспечении безопасности от внешней угрозы, достижении внутренней стабильности, в динамичном развитии экономики, в поддержке правительства народом. Носителем государственного интереса, по мнению Гамильтона, являлось центральное правительство (Континентальный конгресс, позднее - федеральная исполнительная власть), противостоящее местническим устремлениям штатов. При этом его новаторство (в чем еще никто не отдал ему должного) состояло в том, что он впервые применил эту теорию не к абсолютистскому государству, как европейские теоретики «государственного расчета», а к республике, обладающей демократическими институтами.

Интересно также проводимое им в «Письмах Фокиона» разграничение между интересами революции и интересами государства. Интересы революции требуют борьбы с ее противниками-лоялистами, но с окончанием революционного процесса в силу вступает более постоянный государственный интерес. Новая американская республика нуждается в том, чтобы сделать лоялистов своей опорой. Теория государственного интереса становится основой всей его дальнейшей деятельности.

В 1780 г. он видел два пути к созданию центральной власти, способной обеспечить государственные интересы США. Во-первых, Конгресс мог постепенно аккумулировать необходимые полномочия. Во-вторых, Гамильтон считал возможным созыв конвента для пересмотра «Статей Конфедерации». В 1782-1783 гг., став делегатом Континентального конгресса, он пытался провести ряд реформ, предполагающих реализацию его первого плана. Программа Гамильтона включала ряд мер по укреплению государственного кредита, в том числе создание национального банка и системы континентальных налогов. Он также разработал план создания постоянной профессиональной армии. Однако осуществить эту программу в рамках Конфедерации оказалось невозможным.

Новый, третий этап его деятельности продолжается с лета 1783 по 1788 гг. Отличительной особенностью этого периода является то, что Гамильтон безоговорочно выступает за полную реорганизацию центральной власти, а не просто реформы в рамках существующей Конфедерации, за создание в США государственного устройства, отвечающего принципам разделения властей.

Летом 1783 г. Гамильтон составил проект резолюции о созыве конституционного конвента, однако вынужден был оставить его из-за отсутствия поддержки. Он покинул Континентальный конгресс, но в последующие годы принял активное участие в борьбе за созыв такого конвента. Конституционный конвент в Филадельфии собрался во многом благодаря его усилиям.

В большой речи, произнесенной на Филадельфийском конвенте 18 июня 1787 г., Гамильтон изложил собственный проект новой конституции США. Для взвешенной оценки этого проекта следует учесть, что Гамильтон разделял убеждение Ш. Монтескье в невозможности создания республики на большой территории. Он выступил также как сторонник теории «смешанного правления», которая предполагала сочетание в государственном устройстве монархического, аристократического и демократического элементов. С целью максимально возможного в рамках республиканского строя приближения к монархическому и аристократическому принципу Гамильтон предложил создать пожизненное президентство и пожизненный Сенат. Тем не менее, это не дает оснований обвинять его, как это нередко делают, в желании установить в США монархию и в воинствующем антидемократизме. Конституционный проект Гамильтона, по его собственному убеждению, как и по современным представлениям, не может быть назван монархией. Что касается демократии, то Гамильтон желал бы не столько уничтожить ее, сколько ограничить действие этого принципа. Демократическая нижняя палата, по его мысли, должна была уравновешивать «аристократический» Сенат и максимально точно отражать волю народа. При этом его проект организации нижней палаты был радикальнее окончательного варианта конституции, так как Гамильтон предполагал всеобщее избирательное право для мужчин. Делегатов Конституционного конвента, впрочем, шокировали не столько моменты, связанные с пожизненным президентом и Сенатом, сколько то, что Гамильтон выступил за создание в США унитарного государства. Это ярко демонстрирует речь Дж. Лэнсинга, специально посвященная критике га-мильтоновского проекта.

Участие Гамильтона в работе Конституционного конвента было относительно небольшим, но его влияние на ратификационную кампанию невозможно переоценить. Как ни далека была новая конституция США от его собственных идеалов, он добивался ее ратификации всеми возможными способами. Он защищал ее в серии блестящих памфлетов «Федералист», написанных в соавторстве с Дж. Мэдисоном и Дж. Джеем и признанных классикой политической мысли, а также в своих выступлениях на нью-йоркском ратификационном конвенте. Вопрос о том, насколько искренней была эта защита, вызывал самые противоречивые суждения. Известны критические высказывания Гамильтона о конституции. Однако в «Федералисте» ему удается в какой-то мере примирить конституцию с собственными представлениями об идеальном правительстве. Он истолковывает ее в свете своих излюбленных теорий государственного интереса и «смешанного правления». Некоторые из приводимых им аргументов, как кажется, описывают не столько конституцию 1787 г., сколько его собственный проект. Это особенно ярко проявляется в его видении Сената, как органа, в котором общегосударственные интересы будут преобладать над интересами штатов. Это противоречит обычному пониманию американского Сената и скорее соответствует верхней палате из гамильтоновского проекта, где норма представительства была не равной для всех штатов, а пропорциональной населению. Следует отметить, что в это время основные политические теории Гамильтона претерпевают некоторые изменения. Так, в его перечень интересов государства входит такой важный элемент, как охрана прав граждан. Представление Гамильтона об идеальном государственном устройстве формируется окончательно. Он убежден в необходимости представить в разных властных структурах существующие в обществе конфликтующие интересы, как того требует доктрина «смешанного правления». В то же время он приходит к убеждению в необходимости организации системы сдержек и противовесов различных ветвей власти.

 

 

ФЕДЕРАЛИСТ

 

ФЕДЕРАЛИСТ, сборник 85 газетных статей, написанных Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном и Джоном Джеем вскоре после завершения Конституционного конвента 1787. Непосредственной целью написания этих статей была защита новой конституции от резкой критики. Первая статья была опубликована 27 октября 1787 в нью-йоркской газете «Индепендент джорнэл». Публикация серии продолжалась, иногда по три-четыре статьи в неделю, вплоть до 2 апреля 1788. Все статьи были подписаны псевдонимом «Публий». Весной 1788 (22 марта и 28 мая) сборник из 85 статей общим объемом 175 тыс. слов вышел двухтомным изданием под названием Федералист: сборник статей в поддержку новой конституции, одобренной федеральным конвентом 17 сентября 1787.

В феврале 1787 Конгресс, в соответствии со Статьями Конфедерации, выступил с инициативой созыва конвента. Конституция – новый инструмент государственного управления – была разработана в Филадельфии летом того же года и в сентябре представлена в Конгрессе. Конституционный конвент создал новый центр власти, имевший верховенство над органами власти штатов, но не лишавший их полномочий и ответственности. Конгресс Конфедерации не располагал властными полномочиями, необходимыми для осуществления во всей полноте государственных функций. Делегаты конвента выработали новую форму государственного устройства – федеративную республику, предусматривавшую баланс сил между центром и штатами.

Чтобы новая конституция вступила в силу, требовалась ее ратификация девятью из тринадцати штатов. Возникла мощная группа противников конституции во главе с Сэмюэлом Адамсом и Ричардом Генри Ли. В Нью-Йорке наиболее серьезным оппонентом конституции был губернатор Джордж Клинтон, чьи резкие публичные выступления создавали угрозу провала ратификации. В целом аргументы критиков конституции сводились к следующему: в ней отсутствовали гарантии гражданских прав, новое правительство обещало быть слишком дорогостоящим, федеральная судебная система грозила подорвать судебную систему штатов, не были прописаны ограничения полномочий нового правительства, Сенат выглядел чересчур аристократичным, президент по существу наделялся полномочиями тирана, а Верховный суд – чрезмерной властью. Чтобы заручиться поддержкой общественного мнения, Гамильтон начал писать статьи, став вдохновителем всего проекта.

Авторами Федералиста были три американских политических лидера: Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и Джон Джей. Какое-то время вопрос об авторстве ряда эссе оставался непроясненным. После долгих споров современные исследователи пришли к выводу, что из 85 статей Гамильтон написал 53, Мэдисон – 24 и Джей – 5. Остальные три были написаны либо Гамильтоном, либо Мэдисоном.

Что касается конкретных текстов, то Джей написал статьи 2–5 и 64, посвященные внешней политике – в этой области он имел большой опыт как дипломат и участник многих переговоров в Европе. Мэдисон, глубокий знаток политической истории, хорошо ориентировался в устройстве древних и современных конфедераций. Гамильтон уделял основное внимание военным и финансовым вопросам, подчеркивая роль и эффекты политической власти. По-видимому, авторы мало консультировались друг с другом, так как разделяли общие позиции по фундаментальным вопросам и к тому же вынуждены были держаться жестких временных рамок издательского цикла.

Предлагаемая форма правления.

Предлагались три основных аргумента в защиту прописанной в конституции новой формы правления. Во-первых, ввиду очевидных изъянов слишком вольной структуры государства, предусмотренной Статьями Конфедерации, возникла настоятельная необходимость в создании централизованной системы власти. Единое правление должно обладать безусловным верховенством над штатами в ряде важнейших сфер. Во-вторых, гигантская территория страны создает благоприятные условия для республиканской формы правления, которая предусматривала бы учет интересов и самое широкое представительство разнообразных социальных групп и регионов. Наконец, учитывая царящую во многих штатах анархию, существует острая необходимость в защите прав граждан, особенно в сфере имущественных отношений, которые подвергались угрозе со стороны неимущего большинства населения. Последнее обстоятельство требует ограничения полномочий законодательных собраний штатов в вопросах собственности и договорных отношений.

 

Федералист доказывал, что предложенная конституция удовлетворяет всем этим требованиям и способна разрешить насущные проблемы. Особые полномочия, которыми наделялось центральное правительство, обеспечивали прочный союз соединенных штатов. В то же время система «сдержек и противовесов», как и федеральная система правления в целом, служили гарантией против потенциальной тирании. Другими словами, в единой системе штаты в значительной мере сохраняли независимость и самоуправление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...