Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы социальной перцепции: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

 

 

В межличностном общении восприятие и понимание осуществляются за счет таких механизмов, как: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

Идентификация (от лат.identifigare— отождествлять). В социальной психологии идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой при­надлежности. Через идентификацию дети усваивают нормы поведения, эмоциональные состояния, мораль значимых окружающих, исполь­зуя их в качестве эталона. Важной особенностью процесса идентификации является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребенка и не контролируется в полной мере родителями и воспитателями. Данное обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за качество их личности.

Идентификация позволяет одному человеку «поставить» себя на место другого. Что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и позволяет усваивать личностные смыслы этого человека.

Идентификация может иметь двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, с другой — может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивиду­ального.

Противоположностью идентификации является обособление (ин­дивидуализация). Обособление дает возможность общающимся сохранить свою индивидуальность. Через обособление развиваются ответственность и самостоятельность, вместе с тем, обособление может привести к эмоциональной холодности.

Очень близка к идентификации — эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание). Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека. Отличительной особенностью эмпатии от других механизмов позна­ния является низкий уровень рефлексии. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Способность к эмпатии не является постоянной, как правило, она возрастает с увеличением жизненного опыта. Реализация эмпатии предполагает приня­тие партнера по общению в качестве безусловной ценности. Следует отметить, что эмпатическое понимание составляет тяжелую нагрузку для психики.

На развитие эмпатии большое влияние оказывают детско-родительские отношения. Очень важно удовлетворение ребенка в эмоци­ональном контакте. Например, согласно данным английских к американских психологов в семьях, где родители поощряют выражение эмоций у своих детей, понимают их чувства, принимают участие в их делах, проявляют максимум доверия, тепла и любви, разъясняют им нравственные нормы, воспитывают моральные чувства, дети отличаются высоким уровнем развития эмпатии. И наоборот, ребенок, не получа­ющий в семье удовлетворения потребности в самоутверждении, ха­рактеризуется низкой способностью к сочувствию и эмпатии.

Аттракция (от фр. attraction — привлечение, притяжение) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека челове­ком привлекательности одного из них для другого. Понимание партнера по общению возникает в результате появления привязанности к нему, дружеского или интимно-личностного отношения.

Формирование аттракции происходит следующим образом. Вся­кий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться, в зависимости от его значи­мости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другому человеку, констатирует, что общение было приятным, а собеседник —человек к себе распола­гающий.

Рефлексия (от лат. reflexio— обращение назад) — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению. Рефлексия это уже не просто познание другого, но знание того, как другой понимает меня.

Сложный процесс рефлексии как механизм общения был описан Дж. Холмсом в конце XIX века. Дж. Холмс, исследуя общение двух субъектов, показал, что в ситуации общения существуют шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов.

Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию, добавив четвертую позицию. Рассмотрим схему рефлексии более подробно.

Есть два человека, которые общаются между собой. Обозначим их как А1 и Б1. У каждого из них есть представления о самом себе. У А1 — А2 и у Б1 — Б2 соответственно. Далее, имеются представления о другом у А1-Б З и у Б1—АЗ.

А 1 Б 1

А 2 Б 2 —представления о самих себе

А 3 Б 3 — представления о другом

А 4 Б 4 — знание о восприятии партнера

А 1 Б 1

А 2 Б 2

А 3 Б 3

А 4 Б 4

Общение протекает следующим образом: А в качестве А2, обра­щается к Б в качестве БЗ. В свою очередь Б в качестве Б2 реагирует на А в качестве АЗ.

Близость А2, АЗ, Б2, БЗ к реальным А1 и Б1 в принципе неизвестна, так ни А, ни Б не знают, что есть не совпадающие с реальностью А2, АЗ, Б2, БЗ.

Успех в общении будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А1-А2 - АЗ и Б1 - Б2 - БЗ.

Уменьшение разрыва между позициями происходит в результате возникновения адекватного рефлексивного процесса, А4 или Б4 — знание того, как воспринимает партнер по общению. Данное знание обеспечивает формирование более реалистичного образа собствен­ного «Я». (А2 и Б2) и более критическую оценку другого. (АЗ и БЗ). Если А1 имеет неверное представление о себе — А2, о другом БЗ, и о том, как его воспринимает партнер — А4, то взаимопонимание будет вряд ли возможно.

Неразвитость рефлексии является причиной такого явления как проецирование. Суть данного явления заключается в том, что один участник общения приписывает другому такие же качества, которые присущи ему самому, а в действительности данные качества отсутству­ют. Исследования, целью которых было изучение проецирования в педагогическом общении, показали, что тенденция к проецированию в большей мере характерна для тех учителей, которые не пытаются расширить свои знания об учащихся, наблюдая их в разных ситуаци­ях. Чтобы ни проецировать, необходима открытость к действительным достоинствам и недостаткам как других людей, так и к своим соб­ственным.

Каузальная атрибуция (от лат. causalis- причинность и attributio— приписывание) - интерпретация одним человеком причин и мотивов поведения других людей. В ходе общения люди не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения других людей. Так как информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и приписывает их наблюдаемому человеку.

У каждого человека есть свои схемы причинности, то есть привыч­ные объяснения своего и чужого поведения. Можно выделить личностную, обстоятельную и стимульную атрибуцию. При личностной атрибуции — причины произошедшего приписываются конкретному человеку. В случае преобладания обстоятельной атрибуции причина произошедшего приписывается обстоятельствам. При стимульной ат­рибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлен ряд зако­номерностей. Так, причину успеха люди чаще приписывают себе, а причину неудачи — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Общая закономерность состоите том, что по мере роста значимости случивше­гося люди склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной. То есть искать причину случившегося в осознан­ных действиях личности.

 

Сущность интеракции

Интерактивный аспект рассматривает общение как взаимодействие людей. Продуктивное общение может быть только при совместной деятельности. Продуктивность общения во многом зависит от совместимости субъектов взаимодействия. Сам процесс совместимости людей может быть рассмотрен на различных уровнях, чем теснее взаимодействие, тем большее число уровней в него включаются. Так, например, супружеские отношения предполагают опосредованное включение разных уровней совместимости:

• физиологический уровень (возрастно-половые особенности, особенности метаболических процессов, особенности темпо-ритмической организации, свойства нервной системы);

• психофизиологический уровень (взаимодействие особенностей темперамента, потребностей индивида);

• психологический уровень (взаимодействие характеров, мотивов поведения);

• социально- психологический уровень (согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций).

Психологическая совместимость — важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. В условиях совместной деятельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно работают в относительном одиночестве — им мешает присутствие коллег;

другие могут хорошо выполнять свою работу только в сотрудничестве; некоторые осуществляют эффективную деятельность, лишь подчинив себя окружающих; кто-то работает ради эффективности группы в целом. Под психологической совместимостью в соц. группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость.

При изучении п. с. было выявлено, что наиболее совместимыми оказались:

1. люди, которые имеют высокую потребность в общении

2. эмоциональные, неуравновешенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с себе подобными

3. лица, имеющие сильную нервную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система.

4. Субъекты с разным практическим интеллектом.

А. Б. Добрович выделил социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии и влияют на психологические характеристики общения:

интроверсия- экстраверсия; мобильность-ригидность, доминантность-недоминантность. Карл Густав Юнг первый описал интроверсию и экстраверсию как основные направленности или жизненные установки человека. Экстравертированному типу личности свойственна направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность. Противоположному интровертированному типу присуще стремление к уединению, сосредоточенности, интерес к собственному внутреннему миру. Они психологически несовместимы, так как экстраверт исходит из того, что людям не трудно найти общий язык, так как они похожи. Интроверт же полагает, что люди слишком сильно отличаются друг от друга, и им трудно понять др. др.

Мобильность и ригидность -— качества, определяющиеся свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. Они относятся к изменениям как к положительной особенности жизнедеятельности. Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всём. Они достаточно основательны и воспринимают изменения с негативной оценкой. Вполне понятно, что при общении ригидного человека с мобильным возникает немалое количество недоразумений, и их взаимодействие может быть эффективным лишь в исключительных условиях.

При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другом. Доминантность часто обозначают как гиперактивность, напористость или агрессивность. Подобное качество может развиться у человека, обладающего завышенной самооценкой при отсутствии тревожности. Недоминантный человек, напротив, проявляет покорность, безволие, уступчивость и отсутствие инициативы при взаимодействии. Такие собеседники обычно приспосабливаются к партнеру в условиях совместной деятельности. Общение доминантного с недоминантным можно обозначить как манипулятивное.

 

 

Понятие коммуникации

 

Понятие коммуникации связано с информационными обмена­ми, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация - это акт и процесс уста­новления контактов между субъектами взаимодействия посредст­вом выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое вос­приятие, называют коммуникативными. Главной задачей меж­личностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. Поэтому социальная общ­ность, достигаемая, например, в толпе при панике, коммуникаци­ей не является, поскольку в данном случае происходит деперсона­лизация личности, и человек на какое-то время утрачивает неко­торые свои индивидуальные черты, «растворяясь» в общей люд­ской массе и подчиняясь ее законам.

В более широком философском смысле коммуникация рас­сматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и т.д., либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983). Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духов­ного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется приме­нительно к многообразным средствам массовой передачи инфор­мации (средства массовой коммуникации). Их широкое распро­странение и влияние почти на каждого человека, так или иначе связанного с цивилизацией, породили понятие общего информа­ционного поля, в котором живут современные люди. Как массо­вый процесс коммуникация представляет собой постоянное рас­пространение информации посредством технических средств свя­зи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей. Как межиндивидный процесс коммуникация определяет смысловое поле конкретных взаимо­действующих субъектов. В данной главе будет рассмотрена ком­муникация, определяющая только межличностное общение.

Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция иг­рает важную роль в межличностных отношениях, поскольку ин­формационные процессы в современном мире определяют значи­тельную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, восприни­мающий ее, - реципиентом. Вполне понятно, что в процессе взаи­модействия коммуникатор и реципиент меняются местами, по­скольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Однако существуют такие ситуации взаимо­действия, когда данные функции жестко закреплены за субъекта­ми в течение определенного времени, например у преподавателя (коммуникатор) и слушателей (реципиенты) на лекции.

Для анализа коммуникативного аспекта общения часто ис­пользуется теория информации, получившая распространение в ряде наук. Изначально теория информации была разработана в связи с потребностями развития техники связи. Позднее схемы анализа информационных процессов были использованы при изучении непосредственного общения людей. Однако если в тех­нических средствах связи информация только передается и при­нимается, то в реальных процессах человеческого общения она еще и формируется. Общение выступает своеобразным катализа­тором мышления человека и его активности.

Информационный обмен - глобальное явление нашей жизни, выходящее за пределы простого человеческого общения. Однако специфика именно межличностного информационного обмена столь значительна и так отличается от специфики информацион­ного обмена на субъект-объектном уровне (например, при взаи­модействии человека с компьютером), что ее следует выделить особо. Она определяется наличием процесса психологической об­ратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появ­лением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространст­ва и времени на передачу содержания информации.

 

Субъективные каналы восприятия и передачи информации

 

Специфика межличностной коммуникации определяется также и наличием различных каналов восприятия и передачи информации. Наиболее важными среди них являются субъективные каналы восприятия и передачи информации. Люди воспринимают и отра­жают окружающий мир посредством своих органов чувств. Про­блема уровней передачи информации в процессе межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейролингвистическое программирование). «Нейро» означает, что поведение выступает как результат нервных процессов, а «лингвистическое», что нервные процессы могут быть управляемы с помощью знаковых средств языка (Д.Гриндер, Р.Бэндлер). Поскольку язык каждого человека отражает его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, влияя на язык как знаковую систему. Так же, как и в сти­левых различиях, разница знаковых средств обусловлена функ­циональной асимметрией человеческого мозга.

Выделяют аудиальный (доминирует слух), визуальный (доми­нирует зрение) и кинестетический (доминирует ощущение) субъек­тивные каналы восприятия и передачи информации, которые опре­деляются как модальности. Можно говорить и о полимодальности человека, у которого преобладают обобщенные представления и мыслительные процессы. Модальность в данном случае - это про­цесс и механизм восприятия. У всякого нормального человека функционируют все три канала с преобладанием одной модально­сти. Соответственно людей, связанных с тем или иным каналом восприятия, называют: визуалы, кинестеты, аудиалы и полимодалы. В зависимости от преобладающей модальности для человека мир - это либо то, что он видит, либо то, что слышит или чувствует.

В процессе взаимодействия ведущую модальность можно оп­ределить по словам, которые наиболее часто употребляет человек в речи; по характерным жестам или движению глаз. По отдель­ным признакам, реализующимся в мимике, позе, жестах, движе­нии глаз можно определить, когда человек опирается на собст­венный опыт, связанный с ощущениями, когда на логику, когда на то и другое. Мимика и жесты асимметрично отражают меру включенности правого полушария, которое хранит опыт, опи­рающийся на ощущения, и левого полушария, отвечающего за логические построения. Если сильнее выражены мимика, жесты и позы с левой стороны, то человек опирается на чувственный опыт. Если то же самое больше выражено с правой стороны, - то на логику. Если же позы и мимика выражены симметрично, то задействованы оба полушария. Иными словами, для первого ва­рианта более приемлем язык чувств, для второго - логики, для третьего - оба языка.

Вполне возможно, что у субъектов с разными доминирующими модальностями часто возникает непонимание, поскольку их вос­приятие и интерпретация одних и тех же явлений могут быть со­вершенно различны. Для улучшения взаимопонимания и выра­ботки общего смысла передаваемой информации между субъек­тами, обладающими различными модальностями, используют следующие приемы: присоединение, закрепление, ведение.

Присоединение осуществляется через имитацию, отождествле­ние своего поведения с поведением партнера - так называемое зеркальное поведение. Достижение, по возможности, синхронно­сти дыхания и тождественности поз способствует мягкому вхож­дению в контакт. Этот прием способствует вхождению коммуни­катора в репрезентативную систему реципиента.

При закреплении субъект подражает мимике, жестам, голосу партнера, использует характерные для него ключевые слова. Визуал будет часто использовать слова: «яркий», «видеть», «отчетливо» и т.д.; аудиал - «слышать», «понимать», «звучать» и т.д.; кинестетик - «чувствовать», «ощущать», «прикасаться» и т.д. Если ком­муникатор начинает употреблять слова, связанные с ведущей мо­дальностью партнера, он входит в контекст его восприятия и по­нимания, что, безусловно, способствует выработке общего смыс­ла при взаимодействии.

Ведение представляет собой постепенное переключение парт­нера с его собственной программы на предлагаемую. Присоеди­нение, закрепление и ведение могут рассматриваться не только как приемы, обеспечивающие передачу и понимание информации, но также и как последовательные этапы установления контакта. Поскольку у большинства людей доминирующая модальность ярко не выражена, то интерпретация ими поступающей информа­ции редко обусловлена селективностью модальности. Однако при ярком доминировании того или иного канала восприятия и пере­дачи информации следует учитывать и вышеназванные приемы взаимодействия, обеспечивающие выработку общего смысла ин­формации в процессе общения.

Феномен влияния пространства и времени на уровень и глубину коммуникативного процесса определяется в психологии как хронотип. Хронотипы возникают обычно в ситуациях, характеризующихся специфическим сочетанием пространственно-времен­ных координат. Например, когда незнакомые прежде люди по ка­ким-то причинам вынуждены быть вместе в течение определенного промежутка времени на небольшой территории. В таких усло­виях человек может проявить себя в общении совсем иначе, не так, как обычно. Он как бы выходит из-под социального контро­ля и может сыграть новую социальную роль. Известны хронотипы «вагонного попутчика», «больничной палаты» и др.

Вполне понятно, что знание и понимание особенностей меж­личностной коммуникации определяют основные направления ее совершенствования. Условиями эффективной коммуникации яв­ляются: наличие адекватной психологической обратной связи;

отсутствие коммуникативных барьеров; соответствие типа ком­муникативного влияния целям и задачам общения; установление общих уровней передачи информации; преодоление искажений информации, связанных с действием хронотипов.

Специфика межличностного информационного обмена.

 

Итак, мы видим, что специфика межличностного информацион­ного обмена проявляется в различных аспектах общения. Она оп­ределяет характер восприятия, передачи и интерпретации инфор­мации. Любопытно, что, несмотря на мощное информационное поле, в котором живет современный человек, его способность особо выделять и усваивать сообщения, поступающие от другого лица, очевидна. Именно в непосредственном межличностном об­щении мы получаем самое большое количество информации -80% (А.В.Мудрик). Видимо, личностный контакт делает ее на­столько значительной, что только при развитии явных признаков социальной дезадаптации мы можем говорить о стремлении чело­века получать информацию, минуя субъективные источники. Так, например, явление аутизма рассматривается современной наукой как признак отклоняющегося поведения или даже заболевание человека. Главной характеристикой аутизма является уход от контактов именно с людьми, а не с другими материальными ис­точниками информации.

Значимость информации, идущей от одного человека к друго­му, связана с мощным аксиологическим контекстом. Сообщая информацию, индивид вольно или невольно передает и свое от­ношение к ней, обусловленное его системой ценностей. Если сам человек относится к ней позитивно, то и его высказывания звучат убедительно. Более того, информация, к которой субъект, ее вы­сказывающий, не имеет доверия, теряет шансы на адекватное вос­приятие и интерпретацию. Когда человек получает информацию от другого человека, она воспринимается объемнее, глубже и на­дежнее, чем информация, передаваемая через неодушевленный источник. Персонализация информации усиливает ее значение и де­лает более удобной для восприятия.

Особое значение персонализации имеет при формировании мотивации обучения и развития интереса к предмету изучения.

Этот феномен хорошо известен большинству людей и на уровне здравого смысла. Именно поэтому при обучении любому виду деятельности целесообразнее иметь дело с человеком, который знает дело, а не с учебными пособиями, даже в том случае, если они весьма качественны и интересны. Нет ничего удивительного в том, что заочное образование, например, часто рассматривается как менее качественное, чем очное, а репетиторство расценивает­ся как более перспективный путь подготовки абитуриента к по­ступлению в вуз, чем самостоятельная подготовка.

Понятие коммуникации употребляется в психологии значи­тельно чаще, чем понятие перцепции или интеракции. Иногда им обозначают все процессы общения вне зависимости от его содер­жания. Такая генерализация вполне оправдана, поскольку пер­цептивные, интерактивные и коммуникативные процессы при ре­альном общении людей друг с другом переходят один в другой, и их жесткое выделение необходимо прежде всего в научных или методических целях для осмысления и анализа конкретных соци­ально-психологических феноменов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...