Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От древнейших времен до Российской империи




 

Побережье Каламитского залива, там, где сейчас расположен город Евпатория несет свидетельства многих культур, оставивших свои следы еще 4-5 тысяч лет назад.

Здесь, в Крыму, на оживлённом перекрёстке международных путей, переплелись дороги и судьбы многих племён и народов. Кроме тавров и киммерийцев, полуостров в разные периоды населяли скифы и сарматы, древние греки и римляне, готы и гунны – в античную эпоху; южные славяне и армяне, печенеги и половцы, хазары и праболгары, венецианцы и генуэзцы, татары, турки, и караимы – в средние века. И это только малая часть тех, кого можно было перечислить. Во все времена население полуострова была очень пёстрым.

Аборигенами полуострова, возможно, были тавры, давшие и название самому полуострову – Таврида. Тавры населяли южную часть Крыма (Таврику), 9 век до н.э. – 4 век н.э. Занимались скотоводством, охотой, рыболовством, знали ткачество и бронзовое литье. Племена тавров жили в укрепленных поселениях. Боролись против Херсонеса, Боспорского государства. С 1 в. н. э. смешались с соседними народами (тавроскифы и др.).

«Отец истории» Геродот писал о таврах, населявших территорию полуострова от западных его границ до Керченского полуострова. «Тавры – писал Геродот, – приносят в жертву Деве потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море…». Ещё одно интересное сообщение о таврах историка Полиена (2 в. н.э.): «Тавры, предприняв войну, всегда перекапывают дороги в тылу, сделав их непроходимыми, вступают в бой; делают они это для того, чтобы, не имея возможности бежать, – победить или умереть».

Исчезли тавры в первые столетия новой эры. Произошло это в результате растворения тавров в конгломерате народов появляющихся и исчезающих на пространстве полуострова.

Греческие колонисты появились в Крыму более 2700 лет назад. Устраивая на побережье сначала фактории, а затем и колонии-полисы (независимые от метрополии города-государства) греки явились основателями нескольких ныне существующих в Крыму городов. В 5 в. до н.э., на западе Крымского полуострова появилось новое государственное образование – Херсонес – рабовладельческая республика с демократической формой правления, которой были подавлены Гераклейский полуостров, а также Керкинитида (Евпатория) и Калос-Лимен (район сегодняшнего посёлка городского типа Черноморское).

А история города Евпатории насчитывает 2500 лет. Город входит в десятку самых старых городов бывшего Советского Союза. Он моложе Еревана и Керчи, но старше Ташкента, Москвы и Киева. Спорным является старшинство по возрасту г. Феодосии (недавно этот город отпраздновал 2524 лет), так как возраст Евпатории определяется с точностью не менее чем 50 лет.

За 2,5 тысячелетия своего существования город сменил три имени.

Начиналось все с античного города Керкинитиды.

В третьей четверти 6 в. до н.э. (550-525гг. до н.э.) греками выходцами из Милета – была основана Керкинитида – самостоятельное рабовладельческое город-государство, демократическая республика. Кстати, греческий город Милет основал еще около 80-ти колоний. Первые упоминания о Керкинитиде, мы находим у древних авторов: Геродота, Стробона, Адриана, Гекатея Милетского.

Есть основания утверждать, что самое первое название города звучало как Каркинитида.

Геродот одним из первых в своем труде в 5 в. до н.э. «История» (в книге 4) дважды упоминает Керкинитиду. В первом сообщении Геродот пишет, что река Гипакирис «пересекает область скифов-кочевников и затем впадает в море у города Каркинитиды». Второй раз Геродот, описывая степи Скифии, говорит, что она «простирается до города, называемого Каркинитидою».

Согласно греческим легендам, родоначальником скифов и покровителем Тавриды был любимый греками герой Геракл, сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены, славный свершением своих двенадцати подвигов.

Греческая мифология трижды приводит своего непобедимого, неустрашимого и неунывающего героя на земли Северного Причерноморья, среди городов которого был и наш город, носивший в период античности название Керкинитида. В погоне за кенирейской ладонью Геракл впервые пересекает Скифию.

«Отец истории» Геродот рассказывает о великом герое, как о прародителе скифского народа. В поиске коров трехголового великана Гериона Геракл вновь попадает на территорию Северного Причерноморья, где сталкивается со странным существом: полудевой – полузмеей – ехидной, которая похищает у спящего Геракла коней, обязуясь их вернуть после рождения трех сыновей. Результатом этого странного союза было появление на свет Агафирса, Гелона и Скифа. Покидая вынужденное пристанище, герой велит остановить в этих краях того из сыновей, который сможет натянуть отцовский лук и опоясаться поясом с прикрепленной золотой чашей. Испытание выдержал только младший сын Скиф, который и стал родоначальником народа. Таким образом, через своего любимого героя Геракла и местную богиню – ехидну из Гилеи греки соединили в легенде себя со скифами – самыми многочисленными обитателями Северного Причерноморья в 7 в. до н.э. – 3 в. н.э.

В походе «на край света» за золотыми яблоками вечной молодости, путь античного героя опять лежал через Причерноморские земли. Попутно «в безлюдном, скифском, дальнем и пустом краю» он освобождает Прометея, прикованного к скалам Кавказа за дарованные титаном человечеству огонь, искусства и науки.

Немало побродил по свету великий Геракл, участвовал во многих походах и битвах, получая ранения, излечивал свои раны водой целебных источников и целительными грязями. И, вероятно поэтому, именно его древние греки считали открывателем лечебных вод и грязей. В местах выхода минеральных источников, а также лечебных грязей греки создавали святилища в честь Геракла, открывали храмовые лечебницы. Отметим, что именно в таких местах в округе Евпатории были найдены 8 известняковых рельефов героя (два на берегу Мойнакского озера).

Освоив до 6 в. до н.э. Северное Причерноморье, а вместе с этим и Северо-Западный Крым, греки принесли сюда свои культы, не последнее место среди которых занимал культ великого Геракла. Для жителей причерноморских городов-государств: Херсонеса, Керкинитиды и поселений Северо-Западного Крыма он был покровителем и хранителем военных побед, охранителем страны и ее границ, покровителем культуры, атлетизма и школ борьбы, богом здоровья, спасителем от различных бед. В его честь устраивались праздники, называвшиеся Гераклеями, которые сопровождались театральными представлениями на сюжеты мифов о герое; в честь героя называли своих сыновей и сажали серебристый тополь, оливу и плющ; чеканились монеты с изображением Геракла.

Излюбленный герой греков нашел на почве Северного Причерноморья свой особый художественный стиль, а может быть, только на землях Тавриды обретал великий герой античной Греции Геракл отдохновение и покой, что и отображено в рельефах (в виде отдыхающего Геракла), выполненных местными мастерами.

Относительного места расположения полиса-Керкинитиды очень долго не было полной ясности. Лавры первооткрывателя места ее расположения принадлежат члену Археологической комиссии, заведующему раскопками Херсонеса Л.А.Моисееву, который на основании проведенных в Евпатории раскопок (в период с 1916 по 1918 годы) доказал местонахождение древней Керкинитиды на Карантинном мысу.

История этих раскопок печальна. Еще в 1921 г. (приказом Ревкома Крыма) район Большого Карантина был объявлен заповедной территорией, а затем решениями ЦИКа и Евпаторийского горисполкома этот район был закреплен за Евпаторийским археолого-этнографическим музеем. Здесь запрещалась даже разбивка сада, не говоря уж о строительстве. Но позднее территория Карантина оказалась включенной в черту санатория РККА и стала застраиваться. А развернувшееся в 60-70 годы расширение Центрального детского санатория Министерства Обороны, проводившееся без научного обследования и вопреки мнений археологов, в очередной раз погубило древнюю Керкинитиду. И, стыдно сказать, погубили не варвары, а якобы из гуманных соображений и из любви к детям современные люди.

Небольшой даже по тем временам город с населением около 2 тысяч человек являлся важным торговым центром, осуществляющим торговые и экономические связи городов Эллады и Малой Азии с районами северного Причерноморья.

Предводителем колонистов является представитель знатного города-метрополии. Можно предположить, что имя его было Каркинос (созвучно – Каркинитида) – и по имени своего основателя город получил свое первое имя.

Построив землянки, начав возделывать землю, горожане приступили к строительству домов, а примерно через 70 лет после основания, когда население города увеличилось за счет естественного прироста и приобретения рабов; были построены оборонительные стены. Городская застройка внутри города получила регулярную планировку.

Основным занятием жителей Керкинитиды было, конечно, земледелие: здесь выращивали пшеницу и виноград, давили вино, занимались скотоводством, добычей соли. Кроме того мужчины занимались рыбной ловлей. В городе работали свои ремесленники: косторезы и литейщики. Каменотесами они были столь искусными, что при строительстве домов не требовались скрепляющие растворы.

Керкинитида вела обширную торговлю, практически, со всем античным миром. В город поступало дорогое вино и оливковое масло, душистые масла, посуда и предметы роскоши. Из колонии вывозили зерно, соль, соленую рыбу, отсюда в Грецию поступали рабы, приобретаемые у скифов. В городе с 5 в. до н.э. чеканилась своя медная монета.

К середине Ⅴ в. до н.э. город имел площадь 5,3га, население его составляло 1800 человек. Это был типичный город-государство со своей политической властью, своей экономикой.

За пределами оборонительной стены лежали общинные земли города и частные наделы граждан площадью 4-5га каждый. В целом сельскохозяйственная округа или хора Керкинитиды составляла примерно 20км2, т.е. была почти в 40 раз больше площади города.

Продовольственные земли вокруг Керкинитиды стали причиной потери городом политический и экономической самостоятельности. Именно сельскохозяйственные угодья привлекли внимание его соседей, и, прежде всего, Херсонеса (современный Севастополь).

Исследования биологов показывают, окрестности Евпатории не представляли из себя, как сейчас, выжженные солнцем степи. Многочисленные речки и ручьи были окружены многочисленными лесами, состоящими из дубрав, вяза, ольхи, тополя, клена, земляничного дерева, можжевельника. Нередки были и сосновые рощи. В лесах в изобилии водились разные звери, являвшиеся предметом охоты: олени, косули, сайгаки, кабаны, медведи, волки, зайцы и барсуки и др.

Экономическое давление Херсонеса, который своими усадьбами ограничил расширение сельскохозяйственной хоры города, заставило жителей Керкинитиды согласиться на союз с Херсонесом. Это произошло на рубеже Ⅵ-Ⅲ в. до н.э. В политическом плане жители Керкинитиды получали полноправное гражданство в Херсонесе, но экономически город терял право свободной торговли. В то же время Керкинитида была вторым городом по величине и значению после Херсонеса.

Сначала греки, а потом генуэзцы сумели превратить его в важный торговый центр, соперничавший даже с царицей Крыма – Феодосией (Кафой). Архивы Венецианские и Генуэзские полны описаний богатства и торгового могущества Евпатории и ее обитателей. Генуэзские колонии в северном Причерноморье, укрепленные торговые центры генуэзских купцов существовали повсеместно в 13-15 вв. Вели посредническую торговлю со странами Западной и Восточной Европы, в т. ч. в русских землях. В 1475 захвачены и разгромлены Турцией.

Спокойной жизни у Керкинитиды не было никогда. В 4-3 веках до н.э. в равнинной части полуострова возникает позднескифское царство с главным городом Неаполем скифским (в районе современного Симферополя). Около современного Симферополя до сих пор в виде развалин существуют свидетельства существования этого города: укрепления, жилые и хозяйственные постройки, мавзолей, каменные склепы с росписями и др. Довольно сильное скифское государство занимало довольно обширную территорию от низовьев Днепра на севере до Крымских гор на юге, от побережья Черного моря на западе до Феодосии на востоке.

Отношения эллинов со скифами нельзя было назвать дружелюбными. фактически шла многолетня непрерывная война.

На рубеже 3-2 в. до н.э. город пережил одно из очередных потрясений: захват и разрушение его скифами. Поселения Северо-Западного Крыма подверглись их нападению в 10-ой трети 3 века до н.э. Война Херсонеса со скифами была затяжной. Республика была вынуждена искать помощи у Боспорского царства, располагавшегося на Керченском и Таманском островах. Царь Боспора Митридат Ⅵ Евпатор направил на подмогу Херсонеса полководца Диофанта.

Евпатор – прозвище понтийского царя (с греч. – «благородный»), В поле деятельности которого попала Керкинитида. Когда во 3-2 веках до н.э. скифы захватили греческое поселение Северо-Западного Крыма, в том числе Керкинитиду, греки вынуждены были обратиться за помощью к Митридату Евпатору, который послал войска под предводительством полководца Диофанта. Почетный декрет (к 2 в. до н.э.) в честь Диофанта, «сына Асклепиодора, Синопийца, полководца понтийского царя Митридата Ⅵ» (храниться в Государственном Эрмитаже, г. Санкт-Петербург) сообщает об освобождении Керкинитиды: «Когда же скифы обнаружили врожденное им вероломство, отложились от царя и изменили положение дел, и когда царь Митридат Евпатор по этой причине снова выслал с войско Диофанта, хотя время склонялось к зиме. Диофант со своими воинами и сильнейшими из граждан двинулся против самых крепостей скифов, но, будучи задержан непогодами и поворотив в приморские местности, овладел Керкинитидой…». Во время одного из походов Диофант основал крепость, названную Евпаторион в честь Митридата Евпатора, которая в настоящее время исследователями локализована с античным поселением, открытым на урочище Кара-Тобе (ныне ст. Прибрежное).

Освобожденная во 2 веке до н.э. Керкинитида так и не смогла подняться до прежнего уровня и окончательно прекратила свое существование в первые века нашей эры.

В 110 году до н.э. скифы вновь захватили и разрушили Керкинитиду и добрались до стен Херсонеса. При помощи царя могучего Понта Митридата Ⅵ Евпатора, пославшим на помощь Херсонесу войска и флот, скифы были разбиты у стен Херсонеса.

Позднее скифы снова захватили Керкинитиду и приближались к Херсонесу, но вновь были разгромлены с помощью полководца Диофанта. На рубеже новой эры Митридат Ⅵ Евпатор потерпел поражение в войне с Римом, в Крым вошли римское легионы, а в Херсонес стал их опорным пунктом на полуостраве.

В связи с ослаблением Римской империи сюда вновь возвратились скифы и жили тут, вероятно, до 3 века, когда город перестал существовать в результате вторжения готов (германских племен), мигрировавших на юг с берегов Балтики. Готы разрушили все на свое пути, в том числе и Керкинитиду. На этом вероятно закончилось античная история Керкинитиды. Кстати именно в связи с завоеванием готами Крыма в столь древние времена, германская верхушка (уже в 20 веке) расценивала Крым как особую территорию. Крым еще не был полностью захвачен гитлеровскими войсками, а уже в конце 1941 года Розенберг обратился к Гитлеру с предложением переименовать Крым в Готенланд, а Симферополь – в Готенбург.

В следующие несколько веков на побережье обитали уже не греки и скифы, а другие народы, время от времени сменявшие друг друга, – хазары, печенеги, половцы.

В 20-21 веках на западном побережье Крыма появились выходцы из Киевской Руси.

В 13 веке над Крымом пронесся смерч татаро-монгольского нашествия. Но как утверждают исследователи, татаро-монгольские завоеватели, относящиеся к морю с опаской, на побережье никогда не закреплялись.

В эпоху раннего средневековья здесь вновь возникла крепость…

С конца 13 века и до 1475 года, когда турки захватили Крым, крымское побережье колонизировали генуэзцы. В юго-западной части побережья существовало княжество Феодоро со столицей Мангуп. Здесь жили греки, армяне, караимы. На итальянских картах 14-15 веков район Керкинитиды отмечен под названием «Chrichiniri». Вероятнее всего к этому времени относятся серьезные оборонительные постройки в виде башен, рвов и многочисленных подземных ходов. Может быть, наличие многочисленных подземелий, и дало в дальнейшем название городу турками. «Гёзлеве» – значит подземелье. О других версий названия города - немного ниже. Известно, что и сегодня в Евпатории сохранилось большое количество подземелий. Говорят, что часть из них ведет от дома турецкого консула, мечети Хан-Джами к турецким башням и морпорту. Сколько их вообще – неизвестно.

Вскоре после завоевания Крыма Турцией в 1475г. Султан Мехмед Ⅱ аль-Фатих (Завоеватель; 1432-1481 гг.) принял решение основать крепость Гёзлёв. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666г. Сообщал об этом событии: «Сандживан-паша (визирь султана Мехмеда Ⅱ) приехал на этот гёзлёвский залив и увидел, что это место – пристань, на которой будет порт… На углу этого гёзлёвского порта построили крепость…». Город Гёзлёв впервые упомянут в 1478г. (хотя имеются сведения о более ранних упоминаниях Гёзлёва) в договоре между Оттоманской Портой и Крымским ханством, признавшим свою независимость от Турции. Согласно этому договору султан Мехмед Ⅱ имел право содержать гарнизон в Гёзлёве. Номинально числившийся в составе Крымского ханства, Гёзлёв, после завоевания Турцией Византии и уничтожение Византийской Империи, подпадает под власть султанов и становится к ним в вассальные отношения. Ханы лишь в некоторых случаях могли требовать дань с Евпатории. Здесь же жили доверенные паши султана, управлявшие Евпаторией.

Современные постройки в Евпатории на Карантинном мысу (ныне территория санатория МО Украины) скрывают от историков остатки древнего города. В районе городского театра и прилегающих к нему улиц находился некрополь – кладбище жителей Керкинитиды.

Любопытствующие туристы могут увидеть небольшую часть города - остатки южной оборонительной стены в начале набережной им. М.Горького и небольшую часть Северо-западного пригорода Керкинитиды на ул. Дувановской. А когда-то оборонительная стена достигала высоты 6-8 метров, толщиной 3-5 метров, с высокими башнями, установленными через каждые 150 метров. Стена охватывала город трехкилометровым полукольцом, открытым к морю. С запада, севера и востока за стеной был выкопан глубокий (до 9 метров глубиной) облицованный камнем ров, заполненный морской водой.

Памятники средневекового Гёзлёва более осязаемы, так как это, практически, вся восточная часть нынешней Евпатории.

Итак, Гёзлёв – второе название города, отмечающего свое 2500-летие.

Первое письменное упоминание о Гёзлёве относится, по утверждению Фирковича, к 1106 году и находилось оно на караимском кладбище Чуфут Кале, где на одной из надгробных плит выбита надпись о захоронении здесь старца, умершего в Гёзлёве.

О происхождении названия города у специалистов нет ни единого мнения. Существует несколько версий перевода. По одной из них «Гёзлёв» означает «сто глаз». По другой, – название города происходит от глагола «гезле» в повелительном наклонении и переводится, как «поглядывай», «наблюдай». По третьей версии происхождение этого топонима объясняется сочетанием двух слов «гез» – «глаз» и «ев» – «дом» или «наблюдательный пункт». Последние две версии схожи в своем переводе и до некоторой степени соответствуют значению Гёзлёва как города, из которого диктовалась политика турецкого султана для Крымского ханства. В русской транскрипции, в русских документах город обычно называли «Козлов». Известно, что турки называли город Кёзлёв. Не отсюда ли произошло русское, созвучное этому слову, название города Козлов?

Ко времени прихода турков в Крым, к 1475 году, небольшая рыбацкая деревушка, располагавшаяся к востоку от античной Керкинитиды в период раннего средневековья, превратилась в самостоятельный город.

Расцвет Гёзлёва начинается после того, как земля полуострова подчинила Османская империя. Город становится одним из основных опорных пунктов владычества Турции на полуострове. Согласно договору 1478 года султан держал в Гёзлёве воинский гарнизон до 3000 человек.

Именно в этот период времени город обносится крепостной стеной, его окружал глубокий ров, вырубленный в материке.

Мы уже говорили, что в 1666 году город посетил турецкий путешественник Эвлия Челеби. Он оставил подробное описание не только Гёзлёва, но и его оборонительной системы: «Со всех сторон крепости высятся двадцать четыре могучих четырехугольных бастиона, покрытых красной черепицей, а расстояние между ними достигает 150 аршинных шагов. Эта огромная фортеция сооружена из тесаного камня. Она имеет пять больших и мощных ворот». Предназначение этой крепости Челеби поясняет так: «Так как казаки не раз подплывали туда на чайках и в порту захватывали суда».

У восточных ворот располагался один из самых крупных на полуострове невольных рынков. Гёзлёв являлся крупным центром работорговли. Основную массу рабов составляли пленные из русских и украинских земель, захваченные в ходе набегов. В год число невольников достигало 50-60 тысяч человек. Это был главный товар, который поступал в Турцию из Крыма через Гёзлёв. Спрос на невольников в Турции был огромный: мужчин отправляли на галеры и в каменоломни, на ремесленные и сельскохозяйственные работы, а девушек и молодых женщин – в гаремы.

В украинских народных думах, повествующих о страданиях пленников, нередко упоминается Гёзлёв-Кёзлёв-Козлов. В «Плаче невольника у турок о выкупе», например, говориться:

Як стане Чорноє море согравати,

Та не знатиме отець, либонь матірь,

У которої каторзі шукати:

Чи у пристані Козловської,

Чи у городі Царьграді на базарі.

Кульминационным моментом другой думы является бунт пленников-гребцов, овладевших турецкой галерой на рейде Козлова. Свой вклад в борьбу с турецко-татарскими завоевателями внесли запорожские и донские казаки. предпринимая походы на Крым, запорожцы неоднократно штурмовали и захватывали Козлов, освобождали из неволи пленников.

В 1588 году казаки совершили набег на западное побережье Крыма – от Перекопа до Гёзлёва. В 1589 году они штурмом взяли Гёзлёвскую крепость и освободили много невольников. В следующем веке (в 1675 году) двадцатитысячное войско кошевого атамана Ивана Сирко разгромило Бахчисарай и Гёзлёв, освободив при этом тысячи невольников.

Кроме «живого товара» отсюда вывозили соль и шерсть, войлок и кожи, оружие, полотно, хлеб. Гёзлёвская гавань могла одновременно принимать до 200 судов, которые приходили из Стамбула, Александрии, многих Средиземноморских городов и стран. В 17 веке Гёзлёв был одним из крупнейших торговых портов Крыма.

Корабли из Малой Азии, Константинополя, русских земель привозили сюда ткани и нитки, мыло и табак, медь и керамическую посуду, восточные пряности. Это был богатый купеческий город.

К 1790-м гг. в бывшем Гёзлёве насчитывалось более 300 лавок, 17 заезжих домов, около 50 кофеен и питейных домов, 18 пекарен, более 40 различных мастерских.

Город же застраивался беспорядочно сложенными домами, наглухо отгороженными от мира высокими заборами и стенами. На узких кривых улицах не было ни деревца.

От средневекового города сохранилась планировка улиц восточной части Евпатории, узких, запутанных, глухих, ведущих к мечети Крымского ханства Хан-Джами (Джума-Джами), построенной в 1552-1564 гг. ханом Девлет-Гиреем по проекту выдающегося турецкого архитектора Ходжи Синана, а также кяризная или водопроводная система города.

По поводу авторства и времени постройки мечети Хан-Джами не все ясно до сих пор. Есть свидетельства, что основой этого прекрасного здания мог быть христианский храм. В частности знаменитый путешественник Эвлия Челеби описывая это мечеть, пишет о прекрасном минарете, построенном Синаном, но никак не говорит о самом здании. Это не характерно для Челеби. Есть и другие авторы и литературные источники, которые ставят подобные вопросы.

Вот что написано по этому поводу в издании «Живописная Россия отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении» под общей редакции П.П.Семенова в 1898 году:

«Первые сведения о Евпатории мы получаем от Броневского и затем от священника Иакова, бывшего в 1634-1635 годах в Крыму (т.е. еще до Челеби), с русским посланником Борисом Дворянниновым, который упоминает об этом городе только потому, что в нм была только церковь соборная, зело велика и украшена, но превращена в мечеть».

О какой христианской церкви говорится в данном описании не совсем ясно (авторы В.Х и Н.А.).

По описаниям, оставленных нам после похода русских, в 1736 году, в Крым, видно, что в Евпатории была крепость, разрушенная по приказу графа Миниха, а город состоял «из 5 тысяч домов, нескольких хороших мечети и христианской церкви». Судя по добычи и трофеям, доставшимся нашим войскам, можно полагать, что город был богатый и хорошо защищенный каменными стенами с огромными башнями, вокруг которых шел глубокий ров. Укрепления эти, судя по остаткам некоторых из них и поныне сохранившихся внутри города на Базарной улице, были возобновлены во время турецкого господства в этой местности.

Город делился на жилую и ремесленно-торговую части, а также по этническому признаку. И хотя основную массу населения составляли татары и турки, в городе жили армяне, караимы, греки, русские, цыгане. И каждая из этнических групп занимала свой квартал и район. Центром каждого из этих этносов был храм.

Гёзлёв был окружен крепостной стеной из бута и ракушечника, протяженностью около трех километров. Высота составляла 6-8 метров, толщина – 3-5 метров.

Стена, построенная в форме пятиугольника, имела пять ворот:

– Портовые ворота на востоке возле берега моря там, где теперь - православный собор,

– ворота Дровяного базара, на юго-востоке,

– ворота Белого муллы – на севере (в месте пересечения сегодняшних улиц Д.Ульянова, Караимской и Володарского),

– Земляные ворота на месте пересечения сегодняшних улиц Интернациональной и Больничной,

– Лошадиные ворота на западе там, где пересекаются улицы Пионерская и Демышева.

Пятиугольник крепостной стены проходил, если мы ограничим его улицами Интернациональной – Караева – Революции – Пионерской – Д.Ульянова.

В городе имелось 12 соборных мечетей, монастырь дервишей.

До наших дней сохранились храм армян-григорианцев на улице Интернациональной, строительство которого начатое в 1817г было завершено в 30-40-е гг. 19 в., а также комплекс караимских кенас по ул. Караимской, построенной в 1808-1815гг. по проекту братьев Самуила и Соломона Бобовичей. В мраморном дворике кенас установлена колонна, облицованная мрамором, в честь посещения храма императором Александром Ⅰ 1 ноября 1825г.

Так как караимы являются одним из коренных народов Крыма вообще и Евпатории в частности, остановимся на характеристике этого народа более подробно.

Руками храмы выбиты в скале.

Прошли века и пролетели годы,

Но помнят камни в Джуфт-Кале

След немалого, но гордого народа.

Пусть есть народы численно знатней,

Известнее, чем горстка караимов, но мне дороже все же и родней

Тот малый род аборигенов Крыма.

Г.Ефетов.

Крымские караимы (караи) – это древний народ, численность которого сейчас на всем земном шаре не превышает трех тысяч. Когда караимы появились в Евпатории точно неизвестно. Некоторые исторические источники называют даже 13 и 19 века. Вероятно, после того (в конце 17 – начале 19 веков) как они покинули пещерный город Чуфут-Кале, располагавшийся возле Бахчисарая, в Евпаторию переместились их духовные и культурные центры. Во всяком случае, построенные в 18 веке кенасы строились на месте ранее существовавшего древнего храма.

Караи – маленький осколок большого тюркского племени хазар (в 18-20 веках входили в состав Хазарского каганата) давших начало народу, который в последствии законом Российской империи был зафиксирован как «караимы».

Караимы (букв. «читающие»), еврейская секта, возникшая в 8 веке в Багдаде.

Караимы признают Библию единственным авторитетным источником, отрицая традицию Талмуда и раввинистические учения. Т.е. караизм – вероисповедание, в основе которого лежит Ветхий Завет в его изначальной чистоте.

Известны караимы по вероисповеданию, не имеющие ничего общего с крымскими караимами в этническом отношении, в частности арабы, греки, русские.

Караимы – аборигены Крыма – сформировались в результате смешения древнейшего населения края с тюркскими племенами (гунны, хазары и др.).

Современная наука относит караимов к тюркской группе алтайской семьи народов, а их язык – к кипчакской группе языков. Близкородственные языки: крымскотатарский, кумикский, карачаевско-балкарский. Тюркские имена встречаются на памятниках родового караимкого кладбища с первых веков нашей эры.

На своей исторической родине в Крыму, караимы жили в основном в Кырк-Кале, Джуфт (Чуфут)-Кале, Мангупе и Гёзлёве. Основными занятиями издревле были садоводство, овцеводство, военное дело, извоз, ремесло и торговля.

Фамилии свидетельствуют о древних профессиях: «аваш» – охотник, «балджи» – пчеловод, «койчу» – чабан, «таббах» – кожевенник, «сараф» – меняла и т.д. нередко фамилии соответствуют названию древних тюркских родов и племен: Комен, Кырк, Узун, Найман, Черкес, Аваз, Калмук и др. Очень уважаемым был род Кырков (напомним,что Кырк-Ер – значит земля Кырков).

В прошлом караимы жили в основном в горах и предгорьях Крыма. Кырк-Ер (Чуфут-Кале) – раньше считали округом с крепостью в центре. Судя по ярлыкам крымских ханов, границы округа простирались до источника Юсуф-Чокрак и Теж-Керменте.

В 1246 году часть крымских караимов попала на запад Украины (Луцк, Галич) по приглашению Данила Галицкого, предоставившего им землю и льготы, а в 1398 году Великим князем Вивтовтом – в Литву, где караимы охраняли княжеский замок.

В 18 веке караизм приняла верхушка хазар. Затем это учение распространилось и среди тюркских племен хазарского каганата, в том числе и в Крыму. После падения каганата в 11 в. караимы имели в Крыму самоуправление и религиозную самостоятельность в округе Кырк-Ер. Духовным главой караимов был Гахан (Гахам), светским – Сар или бий (князь), священники – газзаны.

В Крымском ханстве караимы сохраняли самоуправление и относились к привилегированному сословию тарханов. Общине предоставлялись льготы, гарантии внутренней независимости и покровительство. Среди караимов имелись члены ханского дивана, начальники монетного двора, казначеи. От почетных титулов «ага» и «челеби» позже образовались фамилии.

В России религия караимов была признана самостоятельной, близкой к раннему христианству.

В середине 19 века центр духовной жизни караимов переместился в Евпаторию. В Евпатории находились: соборный храм – кенаса, резиденция Гахана, национальная библиотека, было открыто Александровское духовное караимское училище. В разных городах в местах компактного проживания караимов существовали караимские улицы и слободки. Караимы активно участвовали в жизни Крыма. Среди них имелись городские головы, председатели земских собраний, мировые и третейские судьи, высшие офицеры, дипломаты, Члены государственного совета и думы. Евпаторийцы на протяжении длительного времени неизменно выбирали караима Городским головой, назвали сквер и сад именами благотворителей Дувана и Шакая.

В паспортах писалось «вероисповедания караимского». В 1914 году в России было 14 тысяч караимов, в Крыму – 5 тысяч. Действовало 20 храмов – кенас, из них 11 в Крыму; 40 караимских общин, 9 – в Крыму; учебных заведений в Крыму было 13, включая Александровское караимское духовное училище, названная в честь царя и с его согласия. По переписи 1989 года в бывшем Советском Союзе числилось 2809 человек.

В культурной жизни России в 19 – начале 20 вв. заметную роль играли представители караимской интеллигенции. Известен был артист Художественного театра, а затем директор Драматического театра И.Дуван-Торцов, композитор С.Майкапар, московский архитектор Н.Арабаджи, дипломат М.Казас, корифеи клоунады Бим и Бом, звезда русского балета Анна Павлова (отец ее, евпаторийский караим Шабетай Шамаш) и др. творческая деятельность караимов по данным Румянцевской библиотеки в начале 20 века была очень интенсивной. Перечень атрибутов публикаций насчитывал 1208 человек, что довольно значительно, для малочисленного народа. Интересы караимов охватывали почти все направления человеческой деятельности.

Караимы играли довольно заметную роль в торгово-промышленной жизни Крыма и России в 19 – начале 20 вв. в Москве караимы владели жилыми домами, машиностроительными заводами, заводом электронагревателей, конезаводом. Конезаводчик М.Шапшал, старший брат будущего Гахана караимов С.Шапшала, был владельцем известного рысака орловской породы Крепыша, признанного «Лошадью столетия».

Караимам принадлежала почти вся табачная промышленность в Крыму, Москве, Петербурге и Киеве. В Москве несколько семей караимов владели табачными фабриками «Дукат», «Ява», наладили получение лучших сортов табака из Крыма, Турции, с острова Ява. В Европе Россия занимала первое место по выпуску табачной продукции, и в этом не малая заслуга караимов, организаторов табачного производства. В начале 20 века в России среди караимов насчитывалось 12 миллионеров (на каждую тысячу – один миллионер). Караим Арабаджи был избран председателем купеческой гильдии в Москве.

Особенно привлекала караимов во все времена – военная карьера – от профессиональной армии Хазарии до настоящих дней. Среди караимов было немало казаков. Эльяш Караимович имел звание полковника реестровых казаков Запорожской сечи, а затем – звание Гетмана, но был убит людьми Богдана Хмельницкого в борьбе за власть. Все российские цари, начиная с Екатерины Великой, которой в Крыму (по преданию) спас жизнь караим И.Джигит, переезжая в Крым, личную охрану набирали только из караимов. Прославились караимы в освободительной войне на Балканах (1877-1878гг.), в обороне Севастополя (1854-1855 гг.) за личное мужество были награждены С.Кефели и А.Фуки и др. во время русско-японской войны прославились многие караимы и крымские татары, но об этом с советской исторической науке не принято упоминать. В 1904 году во всей России и за границей было известно имя караима поручика М.Тапсашара (1872-1904гг.). Тапсашар геройски погиб в бою. Японцы, потрясенные его мужеством, унесли тело героя с поля боя и передали русским со всеми военными почестями. По приказу японского императора была сделана копия с сабли героя и помещена в военный музей в Токио, а подлинная возвращена русскому командованию.

Последним слугой старой России называют генерала Якова Кефели (1876-1962г.). Герой Порт-Артура, доктор медицины, генерал и последний представитель царской России в международной организации (Международный санитарный Совет для Ближнего Востока – распущен в 1923 году) в период гражданской войны командовал военно-санитарной базой в Константинополе. В Париже Я.Кефели возглавлял собрание офицеров флота, участвовал в жизни общины крымских караимов и издал ряд работ по истории Российского флота, медицине, октябрьском перевороте и др.

Возможно, достойным продолжателем боевых традиций караимов был и маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский (1889-1967гг.). он, как и его отец, снискал славу на полях сражений. В 16-ти летнем возрасте участвуя в Первой мировой войне, отличился в боях и был награжден Георгиевским крестом 4 степени. В годы Отечественной войны дважды был награжден званием Героя Советского Союза, высшим воинским орденом – Победа, множеством орденов и медалей. Последние 10 лет (1957-1967гг.) Р.Я.Малиновский был министром обороны СССР.

Выдающимся ученым, дипломатом, последнем Гаханом – т.е. духовным и светским главой караимов был Хаджи Серея Хан Шапшал (Сергей Маркович, 1873-1961гг.). закончил Петербургский Универс<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...