Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 20. Право Соединенных Штатов Америки 6 глава




Развитие уголовного права и процесса в XIX—XX вв. Во Франции, в отличие от Англии, законодательство перио­да революции внесло радикальные изменения в уголовное право и перестроило его в соответствии с новыми представ­лениями о преступлениях и наказаниях. Как уже отмеча­лось выше, принятый в революционной обстановке УК Фран­ции 1791 г. оказался недолговечным.


Глава 21. Право Франции 645

Стройное и законченное выражение уголовно-правовая программа нового времени (классическая школа уголовного права) получила во французском Уголовном кодексе 1810 г, разработанном при Наполеоне I. Хотя Кодекс в ряде моментов представлял собой шаг назад по сравнению с законодательст­вом эпохи революции, в целом он был прогрессивным для сво­его времени документом. В нем проводилась идея равенства лиц перед уголовным законом, вводились ясные критерии пре­ступления, четко очерчивался круг наказаний и т.д.

Структура УК 1810 г., хотя и была более сложной, в принципе следовала структуре УК 1791 г. Краткие предва­рительные положения, а также книги первая и вторая были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголов­ной ответственности. Они представляли собой своеобразную общую часть Кодекса, в которой излагались основные по­нятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных дея­ний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (особенная часть).

В УК 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчеркивалось, что престу­плениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 4). В Кодексе говорилось об ответственности соучастников пре­ступления, предусматривалось освобождение от ответствен­ности лиц, действующих, в состоянии безумия или под при­нуждением силой.

Французский законодатель, однако, к этому времени еще не разработал многих общих вопросов уголовного пра­ва: не были определены формы вины, ничего не говорилось о давности, о совокупности преступлений. В УК упомина­лось покушение, но оно полностью приравнивалось к закон­ченному преступлению, если преступное действие преры­валось не по воле покушавшегося.

УК 1810 г. ввел трехчленную классификацию преступ­ных действий, которые в зависимости от характера наказа­ния делились на 3 группы. К первой относились наиболее тяжкие преступные деяния — преступления (crimes), кото­рые карались мучительными или позорящими наказания­ми. Вторую группу составляли проступки (delicts), наказывав­шиеся исправительными мерами. Для третьей группы — по­лицейских правонарушений (contraventions) — были пре­дусмотрены наказания полицейского характера.


646 Раздел III. История права в новое и новейшее время

В Кодексе четко очерчивался круг возможных уголов­ных санкций, закреплялся отказ от ряда жестоких наказа­ний средневековой эпохи. Но в области наказаний УК 1810 г. делал шаг назад по сравнению с УК 1791 г. В нем восста­навливались пожизненная каторга, смертная казнь с пред­варительным отсечением руки, депортация в колонии, гра­жданская деградация. В качестве дополнительного наказа­ния предусматривалось также клеймение.

Исправительными наказаниями, по терминологии Ко­декса (ст. 9), могли быть: тюремное заключение в исправи­тельном заведении, временное лишение некоторых полити­ческих, гражданских и семейных прав, а также штраф.

В разделе о преступлениях и проступках против част­ных лиц более половины статей были посвящены охране собственности. Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда — пожизненные. Кодекс запрещал коалиции и стачки рабо­чих, вводил уголовную репрессию против нищих и бродяг, не имевших определенного места жительства и средств к существованию.

В особенной части УК 1810 г. на первое место выноси­лись преступления против публичных интересов. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягатель­стве на внешнюю безопасность французского государства, содержались и специфические статьи, каравшие за поку­шения на особу императора и членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления.

Лица, произносящие речи, расклеивающие афиши с целью призыва граждан к совершению преступлений про­тив внутренней и внешней безопасности государства, рас­сматривались как виновные в преступлениях и заговорах.

Близок по духу к УК 1810 г. и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), принятый в 1808 г. и подводивший ито­ги послереволюционных преобразований в области уголов­ного процесса. УПК ввел во Франции так называемый сме­шанный процесс. В период расследования дела до суда со­хранялось тайное и письменное производство, которое вос­ходило еще к дореволюционному процессу. Ведение следст­вия осуществлялось особыми следственными судьями, пол­номочия которых по УПК были весьма широки, а после­дующее законодательство (например, закон 1856 г.) еще бо­лее их расширило. Следственный судья мог издать приказ о явке обвиняемого на следствие, о его принудительном при-


Глава 21. Право Франции 647

воде или аресте; он производил допрос обвиняемого, свиде­телей, совершал осмотр на месте преступления и другие следственные действия.

Заключительная часть процесса — судебное разбира­тельство уголовных дел — строилась на принципах гласно­сти, устности и состязательности. УПК предусматривал раз­граничение следствия и обвинения. Последнее на суде под­держивал не следственный судья, а прокурор. После вы­ступления на суде прокурора слово имел адвокат. В случае последующей реплики прокурора адвокат имел право на ответ. УПК подтвердил введенный еще в годы революции (под влиянием английской судебной системы) суд присяж­ных, которые выносили вердикт о виновности или невинов­ности обвиняемого. Но УПК Франции не требовал единогла­сия присяжных, вердикт мог быть вынесен простым боль­шинством (закон 1845 г. предусматривал квалифицирован­ное большинство в 8 голосов из 12).

В соответствии с УПК председательствующий в судеб­ном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюмировал дело, фикси­ровал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные. Напутствен­ное резюме нередко выливалось в обвинительную речь, оно было отменено в 1881 г.

В течение всего XIX в. УК и УПК активно использова­лись сменяющими друг друга правительствами для поддер­жания необходимого публичного порядка. Правящие круги Франции неоднократно прибегали к использованию не только судебных, но и внесудебных методов расправы в случаях возникновения острых политических ситуаций.

В 1881 году специальным законом о печати устанавли­валась уголовная ответственность за широкий круг престу­плений и проступков, "совершаемых путем печати". В зако­не предусматривались наказания для лиц, использующих печать для "публичного оскорбления" должностных лиц, "оскорбления нравственности", подстрекательства к неис­полнению воинских обязанностей и т.д.

В июле 1894 г. в связи с убийством президента Карно был принят закон, особо наказывающий "анархическую про­паганду", если она направлена к совершению преступлений.

Но постепенное развитие и укрепление демократиче­ских начал во французском обществе привело и к опреде-


 

Раздел III. История права в новое и новейшее время


 


ленной либерализации уголовно-правовых институтов. Так, в разное время во Франции были приняты законы, отме­нявшие явно антидемократические положения УК 1810 г. В 1832 г. были отменены клеймение и отсечение руки, в 1848 г. — смертная казнь за политические преступления, в 1854 г. — гражданская казнь.

В период Второй империи осуществлялась также ли­берализация в области уголовной политики, которая нашла свое выражение в ослаблении санкций в отношении целого ряда преступлений и лиц, не представлявших серьезной социальной опасности.

В 1885 году специальным законом было введено услов­ное освобождение, которое применялось к лицам, отбыв­шим не менее половины срока заключения (для рецидиви­стов — две трети срока). Для условного освобождения тре­бовалось, чтобы администрация места заключения засвиде­тельствовала "хорошее поведение" заключенного, а также возможность его "честного существования" после выхода из тюрьмы. Однако условное освобождение не применялось к лицам, присужденным к депортации, к каторге в колони­ях, к пожизненному заключению.

В первой половине XX в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серь­езных уголовно-правовых реформ наталкивалось на поли­тические трудности. Изменения в Уголовном кодексе каса­лись главным образом частных вопросов (обман во время проведения различных государственных экзаменов и кон­курсов, злоупотребления в казино, проституция, разруше­ние исторических памятников и т.д.).

Во второй половине XX в. необходимость усиления борь­бы с преступностью, принимающей новые формы (терро­ризм, экологические преступления), потребовала сущест­венных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело.

Наиболее благоприятные условия для проведения ра­дикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пя­той республике, когда формирование правового государст­ва сделало необходимой более эффективную и целенаправ­ленную борьбу с преступностью.

Уже в 60—70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничи-


Глава 21. Право Франции 649

вающих возможность совершения новых преступлений (за­прещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.).

В 1981 году в результате длительной борьбы демокра­тических сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффектив­ной борьбы с наиболее опасными деяниями была осуществ­лена криминализация и пенализация терроризма, наруше­ний в сфере окружающей природной среды, безопасности труда.

Существенной либерализации подверглась сама систе­ма исполнения-наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима "полусвободы", особен­но при краткосрочном заключении), когда содержание осу­жденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях.

В июле 1992 г. результатом предшествующего широко­го реформирования уголовного права стало принятие ново­го Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой УК 1810 г.

Новый Кодекс существенно отличается от предшест­вующего как по своей структуре, сложившейся, из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, так и по своим основных принципам, предполагающим усиление борь­бы с социально опасными преступлениями, но сохраняю­щим в целом демократическую и гуманистическую направ­ленность.

Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции в предшествующие десятилетия.

Так, новым для УК Франции является включение в его текст на основе обобщения предшествующей законодатель­ной практики целого ряда норм, предусматривающих уго­ловную ответственность юридических лиц. При этом уго­ловной ответственности могут быть подвержены не только предпринимательские и т.п. объединения, но и территори­альные единицы, если их преступные деяния "совершены при исполнении деятельности, являющейся предметом до­говора о передаче государственно-властных полномочий".

В третьем разделе общих положений, посвященных наказаниям, нашел отражение большой опыт уголовной, в том числе пенитенциарной, политики французского госу-


650 Раздел III. История права в новое и новейшее время

дарства в XX в. Перечень наказаний за совершение престу­плений в новом УК достаточно простой и краткий. В Связи с отменой смертной казни в качестве высшей меры наказа­ния выступает пожизненное лишение свободы.

К наказаниям за преступления относится также зато­чение или заключение на длительные сроки (до 30 лет, до 20 лет и т.д.), но продолжительность срочного тюремного заключения не может быть менее 5 лет.

Наказание в виде лишения свободы не исключает воз­можности назначения и дополнительных наказаний (штраф, ограничение правоспособности, конфискация какого-либо предмета, закрытие незаконного заведения и т.д.).

Перечень исправительных наказаний, назначаемых за совершение уголовного деликта, более широк. Для физиче­ских лиц может быть назначено тюремное заключение по шкале, где максимальная продолжительность — не более 10 лет, а минимальная — не менее 6 месяцев. Кроме того, предусматриваются такие исправительные наказания, как штраф, неоплачиваемая работа в общественных интересах, лишение или ограничение ряда прав, прямо установленных статьей 131-6 (лишение водительских прав, конфискация оружия, лишение разрешения на охоту и т.д.).

Особенно детально регламентируются и наказания за проступки (нарушения). Столь же обстоятельно и с гумани­стических, а не с карательных позиций разработан сам по­рядок отбывания наказаний, возможной отсрочки пригово­ра, прекращения наказания и ликвидации правовых послед­ствий осуждения. Личность осужденного ставится под за­щиту общих демократических конституционных принципов.

Так, например, согласно ст. 131-23, назначаемая судом неоплачиваемая работа в общественных интересах "подчи­нена предписаниям закона и подзаконных актов, относя­щихся к работе в ночное время, гигиене, мерам безопасно­сти, а также к труду женщин и молодых работников".

Особое внимание новый УК уделяет способам индиви­дуализации наказаний, в том числе использования режима полусвободы, исполнения наказания по частям, отсрочки исполнения наказания с целью достижения ресоциализа-ции осужденных. Это не препятствует в связи с ростом ре­цидивной преступности принятию более жестких мер к ли­цам, повторно совершающим преступление.

Изменившаяся во второй половине XX в. шкала обще­ственных ценностей, новая структура самих преступных


Глава 21. Право Франции 651


 


 

деяний повлекли за собой и существенные изменения в осо­бенной части УК Франции. Если в XIX в. уголовно-право-вая репрессия имела своей целью прежде всего защиту пуб­личных государственных интересов, то теперь на первое место (вторая книга) выдвигаются преступления и проступ­ки против человека.

В этом отношении новый УК следует общечеловече­ским, гуманистическим и демократическим принципам (пре­жде всего Всеобщей декларации прав человека и гражда­нина 1&48 г. ООН, а также Европейской конвенции по пра­вам человека). Эта книга начинается с изложения преступ­лений против человечества и впервые включила в себя оп­ределение и осуждение таких особо опасных действий про­тив человечества, как геноцид (ст. 211-1).

К геноциду непосредственно примыкают и другие пре­ступления, направленные против человечества как таково­го. Это депортация, обращение в рабство, массовое или сис­тематическое осуществление казней без суда, похищение людей, пытки или акты жестокости, совершаемые по поли­тическим, философским, расовым или религиозным моти­вам, и т.д.

Лица, виновные в указанных выше преступлениях, мо­гут караться пожизненным заточением. Уголовноответст-венными за преступления против человечества могут быть объявлены и юридические лица.

Центральное место во второй книге занимает также раз­дел, посвященный посягательствам на личность. На первом месте здесь стоит умышленное лишение жизни человека, которое рассматривается как умышленное убийство (ст. 221-1). Особенно выделяются и наказываются пожизненным за­точением умышленные убийства, которые предшествуют другому преступлению, предумышленные убийства, убий­ства несовершеннолетних, родственников по восходящей ли­нии, лиц, находящихся в особо беспомощном состоянии.

С большой обстоятельностью разрабатываются нормы, относящиеся к посягательствам на физическую или психи­ческую неприкосновенность личности. Так, например, при­менение в отношении какого-либо лица пыток или актов жестокости наказывается 15 годами заточения.

В условиях глубокого морально-нравственного кризиса общества УК предусмотрел ряд посягательств, связанных с сексуальной агрессией, и прежде всего с изнасилованием, которые в зависимости от обстоятельств совершения этих


652 Раздел III. История права в новое и новейшее время

преступлений могут наказываться различными сроками тю­ремного заточения, вплоть до пожизненного заключения.

В Уголовном кодексе усилены наказания для лиц фи­зических и юридических, связанных с незаконной торгов­лей наркотическими средствами, что связано с особой опас­ностью и распространенностью этих преступлений в совре­менном французском обществе.

Весьма симптоматично включение в Кодекс специаль­ного отдела, посвященного проведению экспериментов на людях. Так, по ст. 223-8 проведение или организация био­медицинского исследования на человеке без соответствую­щего согласия наказывается 3 годами тюрьмы и штрафом в 300 тыс. франков.

Еще более суровым наказанием (5 лет тюремного за­ключения) карается прерывание беременности без согла­сия заинтересованного лица. В то же время в кодексе пре­дусматривается наказание для женщины, которая "осуще­ствляет прерывание беременности у себя самой" (2 месяца тюрьмы и штраф в 25 тыс. франков).

Способы охраны личности от различного рода посяга­тельств в новом Кодексе весьма разнообразны и юридиче­ски тщательно проработаны. Это и наказание за подстрека­тельство к самоубийству, за похищение и незаконное удер­жание людей, в частности в виде заложников, что особенно типично для последних десятилетий, за различные виды посягательств на достоинство лица, сводничество.

Новыми формами защиты личности является охрана от посягательств на частную жизнь. В Кодексе приводятся са­мые разнообразные виды запрещенного умышленного пося­гательства на интимность частной жизни другого лица. Эти посягательства могут осуществляться в разных формах, в том числе путем перехватывания, записывания или переда­чи без согласия автора слов, произнесенных в частном по­рядке или конфиденциально; путем фиксирования, записи или передачи изображения какого-либо лица, находящегося в частном месте, без его согласия; путем использования ап­паратов слежения за разговорами на расстоянии и т.д.

Третья книга посвящена преступлениям и проступкам против собственности. Здесь особое внимание законодатель уделяет борьбе с кражами и другими видами хищения чу­жого имущества, вымогательством, шантажом, мошенниче­ством и иными аналогичными преступлениями.

Лишь в последней, четвертой книге говорится о пре


Глава 21. Право Франции 653

ступлениях и проступках против нации, государства и об­щественного порядка. Эта книга начинается с раздела о по­сягательствах на основополагающие интересы нации. Под таковыми понимается (ст. 410-1) независимость нации, не­прикосновенность ее территории, ее безопасность, респуб­ликанская форма ее институтов.

Наряду с такими традиционными преступлениями, как измена и шпионаж, предусматриваются и другие посяга­тельства на институты Республики.

Специальный раздел в этой книге посвящен борьбе с терроризмом, одним из опаснейших преступных явлений конца XX в. В Кодексе особо выделяется угон летательного аппарата или иного транспортного средства. Предусматри­вается усиление ответственности за совершение террори­стических актов.

В новый Кодекс введены специальные статьи, направ­ленные на борьбу с коррупцией, например с нарушением должностным лицом долга честности, в частности взимание им не причитающихся ему сумм под видом предусмотрен­ных законом, незаконное получение выгод и т.д.

В Кодексе имеется целая серия статей, направленных на пресечение экономических преступлений.

Весьма симптоматичным для конца XX в., ознамено­вавшегося ростом организованной преступности, является заключительный, пятый раздел, специально посвященный объединениям преступников. Само участие в объединениях преступников карается 10 годами лишения свободы и штра­фом в 1 миллион франков.

Таким образом, особенная часть нового УК Франции от­личается от УК Наполеона новой градацией охраняемых в нем общественных ценностей, а также усилением охраны лич­ности, общества и государства от новых видов преступности.

Уголовно-процессуальное законодательство Франции в XX в. также претерпело большие изменения. В 1958 г. был принят новый УПК, который положил начало ревизии всей наполеоновской кодификации. УПК 1958 г., а также ряд за­конов 1970 и 1972 гг. значительно демократизировали про­цесс, усилили гарантии индивидуальных прав граждан, уп­ростили судопроизводство, упорядочили деятельность след­ственных органов, суда и присяжных.

Ряд законов, принятых правительством левого блока в 80-е гг., закрепил в уголовно-процессуальном законодатель­стве прогрессивные изменения. Так, законы 1981—1983 гг.


654 Раздел III. История права в новое и новейшее время

укрепили безопасность и гарантии личных прав и свобод, в частности предусмотрели процедуру, применяемую к до­пустившему грубую профессиональную ошибку адвокату.

Возбуждение уголовного дела по УПК 1958 г. осущест­вляется прокуратурой, которая обычно опирается на дан­ные полицейского дознания. Полицейские собирают улики, закрепляют доказательства, разыскивают лиц, виновных в нарушении закона.

Сам же уголовный процесс включает в себя три ста­дии: предварительное следствие, судебное разбирательст­во, исполнительное производство.

Особую стадию составляет процедура обжалования в апелляционном и кассационном порядке.

Значение предварительного следствия во французском уголовном процессе чрезвычайно велико. Но оно является обязательным лишь по делам о преступлениях. Оно также может проводиться по делам о проступках и только в неко­торых случаях (по требованию прокурора) — по делам о правонарушениях.

Обычно же в делах о правонарушениях проходит толь­ко полицейское дознание. Предварительное следствие про­водится негласно следственными судьями в состязательной и письменной форме. Прокурор выполняет функцию кон­троля над следствием.

По окончании следствия и сбора необходимых доказа­тельств следственный судья передает материалы дела про­курору Республики. Последний, в случае согласия с вывода­ми следственного судьи, возвращает ему дело. Затем следст­венный судья или выносит постановление о прекращении дела, или направляет его в соответствующую судебную ин­станцию.

Если судья находит в деле состав преступления, то он направляет дело на рассмотрение обвинительной камеры. Обвинительная камера состоит при апелляционном суде и является своеобразным следственным органом второй ин­станции. Она может вынести постановление о дополнитель­ном расследовании или об окончании следствия.

Решения могут быть двух видов: прекращение уголов­ного преследования или предание обвиняемого суду. В ка­честве суда могут выступать: полицейский трибунал, ис­правительный трибунал, суд присяжных.

Обвиняемый переводится в арестный дом по месту за­седания при судебной инстанции. Если обвиняемый не за-


Глава 21. Право Франции 655

держан, дело рассматривается заочно. Обвиняемый изуча­ет материалы дела, имеет право выбрать защитника.

В судебном разбирательстве принимают участие обе стороны. Процесс в суде устный, гласный, состязательный.

После объявления обвинительного приговора осужден­ный под конвоем доставляется в арестный дом, где он нахо­дится до вынесения решения по апелляции или кассацион­ной жалобе.

Приговор может быть оправдательным, о снятии обви­нения или об освобождении от уголовной ответственности, и об осуждении. При осуждении исполнение приговора мо­жет быть отсрочено с предоставлением или без предостав­ления испытательного срока.

Приговор вступает в законную силу по истечении сро­ка, установленного для обжалования. Он подлежит испол­нению всеми государственными органами и может быть пе­ресмотрен только в том случае, если в нем обнаружится фактическая ошибка или появятся вновь открывшиеся об­стоятельства


Глава 22. Право Германии

Гражданское право. Важнейшим событием на пути эво люции немецкого права XIX в. стало принятие Германской гражданского кодекса 1896 г. (БГБ)1.

Гражданский, кодекс 1896 г. с/тал первой в истории Гер­мании общегерманской кодификацией гражданского права До принятия всегерманского ГК в стране насчитывалос! свыше 30 действующих партикулярных правовых систем Кроме партикулярного права в отдельных областях Герма­нии действовало так называемое общее право.

В его состав входили имперские (немногочисленные) законы и пандектное римское право, которое имело в ряде областей Германии субсидиарное (дополнительное) значе­ние, восполняя пробелы местного германского права. Тер­риториально пандектное право оставалось действующим для 16,5 млн. человек в западных прусских землях, значитель­ной части Баварии, среднегерманских герцогствах, великом герцогстве Гессенском, Саксен-Веймаре, бывших вольных имперских городах.

В другом крупном территориально-правовом простран­стве Германии первой половины XIX в. господствовало сис­тематизированное местное право. Здесь формально не при­знавалась юридическая сила пандектного права. Однако многие его принципы и институты уже были интегрирова­ны в германские земские кодификации. К известным гер­манским партикулярным правовым сводам относились Прус­ское земское уложение (Прусский ландрехт) 1794 г. и Сак­сонский гражданский кодекс 1863 г.

Сфера действия Прусского земского уложения распро­странялась на 21 млн. немцев. Под действие норм наиболее современного для Германии второй половины XIX в. Сак­сонского гражданского кодекса 1863 г. подпадало 3,5 млн. жителей саксонского королевства. Наконец, в качестве дей-

' БГБ — сокращение от немецкого Btlrgerliches Gesetzbuch (Гра­жданский кодекс).


Глава 22. Право Германии 657

ствующего гражданского законодательства в ряде областей Германии (княжества на левом берегу Рейна и в Бадене) следует упомянуть и Кодекс Наполеона 1804 г. В сфере его действия проживали 8,6 млн. человек.

Таким образом, Германия 50—60-х гг. XIX в. отлича­лась глубокой разобщенностью норм гражданского права. Но не только множественность и фрагментарность право­вых систем тормозили экономическое и правовое разви­тие страны. Многочисленные институты и нормы пандект­ного (римского) права и партикулярного (германского) за­конодательства были явно устаревшими, не соответство­вали новым капиталистическим отношениям. Среди них выделялись нормы, охраняющие привилегии королевских и княжеских семей, права дворянской собственности и пр.

Уже в начале XIX в. отдельные представители герман­ской буржуазии и наиболее прогрессивные юристы высту­пали за единство и кодификацию гражданского права Гер­мании. Однако попытки подготовки всегерманского граж­данского кодекса потерпели в первой половине XIX в. крах. Германское юнкерство, сохраняющее политическое главен­ство во всех государствах Германии, всячески противилось кодификации гражданского права, опасаясь утери своих привилегий.

Новый этап в борьбе за создание всегерманского граж­данского кодекса -наступает со времени политического объ­единения германских государств под главенством Пруссии и образования единой Германской империи в 1871 г., кото­рые создавали объективно благоприятные условия для ко­дификации.

Вопрос о путях кодификации гражданского права Гер­мании с самого начала приобрел не только юридический, но и политический, и социальный характер. Борьба за выра­ботку БГБ растянулась на четверть века. Начало было по­ложено созывом так называемой Предварительной комис­сии, назначенной бундесратом в 1874 г. Она должна была установить общий план реформы по унификации граждан­ского права Германии. Первоначальные цели реформы не были, однако, радикальными. Единство гражданского права должно было формироваться на базе действовавшего в Гер­мании права. Консервативные правительства государств-членов империи всячески ограничивали цели и объем все-


658 Раздел III. История права в новое и новейшее время

германского БГБ, стремясь сохранить нормы действующего партикулярного права.

2 июля 1874 г. бундесрат назначил первую официаль­ную комиссию по выработке БГБ. Из 11 членов комиссии девять были крупными судебными чиновниками и двое — профессорами пандектного права. Материал подготавливае­мого кодекса был разделен на пять книг (общая часть; вещ­ное, обязательственное, семейное и наследственное право). Это была обычная система в пандектном праве Германии. Система Кодекса Наполеона была единодушно отвергнута.

Первая комиссия работала в условиях строгой секрет­ности. Только тринадцать лет спустя, в 1887 г., комиссия объявила о завершении работы. Проект был опубликован и в течение двух последующих лет подвергся публичному обсуждению. Его критика становилась все более резкой. Отрицательные отзывы на проект раздавались из самых различных политических и юридических сфер. Сам рейхс­канцлер О. Бисмарк назвал этот проект "ящиком Пандоры" Отрицательную оценку проекту дала крупнейшая юриди­ческая ассоциация Германии — Немецкий союз адвокатов Против выступила группа ученых-юристов во главе с О. Гирке. Острой критике подвергся проект со стороны ве­дущих деятелей и юристов германской социал-демократии. Неприятие проекта БГБ вызывали его общие недостатки:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...