Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника и технология: взаимосвязь и различие.

Техника неэффективна и бесполезна без адекватной ей технологии. В современном мире техника неотделима от широко понимаемой технологии. Стремление внедрить новую технику может оказаться неосуществимым, а технические инновации ограниченными и неэффективными, если оно не сопровождается освоением новой технологии. Именно это имел в виду историк В.О.Ключевской, когда говорил, что Петр I хотел взять западную технику без западной технологии, а западную технологию без западной культуры.

В общем виде можно утверждать, что, несмотря на то, что понятия техники и технологии взаимосвязаны и часто совпадают, отождествлять их было бы некорректно. Технология — это совокупность операций (правил, приемов, методов и др.) по целенаправленному использованию техники, зафиксированной в виде определенных знаний и навыков. Иными словами, чем человек воздействует на объект — это техника, как именно он воздействует — это технология.

Взаимосвязь техники и технологии заключается в том, что обе эти системы являются необходимыми составляющими производственно-хозяйственной деятельности социума. Кроме того, существование техники и технологии строго взаимообусловлено: техника выявляет свою сущность лишь в технологическом процессе, вместе с тем, технология реализуется лишь посредством технических объектов.

Понятие технологии предполагает и включает более широкое по сравнению с техникой смысловое измерение. Неверно связывать понятие технологии лишь с техникой, используемой в процессе материальных благ. Художник, пользующийся кистью, военачальник, использующий современные танки, государственный деятель и делопроизводитель, применяющие компьютеры, технику связи и т.д. действуют на основе различных технологий. Т.е. технология оказывается включенной в систему самых разнообразных общественных отношений и существенно влияет на социальные структуры и подсистемы общества, модифицируя и трансформируя их. Иными словами, понятие технологии предполагает ее использование не только в узкотехническом, но и в более широком социокультурном контексте.

На современном этапе развития общества понятие технологии несколько расширяется. Существенный шаг к современному пониманию технологии сделал русский исследователь К.П.Энгельмейер. Сегодня с понятием технологии связан такой смысл, как возможность целенаправленного повышения эффективности техники. И не только техники. Достижение новых эффектов труда связаны не только с новой техникой, но также с новыми формами организации деятельности или производства, кооперации, с культурой труда, с целеустремленностью усилий общества и государства. Постепенно под технологией стали понимать механизм новаций и развития, а также сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т. д.).

Следует отметить, что технологические дисциплины несводимы к системе технического знания. Теоретическую основу технологии составляют закономерности, выработанные в рамках системы научного знания, выявляющие принципы реализации технологических процессов и обосновывающие их целесообразность. В большей или меньшей степени в систему технологического знания вносят свой вклад большинство наук современного естественно-научного и социокультурного цикла. Концептуальное ядро системы технологического знания включает обобщение элементов, принадлежащих к качественно разнородным теоретическим системам: естествознанию, нацеленному на изучение естественных, природных объектов и техникознанию, обращенному к исследованию закономерностей искусственных систем, объектов так называемой «второй природы». Например, теоретической основой машиностроения является такой раздел физики, как механика, которая имеет наиболее широкое технологическое применение. Это относится также и к термодинамике, ибо любой технологический процесс характеризуется соответствующим энергетическим балансом. Химия выступает теоретической основой химической технологии. Биотехнология основывается на современных разделах биологии и генетики, и т.п.

Каждому виду техники соответствует своя технологическая модель. Следовательно, выделяются технологии производственные, научные, информационные, педагогические, медицинские, биотехнологии (совокупность приемов, связанных с использованием клеточных и тканевых культур, размножением микроорганизмов и ферментаций, генной инженерией) и др.

Для производственной сферы характерно разделение на антропоморфные и неантропоморфные технологии. Антропоморфные воспроизводят действия человека, вооруженного инструментами. Неантропоморфные основаны на взаимодействии природных процессов (физических, химических, биологических). В ходе их протекания превращение сырого материала в продукцию осуществляется как бы естественно, аналогично процессам природы. Те антропоморфные технологии, в которых достигается максимальная простота отдельных операций (исключая потребность в высококвалифицированном труде и использовании неантропоморфных технологий) получили название «высоких технологий».

Наиболее общую классификацию технологий предложил Гудожник Г.С. Он предлагает подразделять их на: интенсивные, экстенсивные и экстенсивно-интенсивные.

Интенсивные технологии основаны на активном отношении человека к природе, направлены на преобразование и подчинение ее. Интенсивные технологии лежат в основе «деятельного» типа цивилизации. Примером могут служить античные технологии. Экстенсивные технологии связаны с подчинением природе, с использованием природных процессов в почти неизменном, нетронутом виде. Например, поливное земледелие, характерное для азиатского способа производства. Они лежат в основе «созерцательного» типа цивилизации. И, наконец, экстенсивно-интенсивная форма технологии была характерна для трудовой деятельности древних германцев.

Однако при интегрированном подходе выделяются лишь две формы технологий, а именно:

— научно-производственные технологии, т.е. совокупность методов и приемов, обеспечивающих эффективность научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственно-хозяйственной деятельности в ее предельно широких сферах и формах проявления;

— социальные технологии, т.е. совокупность методов и приемов, обеспечивающих реализацию конкретных социально-экономических целей (оптимизация функционирования социума различного уровня — от локального коллектива до общества в целом).

Современная технология — динамично развивающаяся сфера научного знания и практической деятельности. Выделим основные направления современных разработок:

— повышение степени эффективности технологических процессов на основе компьютеризации и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности;

— создание эффективных биотехнологий, предполагающих постепенное замещение дискретных (прерывистых) процессов на непрерывное технологические процессы, а также процентное увеличение доли немеханических технологий;

— экологизация технических систем, т.е. повышение «степени замкнутости» всех форм производственно-хозяйственной деятельности.

Итак, техника на настоящем этапе ее развития нуждается в глубоком философском осмыслении. Эту функцию выполняет важнейший раздел современной философской науки — философии техники. Она исследует наиболее общие закономерности развития техники и технологии, инженерной и технической деятельности, а также их место в человеческой культуре вообще и в современном обществе, в частности.

Осмысление философских проблем техники инициирует поиск путей и способов выхода из сложившегося кризиса, порожденного техногенной цивилизацией. Важная роль в этом отводится инженерному корпусу профессионалов. К сожалению, сегодня множатся ошибки профессии инженера. Они происходят не столько из-за низкой профессиональной культуры, сколько из-за отсутствия гуманитарной культуры, отсутствия адекватного мироощущения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...