Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Используя ОК№ 2, выполните задание к тексту

Тема 4. Текст. Структура текста.

ОК № 2 «ПРИЗНАКИ ТЕКСТА»


1. Авторство.

2. Тематическое единство: тема, ключевые слова, основная мысль (идея) и развёрнутость текста: подтемы, микротемы.

3. Последовательность: композиция.

4. Тип текста: повествование, описание, рассуждение.

5. Связность текста:

а) лексический повтор,

б) синонимические замены,

в) употребление местоимений и наречий вместо предшествующего слова,

г) единство временных форм глаголов-сказуемых,

д) употребление союзов для связи предложений и частей текста

е) вид связи: цепная, параллельная.

 

5. Завершённость и цельность текста: стилистическое единство

 

БЛОК III. РАБОТА С ТЕКСТОМ

 

1. Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы, деля его на абзацы. У вас должно получиться 4 абзаца. Придумайте заголовок для текста. Назовите признаки данного текста.

Он набрал в шприц кровь больного тифом и ввёл себе в вену.…Это было в Одессе в 1881 году. Через три дня аудитории университета облетела тревожная весть: профессор Мечников при смерти. Хотя столбик термометра упрямо лез вверх, он записывал свои наблюдения сам, пока не начался бред. Металась по подушке большая голова с ранней сединой на висках. Тихо плакала у постели жена. Что это? Самоубийство? Приступ безумия? Подлинную причину знал он один. Когда прошёл кризис, лицо Ильи Ильича озарила радостная улыбка. Он узнал истину! То же сделал Мечников, изучая холеру. Ему посчастливилось: он не заболел. Но примеру учителя последовали его помощники. Один из них заболел тяжёлой формой холеры. Несмотря на то, что состояние больного было безнадёжным, Мечникову удалось вырвать его из рук смерти. Двадцать лет спустя в статье «Мученики науки» он писал о том, что во все времена учёные рисковали своим здоровьем в поисках истины. Он написал о многих, чьими подвигами восторгался, чьему примеру следовал. Хотя он проводил опыты и на самом себе, в статье об этом не было ни единого слова.Илья Ильич Мечников был удостоен многих наград, но единственной наградой считал открытие истины, приносящей пользу человечеству. (По М. Яровинскому)

Используя ОК№ 2, выполните задание к тексту

Признаки текста:

1._______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

Идея_ ___________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

Тип текста: _____________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

А)_____________________________________________________________________

Б) _____________________________________________________________________

В)_____________________________________________________________________

Г)_____________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________

2. В тексте «перепутаны» абзацы. Обсудив в паре, восстановите текст. Составьте и запишите план.

О милосердии.

1.Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Народу на улице было много. Но хоть бы кто-нибудь подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

2. Я понимал, насколько в нашей жизни привычным стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек -я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать., что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

3. В прошлом году со мной случилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, недалеко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. Решил повернуть назад, домой.

4. Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить время, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

(Д. А. Гранин)

ОК №3 «ТИПЫ РЕЧИ»

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Композиция повествования: 1) экспозиция; 2) завязка; 3) развитие действия; 4) кульминация; 5) развязка.

Описание – это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Композиция описания: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторская оценка, вывод, заключение. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения: 1) тезис; 2) аргументы; 3) вывод.

 


 

3.Отделите слова друг от друга, определив границы предложений, и расставьте знаки препинания. Определите тип речи, используя ОК №3, докажите тип речи.

Курениедвляетсянетольколичнойдроблемойкаждогочеловеканоиостройсоциа льнойпроблемойвпериодполовогосозреваниякурениеособовреднокакдляюношейтак идлядевушекникотинразрушаетфунщииполовыхжелёзникотинидругиевредныевещ естванаходящиесявтабачномдымумешаютнормальномуразвитиюкакяичниковтакия йцеклетокияичекисперматозоидовиззакурениявозникаютнарушенияименструально гоцикларазвиваетсяанемияможетбытьбесплодиекурениеотцатожевреднодляпотомс тватаккакувеличиваютсяуродливыесперматозоиды.

Язык и речь. Текст. Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Понятие языка и речи.

2. Основные требования к речи: правильность, содержательность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

3. Виды речевой деятельности.

4. Текст. Структура текста. Признаки текста. Типы речи.

 

 

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подготовка доклад на тему: «Признаки хорошей речи»

2. Используя фразеологические словари, изучите толкования следующих фразеологизмов о языке. Определите речевую ситуацию их употребления.

Найти общий язык; говорить на разных языках; держать язык за зубами; тянуть за язык; язык не поворачивается; язык плохо подвешен; язык сломаешь; вертится на языке.

3.Подумайте, в каких пословицах имеется и виду письменная, в каких - устная, а в каких — обе формы речи.

4. Запишите три-четыре понравившиеся вам пословицы.

1. Что написано пером - того не вырубишь топором.

2. Ласковым словом и камень растопишь.

3. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

4. То же слово, да не так бы молвить.

5. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

6. Каков разум, таковы и речи.

5. Подумайте, какая речь появилась раньше (устная или письменная). Свое мнение обоснуйте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...