Народности России 1
IV Народности России 1
Государство, известное под именем Российской Империи, создано Русскими славянами, потомками скифов и сармат. На его создание работали только одни Русские, - а не поляки, не грузины, не финны и др. народности России. Созидательница Русского государства - Русская нация, а потому эта нация по всем божеским и человеческим правам должна быть господствующей нацией, держащей в государстве власть, управление и преобладание или державной нацией. Все остальные нации, как вошедшие уже в готовое государство, как присоединенные к нему державной нацией, должны быть ей соподчиненными. Поэтому говорить о равных правах в государстве всех членов государства различных наций - едва ли правильно и справедливо. Кто больше потрудился для создания государства, тот имеет в нем наибольшие права на господство и власть. Из остальных наций только те имеют равное право с господствующей державной нацией, кои всей душой проникнутся интересами и культурой державной нации и станут её истинными детьми. Только тот, кто слился кровью и духом с Русским народом, кто боролся в его рядах за его национальные задачи и стал потомственным пайщиком великого культурного исторического наследия, имеет неоспоримое право Русского гражданского равноправия. Говоря о господствующей народности, невольно является вопрос: а как же быть с разновидностями нации: малороссийской и белорусской? Эти разновидности - только лишь оттенки проявления жизни одной основной нации - Русской. Русский язык есть основной государственный и школьный язык во всех уголках государства. Все Русские разных оттенков должны уметь говорить, читать и писать по-Русски, - но никогда никто не может иметь ничего и против того, чтобы малороссы уметь говорить, читать и писать на своем наречии, а белорусы - на своем. Костюмы, нравы и обычаи Малороссии и Белоруссии - иные, чем в России, но они им сродны, а потому должны быть всюду и при всех условиях допустимы, равно как и костюм Русских и их нравы и обычаи близки и родственны и малороссам и белорусам. Россия слишком велика. Всем нам общи основные черты, - мелочи же не разделяют, а только обогащают разновидностью.
Напрасно говорить о сепаратизме малороссов. Это - бред или юных, или глупых голов. Правда, в последнее время в немалом числе появились в Малороссии австрийские наемники, сеющие слабосильные семена малороссийского сепаратизма. Мало того, мы даже поливаем этот наемный сепаратизм своим благодушием и терпением, - но и это наносное зло не помрачит здравого смысла малороссов. Напрасно говорят и о непонимании малорусского языка Русскими. Это не понимают малорусского языка Грушевского, - но его не понимаем и мы, и малороссы (Проф. Грушевский - польский еврей, навязал малороссии выдуманную литературу и такой же язык, не имеющий ничего общего с языком Тараса Шевченко. Сам же Грушевский жаловался, что такую украинскую речь сами украинцы не желают. - Ред. ). Россия включает в себе около 150 наций. Невольно возникает вопрос: как она будет относиться к этим соподчиненным нациям? Разумеется, не одинаково, в зависимости от их национального, социального и политического положения. Есть нации, которые в культурном и политическом отношениях стоят довольно высоко, и своим отношением к России заслужили благожелательство, есть нации, которые стоят на уровне первобытных народов. Эти нации представляют собою различные ценности и потому вызывают различные отношения: к более культурным относятся: поляки, армяне, грузины, финляндцы и проч.
Поляки. Ближе к нам и по крови, и по культуре стоят поляки. Они, как будто бы, даже наши братья по крови, славяне. Их литература стоит довольно высоко. Их культура в некоторых отношениях равна Русской. Их жизнь понятна для Русских. Отличие в религии. Поэтому сближение и сроднение с поляками не невозможно, хотя в настоящее время стоит далеко от осуществления. Тому виною сами поляки. Для лучшего понимания действий поляков, я позволю коснуться психологии этой нации. Проф. К. Н. Ярош2 говорит: «Известная горячность польского темперамента придаёт струнам души высокий напряжённый строй. В силу этой напряженности, все чувства получают чуткую отзывчивость на внешние воздействия. Радость и горе, любовь и ненависть звучат здесь полными звуками, переходя нередко даже в аффектированный тон: чувство чести, французской point d’honneur, становится здесь гонором и щетинится иглами кичливости, самохвальства, надменности и забиячества. Легкая возбудимость и экспансивность польского характера освещает многие исторические сцены искусственным, «бенгальским» светом... Эмоциональность поляков сообщает замечательную страстность их надеждам и опасениям. Открывшаяся известная перспектива, мерцающая вдали приманка совершенно захватывает их и неудержимо увлекает вперед... Столь же велика страстность поляков и в их опасениях: лишь только в душе их водворилось недоверие, тот час же начинается преувеличенная тревога, лихорадочное безпокойство по самым ничтожным причинам, вечная подозрительность ко всем и ко всему. Они видят повсюду интриги, козни, шпионов, изменников и начинают сами подводить контрмины. Сильная восприимчивость к внешним впечатлениям сообщает полякам легкость перехода от чувства к чувству, от сабельного удара к дружескому поцелую, от геройского подвига к излишеству в утехах жизни. Это свойство давало многим моралистам повод уличать поляков в легкомыслии, но этим же самым свойством придаётся польской жизни и истории окраска добродушия... Неустойчивость чувства обращается в страстную стойкость, если причины не перестают его подновлять. Тогда любовь разгорается до пламенного обожания, а ненависть обращается в неумолимую и неустанную злобу... Живость чувств, естественно, обусловливает собою высокий подъём воображения... Но та же живость чувств и то же воображение вносят в прозаические жизненные отношения нежелательный колорит фантазерства и легкого уклонения от истины...
Духовная природа славянина рассматриваемой отрасли одарена талантливостью, сердечной глубиной, сложным и богатым душевным строем, способным чутко отзываться и на громкий клич, и на самым тихий зов добра и красоты». Н. И. Костомаров утверждает, что у поляков «чувство господствует над рассудком». Это одна психологическая картина. А вот и другая. А. Подвысоцкий 3 говорит следующее: «Сознание монархической идеи и дух своевольной анархии, благоговение пред величием и оскорбительное к нему недоверие, безпредельная гордость и раболепное унижение, геройское самопожертвование и своекорыстное честолюбие, христианская идеи братства и дух сварливой междуусобицы, глубокое религиозное чувство и в то же время фанатическая нетерпимость, - вот общие черты добродетелей и пороков, при взаимной борьбе которых пала Польша»... Польский народ «потерял всякое единодушие до того, что между поляками нельзя найти двух людей, согласных между собою. Продажные, испорченные, легкомысленные, вздорные, деспоты, прожектеёры, предоставляющие свои имения в управление жидам, которые сосут кровь их подданных и платят за то очень мало: вот вам живой портрет поляков», 4 - говорит Императрица Екатерина II. Поляки между славянами занимают особенное положение. Все славянские народности, более или менее открыто и настойчиво проповедуют и проявляют склонность к национальному сближению и объединению. Одни поляки среди славянских народов являются изменниками славянскому племени, его предателями и явными врагами. Сколько раз и в Венском, и Берлинском парламентах поляки продавали интересы славян и открыто выступали против славян же... Что открыто делалось в парламентах, то же открыто проявляется и в жизни. В жизни поляки являются открытыми и явными врагами славянского племени. Такими угнетателями они были и есть в России малороссов, белоруссов, литовцев и проч. Вместе с этим они вступили в союз с врагами Христа и всего человечества – евреями, или поляками Моисеева Закона, совместно давя других славян и высасывая из них кровь. Вспомним времена гайдамак, Гонты и др. защитников Русской народности и православной веры... Да стоит ли так далеко ходить... Что у нас теперь делается в Белоруссии, Подолии, Волыни, в Холмщине... А ещё и того ужаснее и безчеловечнее отношение поляков к Русским в Галиции и Угорщине...
«В селе Грабе власти (польские) не разрешили православного богослужения на том основании, что оно совершается при зажженных свечах и угрожает деревне опасностью пожара... В селе Тележе в сочельник Рождества Христова бой барабанов огласил это мирное село, причём староста объявил жителям, что власти оштрафуют каждого, кто осмелится пойти в эту ночь на богослужение в часовню. Когда священник Илечко в 4 часа утра по местному обычаю начал богослужение, жандармы окружили православную часовню, оттесняя от неё крестьян и отправляя их группами по этапу в униатскую церковь. Крестьян, собравшихся с вечера, а также и певчих жандармы насильственно вывели из часовни, таща их сзади за одежды и приставив штыки к груди. Отцу Илечку приказано, чтобы он немедленно прекратил богослужение или запер часовню. Когда же собравшийся народ, около трёхсот человек, заступился за своего пастыря, жандармы прикладами ружей стали избивать крестьян, налегая особенно на женщин. Три женщины ранены штыками в грудь, крестьянину же Якиму Щербе нанесли опасную рану прикладом в голову. Крестьяне простояли 4 часа во дворе в снегу, на ветру и на морозе всё время, пока в запертой часовне о. Илечко с одним причетником совершал богослужение. Утром явился из уездного города Сокаля правительственный комиссар, запечатал православную часовню и запретил о. Илечку принимать в своем доме крестьян под угрозою немедленной высылки». Как вы думаете, господа, когда и где происходили эти сцены, - во времена Гонты, Остряницы, Дорошенка?.. Нет, в 1911 г. под Рождество в Австрии... При таком отношении поляков к нашим братьям, Русским, можем ли мыслить хотя минуту о допущении поляков к равноправию?.. Можем ли мы хотя минуту думать, что это культурные люди, а не башибузуки... Кстати заметить, что во все воёны России с Турцией за освобождение славян от турецкого ига, польские легионы тоже всегда участвовали, но только всегда добровольно со стороны турок. Видимо, у поляков в крови особенное тяготение к башибузукам, ибо даже в последнюю войну Италии с Турции в Польше раздался клич о составлении легионов для помощи турками против итальянцев-католиков.
Можем ли мы говорить с этими людьми о братстве... Нет слов, за порабощение наших Русских братьев поляками в России виновны, преступно виновны, прежде всего, мы сами, Русские. Нет слова оправдания тем Русским, кои позволяли и помогали закрепощать полякам наших братьев Русских в России. Но пускай и поляки не забывают, что пока они будут давить Русских, как в пределах России, так и вне оных, - братства и равноправия между нами быть не может. Тогда только можно будет мыслить о равноправии, когда Белоруссия, Холмщина, Волыния, Подолия и другие подавленные поляками части освободятся от польского ига и станут Русскими. Тогда только можно будет мыслить о равноправии с поляками, когда и в Галиции и Угорщине поляки установят равноправие с Русскими. Ныне же можно только удивляться, как поляки ещё не отдают в Австрии в аренду Русских православных церквей жидам... Жиды-арендаторы найдутся... Да и паны поляки не далеки от того, чтобы вспомнить старину... Плохо же будет, когда рядом с этим воскреснут и гайдамаки... Во избежание польского засилья в Белоруссии мы немедленно должны ввести в Белорусский костел богослужение на Русском языке. Мы должны немедленно дать белорусским костелам Русских ксендзов. Мы должны немедленно устроить Русскую католическую семинарию, где бы могли образоваться Русские ксендзы. Тогда немедленно, в один миг падет влияние поляков в Белоруссии и Белоруссия воистину станет Россией и свергнет с себя польское да и жидовское иго. Поляки всеми способами старались и стараются выжить всех Русских из Польши... Польша для поляков. Благо. Не пора ли и Русским образумиться и попросить господь поляков - врачей, адвокатов и других свободных профессий отправиться в свою Польшу и там практиковать. У нас, славу Богу, достаточно и врачей, и адвокатов своих Русских. Да и нашим Русским пора образумиться и помнить, что Русские врачи и Русские адвокаты нам, Русским, немножко ближе, чем поляки, - и не лучше ли, в случае нужды, обращаться к нашим, а не к чужим. Что это бойкот? О нет, не бойкот, а только благоразумие и осмысленность. Поляки давно объявили нам бойкот, и мы молчали и терпели. Мы же должны не бойкотировать, а только взяться за ум. Г. г. же полякам нужно помнить, что Русские с ними ссориться не желают, но вместе с тем Русские перестают быть столь сентиментальными и уступчивыми, как были прежде, - и открытыми глазами смотрят на проекты и политику поляков по отношению к Русским. Ею же мерою мериши, тою же и возмерится. Я совершенно согласен с М. О. Меньшиковым 5, что мы сделали большую ошибку, присоединив к себе Польшу. «Воображая усилить себя, мы до крайности ослабили себя. Под видом «братского» славянского народа мы ввели под свою крышу закоренелого врага, врага тысячелетнего, который в течение давних веков угнетал западную Русь и который в этом угнетении привык видеть историческое свое призвание. Россия до раздела Польши развивала свою титаническую силу на одном начале: национальной чистоты своей, национального единства и свойственного единству единодушия… Старая Россия имела одно Русское племя, одного Бога, одну веру, один язык, одно Отечество, одну органически родную культуру, пафосом которой была страстная любовь к Родине… С крушением старой Русской аристократии мы начали тратить силы великого племени на безумную защиту чужих интересов, презирая собственные. Мы доверчиво ввели в родные стены заклятых врагов своих, не подозревая, что отныне вся их цель будет состоять во внутреннем предательстве, внутреннем и внешнем разрушении России. Аристократии польской, заслужившей свои титулы на многовековом причинении вреда России, мы сохранили эти титулы и слили её со своей аристократией. Вместе с польскою ненавистью мы ввели в организм свой и ту проказу, которою эта страна страдала – паразитное жидовское племя. Поистине самоубийственным для нас был захват Польши... » Русские должны твердо и настойчиво идти в отношении к полякам, пока не добьются своего, - а тогда уже можно будет говорить о братстве и сближении. Я глубоко убеждён, для всех нас было бы лучше произвести обмен Польши на Галицию и Угорщину. Быть может, поляки с Пруссаками и австрийцами сжились лучше. А быть может, они тогда вспомнили бы и о России – более человеколюбивой. В последние годы стали раздаваться чаще и чаще польские голоса в пользу примирения поляков и Русских. В большинстве эти голоса неискренние и скрывают за собой очень высокий куртаж. Вот один из них, более искренний. Для этого примирения требуется: «справедливое и разумное отношение Русских правящих сфер и Русского общества к польской народности и римско-католической религии – сохранение национально-племенной жизни, обезпечение национально-племенного существования. Поляки, получив законное удовлетворение потребностей своей народности и полную гражданскую равноправность с Русскими, вступят в новую жизнь народно-общественную и да понесут свой посильный труд, свой разум, своё знание и свой гражданский опыт на дело и благо своего политического центра… Поляки, сделавшись действительными настоящими гражданами, да пребудут навеки верными своим гражданским обязанностям. Поляки, ставши на основе гражданского равноправия настоящими и живыми членами государства и общества, да содействуют укреплению силы и единства Империи... »6 Очень мило. Но пусть поляки сначала докажут свои фактические заслуги в этом направлении, а тогда уже мечтают и о равноправии. Не такими показали себя поляки в 1905 г. в Холмском вопросе, земстве западных губерний и проч. Гораздо фальшивее говорит граф Корвин-Милевский 7. Презирая и обливая грязью литовский революционный народ, Корвин-Милевский требует для литовских дворян равноправия с Русскими дворянами. При этих условиях литовские дворяне станут грудью у престола Русского императора. Благо. Но престол Русского императора стоит очень-очень крепко на безпредельно преданном стомиллионном Русском народе с его дворянством во главе и на преданности большей части 50 миллионов поданных ему народов. И эта преданность зиждется не на искании равноправия. Русские дворяне владеют правами на основании моря крови, пролитой их предками в защиту и строение России. Русские дворяне пользуются правами и ныне, отдавая свою жизнь на служение защиты Царя, Веры Православной, матери России и её родного языка и культуры. А г. Корвин-Милевский требует равноправия литовскому дворянству с Русским с «сохранением веры католической, польского языка, особой польской культуры у литовских дворян»… Таким образом, литовские дворяне, предки которых изменили Вере Православной, России и Русскому языку, теперь требуют равноправия с Русским дворянством, оставляя за собою право быть польскими дворянами. Русские дворяне, имея великую честь быть детьми великой и славной родины России, за свои права несут и обязанности трудные и великие водворения национализма в народе, внедрение Русской веры, Русского языка, любви и преданности к России, её истории, её культуре и всему Русскому… И этот долг несётся дворянством с великим самопожертвованием повсюду и особенно на окраинах, - а литовские дворяне стремятся получить равноправие без всякого труда. Не нравится г. Корвин-Милевскому и современный Русский национализм, и он рекомендует «умному» и «сильному» правительству «держать его в ежовых рукавицах и иногда энергично подавлять во имя справедливости»… Как эти паны любят гнёт и ежовые рукавицы то во имя славы Божьей, то во имя справедливости… Ежовые рукавицы, право, не хороши, как в руках графов, так и в руках гайдамак… Поляки, как и все инородцы в России, иногда только могут рассчитывать на равноправие в России, когда они на деле докажут, что они прежде всего Русские, а потом поляки, армяне и проч.
Армяне. Русские с армянами имеют дело с тех пор, как Русских судьба занесла на Кавказ. В последние столетия армяне стали коммерсантами, и в этом отношении во многом напоминают жидов. С завоеванием Кавказа Русскими, армяне в большом числе, больше 600000 вступили в Русское подданство. Не легко жилось армянам и на Кавказе, и в Турции, и в Персии. Их безпощадно и грабили, и резали. С появлением на Кавказе Русских армяне вздохнули. В Русских они нашли защиту. В Русских они нашли опору. Нужно правду сказать, очень часто и армяне являлись верными сынами своей родины и помогали Русским в войнах не только за страх, но и за совесть. Имена Вани Ованесова и др. нигде не забудутся Русскими – и Русские всегда относились к армянам дружески и братски. Ещё недавно 40000 армянских семейств приняты были из Турции, когда там началась поголовная резня армян, в Россию, и отплатили они нам весьма подло. Сначала дело шло, как будто, и в пользу Русских. Составилась партия «Дашнакцютюн», которая в начале имела в виду борьбу с турками. Этим способом мы приобретали себе союзника против турок не только в России, но и в самой Турции. А мы знаем по-прежнему, что армяне могут быть хорошими разведчиками и шпионами, не хуже жидов, - да и в борьбе они бывали надежными союзниками. Бывали измены, бывали вероломства со стороны армян и раньше, но всё-таки эти отрицательные качества проявлялись слабее, чем у жидов. Но вот наступило XX столетие. Армяне стали ярыми националистами. Они стали искать своей Армении. Они вообразили, что уже нашли её. И в своём увлечении перенесли деятельность дашнакцютюна с Турции и на Россию. Начались убийства. Начались экспроприации. Пускай благодарят Бога, что Русские в это время не поступили так, как могли бы поступить. К сожалению, ни Русские, ни армяне не научились прошлым. Во время польского восстания, точнее, восстания шляхты, польские хлопы, быдло, восстали тоже, но восстали не за поляков, а против поляков, за Россию. Началось поголовное истребление польских панов простыми хлопами. И скоро польское восстание было усмирено, - и не Русскими войсками, а хлопами. Было бы оно усмирено основательно, ибо от панов осталось бы только одно воспоминание. Русские войска выступили против «взбунтовавшихся» хлопов в защиту польских бунтовщиков и повстанцев… Вы скажете, это глупо?.. Мало ли наши паны делали глупостей… Так и в восстание армянского дашнакцютюна на Кавказе стоило только пустить свободно живущих там татар, и от армян осталось бы одно воспоминание… Но на Кавказе жил армянский батько… Да и то правда. Между армянами было гораздо больше несчастных, чем бунтарей и разбойников. Сами своих армяне грабили так, что теперь трудно сказать, кто больше презирает дашнакцютюнцев – Русские и татары, или сами мирные армяне. Вскоре сами дашнакцютюнцы увидели, что дело их проиграно. В 1906 г. на съезде в Эчмиадзине они решили, что отказываются от идеи самостоятельной или автономной Армении в виду отсутствия для этого подходящей территории, вместе с тем они решили отобрать от церкви её имущество с тем, чтобы обратить его в общий народный фонд. Этим самым дашнакцютюнцы явно пошли по пути революции и окончательно восстановили против себя всё мирное торговое и сельскохозяйственное население. Добрые отношения нарушились. Зато появился на сцене террор. Разлад ещё больше усилился, когда были обнаружены подряд две довольно крупные растраты, произведённые распорядителями имуществ. Пришлось самим армянам просить Русские власти найти виновных и охранить от растраты имущество. Мало того, мирная масса армянского населения ныне открыто порвала с дашнакцутюном и решительно отвергла и осудила его выступления против Русских. Армяне стали успокаиваться. Возможность восстановления прежних отношений с Русскими предвидится. Но еще далеко до полного примирения и успокоения. Армяне слишком поставили себя сепаратно. Они образовали свои кружки врачей, адвокатов и строго требуют, чтобы армянская масса не смела пользоваться услугами инородных специалистов. Благо. Тем хуже для армян. Армяне далеко ещё отстоят от Русской культуры и Русского образования, и замкнутость в самих себе едва ли пойдёт им на пользу. Вместе с тем, пускай же они не пеняют и на Русских, что те не допускают их к равноправию. Прежде это было ещё возможно, - и теперь чем больше армяне будут замыкаться в самих себе, тем хуже для них. Напрасно они тоже стараются войти в сношение с Европой через головы Русских. Европа их не примет. А Россия не имеет нужды сама стремиться к сближению. Никто их религии не трогает. Никто их литературы не запрещает, если она не преступна против государства. Никто им дома не запрещает говорить по-армянски. Но пускай они помнят, что Армении нет, а есть Россия, и они дотоле не будут Русскими, пока не станут Русскими.
Грузины. Теперь очень часто можно слышать с великим форсом произнесенные слова: «Мы, грузины, люди вольные. Мы по своей воле присоединились к России, и так обращаться с нами, как с нами обращается Россия, более чем непростительно…» Две грубые наглости… Наглости, объясняемые частью нашим полным невежеством в области истории России вообще и в особенности в области истории присоединения Кавказа. Кто хотя мало-мальски знает историю присоединения Кавказа к России, тому известно, что уже полтысячи и более лет Грузия была несчастнейшая страна. Она буквально была разрываема и опустошаема безбожно. С одной стороны, её жгли и разоряли персы, с другой – также разоряли и увозили в плен, особенно женщин, турки, с третьей – лезгины и другие хищники совершенно опустошали её. Горе Грузии было так велико, что ещё при Федоре Иоанновиче царь Александр просился под подданство Москвы. Царь Михаил Феёдорович также имел новое предложение. Была посылаема и помощь Грузии. Но Грузия была так бедна и так слаба, что не в состоянии была даже содержать маленьких Русских отрядов. 8 Великий Пётр также был на Кавказе и воочию увидел, что Грузии от нас польза, а нам от Грузии, как от козла молока. Во время Турецкой войны при Екатерине II наши отряды имели дело с турками и на Кавказе, причём при заключении мира Екатерина вставила пункт: «торжественно и навсегда Блистательная порта отказывается требовать дань от Грузии отроковицами, а также и всякого другого рода подачки»... Ведутся настойчивые переговоры о принятии Грузии в подданство России и при императоре Павле. И только Александр I, после долгих колебаний и нежелания соглашается наконец на принятие Грузии в подданство России. «Не для России присоединяется сей народ к Империи, - говорит Императорский рескрипт, - но собственно для него, - не наших польз мы в нём ищем, но единственно его покоя и безопасности». И это была истина. И после этого говорить о добровольном присоединении. Но и этого мало. Присоединяясь в силу крайней, неизбежной, неустранимой необходимости, царь Георгий загибает такие условия присоединения, с которыми бы следовало его преспокойно попросить «пожаловать вон»… Вот эти условия: «1. Его Высочество, Царь Георгий грузинский, кахетинский и прочих, вельможи, духовенство и народ его желают единожды навсегда принять подданство Всероссийской Империи, обязуясь свято исполнять всё то, что исполняется российскими подданными. 2. Всепокорнейше просить, чтобы при вручении царства его был он оставлен, а по нём и наследники его на престоле с титулами царей, добровольно подвергши себя и царство своё подданству Всероссийской Империи, и иметь им, царям, главное в своём царстве правление по тем законам, кои от высочайшего двора должны быть имеют. От себя же им без особого повеления никаких законов не вводить. 3. Для настоящего и действительного сего узаконения и приверженности подданству царь просит к доказательству верности своей всемилостивейше определить ему жалование и содержание (Разумеется, из Русского казначейства? ) и пожаловать в России деревни (Это царю-то? Русские деревни, видимо, лучше грузинского царства… Разве это не опереточный царь?!.. )… Доходы же царства грузинского царя как подданный представляет в полную власть государя Императора обратить, как благоугодно, на содержание войск и на другие тамошние надобности, как то: к обращению тамошних земледельцев в вящую любовь и приверженность своему Государю Императору всемилостивейше дать, насколько лет благоугодно будет, льготу в податях (значит, грузин избавить от податей, а жалованье царю, содержание войска и государственные расходы возложить на Русских… Хорош гешефт! ). 4. По принятии во всероссийское подданство царя и царства его на первое время необходимо нужно в тех местах иметь до 8000 человек войска, коими занять все те места, где за благо принято будет главноначальниками тех войск к защищению от соседних бродяг (хорошо царство, что само себя не может оградить от соседних бродяг); также нужна принадлежащая к оным артиллерия и с прочим орудием»… и т. д. и т. д. Словом, выходило так, что как будто не Грузия ничтожество, ищущее защиты у России, а наоборот… И, тем не менее, Россия, наивная и добродушная, как всегда, приняла эту терзаемую Грузию и защитила её. Мы знаем добровольное присоединение Иеретии, Мингрелии и Гурии… нашими войсками. Впрочем, Гурия была присоединена без кровопролития, но только не добровольно и с огромным пролитием Русской крови за спасение грузин. Вот письмо главнокомандующего Русскою армией князя Цицианова владетелю Гурии князю Мамии Гуриели: «Так как царство Имеретинское имело счастье вступить в подданство Всемилостивейшего Государя Императора, то и провинция Гурия, без всякого сомнения, долженствует, по всегдашней зависимости от Имеретии, считая и ныне в равной от неё зависимости, быть также в подданстве всероссийской державы, с каковым вступлением поздравляю Вашу светлость, яко верноподданного России»... Коротко и ясно. И вот, после всего того, что Россия потеряла десятки тысяч своих сынов в Грузии, Имеретии и проч., пролила море крови своих детей, затратила миллионы денег за благоденствие всех этих разного рода грузин, мы, в конце концов, получили в нашу Государственную Думу разных Гегечкори, Чхеидзе и проч., кои накидываются на имя и честь России, как злейшие ее враги... Не стоит ли после этого пожалеть, что Россия напрасно защищала всех этих злодеев… Не лучше ли было бы, чтобы их тогда же поголовно вырезали лезгины, турки и персы, а жен и девиц их продали на базарах Стамбула в гаремы… Нам говорят, все эти Гегечкори, Чхеидзе и проч. выбраны под угрозою браунинга… Да что же их выбирали дети или мужи… О равных правах они могут говорить тогда, когда заслужат их… Финляндцы требуют себе не равных прав с Россией, а несравненно больших. Они требуют полного равноправия, и даже господства, без обязанностей. И то благо. До смутного времени и царствования Михаила Фёдоровича почти вся Финляндия принадлежала России, особенно вся прибрежная часть её. Царю Михаилу Фёдоровичу пришлось залечивать раны и язвы лихолетья. Был нужен мир. Дорогою ценою доставался ей этот мир. Мир со Швецией обошёлся лишением Финляндии и всего побережья с Невою, Копорьем и проч. Великому Петру удалось оторвать у Швеции многое. Нарва, Копорье, вся Нева и Выборг отошли к России. В царствование Александра I как компенсация военных подвигов досталась нынешняя Финляндия в собственность и державное обладание Российской Империи. Так как Финляндия досталась России в собственность и державное обладание, то и та часть Финляндии, которую раньше войною же Пётр I приобрёл в собственность и державное обладание, в силу одинаковости культуры и национальных свойств этих частей была объединена с приобретенною в 1808 г. Но обе эти части были одинаково собственностью России при сохранении их национальных областных свойств. В дальнейшем финляндцы, точнее, финляндские шведы сумели примазаться ко Двору и путём фальшивых докладов успели добыть себе такую массу льгот, что в последнее время осмелились возмечтать о полной независимости и державной самостоятельности Финляндии. И такую претензию обнаружили не только те финны, кои были завоеваны Александром I, но и те, кои были завоёваны Петром I. Когда в силу политических и стратегических соображений правительство решило выделить из Выборгской губернии две волости к Петербургской губернии, то финны подняли гвалт, как будто Россия осмелилась покуситься на их фанфаронные державные права. Пущены были бутафорские громы, и Россия посажена была на мировую скамью подсудимых. Между тем, Финляндия, не неся тягот и потерь военной службы, не платя общегосударственных налогов, живя в полном покое под покровом России, обладая такими льготами, какие никогда и не снились коренным Русским гражданам, пришла в завидное материальное благосостояние. И при всём том она дерзко, нагло и нахально отказывается от участия в несении общегосударственных налогов. Финляндия забывается. Она не хочет себе представить, что Россия, после долголетнего лишения решится ввести в Финляндию 5-6 корпусов с надлежащими орудиями и пулеметами и превратить Финляндию в обычную Русскую провинцию, лишив её тех льгот и преимуществ, кои она успела подложными способами себе добыть. И это может быть гораздо легче, чем она думает. Финляндия должна знать, что она такая же часть Российской Империи, как и все остальные её части, и войти в те рамки, в кои её устанавливали самые прогрессивные современники Императора Александра I. Вот что говорит по поводу Финляндии П. И. Пестель 9: «Финляндия, Эстляндия, Лифляндия… И разные другие племена, внутри государства обитающие, никогда не пользовались и никогда пользоваться не могут самостоятельною независимостью… Россия есть государство единое и нераздельное, а потому всякая мысль о федеративном для него устройстве отвергается совершенно, яко пагубнейший вред и величайшее зло». Многие утверждают, что финляндцы – высококультурная нация, и потому имеет право на автономию. Совершенно неправильно и неверно. Финляндия не имеет своей истории. Её литература почти отсутствует. Её наука и художество стоят на низком уровне. И только благосостояние народной массы неизмеримо выше такового же благосостояния Русской народной массы. И это весьма естественно. Сто лет финляндцы не отбывают воинской службы. Её более крепкая и мощная молодежь не гибнет на войне, а наша гибнет. И, тем не менее, финский народ гораздо уродливее и плоше, чем Русский. Финляндия не несёт государственных налогов, и её масса богаче, чем Русская. И, тем не менее, финляндцы тупее Русских, глупее их, узки и пьяницы. Пьяницы финляндцы, несмотря на то, что алкоголь в Финляндии запрещён. Они пьют эфир и контрабандный ром. Карты распространены повсюду, и картёжная игра доходит до азарта в народе. Ножовщина неизмеримо чаще, чем в России. В школах наказания гораздо чаще и грубее. Обхождение с бедными и неимущими доходят до публичной продажи… это высокая культура? … Во имя государственной и общечеловеческой справедливости финляндцы в России должны быть приведены под один знаменатель со всеми подданными: в Финляндии все Русские подданные должны пользоваться равными правами, в Финляндии должен быть введён государственный Русский язык в школы, суды и все государственные учреждения, в Финляндии должна быть Русская государственная монета, в Финляндии должна быть одна с Россией таможня, в Финляндии должны быть одни с Россией суды, в Финляндии должны быть одни и те же налоги, что в России. И когда все сие совершится, тогда только финляндцы получат равные права с Русскими в России, - до тех же пор им должны быть поставлены всевозможные препоны и ограничения. Никто не тронет их родного языка, их веры, их нравов и обычаев, их культуры, если они будут считать её для себя достаточной».
Вообще о мелких соподчиненных нациях нужно сказать то, что сказал Д. И. Менделеев: «Если исторически ослабевшие народности, подобные армянам, могут рассчитывать на будущее развитие, то только при одном условии, чтобы они не только мирно уживались со своими ближайшими соседями, но и твёрдо держались тех Русских начал, которые дают им защиту от рядом живущих с ними их давних врагов, сломивших их когда-то временно существовавшую независимость». Что касается мелких инородцев, не имеющих ни своей литературы, ни своей даже письменности, ни азбуки, ни истории, ни культуры, то они не имеют права на отдельное существование и должны слиться с Русскою национальностью и быть поглощены державною господствующею народностью Русскою, пользуясь, разумеется, всеми её правами. Здесь же уместно будет сказать о переселении в Россию: вновь селиться на Кавказе могут исключительно одни Русские, и никаким другим народностям абсолютно не должно быть места для поселения. Всяк, кто добровольно переселился в Россию с целью пользоваться её благами, кто бы он ни был, должен оставить свою прежнюю национальность за границею России, в России же он должен стать Русским, - в противном случае ему нет места в России. Об этом должны подумать наши немцы колонисты... Позволю себе сказать здесь слово об отношении подвластных России народов к другим таким же. В настоящее время мы видим непозволительное и недопустимое явление. Одни второстепенные народности позволяют себе влиять и ассимилировать другие, более слабые, народности. Так, поляки давят Русских, литвинов, белоруссов и проч. и стремятся их ополячить. Финны офинивают корел, лопарей и проч. Армяне стремятся то же сделать на Кавказе... Такое явление абсолютно недопустимо. Только одна державная нация имеет право на поглощение соподчиненных ей некультурных и национально слабых народностей. Вина администрации Русской, что она до сих пор позволяла такие деяния. Русские не должны стесняться никакими жертвами, затратами, лицами и средствами в деле ассимиляции мелких народностей. Дальнейшее позволение офинивать корел, лопарей и проч. финнами должно в буду
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|