Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предоставление внутренних кредитов с вычитанием погашения (код 4110)

Предоставление внутренних кредитов (код 4110).

– код 4111 — кредиты и бюджетные ссуды органам государственного управления других уровней, включая государственные внебюджетные средства;

– код 4112 — кредиты нефинансовым предприятиям;

– код 4113 — кредиты финансовым учреждениям;

– код 4114 — прочие внутренние кредиты.

Возврат внутренних кредитов (код 4120)

Отображается со знаком «–» относительно статьи 4110. Включает:

– код 4121 — кредиты и бюджетные ссуды, повернутые органам государственного управления других уровней, включая внебюджетные фонды;

– код 4122 — кредиты, возвращенные нефинансовыми предприятиями (учреждениями);

– код 4123 — кредиты, возвращенные финансовыми учреждениями;

– код 4124 — возврат прочих кредитов, предоставленных резидентам.

Предоставление внешних кредитов с вычитанием погашения (код 4200).

Предоставление внешних кредитов (код 4210). Возврат внешних кредитов (код 4220).

НАЛОГИ

– код 7100 — налоги и обязательные платежи (кроме налога на прибыль и на добавленную стоимость);

– код 7200 — налог на прибыль;

– код 7300 — налог на добавленную стоимость.

Экономическая классификация расходов бюджета служит основой учета расходов бюджетных учреждений, поскольку все проведенные расходы учитываются в разрезе ее статей. Кроме того, отчетность бюджетных учреждений, построенная по принципу группировки расходов как раз по статьями экономической классификации расходов бюджета. В дальнейших разделах мы еще не раз будем обращаться к этому вопросу.

4. Как уже отмечалось, для учетного процесса бюджетных организаций характерно понятие расходов (не путать с затратами), которые определяются как суммы средств, израсходованных бюджетными учреждениями в процессе хозяйственной деятельности в пределах сумм, установленных сметой, — главным плановым и финансовым документом, определяющим объем, целевое назначение и поквартальное распределение средств. При учете выполнения сметы расходы разделяются на два подобъекта, а именно: кассовые и фактические расходы.

Кассовыми расходами считаются все суммы, проведенные органом Госказначейства Украины или учреждением банка с регистрационного или текущего счета учреждения как путем безналичной оплаты счетов, так и денежной наличностью. В качестве примера кассовых расходов можно привести такие операции: получение денежной наличности в кассу на выплату заработной платы, средств на командировку, для приобретения материальных ценностей через подотчетные лица; перечисленные средства поставщикам и т. п.

Фактические расходы, в отличие от кассовых, это соответствующей действительности расходы учреждений для выполнения сметы, которая подтвержденные соответствующими первичными документами. Фактические расходы возникают в результате следующих операций: начисленная заработная плата работникам; затраты на продукты питания; утверждения авансового отчета по расходам на командировку и т.п.

Такое распределение расходов как объектов учета определяется необходимостью контроля со стороны государства по использованию средств, при этом учет кассовых расходов обеспечивает информацией о кассовом выполнении сметы и остатки неиспользованных ассигнований на каждую конкретную дату, а учет фактических расходов дает возможность контролировать как ход фактического выполнения сметы расходов учреждений в общем, так и соблюдение установленных норм по отдельными статьями и структурными подразделениям. Учет затрат как кассовых, так и фактических, производится по статьям экономической классификации расходов бюджета (п. 2.3).

Кассовые и фактические расходы на практике зачастую не совпадают по времени, поскольку в их основу возложены различные принципы записи бухгалтерских операций: кассовый метод (когда запись доходов и расходов осуществляется в момент получения средств независимо от периода, к которого они относятся) и метод начислений (по которому что запись бюджетных операций происходит в момент их выполнения). Например, фактические расходы по статьям с кодовыми номерами 1110, 1120, 1300 во временном измерении опережают кассовые, то есть начисление заработной платы, стипендии, а также взносов на социальное страхование происходит ранее, чем осуществляются платежи и получаются деньги в кассу на указанные выплаты. По другим статьям, наоборот, кассовые расходы опережают, как правило, фактические. Если кассовые и фактические расходы совпадают по времени, они называются прямыми расходами.

Учет кассовых расходов учреждений ведется на синтетических счетах 09 «Регистрационный / текущий счет по госбюджету» и 10 «Текущие счета по республиканским и местным бюджетам» в разрезе соответствующих субсчетов. Характеристика указанных счетов была представлена в предыдущем пункте, а потому следует лишь отметить, что сумма кассовых расходов фиксируется по кредиту этих счетов в разрезе статей экономической классификации расходов бюджета.

Фактические расходы учитываются на счете первого порядка 20 «Расходы по бюджету», который делится на такие счета второго порядка:

200 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и на другие мероприятия»;

202 «Расходы за счет других бюджетов»;

203 «Расходы по бюджету на капитальные вложения»;

а также на счете 21 «Прочие расходы» в разрезе его субсчетов:

210 «Расходы к распределению»;

211 «Расходы по специальным средствам»;

212 «Расходы по специальным средствам на капитальные вложения и приобретение оборудования»;

213 «Расходы по другим средствам»;

217 «Расходы за счет средств от производственной деятельности».

Оба счета являются активными, то есть по дебету фиксируются суммы фактических расходов, осуществленных в течение года, по кредиту в конце года происходит списание сумм фактических расходов за счет финансирования. При этом счет 20 корреспондирует со счетом 23 или 14 (в зависимости от степени распорядителя средств и способа финансирования), а счет 21 — со счетом 40 «Доходы». Отметим, что в соответствии с письмом главного управления госказначейства Украины от 27 июня 1997 г. по № 07-04/123-2193 субсчет 200 также может корреспондировать со счетом 400, если в течение года выплаты заработной платы осуществлялись частично за счет внебюджетных средств.

Аналитический учет фактических расходов (относительно счета 20 «Расходы по бюджету») в учреждениях, которые осуществляют учет выполнения сметы самостоятельно, ведется к каждому субсчету в книге расходов ф. № 294 по разделам, параграфами и статьями бюджетной классификации. 2). В централизованных бухгалтериях аналитический учет фактических расходов бюджетных учреждений ведется в книге учета фактических расходов ф. № 309, в которой по каждому счету расходов открываются отдельные счета по разделам, главами и параграфами статей расходов бюджетной классификации.

Аналитический учет расходов по счетом 21 ведется в многографных карточках ф. 283 (субсчет 210) или в книге учета специальных средств ф. 297-б по видам специальных средств (субсчеты 211, 212).

5. Любое учреждение, предприятие или организация в активе имеет денежные средства, их состояние постоянно изменяется, при этом движение может происходить как в безналичной форме, так и в виде денежной наличности. Операции, по которым средства перемещаются в форме денежной наличности, называются кассовыми.

Учет кассовых операций осуществляется соответственно Порядку ведения кассовых сделок в национальной валюте, утвержденного постановлением Национального банка Украины от 4 ноября 1997 г. Этот порядок является единым для всех юридических лиц (кроме банков и предприятий связи), независимо от форм собственности и рода деятельности. Согласно указанному документу организации и учреждения должны хранить денежные средства в учреждениях банка. Денежная наличность получается в пределах имеющихся средств без дополнительных объяснительных документов и расчетов. Цель получения средств отображается соответствующим образом в денежном чеке. Если объектом выдачи денежной наличности банковскими учреждениями является организации Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Государственного комитета по делам охраны государственной границы Украины, Управление государственной охраны и других министерств и ведомств, имеющих в своем распоряжении военные части, цель получения денежной наличности может быть не расшифрована.

Наличные средства, полученные учреждением или предприятием, должны храниться в специально оборудованном и изолированном помещении, предназначенном для принятия, выдачи и временного хранения средств — кассе. Ответственность за оснащение кассы, доставку и хранение средств несут руководители предприятий и учреждений. Должностное лицо, которое осуществляет операции по первичному учету, принятию, выдаче и хранению денежных средств, называется кассиром. Назначение на должность кассира происходит по приказу руководителя учреждения. После ознакомления кассира с соответствующими нормативными документами, которые регулируют порядок ведения кассовых сделок, с кассиром подписывается соглашение о полной материальной ответственности.

Кассир должен неуклонно придерживаться кассовой дисциплины, а именно: денежная наличность должна храниться в несгораемых шкафах (в отдельных случаях допускается хранение средств в обычных металлических шкафах); по окончании работы шкафы должны быть опечатаны; ключи от шкафов хранятся у кассира (дубликаты — в руководителя учреждения); хранить в кассе наличность и ценности, которые не относятся учреждению или предприятию, запрещено. Перед открытием кассы и металлических шкафов кассир должен освидетельствовать замки, двери, окна, проверить сигнализацию. В случае любых повреждений кассир сразу предупреждает об этом факте руководство учреждения для принятия соответствующих мер.

Рух денежных средств осуществляется соответственно пункту 2 «Порядок приема и выдачи денежной наличности и оформления кассовых документов» на основании соответствующим образом оформленных прибыльных, расходных кассовых ордеров и платежных (расчетно-платежных) ведомостей.

Выдача денежной наличности из кассы происходит по расходным ордерам и платежным ведомостям. Оплата труда, выдача стипендий и т. п. осуществляется на основе расчетно-платежных ведомостей, по каждой с которых составляется расчетный кассовый ордер. В централизованных бухгалтериях, которые обслуживают бюджетные учреждения, на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный ордер, номер которого фиксируется в каждой расчетно-платежной ведомости. Выдача средств отдельному лицу по расчетным документам происходит при условии предъявления документа, подтверждающего личность получателя средств. Кассир в расходном ордере фиксирует соответствующие данные, а именно: что это за документ, кем и когда был выданы, номер. Когда расходный документ составляется на группу лиц, получатели должны, как и в предыдущем случае, предъявить соответствующие документы кассиру и поставить свою подпись в определенной графе платежных документов. Выдача средств лицу, не являющемуся штатным работником учреждения или предприятия, происходит по расчетным ордерам, выписываемым на каждое отдельное лицо, или ведомостью.

Поступление средств оформляется приходным кассовым ордером, состоящим из двух частей: самого ордера, остающегося в бухгалтерии учреждения, и квитанции, которая после внесения необходимых записей выдается на руки получателю денег. Прием и выдача средств осуществляются в день составления кассовых ордеров.

Приходные и расходные кассовые ордера составляются и регистрируются в соответствующем журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров бухгалтером, после чего передаются кассиру. Расходные ордера, составленные на основе платежных (расчетно-платежных) ведомостей на выдачу заработной платы, регистрируются после ее выдачи. Выдача указанных документов на руки лицам, которые получают или вносят средства, запрещенная. Во время получения ордеров кассир должен проверить наличие и достоверность подписей главного бухгалтера, руководителя учреждения; правильность оформления документов; наличие указанных в документах приложений. Если даже один с перечисленных пунктов не соблюден, кассир возвращает документы составителю на переоформление.

По соответствующим образом оформленным документам кассир выдает или получает наличные средства, которые подтверждается его подписью на соответствующем документе. Приложения к кассовым ордерам и другим расходным документам погашаются штампом или надписью «Погашено». На основании указанных документов после получения или выдачи средств кассир осуществляет записи в кассовую книгу — реестр аналитического учета кассовых операций. Кассовая книга ведется в каждой организации, на каждом предприятии, имеющем кассу. Оформленная соответствующим образом книга (листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью, их количество подтверждено подписью главного бухгалтера и руководителя учреждения) предоставляется в распоряжение кассира. Принцип построения кассовой книги дает возможность без лишнего дублирования воссоздавать записи в ней в двух экземплярах с помощью копировальной бумаги. Записи делаются кассиром шариковой ручкой или чернилами темного цвета. Подчистки и немотивированные исправления запрещены. Если исправление все же сделано, оно заверяется подписью кассира и главного бухгалтера (или заместителя). Функция контроля по правильности ведения кассовой книги возложена на главного бухгалтера.

Кассовая книга может вестись с помощью технических средств в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». При этом параллельно формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе машинограммы должны быть идентичными, их реквизиты имеют полностью соответствовать реквизитам, предусмотренным кассовой книгой. Данные машинограммы составляются к началу следующего рабочего дня. В машинограмме «Вкладной лист кассовой книги» в конце месяца последней строкой автоматически печатается количество листов кассовой книги по месяц, по окончанию года — общее количество листов за год.

В конце каждого рабочего дня кассир подбивает итоги за день и выводит остаток денежной наличности в кассе, что подтверждается отчетом кассира (второй отрывной лист кассовой книги). Остаток должен соответствовать условиям лимита кассы — пределу денежных средств, которые могут находиться в кассе на конец рабочего дня. Лимит кассы предприятий и организаций определяется учреждениями банка ежегодно в течение первого квартала. Пересмотр лимита кассы возможен при условиях предоставления в учреждение банка обоснованной заявки-расчета. (Общий порядок установления лимита кассы определяется Инструкцией № 4 Национального банка Украины «Об организации работы с наличным оборотом учреждениями банков Украины», утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины 20 июня 1995 г. по № 149). Вся денежная наличность свыше лимита должна быть сдана в соответствующее учреждение банка. Сверхлимитная денежная наличность может храниться в кассе, если она получена с целью выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, компенсаций, помощи, средств по командировкам, только три рабочих дня. По окончании этого срока неиспользованные по назначению средства возвращаются в учреждение банка.

Средства, выданные из кассы учреждения подотчетному лицу, должны быть израсходованы по назначению, а факт использования — зафиксирован в соответствующих первичных документах. Отчет об использовании средств подотчетное лицо подает в письменной форме не позднее чем через 3 дня по возвращении из командировки (если средства были выданы на командировку) или через 10 дней с момента их получения (если это суммы, выданные под отчет). Отчет кассира, как при ручном способе его получения, так и при механизированном, вместе с приходными кассовыми ордерами и расходными документами передается в бухгалтерию под расписку в кассовой книге. Кассовые документы, после обработки бухгалтерией отчета кассира, комплектуются в хронологическом порядке, нумеруются и переплетаются в отдельные папки. В таком виде они хранятся 36 месяцев материально-ответственным лицом, в обязанности которого входит хранение документов учреждения, соответственно установленному порядку. Регулярно — не меньше чем раз в квартал — проводится внезапная проверка кассы.

Учет кассовых операций осуществляется на счете 12 «Касса». Счет активный, то есть по дебету отображаются суммы денежных средств, полученных в кассу учреждения, по кредиту — выданные денежные средства. Каждый день в бухгалтерии на основании отчетов кассира делается запись в м/о №1 (при м/о форме учета) или в ж/о №1 (при ж/о форме учета).

6. В последнее время вследствие изменений, которые произошли в экономике Украины, значительно расширилась сфера деятельности субъектов хозяйствования. Соответственно, расширился и структурно дополнился отечественный экономический категориальный аппарат. В частности, такие понятия, как нематериальные активы, ценные бумаги, гудвилл, появились в активном лексиконе отечественных экономистов недавно. Это касается и валютных операций, которые на сегодняшний день имеют право осуществлять в Украине (относительно юридических лиц) как предприятия, так и бюджетные учреждения. Поскольку характеристика любого экономического явления или объекта определяет дальнейшую его учетную формализацию, определим, что мы понимаем под валютными сделками. Валютные сделки характеризуются как операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, использованием как средства платежа иностранной валюты. В состав валютных операций относят:

1) поступление валюты;

2) расходование валюты;

3) расчет курсовых разниц;

Поступление валюты (относительно бюджетных учреждений) может быть осуществлено в виде целевого финансирования бюджета на укрепление материально-технической базы учреждения; оплаты нерезидентами предоставленных услуг, выполненных работ соответственно международным программам сотрудничества; оплаты лицензий на внедрение изобретений новейших технологий; оплаты услуг учебно-педагогического, лечебного, диагностического характера; гуманитарной помощи. Операции по расходованию средств включают: расчеты с нерезидентами по импорту товаров, услуг, работ; оплату услуг банков нерезидентов; расчеты по служебным заграничным командировкам. Расчет курсовых разниц происходит при изменении курса Национального банка Украины переоценки активов, пассивов баланса на отчетную дату при закрытии валютных счетов.

Порядок учета валютных сделок для бюджетных учреждений определен общим нормативным документом — Положением по бухгалтерскому учету операций в иностранной валюте, утвержденным постановлением Министерства финансов Украины от 5 декабря 1997 г. № 268, и методическими указаниями с бухгалтерского учета операций в иностранной валюте предприятиями, учреждениями, организациями, которые удерживаются за счет бюджетных средств. Для выполнения указанных операций в соответствующих учреждениях банков, которые имеют право на проведение операций в иностранной валюте, открываются валютные счета — собственно валютный счет и транзитный счет, на который поступают валютные средства от других бюджетов.

В системе бухгалтерского учета вышеназванные операции отображаются с помощью ряда субсчетов:

116 «Валютный счет»;

117 «Транзитный счет»;

121 «Касса в иностранной валюте».

Субсчет 116 — активный счет. По дебету фиксируется поступление валютных средств и суммы начисленной курсовой разницы

при изменении курса в сторону увеличения, по кредиту — расходования валютных средств и суммы начисленной курсовой разницы при условиях уменьшения курса валюты.

Субсчет 117 предназначен для транзита средств, полученных от других бюджетов. Относительно баланса он, как и субсчет 116, активный, то есть по дебету записываются суммы полученного от других бюджетов финансирования, а по кредиту — перечисленные суммы на валютный счет.

Характеристика субсчета 121 относительно экономического назначения, аналогична субсчету 120. Порядок отображения информации на счетах 116, 117, 120 аналогичен отображению операций в отечественной денежной единице на счетах 09, 10 и субсчета 120 соответственно.

Отметим, что в первичных документах относительно учета операций в иностранной валюте указывается валютная денежная единица, а обобщение информации в учетных реестрах происходит в двух направлениях: в иностранной валюте и в национальной денежной единице. Относительно кассовых сделок — в бухгалтерии открывают отдельную кассовую книгу, в которой ведется учет по каждому виду валюты и синхронно по курсу Национального банка Украины.

При мемориально-ордерной форме учета для движения валютных средств используются м/о № 1, 2; при журнально-ордерной форме учета — в ж/о № 1, 2, 3.

7. Кроме наличных средств, в кассе учреждения могут находиться другие денежные средства, к которым относятся: аккредитивы, средства в денежных чеках и денежные документы. Аккредитивом называется денежное обязательство банка, которое выставляется на основании поручение его клиента в пользу клиента иногороднего банка. Суть аккредитивной формы расчета состоит в том, что плательщик поручает своему банку провести платеж по месту нахождение поставщика. Открытию аккредитива предшествует предоставление в учреждение банка заявления на открытие аккредитива. Указанная форма расчетов, как правило, применяется с целью гарантирования платежей поставщику, а поэтому предварительно, отдельной статьей, выделяется в договоре. Занимает незначительное место в безналичном платежном обороте.

Под средствами в денежных чеках в данном случае понимают лимитированные чековые книжки — документ, предназначенный для депонирования средств относительно безналичных расчетов по товары и услуги (подробнее о данных формах расчетов см. тему 4, пункт 1).

К денежным документам относятся извещения на денежные переводы, талоны на питание, бланки трудовых книжек, дипломы, аттестаты, путевки в санатории, дома отдыха, авиабилеты, почтовые марки, марки государственной таможенной пошлины, талоны на бензин, горючее и т.п.

Учет вышеупомянутых денежных средств осуществляется на синтетическом счете 13 «Прочие денежные средства» (А), который соответственно приведенной классификации имеет ряд субсчетов:

130 «Аккредитивы»;

131 «Лимитированные чековые книжки»;

132 «Денежные документы»;

134 «Векселя получены».

На субсчете 130 учитываются суммы средств по аккредитивами: на сумму выставленного аккредитиву субсчет дебетуется (кредитуются соответствующие бюджетные или текущие счета), на суммы использованных аккредитивов — кредитуется (дебетуются субсчеты, на которых учитываются материальные ценности). Неиспользованные аккредитивы зачисляются на соответствующие бюджетные и текущие счета. Аналитический учет по субсчету 130 ведется в разрезе каждого аккредитива на карточках ф. 292-а.

Для учета сумм денежных средств на лимитированных чековых книжках предназначенный субсчет 131. По дебету указанного субсчета фиксируются депонированные суммы на лимитированных чековых книжках, которые выступают кассовыми расходами учреждения по соответствующей статье экономической классификации расходов; по кредиту — суммы израсходованных средств. Неиспользованные средства с лимитированной чековой книжки зачисляются на бюджетные или текущие счета. Факт проведения указанной операции классифицируется в учете как возобновление кассовых расходов учреждения. Аналитический учет операций движения средств по лимитированной чековой книжке осуществляется в накопительной ведомости ф. 323 (мемориальный ордер № 4). Записи осуществляются по каждому платежному документу в меру осуществления операции, не позднее следующего дня после поступления документа в бухгалтерию. По окончанию месяца в ведомости определяются итоги, и выводится остаток лимита по лимитированным чековым книжкам.

Субсчет 132 предназначен для учета денежных документов. Поскольку указанный субсчет активный, в дебете отображается информация относительно приобретения и получения денежных документов, в кредите их использования и выдача. Прием и выдача денежных документов оформляется кассовыми ордерами, на которых относится штамп «фондовый». Аналитический учет денежных документов, кроме бланков трудовых книжек и вкладышей к ним, ведется по их видам на карточках ф. 292-а. Учет бланков трудовых книжек осуществляется в книге ф. 449.

Для учета векселей — письменного долгового обязательства установленной формы, дающего право его собственнику через определенный срок требовать соответствующую сумму у должника, — предназначен субсчет 134. Относительно баланса указанный субсчет активный, то есть по дебету фиксируются операции по получению векселей, по кредиту — погашения кредиторской задолженности. Субсчет 134 корреспондирует с субсчетами 178 и 249.


ТЕМА 3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ И СТИПЕНДИЯМ

План семинарских занятий

1. Труд и заработная плата в бюджетных организациях.

2. Оперативный учет личного состава работников.

3. Учет использования рабочего времени и выработки.

4. Формы и виды оплаты в бюджетных организациях.

5. Удержания с заработной платы работников.

6. Техника начисления заработной платы и составление расчетно-платежных документов.

7. Учет расчетов с рабочими и служащими по заработной плате.

8. Учет расчетов с внебюджетными социальными фондами.

9. Учет расчетов со стипендиатами и аспирантами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Под трудом мы понимаем процесс сознательной целесообразной деятельности людей, в которой они видоизменяют внешнюю природу или человека, опосредствуют, регулируют и контролируют обмен веществ между собою и вместе с тем меняют собственную природу.

В нематериальном производстве, как и в материальной сфере, можно выделить предмет труда, орудие труда, сам труд и его результат. Разумеется, такое выделение является условным, однако единство материального и духовно-морального производства позволяет сделать это. Процесс прикладывания труда в этой сфере имеет определенные особенности.

Да, как отмечалось, услуги предоставляются не как вещь, а как деятельность. Отметим, что этот труд преимущественно умственный, хотя включает затраты физического труда.

Еще одна отличительная черта деятельности бюджетных учреждений — преобладание живого труда в составе совокупных затрат: на сегодняшний день расходы на заработную плату составляют от 60 до 85 процентов.

И последнее отличие — высокий уровень квалификации работающих в бюджетной сфере. Речь идет не просто о соотношении численности работников различных квалификационных групп, а о качественной структуре кадров. В таких областях, как образование, здравоохранение, искусство, специалистов самой высокой квалификации около 50% общей численности работников.

Как общая экономическая категория заработная плата — денежное выражение стоимости и цены рабочей силы. Более прикладная формулировка изложена в ст. 1 Закона Украины «Об оплате труда»: Заработная плата — это вознаграждение, вычисленная, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает рабочему за выполненную им работу. В бюджетных учреждениях финансирования выплат по заработной плате осуществляется по отдельной статье (код 1110), которая, соответственно Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 1998 год», является защищенной. Это означает, что выплаты по заработной плате осуществляются в первую очередь. Источником выплаты заработной платы могут быть как бюджетные, так и внебюджетные средства.

Учет труда и расчетов по заработной плате является одним из наиболее существенных направлений учетного процесса бюджетных организаций. К его задачам стоит отнести:

– контроль соблюдения штатной дисциплины и рационального использования рабочего времени;

– правильное исчисление затрат рабочего времени и учет труда;

– исчисление заработной платы и удержаний из нее;

– осуществление своевременных и достоверных расчетов по заработной плате;

– контроль использования фонда заработной платы;

2. Личный состав работающих определяется структурой штатных работников бюджетного учреждения. По функциональному назначению персонал такого учреждения разделяется на три группы:

– персонал основной деятельности;

– административно-управленческий;

– вспомогательный обслуживающий.

К персоналу основной деятельности относятся работники, на которых возложено выполнение главных функций в общей системе распределения труда соответствующего бюджетного учреждения. Задача административно-управленческого персонала состоит в обеспечении руководства и рационального функционирования учреждения. Вспомогательный обслуживающий персонал выполняет функцию обслуживания работников двух предыдущих категорий и оказывает содействие, таким образом, лучшему выполнению функций, закрепленных по указанным учреждениям или организацией.

В бюджетных организациях численность работающих определяется штатным расписанием. Общее количество работающих данного учреждения, перечисленное в списках на получение заработной платы, называется ее списочной численностью.

Оперативный учету личного состава возложен на отдел кадров, который оформляет прием, переведение и увольнение работающих на основе различного рода документов, а именно: заявления работника, приказов о приеме на работу (ф. № п-1), о предоставлении отпуска (ф. № п-6), прекращение трудового договора (ф. № п-8). При приеме на работу работник к отделу кадров подает оформленную соответствующим образом трудовую книжку, паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, справку о присвоении идентификационного кода, заявление на имя руководителя, документ об образовании (при необходимости), справку о состоянии здоровья (при необходимости). Если лицо не работало до этого времени и не имеет трудовой книжки, отдел кадров выдает ему трудовую книжку.

Принимая работника на работу с соответствующей записью в его трудовой книжке, администрация бюджетного учреждения вступает, таким образом, с ним в трудовые отношения, которые определены Законом Украины «О труде». Основным документом, регулирующим эти отношения, выступает трудовой договор или контракт. Трудовой договор (относительно бюджетного учреждения) — это соглашение между работником и администрацией бюджетного учреждения. Контракт является разновидностью трудового договора, он заключается на определенный срок и применяется относительно работников, которые трудоустраиваются на определенный срок или на время выполнения определенной работы. После заключения договора или контракта в отделе кадров заводится личный листок, в котором фиксируются анкетные и прочие сведения о трудовой деятельности принятого на работу. Ему также присваивается табельный номер, который в дальнейшем вносится во все документы по учету труда и заработной платы.

3. В каждом бюджетном учреждении установлен определенный трудовой режим, который включает систему регистрации прихода и ухода с работы, распорядок трудового дня, регламентацию труда относительно исходных и рабочих дней и пр.

Учет выхода на работу и ухода с работы в бюджетных организациях осуществляется по одной из систем регистрации:

– пропускная — работник, прибыв в учреждение, сдает свой пропуск, а по окончанию рабочего дня получает ее;

– рапортно-ведомственная — контроль осуществляется с помощью рапортов;

– карточная — с помощью контрольных часов автоматически (обозначается время прибытия на работу в личной карточке работника;

– жетонная — регистрация осуществляется с помощью жетонов, на каждом из которых проставлен табельный номер работника — собственника жетона.

Контроль соблюдения распорядка трудового дня осуществляется с помощью табельного учета и формализуется в виде табеля учета использования рабочего времени (№ п-14). Табель — это именной список работников в разрезе соответствующих структурных подразделений. В нему фиксируются такие данные: табельный номер работника, его фамилия, имя и отчество, количество отработанных часов и дней. Обязанности по ведению табельного учета возлагаются на работника структурного подразделения, предназначенного приказом по учреждению. Указанное лицо в начале месяца заполняет необходимые реквизиты соответственно данных учета личного состава. В течение месяца в табеле в виде условных обозначений фиксируется информация о приходах и неявках на работу на основе соответствующих документов — справок о вызове в военкомат, в суд, листков о временной нетрудоспособности и тому подобное.

Учет выхода на работу осуществляется методом беспрерывной регистрации и методом по отклонениями. При системе оплаты труда с начислением авансовых выплат работникам табель заполняется дважды: по первую половину месяца — для начисления авансовых платежей, по весь месяц — для расчета суммы заработной платы по месяц. В конце месяца в табеле подсчитывается общее количество отработанных и неотработанных дней. Заполненный соответствующим образом табель предъявляется в бухгалтерию, где проводится начисление заработной платы.

Кроме табельного учета, в бюджетных учреждениях осуществляется нормирование работ в часах с помощью нормированных задач. То есть для выполнения соответствующих функций и объема работ устанавливается норма обслуживания. Так, в высших учебных заведениях установлен нормы на проверку контрольных, курсовых работ, руководство дипломными проектами, диссертациями. В медицинских учреждениях существуют нормы приема больных врачами. Труд незначительной части работников научно-исследовательских учреждений измеряется количеством и качеством выработки — учет выработки ведется в нарядах на сдельную работу.

Относительно бюджетных учреждений существует государственная регламентация рабочей недели. Соответственно Кодексу законов о труде в Украине (гл. 4) рабочая неделя не превышает 40 часов, при этом она может быть как пятидневной, так и шестидневной.

4. В бюджетных учреждениях основными формами оплаты труда являются почасовая и сдельная. Оплату труда, зависящая от качества, объема выполненной работы, а также расценок на эту работу, называют сдельной. При почасовой форме оплаты труда главное значение для определения размера заработной платы имеет количество отработанного времени и квалификация работника. В бюджетных учреждениях превалирует почасовая форма оплаты. Она разделяется на простую почасовую, штатно-окладную и повременно-премиальную. За штатно-окладной формой оплаты труда каждому работнику устанавливается месячный должностной оклад согласно штатному расписанию, должности, образованию, ученой степени, категории. Простая повременная форма оплаты труда построена на принципе почасовой оплаты: для работающих устанавливается твердая почасовая ставка. Достаточно продуктивной и стимулирующей является повременно-премиальная система оплаты труда, по которой кроме заработка соответственно должностному окладу, выплачивается премия по достижение соответствующих качественных и количественных показателей.

Для лучшего понимания указанных категорий рассмотрим порядок установления размера заработной платы и его критериев в бюджетных учреждениях различных профилей.

Так, механизм определения размера заработной платы работников учебных заведений базируется на таких нормативных актах:

– Инструкция «О порядке исчисления заработной платы работников образования», утвержденная приказом Министерства образования Украины от 15 апреля 1993 г. № 102;

– Приказ Министерства образования У<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...