Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональная схема формирования слова, фонемы

Формирования слова.

Цель занятия: Исследовать процессы фонации и артикуляции, механизмы их регуляции, роль системы дыхания в голосообразовании.

Знать Уметь
1) Морфофункциональную характеристику процесса фонации; 2) морфофункциональную характеристику процесса артикуляции, обеспечивающей фонемную структуру речи; 3) архитектонику ФУС речеобразования, особенности её центральных и периферичес-ких механизмов.   Использовать знания о: архитектонике и функциях различных компонентов ФУС речеобразования при анализе закономернос-тей её формирования у здорового человека; Анализировать: 1) роль различных уровней ЦНС в формировании импрессивной и экс-прессивной речи; 2) закономерности интеграции ФУС рече-образования органов дыхания, глотания и жевания в различных состояниях организма с целью коррекции их функции.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:

1. Понятия первой и второй сигнальной систем.

2. Морфофункциональная характеристика речевых центров (областей Брока и Вернике, угловой извилины).

Контрольне вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

 
1. Функции речи и её виды. Роль эмоций и мимики в коммуникативной функции.

2. Роль исходной психической потребности для построения речевой фразы, механизмы мотивации речи.

3. Физиологические механизмы фонации, обеспечивающей высоту звука.

4. Физиологические механизмы артикуляции, определяющей фонемную структуру звука.

5. Особенности генераторного, резонаторного и энергетического отделов системы звукообразования. Роль дыхательной системы.

6. Взаимосвязь речевых центров коры больших полушарий и двигательных центров звукообразующих эффекторов, обеспечивающих фонацию и артикуляцию.

7.Кооперация различных областей центров речи при её восприятии.

8. Значение аппарата контроля правильного формирования слова. Характеристика канала обратной связи рецепторов (слуховых, проприорецепторов скелетных мышц и суставов речеобразующих органов) с речевыми центрами.

9. Становление ФУС речеобразования в онтогенезе

10. Мыслительная деятельность и её словесная основа.

В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:

1. Перечислите в правильной последовательности активацию соответствующих отелов речеобразующих центров при произношении слова.

2. Перечислите в правильной последовательности активацию соответствующих отелов речеобразующих центров при восприятии речевой информации.

3. Изобразите схематически структуру ФУС речеобразования.

Учебная литература основная:

1. Нормальная физиология: Учебник. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 880 с.

2. Физиология человека: Атлас динамических схем К.В. Судаков, В.В. Адрианов, Ю.В. Вагин, И.И. Киселёв. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

3. Нормальная физиология. Практикум. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 232 с.

4. Физиология функциональных систем. Учебно-методическое пособие кафедры нормальной физиологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов к практическим занятиям.

5. Лекции по нормальной физиологии и физиологии ФУС.

Дополнительная литература:

1. Физиология. Основы и функциональные системы: курс лекций. /Под ред. К.В. Судакова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. -784с.

2. Физиология человека. Задачи и упражнения. Учебное пособие. /Под ред. Ю.И. Савченкова. Ростов н/ Д. - Феникс, 2007. - 160с.

Тематика рефератов:

1. Особенности системогенеза и геронтогенеза речеобразовательной функции.

2. Физиологические основы «ломки голоса» в юношеском возрасте.

Информационный блок.

ФУС речеобразования начинает формироваться с 8-10 месяцев жизни ребёнка после подготовительного периода, включающего развитие акустических характеристик кри-ка, голосовых реакций гуления в первые месяцы жизни и лепета (ба, ма, па) с 5-6 месяцев. С 9-10 месяца у ребёнка развивается понимание речи, слова как определённого сочетания речевых звуков, связанного с определёнными предметами и действииями. К концу 1 года жизни ребёнок произносит в большей степени фонемы (характеристика гласного звука в слоге) со звуками гуления (гласные А, Е, У) и лепета (согласные М, П, Т). Остальные фонемы с шипящими звуками и согласными Л, Р произносятся в течение 2 и 3 года жизни. На 2 году жизни ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и выполнять простые поручения. Его словарный запас – около 300 слов. На 3 году жизни отрабаты-вается правильное произношение фонем, появляются многочисленные фразы. Таким образом, формирование ФУС речеобразования заканчивается к 2,5-3 годам. Её развитие зависит от состояния слухового анализатора и обстановки, в которой находится ребёнок.

Органы, непосредственно участвующие в звукообразовании:

1) активные (подвижные), способные изменять объём и форму речевого тракта –

гортань, глотка, мягкое нёбо, язык, губы;

2) пассивные (неподвижные) – зубы, твёрдое нёбо, полость носа и придаточные

пазухи.

Принципиальные отделы периферических механизмов речеобразования:

1) генераторный – тоновой (гортань) и шумовой (полость рта);

2) резонаторный – модулирующий (рот и глотка) и немодулирующий (носоглотка с прида-точными пазухами) – отделы верхних резонаторов; нижние резонаторы – трахея, бронхи, лёгкие.

3) энергетический - межрёберные мышцы, диафрагма, мышцы живота и гладкие мышцы трахеобронхиального дерева.

Функциональные характеристики голоса:

Высота – зависит от частоты колебания связок, их натяжения и подсвязочного давления. Полосы частот, характерные для определённой конфигурации голосового тракта называ-ются формантами.

Сила голоса определяется амплитудой колебания связок, которая зависит от мощности выдоха.

Тембр голоса, его индивидуальная окраска определяются функцией резонаторов. Обертон – дополнительный тон, придающий основному звуку особый оттенок.

Виды речи: Импрессивная речь – процесс понимание речи, включающий следующие этапы: 1) первичное восприятие речевого сообщения; 2) декодирование сообщения с анализом звукового состава речи; 3) соотношение сообщения с определёнными семанти-ческими категориями прошлого опыта.

Экспрессивная речь – формирование устной, активной речи, начиная с мотива и замысла высказывания, стадии внутренней речи (кодирование речевой схемы) и заканчивая про-цессом высказывания.

Функциональная схема формирования слова, фонемы

(по М.М. Костюшкину)

 

Практические работы:

Работа 1. Анализ изменения активности наружных мышц гортани при воспроизведении звука.

Проведите анализ ЭМГ наружных мышц гортани правой и левой стороны, зарегистри-рованных синхронно с фонограммами при произношении букв «а» и «б». Укажите причину запаздывания одного из регистрируемых процессов. Оцените по параметрам ЭМГ (частоте, амплитуде колебаний потенциалов и длительности периода активности) состояние двига-тельных единиц на каждой стороне гортани. В выводах обоснуйте роль мышц гортани в вокализации.

Работа 2. Анализ изменения фаз пневмограммы во время речи.

При чтении вслух или разговоре ритм дыхания изменяется в соответствии с темпом речи и характером фраз, что отражается на частоте, ритмичности и глубине дыхания, продолжительности вдоха и выдоха. Пневмография - это метод регистрации дыхательных движений грудной клетки.

Методика: Для записипневмограммы используют датчик дыхательного усилия установки Bioрac Student Lab. (см. Урок 8. Дыхание 1), закреплённый на грудной клетке испытуемого. Пневмограмма регистрируется при спокойном дыхании и при чтении вслух.

 

1 – образец пневмограммы при речевой деятельности.

2 – отметка времени.

 

Параметры анализа пневмограммы оформить в виде таблицы:

 

Показатели фаз пневмограммы При спокойном дыхании Во время чтения вслух
Глубина вдоха в мм    
Продолжительность вдоха в мм    
Продолжительность выдоха в мм    
Соотношение дли-тельности вдоха к выдоху    

 

Укажите принципиальные различия пневмограмм «речевого» дыхания и дыхания в состоянии покое. Объясните причины изменений фаз дыхательного цикла при чтении вслух. В выводах укажите механизмы включения системы дыхания в ФУС речеобразования.

 

Работа 3. Анализ этапов включения структур ЦНС в процессы фонации и

артикуляции.

Используя схемы ФУС речеобразования и мыслительной деятельности человека укажите последовательность вовлечения структур ЦНС в обеспечение афферентного синтеза с принятием решения о формировании словесной фразы, её программирование и исполне-ние, а также способы контроля за правильностью произношения.

Ситуационные задачи:

1. Может ли человек, у которого повреждены голосовые связки, говорить? Какова в этом случае его речь? Объясните причину её изменений?

2. С возрастом уменьшается тонус мышц и дно ротовой полости опускается. К каким изме-нениям в формировании звуков это может привести, если не будут действовать механизмы компенсации? Как компенсируются возрастные изменения?

3. Почему дети, глухие от рождения, неспособны научиться правильно разговаривать?

4. Если взрослого человека изолировать полностью от человеческого общества на 15-20 лет, как изменится его речь?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...