О ремесленных объединениях
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ДРЕВНЕЙ РУСИ XI—XIII вв. городских ремесленников, нуждавшихся в объединении для борьбы против феодалов и защиты своего ремесленного производства от конкуренции вновь прибывших беглых крестьян. В числе причин, обусловивших необходимость цехов, К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и необходимость охраны общей собственности ремесленников на определенную специальность или профессию '. При весьма широком распространении цеховой системы нельзя все же считать ее универсальной. В ряде стран Западной Европы, в том числе и в средневековой Руси, цеховая система была сравнительно мало распространена и не достигла завершенного развития. Предполагать существование в Киевской Руси развитых цехов с уставами и регламентированной системой взаимоотношений мастеров и учеников едва ли возможно (тем более, что подобные цехи характерны для позднего средневековья), но о зачатках ремесленных объединений в крупных городах Киевской Руси говорить все же можно. При этом нас не должно смущать отсутствие прямых свидетельств в источниках о подобных объединениях. Случайно сохранился устав церкви Ивана Предтечи на Опоках2. Нетрудно представить, как отрицалось бы многими исследователями существование в Новгороде купеческого объединения в XII в., если бы о нем не свидетельствовал текст устава. Правда, купеческие организации появились раньше ремесленных и были более развиты, но возникновение тех и других не зависело от случайных причин, а обусловливалось самой структурой феодального общества. В целом в исторической литературе преобладает все же мнение об отсутствии в древней Руси XI—XIII вв. ремесленных объединений типа цеха. Отрицательный вывод основывается на укоренившемся представлении, что древнерусские города значительно отличались от западноевропейских, обладавших высокоразвитым ремеслом.
Археологические исследования древнерусских городов до нашествия хана Батыя, открывшие многопрофильное и развитое посадское ремесло, позволяют вновь обратиться к вопросу о ремесленных объединениях в древней Руси. Б. А. Рыбаков, В. А. Колчин, М. Н. Тихомиров, Ф. Д. Гуревич3 высказались в пользу зарождения ремесленных объединений цехового типа на Руси еще до нашествия Чингиз-хана. Впоследствии, как считают, этот процесс был прерван нашествием орд Батыя, из-за чего не смог получить полного развития, и только в XIV в. в связи с общим подъемом хозяйственной и общественной жизни русских городов он возродился вновь. О зачатках ремесленных объединений в Киевской Руси имеются данные письменных источников. В Вышгороде жили «древодели», которые уже при Ярославе Мудром и его сыне Изяславе объединились в артель (по древнерусски — дружина) во главе со «старейшиной», то есть старостой. «Князь призвав старейшину древоделям, повеле ему церковь взградити... старейшина же ту абие сбра вся сущая под ними древо-делья...» 4 На украшение церкви Йзя-слав дал часть княжеской дани: «даю им от дани княжи украсить церковь» 5. Выражение «даю им» показывает па независимое положение древоделов и их старейшины от князя. Старейшина распоряжался действиями всей артели и являлся ее юридическим представителем, так как именно с ним велись переговоры о работе. В том же Вышгороде встречаемся и с другим объединением — городников («огородников»): «бяше человек Вы-шегороде старей огородником, зовемь бяше Жьдан по мирскому, а хрыщении Никола»6. Особое положение вышго-родских «городников» и «древоделей» объясняет, почему в сказании Нестора «градник» Миронег назван старейшиной, «иже бе властелин граду тому» 7. О политическом значении объединения вышгородских «городников» может свидетельствовать тот факт, что упомянутый староста Ждан-Микула был участником съезда Ярославичей в Вышгороде в 1072 г. и принимал участие в составлении Правды Ярославичей й.
Местонахождение плотников и «городников» в княжеской резиденции (Вышгороде) представляется также неслучайным. Эти объединения выполняли крупные, преимущественно княжеские, заказы. Б. А. Рыбаков обратил внимание на то, что ранний период в истории цехового строя передовых стран Европы, в том числе и Руси XI—XIII вв., до появления корпоративных уставов известен недостаточно, и предложил свое понимание ранних корпораций. Им выделен ряд признаков, характерных для ранних ремесленных объединений, которые свойственны не только корпорациям древней Руси, но и странам Западной Европы того периода, когда цехи еще не имели писаной регламентации. Необходимым условием для .127 | создания корпорации являлось совместное поселение ремесленников в городе по профессиональному признаку. Поселок ремесленников одной специальности являлся как бы территориальной общиной со своей юрисдикцией, выборной администрацией и военной организацией. Внешними признаками первоначального ремесленного объединения являлись совместные пиры в определенные дни года (обычно в честь христианского патрона данного ремесла) и постройка патрональной церкви 9. Одна из предпосылок образования цеха —«концентрация ремесленников определенных профессий в определенных кварталах города, получивших соответствующее название. Так, в Киеве существует уроч. Гончары, расположенное в районе Подола 10. Гончарный конец составлял значительную часть Новгорода и получил название, несомненно, от постоянных поселений гончаров. Там же большая часть торговой стороны называлась «в плотниках», откуда позже произошло название Плотницкого конца ".В Любече известно уроч. Гончары 12. В Переяславле летопись упоминает «Кузнечные ворота» 13. Большая часть признаков, свойственных ранним ремесленным объединениям, может быть установлена по археологическим материалам. Так, например, концентрация ремесленников, занимавшихся обработкой металлов, прослеживается в Вышгороде и и Суздале15; гончаров — в Вышгороде 1а и Василеве 17, Белгороде-Киевском. Важные данные для обоснования существования древнерусских ремесленных объединений получены в итоге исследования окольного города Новогрудка. Территорию этого окольного города занимали дерево-глинобитные дома, где сохранились следы обработки цветных и благородных металлов. Подобной обработкой в небольшом объеме занимались почти в каждой из открытых построек 18. Богатство квартала ювелиров окольного города Новогрудка могло возникнуть благодаря обработке золота, что, в свою очередь, породило замкнутость злато-кузнецов и могло способствовать рождению ремесленной корпорации 19.
При отсутствии цеховых документов внешними признаками цеховой организации, как отмечалось выше, являются совместные пиры в определенные дни года, проведение праздников, постройка патрональной церкви. «Сказание о Борисе и Глебе» сообщает, что в Вышгороде «старей огородникам» Ждан «творяше праздьнство святому Николе по вся лета»20. Отметим, что пир, устроенпый старостой, не был широко доступен и носил замкнутый характер. Пиры, по-видимому, были неотъемлемой частью жизни новогрудских ремесленников. В каждой из исследованных построек обнаружены остатки причерноморских амфор, бокалы, кубки, иногда по восемь—десять экземпляров, служивших, в первую очередь, тарой для вина, меда и других напитков21. Признаком цеха является также постройка патрональной церкви. Христианскими патронами кузнецов в древней Руси считались Кузьма и Демьян. В Новгороде церкви Кузьмы и Демьяна упоминаются с середины XIII вв.: «на Кузьмодемьяпской и Холопьей улицах» 22. Зачатки ремесленных объединений в древнерусских городах видим в существовании организаций «улиц», «концов», «сотен», «рядов», точное понимание значения которых дает возможность до некоторой степени ответить на вопрос о существовании ремесленных организаций. Концентрация ремесленников в отдельных городских кварталах объясняет то значение, какое в XI— XIII вв. в городской жизни играли так называемые концы. Это были по мнению А. В. Арциховского самоуправляющиеся районы, из соединения которых состоял русский город23. Археологические раскопки в Новгороде, как и письменные источники, свидетельствуют о расселении ремесленников по всем пяти концам, причем наблюдается иногда определенная группировка специализированных ремесленников по улицам 24. А. В. Арциховский предполагал, что заселение Гончарского конца гончарами восходит по меньшей мере к XII в., а Плотницкого плотниками — к XI—XII вв.25
Ремесленная деятельность сосредоточивалась не только в «концах», но и в более мелких подразделениях — «ря- дах, «улицах». Слово «ряд» обозначало торговый ряд, отсюда мнение, что словом «рядович» в Новгороде называли купца. Для средневековья характерно соединение торговли с ремеслом, поэтому организация «рядовичей» могла быть и организацией ремесленников. В «рядах» можно было не только купить, но и заказать товар. «Рядовичи» могли жить на одной улице, и тогда территориальное объединение совпадало с профессиональным. Во главе таких объединений стояли выборные «ряд-ские» старосты. Вместе с другими мастерами они решали вопросы, связанные с выполнением заказов, распределением лавочных мест и т. п.26 В этом они были подобны зависимым цеховым общинам Западной Европы. Если «ряд» — это объединение купцов или ремесленников, торгующих продуктами определенных отраслей пооиз-водства, то «сотня» может быть как профессиональным, так и территориальным объединением. «Духовная Климента Новгородца» второй половины XIII в. упоминает «купецкое сто» 27. Возможно, могли существовать и не купецкие сотни. Действительно, летописец, рассказывая о восстании 1230 г. в Новгороде, упоминает, что имущество разграбленных бояр «по стам разделиша» 28. Судя по формуле договоров с князьями («кто купьць, пойдет в свое сто») 29, сотни объединяли купцов, а принимая во внимание, что купцами часто являлись те же ремесленники,— то и последних. Посадский ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел орудия производства, вел самостоятельно свое хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. Ремесленнику обычно помогала в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Широкая специализация ремесла, вызванная сложной и разнообразной технологией производства многочисленных орудий труда, оружия и инструмента, позволяет ставить вопрос о производственном обучении и трудовой организации внутри ремесла, то есть об институте ученичества и подмастерьев. Организация
ученичества, несомненно, находилась в ведении ремесленных объединений, которые стремились придать ремеслу систематический и организованный характер. Письменные памятники древней Руси свидетельствуют о довольно четком делении ремесленников некоторых специальностей на мастеров и учеников. Известно существование института ученичества в икоиописании и сапожном ремесле 30. В рассказе «Киево-Печерско-го патерика» об Алимпии-иконописце речь идет о том, что Алимпий «предан бывасть родительма своима на учение иконнаго писания» 31. В «Богословии св. Иоанна Дамаски-на», памятнике XII в., читаем: «Шьвьць показывает оученику, како резальпик дрьжаще, резати оусьм и, коигоу дрь-жащи, пшти сапоги» 32. Русскому переводчику «Златоструя» в XII в. были вполне ясны слова сборника «многажды реместьвыгак клянется не дати оученику не ясти, ни пити»33. В «Псковской судной грамоте» XIV—XV вв. описывается незавидное положение учеников, всецело зависевших от своих хозяев. По-видимому, такое зависимое положение сложилось уже в XI— XIII вв., потому что ученичество рассматривается в грамоте как давно существующее обычное явление. В ней помещено такое правило: «А который мастер иметь сочить на ученики учеб-наго, а ученик запрется, иноволя государева, хочет сам поцелуй на своем учебном или ученику верить» 34. Из статьи «Псковской судной грамоты» видно, что отношения между учеником и мастером регулировались законом. Мастер имел право получить с ученика «учебное» — плату за обучение и содержание ученика во время его ученичества. Псковское законодательство оберегало интересы мастеров, отдавая учеников в их полное распоряжение. Само появление статьи об учениках в «Псковской судной грамоте» свидетельствует уже о том, что конфликты между мастерами и учениками были в Пскове явлением обычным, как и в странах Западной Европы. Что касается слова «подмастерье», то оно в древнерусском языке не известно. Возможно, оно подразумевалось под словом «унот» или «ученик». Так, под 1259 годом Ипатьевская летопись сообщает о построении города Холма Да-нилом Галицким. Князь Данило начал созывать к себе ремесленников изо всех окрестных земель и «идяху день и во день и уноты, и мастера всяции бежаху и с татар: седельницы и лучницы и тулницы и кузнеце железу и меди и серебру и бе жизнь и наполниша дворы окрест града, поля, села...» 35. В этом описании нового города, в который ремесленники вдохнули жизнь, характерно противопоставление «уно-тов» (юных, молодых) мастерам. Слово «унот» обозначало юношу, но в данном случае, по-видимому, имело другое специфическое значение — ученика или подмастерья, так как далее разъясняются те ремесленные специальности, которыми владели бежавшие в Холм «уноты» и мастера (седельники, лучники и др.). Таким образом, свидетельства письменных и археологических источников о существовании института ученичества, высокой концентрации ремесла на городских посадах, широкий специализации и дифференциации ремесла, о связи последней с рынком могут служить доказательством того, что в крупных городах древней Руси и в дозоло-тоордынское время существовали ремесленные организации цехового типа. Появление их приходится на раннюю стадию оформления ремесленных организаций, когда не было еще необходимости в официальном оформлении цеха особым уставом или грамотой. Такие объединения существовали столетиями и не оставили письменных документов, так как их существование определялось обычным правом. 1 Маркс К. Немецкая идеология.— Маркс К., 2 Устав новгородского князя Всеволода 3 Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси.— 4 Абрамович Д. И. Жития св. мучеников 5 Там же, с. 21. 6 Успенский сборник XII—XIII вв.— М., 7 Срезневский И. И. Материалы для слова 8 Краткая Русская Правда (по академиче 9 Рыбаков Б. А. Ремесло..., с. 737—738. 10 ПВЛ, ч. 1, с. 40. 11 Новгородская первая летопись старшего 12 Рыбаков Б. А. Любеч — феодальный 13 ПСРЛ, т. 2, стб. 381. 14 Довженок В. Й. Розкопки древнього 15 Седова М. В., Беленькая Д. А., Яковле 16 Довженок В. Й. Указ. соч., с. 27. 17 Тимощук Б. А. Древнерусские города 18 Гуревич Ф. Д. Ювелиры древнего Ново- 19 Гуревич Ф. Д. Древний Новогрудок.— 20 Успенский сборник XII—XIII вв.— М., 21 Гуревич Ф. Д. Ремесленная корпорация 22 Новгородская первая летопись..., с. 27, 23 Арциховский А. В. Городские концы в 24 Новгородская первая летопись..., с. 244; 25 Арциховский А. В. Новгородские ремес 2в Латышева Г. П., Рабинович М. Г. Москва и Московский край в прошлом.— М., 1960, с. 102, 108, 111, 136—137; Рыбаков Б. А. Ремесло..., с. 714—728, 747—765, 775—778. 27 Срезневский И. И. Сведения и заметки.— 28 Новгородская первая летопись..., с. 70. 29 Грамоты Великого Новгорода и Пско 30 Патерик Киевского Печерского монасты 31 Патерик..., с. 121. 32 Срезневский И. И. Материалы..., т. 3, 33 Там же, с. 116. 34 Псковская судная грамота.— Спб., 1914, 35 ПСРЛ, т. 2, стб. 843. В. П. Моця Во времена средневековья через территорию Среднего Поднепровья проходили многочисленные торговые пути, связывавшие между собой различные районы Европы и Азии. Как отмечал Б. А. Рыбаков, уже в IX—X вв. «...русские купцы-дружинники становятся посредниками между Западом и Востоком. Центром этой торговли был Киев, город, стоявший как бы на берегу широкого степного океана, начинавшегося у Днестра и Днепра, а кончавшегося в далеких степях Монголии» '. Одним из таких направлений были торговые связи с Поволжьем, в частности с Болгарией 2. Постоянство контактов привело к появлению интенсивно функционировавшего длительное время сухопутного пути Булгар — Киев, являвшегося частью траисевропейской торговой магистрали Галич — Киев — Волжские Болгары3. Маршрут из Киева в По-воля^ье был выбран пе произвольно, а с учетом особенностей средневековых сухопутных дорог (тяготение к водоразделам) и географических условий местности4. Реконструируя русский участок пути, Б. А. Рыбаков выделил 10 пунктов, которые могли быть базами для отдыха купеческих караванов — Киев, верховья р. Супой, Прилуки, Ром-ны, Межирич, Белогорье, Гочево, Обо-янь и др. (рисунок) 5. В последние годы накоплены новые археологические материалы, позволившие еще раз обратиться к этому вопросу. Несомненно, функционирование такого торгового пути в густонаселенных славянами районах должно было отразиться и в памятниках материальной культуры, тем более что из Киева на Курск по водоразделу между Десной, Сеймом и верховьями рек Супой, Сула и Псёл проходила внутренняя торговая магистраль 6. Поэтому мы вправе предполагать совпадение ее маршрута с трансевропейским на значительной части древнерусского Левобережья Днепра. При исследовании этого вопроса необходимо помнить, что социальное лицо НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТОРГОВОМ ПУТИ ИЗ БУЛГАРА В КИЕВ любого памятника интересующего нас чертами подобных памятников являются их расположение в сравнительно безопасных местах под защитой укреплений, значительно меньших, чем основные поселения, и наличие больших курганных могильников 9. Такие поселения наряду с некоторыми другими укрепленными пунктами в последнее время все чаще именуют «эмбрионами городов» 10. Из пунктов, отмеченных Б. А. Рыбаковым на русско-болгарском торговом пути, сразу же привлекает внимание давно известный в научной литературе Гочевский комплекс: небольшое городище и значительное число (несколько тысяч) курганов, в которых, по данным раскопок Д. Я. Самоквасова и других археологов, были погребены выходцы из разных частей Восточной Европы, а также комплекс (два городища и курганный некрополь) у Белгородки-Нико-лаевки. В последнем пункте в конце X в. прекращает существование Большое Горнальское городище п. Жизнь продолжается на укрепленном поселении гораздо меньших размеров и на открытых селищах, что соотносится с вышеприведенными признаками своеобразных караван-сараев европейских торговых магистралей. В интересующем нас районе Левобережья известны еще два пункта, которые можно отнести к анализируемой группе памятников. Речь идет о комплексах в с. Липовое и у хут. Зеленый Гай. В первом из них работами в доре-
■по Б. А. Рыбакову, Реконструкция части маршрута торгового пути из Киева в Булгар I — Киев; II — верховья р. Супой; III — Прилуки; IV — Ромны; V — Межиричи; VI — Белгородка-Николаевка; VII — Гочево; VIII — Обоянь (по Б. А. Рыбакову). 1 — Киев; г — верховья р. Супой или Барышевка; 3 — Прилуки; 4 — Липовое; 5 — Терны или Городище; 6 — Зеленый Гай; 7 — Белгородка-Николаевка; 8 — Гсчево. волюционное время, а также исследованиями автора статьи зафиксирован курганный некрополь, насчитывавший прежде до 5000 насыпей (сохранилось свыше 1200), небольшое городище и примыкавшее к нему открытое селище, площадью до 20 га. Второй пункт, как и в Белгородке-Николаевке, представлен двумя городищами (большее относилось к роменской культуре), обширным селищем и курганным могильником в 2000 насыпей13. Несомненно, и эти два пункта могли быть опорными базами на пути из Киева в Булгары. В связи с вышеприведенными данными начало маршрута межгосударственного торгового пути реконструируется следующим образом. Из Киева караваны могли двигаться до остановки в верховьях Супоя. Но в связи с отсутствием здесь крупных археологических памятников возможно первой остановкой была Барышевка (летописный Ба-руч14), а следующая — в летописных Прилуках. В дальнейшем, по нашему мнению, маршрут отклонялся несколько к северу и, огибая заболоченую местность в бассейне Удая (несомненно, труднопроходимую весной и осенью), выводил караваны на Липовое. Следую- щим пунктом мог быть район сел Терны и Городище, где открыты два городища древнерусского времени, а затем — упомянутый комплекс у хут. Зеленый Гай, далее Белгородка-Никола-евка, Гочево и т. д. (см. рисунок). В нашу реконструкцию маршрута мы не включили два пункта — летописный Ромен, где караванам пришлось бы переправляться через Суду, и Межиричи (здесь до сих пор не выявлены следы населенных пунктов древнерусского времени). Косвенным подтверждением правильности такой реконструкции является синхронная датировка опорных памятников на рассматриваемом маршруте. Так, древнерусские материалы в Липовом и Зеленом Гае позволяют предполагать интенсивную жизнь в этих местах с начала XI до середины XII в. На рубеже X—XI вв. было сооружено Гочевское городище 15. Этот памятник первоначально, вероятно, был основан как пограничная крепость при Владимире Святославиче (о чем свидетельствуют многочисленные захоронения воинов), а затем приобрел и торгово-ремесленные функции одного из опорных пунктов на торговом пути. В се- редине XII в. на городище уже совершаются захоронения на небольшом бескурганном кладбище, вероятно, на опустевшей части площадки. Вышеприведенные сведения о трех рассматриваемых памятниках позволяют считать, что интенсивная жизнь на упомянутых «караван-сараях» существовала около полутора столетий. Затем территория поселений значительно сократилась (на площади селища у хут. Зеленый Гай в XII — XIII вв. также хоронили умерших по христианскому обряду). Это явление не было связано с какими-то военными действиями, что подтверждается отсутствием здесь следов крупных пожаров и разрушений. Для решения вопроса подъема и упадка упомянутых поселений обратимся к письменным источникам. Под 1006 годом, летопись сообщает о торговом договоре киевского князя Владимира Святославича с волжскими болгарами 16. Вероятно, заключение долгосрочного контракта между Киевом и Булгаром и вызвало появление в начале XI в. на пути торговой магистрали стационарных населенных пунктов с многочисленным населением. Отмирание жизни на них около середины XII в. вполне объясняется политикой господствующих прослоек обособившегося в это время от Киева Владимиро-Суз-дальского княжества: и при Юрии Долгоруком, и при Андрее Боголюбском, и при Всеволоде-Болыное Гнездо в связи с торговым соперничеством шли постоянные войны с Волжской Болгарией 17. В результате этих столкновений, вероятно, и была разрушена старая система трансевропейского пути. Перебои в налаженной торговле привели в упадок «караван-сараи», ориентированные на внешние связи и в значительной степени оторванные от местной округи. Их ждала та же участь, что и аналогичные по своим функциям поселения на торговых путях в других частях Европы 18. Рассмотренные новые сведения дополняют наши знания о деталях торговли средневековой Руси с Волжской Болгарией и подтверждают справедливость гипотезы о наличии постоянно действующей сухопутной магистрали между двумя крупными городскими центрами этих государств — Киевом и Булгаром. 1 История культуры древней Руси. М.; Л., 2 Толочко П. П. Про торговельш зв'язки 3 Рыбаков Б. А. Путь из Булгара в Киев. 4 Рыбаков Б. А. Русские земли по карте 5 Рыбаков Б. А. Путь из Булгара в Киев, 6 Ляскоронский В. История Переяславль- 7 Куза А. В. Социально-историческая типо 8 Булкин В. А., Дубов И. В., Лебедев Г. С. 9 Вулкан В. А., Лебедев Г. С. Гнездово и 10 Толочко П. П. Происхождение и раннее 11 Куза А. В. Большое городище у с. Гор- 12 Макаренко Н. Е. Отчет об археологиче 13 Макаренко М. Короткий звгг за архео 14 Кучера М. П. Переяславское княже 16 Шинаков Е. А. Население верхнего течения реки Псел в XI—XII вв.: (По материалам Гочев. археол. комплекса).— Вести. Моск. ун-та. История, 1982, № 2. с. 90. 16 Татищев В. Н. История Российская. М.; 17 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские 18 Петрухин В. Я., Пушкина Т. А. К пре СПИСОК СОКРАЩЕНИИ
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ...................................,......................................... 3 ТОЛОЧКО П. П. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВ БРАЙЧЕВСКИЙ М. Ю. «РУССКИЕ» НАЗВА ОРЛОВ Р. С, МОЦЯ А. П., ПОКАС П. М. КОЗЛОВСКИЙ А. А. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПЕТРАШЕНКО В. А. ГОРОДИЩЕ МОНА- ПАРХОМЕНКО О. В. ПОСЕЛЕНИЕ САЛТОВ- ВОЗНЕСЕНСКАЯ Г. А., КОВАЛЕНКО В. П, О ТЕХНИКЕ КУЗНЕЧНОГО ПРОИЗВОДСТ БЛАЖЕВИЧ Н. В., НЕДОПАКО Д. П., ПРО- БРАЙЧЕВСКАЯ Е. А. ЛЕТОПИСНЫЕ ДАН КУНИЦКИЙ В. А. ПРЕДМЕТЫ ХУДОЖЕСТ ПЕНЯК П. С. К ВОПРОСУ О РЕМЕСЛЕН МОДЯ В. П. НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТОРГО СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ...... 14* ЗЕМЛИ ЮЖНОЙ РУСИ В 1Х-Х1У вв. {История и археология) СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ Утверждено к печати ученым советом Института археологии АН УССР Редактор Л. Л. ВАЩЕНКО, Г. А, ЗАБОЛОТНЮК Художественный редактор И. М. ГАЛУШКА Технический редактор А. М. КАПУСТИНА Корректоры Л. В. МАЛЮТА, В. Н. СЕМЕНЮК Информ. бланк № 7289 Сдано в набор 22.03.85. Подп. в печ. 20 06.85 БФ 01079. Формат 70x100/16. Бум. тип. № 1. Обыкн. нов. гарн. Вые. печ. Усл. печ. л. 11,05. Усл. кр.-отт. 11,54. Уч.-изд. л. 12,7. Тираж 1200 экз. Цена 2 р. 10 к. Издательство «Наукова думка», 252601 Киев 4, ул. Репина, 3. Отпечатано с матриц Головного предприятия РПО «Полиграфкнига», 252057 Киев 57, ул. Довженко, 3 в Киевской книжной типографии научной книги. 252001 Киев 4, ул. Репина, 4. Зак. 5-526.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|