Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистров.
Освоение дисциплины предполагает освоение теоретического материала, а также приобретение и отработку практических навыков. Знание теоретического материала проверяется во время сдачи зачета, который проходит в форме устного собеседования по указанным в перечне вопросам. Демонстрация, анализ и оценка практических заданий осуществляется, как правило, на семинарских занятиях. Практическое задание выполняется письменно в произвольной форме, однако оценивается, в первую очередь, презентация выполненного задания, умение вести дискуссию по предмету работы, отстаивать свою позицию. Положительным фактором служит участие в обсуждении заданий, демонстрируемых другими магистрами. В случае невыполнения практических заданий в ходе семинарских занятий, их проверка и оценка переносится на зачет. Полнота и правильность выполнения задания определяется преподавателем в ходе собеседования.
Вопросы к зачету
1. Понятие сущности права. 2. Понятие явления в праве. 3.Различие сущности и явления в праве. 4. Различие сущности права и его закономерностями. 5. Единство сущности права и правовых явлений. 6.Отражение правовой действительности как начальный этап юридического познания. 7. Восприятие правовых явлений: понятие и особенности. 8. Представление как высшая форма чувственного познания. 9. Юридические абстракции. 10. Сущность категории «конкретного» в праве. 11. Роль анализа и синтеза в процессе познания правовых явлений.. 12. Роль практики в процессе познания правовой действительности. 13. Классовая и общесоциальная сущность права. 14. Цели, потребности, интересы, мотивы и воля в процессе правотворчества. 15. Понятие и признаки воли.
16. Соотношение индивидуальной и общественной воли в праве. 17. Государственная воля в праве. 18. Роль нормативного регулирования общественных отношений. 19. Значение отграничения нормативных актов от ненормативных. 20. Понятие нормы права. 21. Теоретическое и практическое значение нормативности права. 22. Общеобязательность и властность права. 23. Понятие содержания права, его соотношение с сущностью права. 24.Специфичность содержания права. 25. Форма права и его соотношение с содержанием. 26. Внутренняя и внешняя форма права 27. Понятие отдельного в праве. . 28. Понятие общего в праве. 29 Особенное в праве. 30. Соотношение отдельного, особенного и общего в праве. 31.Проблема целостности в праве 32. Различие целого и системы в праве. 33. Взаимодействие целого и части в праве. 34. Системность в праве. 35. Теоретическое значение системного подхода к познанию правовых явлений. 36. Признаки системы права. 37. Нормы, институты и отрасли как подсистемы системы права. 38. Предмет и метод правового регулирования. 39. Понятие отрасли права,предпосылки ее образования. 40. Понятие структуры права 41. Понятие элемента в праве. 42. Соотношение части и целого в праве. 43. Суммативная и органическая структура правовых явлений. 44. Внутренняя и внешняя структура правовых явлений. 45. Структура права и законодательная техника. 46. Понятие действительности в праве 47. Понятие возможности в праве. 48.. Условия превращения правовой возможности в действительность 49. Соотношение действительности и возможности в праве. 50. Понятие цели в праве. 51. Объективный и субъективный характер цели в праве. 52. Ближайшие, перспективные и конечные цели в праве. 53. Общие и специфические цели в праве 54. Функциональные и предметные цели в праве 55. Истинные и ложные цели в праве. 56. Правовые средства достижения целей в праве. 57. Прогнозирование как необходимый этап становления цели в праве.
58. Различие цели в праве от правового прогнозирования. 59. Социальное планирование в праве. 60. Необходимость- основа свободы и права. 61. Соотношение свободы, демократии и законности. 62. Проблема правопонимания в философской и юридической науке. 63. Характеристика типов правопонимания. 64. Интегративное правопонимание.
Темы сообщений: 1.Понятие и виды целей в праве при определении его эффективности. 2. Цель в праве при определений функций юридической ответственности. 3.Системность в праве (на конкретных примерах). 4.Характеристика различных подходов при определении системы права. 5.Форма и содержание права: проблема их соотношения 6.Характеристика общего, специального и индивидуального правового статуса через призму общего, особенного и индивидуального в праве 7. Сущность права: многообразие подходов. 8.Необходимость - основа свободы и права 9.Применение метода восхождения от абстрактного к конкретному на примере познания соответствующих правовых явлений. 10. Применение метода восхождения от конкретного к к абстрактному на примере познания соответствующих правовых явлений. Учебно-методическое обеспечение
Основная литература Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб, 1999; Алексеев С. С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования. М.,1999; Герасименко А. П. Философия права. Введение. М.,2004; Иконникова Г.И., Ляшенко В.П..Философия права.М.,2007. Кальной И.И. Философия права. СПб,2006; Керимов Д. А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. М., 2001; Кожевников В.В. Методология и история права: учебное пособие в 2-х частях, Ч.1. Омск, 2008; Нерсесянц В. С. Философия права. М.,2005; Тихонравов Ю. В. Основы Философии права. М., 1997; Философия права.// под ред. О. Г. Данильяна; Чукин С. Г., Сальников В. П., Балахонский В. В.Философия права.М.,2002; Дополнительная литература:
Керимов Д. А. Философские основания политико- правовых исследований. М., 1986; Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.,1989; Алексеев С.С. Теория права. М.,1995; Жуков В.Н.Философия права: (теоретико- методологический аспект).// Гос. и право.2009. № 3; Мартышин. О.В. Нужна ли философия права как самостоятельная юридическая дисциплина // Гос. и право 2009 №11;
Марченко М.Н. Философия права и общая теория права: взаимосвязь и взаимодействие.// Правоведение. 2009. №3 . 8. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Преподавание дисциплины «Философия права» основано на сочетании традиционных и интерактивных методов. Широкое использование информационных ресурсов, постоянное обращение к ним в ходе проведения занятий требует оборудованной мультимедийными средствами аудитории. Кроме того, для успешной образовательной деятельности, демонстрации и привлечения библиотечных и правовых информационных ресурсов необходим доступ в Интернет. Помимо изучения основной и дополнительной литературы, включенной в модули, необходимо регулярно отслеживать появление новых источников по философско-правовой проблематике. Основными источниками обновления научной и учебно- методической информации являются журналы «Философия права», «Государство и право», «Правоведение», «Право и политика» и другие философские и юридические издания. 9. Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия права»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|