Участники инновационного процесса в АПК. Поддержка инновационных процессов как направления государственного регулирования аграрных рынков
Участники инновационного процесса в АПК: Исследовательские институты (академические и отраслевые) - Вузы, проводящие научные исследования - Государственный научный центр (ГНЦ) В России статус государственного научного центра присваивается Правительством РФ научной организации, которая: имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование; располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации; научная и/или научно-техническая деятельность которой получила международное признание. - Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. - Промышленные предприятия (крупные, средние и малые) - Инновационно-активные предприятия - предприятия, осуществляющие разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических процессов или иных видов инновационной деятельности. - Предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской и изобретательской деятельностью в частном порядке. - Другие Применительно к АПК (агропромышленному комплексу) инновации представляют собой реализацию в хозяйственную практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых или улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых методов профилактики и лечения животных и птицы, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства. Выход аграрной экономики из кризисного состояния, устойчивое функционирование сельского хозяйства, а также других сфер АПК, обеспечение конкурентоспособности отечественного продовольствия неразрывно связано с активизацией инновационных процессов.
Анализ социально-экономической ситуации в аграрном секторе последних пореформенных лет свидетельствует, что здесь применяются устаревшие технологии, сорта растений и пород скота, несовершенные методы и формы организации производства и управления. Отсутствуют отработанные механизмы внедренческой деятельности, система научно-технической информации, соответствующая рыночной экономике, нет апробированной эффективной схемы взаимодействия научных учреждений с внедренческими структурами. Крайне низкая активность инновационной деятельности также связана с несовершенством организационно-экономического механизма освоения инноваций. Это усугубляет деградацию отраслей комплекса, ведет к росту себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социально-экономическое развитие сельской местности, резко снижает качество жизни на селе. Инновационные процессы в АПК имеют свою специфику. Они отличаются многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Анализ условий и факторов, влияющих на инновационное развитие АПК, позволил подразделить их на негативные (сдерживающие инновационное развитие) и позитивные (способствующие ускорению инновационных процессов) ( Условиями и факторами, способствующими инновационному развитию АПК, являются переход к рыночному способу хозяйствования, наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания. В качестве негативных условий факторов следует отметить ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки. Для отечественной аграрной науки характеры: высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность (более 20 министерств и ведомств, участвующих в решении проблем АПК); многообразие форм научно-технической и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; большая продолжительность исследования некоторых проблем, связанных с воспроизводственным процессом. Эта специфика создает определенные трудности в управлении аграрными научными исследованиями и аграрной наукой в целом.
Снижение ассигнований на науку за годы реформ привело к оттоку молодых ученых. Одна из особенностей сельского хозяйства состоит в том, что здесь наряду с промышленными средствами производства активное участие в воспроизводственном процессе принимают живые организмы – животные и растения. Развитие их подчинено действию естественных законов и зависит от таких естественных факторов, как климат, погода, тепло, влага, свет и пища. В.Р. Вильямс писал: «Растения требуют для своего процветания непрерывной наличности или беспрерывного притока четырех групп факторов – света, тепла, воды и питательных веществ при непрерывном условии одновременной и совместной наличности всех четырех факторов в оптимальных количествах при безусловной равноценности и независимости их. Расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве протекает во взаимодействии экономических и естественно биологических процессов. Поэтому при управлении инновациями требуется учитывать требования не только экономических законов, но и законов природы: равнозначности, незаменимости и совокупности жизненных факторов, законов минимума, оптимума и максимума. Действие закона незаменимости факторов производства проявляется в том, что, например, селекцией не компенсировать удобрения, сортом нельзя возместить пробелы агротехники, племенным делом не заменить корма. Согласно закону минимума, рост производства сдерживается тем фактором, который находится в минимуме. Например, уровень продуктивности скота определяется тем веществом, наибольшее количество которого находится в кормовом рационе; в соответствии с законом максимума превышение какого-либо одного питательного вещества сверх потребности животного не приведет к повышению его продуктивности. Комплексный характер инноваций в АПК предъявляет специфические требования к инновационному механизму (нормативно-правовой базе инновационного развития, организации и управлению, инновационному маркетингу, развитию инновационной структуры).
В сельском хозяйстве даже малейшее упущение чревато нежелательными последствиями. К.А. Тимирязев указывал: «Нигде, быть может, ни в какой другой деятельности не требуется взвешивать столько разнообразных условий успеха, нигде не требуется таких многосторонних сведений, нигде увлечение односторонней точкой зрения не может привести к такой неудаче, как в земледелии». Сложность аграрного производства и его особенности предопределяют своеобразие подходов и методов управления инновационным процессом, сочетание различных типов инноваций, усиления роли государства в стимулировании инноваций. Следует отметить, что сложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов в аграрном секторе. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства. Для активизации инновационных процессов необходимо обеспечить условия для расширенного воспроизводства в аграрной сфере, прежде всего улучшить финансовое состояние организаций. К числу приоритетов развития инновационных процессов в АПК следует отнести: - технологическое переоснащение организаций комплекса; - энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- воспроизводство плодородия почв, предотвращение всех видов их деградации, разработка адаптивных технологий агроэкосистем и агроландшафтов; - создание современной системы информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в АПК; - разработка государственной инновационной политики и стратегии на федеральном и региональном уровне, нацеленных на становление прогрессивных технологических укладов; - формирование организационно-экономического механизма функционирования АПК на инновационной основе; - усиление роли государственных организаций в активизации инновационной деятельности; - разработка региональных и муниципальных инновационных программ развития АПК; - совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований. Необходимо помнить, что универсального сценария развития инновационных проектов для всех регионов страны не существует, так как они разнятся не только по финансовым возможностям, но и по природно-климатическим условиям. Поэтому к каждому региону нужен свой подход. В связи с этим в новых экономических условиях региональная аграрная наука должна сосредоточить внимание на направлениях, способных ускорить решение Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а также последующее принятие Федерального Закона «О развитии сельского хозяйства» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы» (далее - Программа) однозначно подтвердило выбор агропромышленного комплекса в качестве приоритета отечественной экономической политики. В течение ближайших 5 лет из федерального бюджета на поддержку российского АПК планируется направить 551,3 млрд руб. – рекордная сумма за весь постсоветский период развития Российской Федерации. Следует особо выделить, что абсолютное большинство направлений Программы будет финансироваться из федерального бюджета только на принципах долевого участия. Таким образом, задачей первостепенной важности в настоящее время является корректировка существующей региональной нормативно-правовой базы поддержки сельского хозяйства в Самарской области, которая должна быть ориентирована на обеспечение максимального доступа региональных сельхозтоваропроизводителей и организаций АПК к федеральным финансовым ресурсам. Анализ структуры средств Программы показывает, что максимальный объем бюджетных ассигнований (292,7 млрд руб. или 53,1% от общего объема средств) будет направлен на реализацию мероприятий по достижению сельхозтоваропроизводителями финансовой устойчивости. На создание общих условий функционирования сельского хозяйства из федерального бюджета в 2008 – 2012 годах планируется выделить 66,5 млрд. руб.
Литература
1. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 2. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с. 3. Друкер, Питер Фердинанд. М. Бизнес и инновации] - «Вильямс», 2007. - С. 432 4. Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект). Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. 5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой - М.: ИНФРА-М, 2001. - 238 с. -(Серия "Высшее образование"). 6. Менеджмент в АПК / Ю.Б.Королев.- М.: Колос, 2000. 7. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М.Максимова.- М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1998. 8. Менеджмент организации / Под ред. З.П.Румянцевой.- М.: ИНФРА-М, 1996. 9. Пиличев Н.А. Управление агропромышленным производством. –М.: Колос, 2003. 10. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|