И методические рекомендации по их изучению
История и культура Санкт-Петербурга
Составил: Титов Я. Н. _________________ (подпись) Якутск 2009 Введение Курс «История и культура Санкт-Петербурга» относится к общекультурному блоку дисциплин в структуре подготовки специалиста в высшей школе. Он связан с историей, философией, этнографией, археологией, краеведением, литературой, топонимикой. Целью курса является всестороннее и многогранное изучение культуры, истории города на Неве. Обобщение общегосударственных исторических процессов и их отражение на жизнь Санкт-Петербурга и его жителей. Предметом курса являются общие вопросы краеведения, истории и культуры связанные с объектами Санкт-Петербурга и его жителями. Целевое назначение программы заключается в том, чтобы в процессе изучения данного курса студент закрепил имеющиеся у него знания по истории Санкт-Петербурга, систематизировал их и приобрел новые. Программой предусмотрены теоретические и практические задания. Полученные по этому курсу знания студент может активно применять и на других занятиях: «Экскурсионная и выставочная работа» и т.д. Курс «История и культура Санкт-Петербурга» ориентирован на развитие творческих способностей будущего специалиста. В соответствии с целевой установкой курс призван решать следующие образовательные задачи:
Для достижения намеченной цели и решения поставленных задач студент должен знать:
Уметь:
Формы занятий. Курс «История и культура Санкт-Петербурга» предполагает различные по формам занятия – это лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная подготовка студентов, изучение литературы о городе, работ основоположников краеведения, подготовка рефератов, курсовых и контрольных работ. Формами контроля за успеваемостью является текущий контроль по результатам ответов на семинарских занятиях, выполнение рефератов. Промежуточный контроль – тестовые проверки, контрольные работы. Итоговый контроль: зачет или экзамен.
Содержание тем дисциплины и методические рекомендации по их изучению
Вводное занятие раскрывает основные направления изучения города, дает понятие о терминах краеведения и топонимики. Студентам предлагается испытать свои знания в топонимике, определив историю города по названию улиц, рек, мостов и др. мест своего района. Для ознакомления с историей петербургского краеведения рекомендуется ознакомиться с трудами известных ученых: Н. Анциферова, П. Столпянского, В. Курбатова и др. Для качественной подготовки к семинару по этой теме студенты должны изучить работу Н.П. Анциферова «Душа Петербурга», использовать полученные знания для последующих тем семинарских занятий. При подготовке ответов – характеристик «История города в названиях улиц и площадей Санкт-Петербурга» рекомендуется дополнительно пользоваться книгами: С. Горбачевич, Е. Хабло «Почему так названы?» и Г.Никитенко, В. Соболь «Василеостровский район» и др., тщательно изучить карту города.
Данная тема очень важна в процессе обучения по данной дисциплине, т.к. основные направления градостроительной политики, заложенные в I половине XVIII века в дальнейшем развивались и использовались, многие петровские начинания оставили след в истории города и страны. В процессе подготовки по данной теме студентам рекомендуется помимо ознакомления с ведущими научными работами, также посетить музеи города (Государственный музей истории Санкт-Петербурга: Петропавловскую крепость; Кунсткамеру, Домик Петра I, Летний сад и Летний дворец, Меншиковский дворец и русский отдел Государственного Эрмитажа). При подготовке к семинару и экзамену рекомендуется дополнительно изучить книги:
Подготовка студентов по данной теме является взаимосвязанной с предыдущей. Можно использовать при подготовке к ответу ту же дополнительную литературу. Для расширения кругозора студента рекомендуется совершить экскурсию по пригородам Санкт-Петербурга, посетить музейные дворцово-парковые комплексы Гатчины, Царского Села, Павловска, Петергофа и Ораниенбаума. Подобное изучение материала на практике позволит слушателям сравнить смену стилей, изменение культуры быта России конца XVIII века, познакомит с творчеством великих зодчих: Растрелли, Бренна, Ринальди, Львова и др. Целесообразно вспомнить названия улиц и площадей, связанных с именами сподвижников Екатерины II и Павла I, скульптурное убранство города, отвечающее данной тематике.
Данная тема предоставляет студентам широкое поле деятельности. При подготовке докладов на семинарских занятиях и ответов на экзамене рекомендуется воспользоваться дополнительной литературой о творчестве зодчих этого периода, художественными произведениями, посвященными лицеистам, литературными произведениями: В. Жуковского, А. Пушкина, его друзей и соратников. О театральной и салонной жизни города I половины XIX века студенты могут узнать из посещения экспозиций Всероссийского музея А.С. Пушкина и Государственного театрального музея. Это не только расширит их кругозор, но и поможет явственнее представить себе быт и нравы Петербурга этого времени.
Раскрытие этой темы предлагаю, через изучение жизни и творчества ярких представителей петербургской общественной жизни II половины XIX века, которые оказали огромное влияние на общественно-политическую и культурную жизнь города и страны. Студент, готовя ответы на вопросы билетов, легко может сориентироваться в этой теме, используя знания по истории, краеведению и топонимике. В музыкальной жизни огромное влияние оказали П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, Мусоргский и др., - их памятниками украшен город, их именами названы улицы и проспекты. Они либо закончили в нашем городе образование, либо преподавали в Консерватории, их произведения до сих пор исполняются на театральных и концертных сценах. О деятельности Академии художеств уже упоминалось в предыдущих темах, но в данном разделе рекомендуется обратить внимание на борьбу различных художественных течений в ее стенах, и на организацию нового направления в живописи – критического реализма, на деятельность Товарищества передвижных выставок (Репин, Крамской, Ге, Левитан и др.). В области литературы рекомендуется также обратить особое внимание на деятельность петербургских журналов, их политику. А как самым ярким явлением литературного Петербурга II половины XIX века представить творчество Ф.М. Достоевского.
Деятельность великих ученых этого времени также отражена в названиях города и в его скульптурном убранстве: Менделеев, Боткин, Сеченов, Попов, Павлов и многие др. Для лучшего усвоения темы, помимо изучения дополнительной литературы, студенты могут посетить многочисленные музеи: организованные в XIX веке (Музей железнодорожного транспорта), а также, посвященные известным представителям этого периода истории России: музей-квартира Некрасова, музей-квартира Римского-Корсакова, музей-квартира Достоевского, музей-квартира Менделеева, репенские Пенаты и др.
Эта тема продолжает логично предыдущую. Студенту рекомендуется обратить внимание на изменение архитектурно-градостроительных задач города, появление новых технических решений, использование новых материалов и механизмов при строительстве. Появление «промышленной» архитектуры. В этом студентам помогут не только дополнительные печатные исследования, но и их «зоркий глаз» в прогулках по городу.
Серебряным веком культуры Петербурга называют период конца XIX – начала ХХ века. И действительно эта тема включает в себя огромное количество мини-тем. Студенту рекомендуется при подготовке к ответу из всего многообразия выбрать по одному примеру по каждому направлению деятельности. На пример, в подтеме «Литературная жизнь города» следует упомянуть о разнообразных литературных направлениях этого периода: перечислить их представителей: А. Блок, А. Белый, И. Анненский, К. Бальмонт, А. Ахматова, Н. Гумилев, Г. Иванов и др., а остановиться на творчестве А. Блока (по выбору). Таким же образом следует поступить при освещении темы «Архитектура модерна». В ответе рекомендуется дать определение стилю «модерн», средствам его выражения, перечислить основных его представителей в Петербурге, а проанализировать подробно творчество одного из представителей этого направления (фон Гоген, Лидваль, Перетяткович, и др.) Театральная жизнь этого периода была очень насыщена. Как и в предыдущих случаях рекомендуется дать общую характеристику, а затем конкретизировать на рассказе о каком-либо известном деятеле (В. Камиссаржевская, Ф. Шаляпин, А. Павлова, М. Кшесинская и др.). Нельзя забывать и о том, какие исторические события произошли в это время в нашем городе (революция 1905 г., I Мировая война и т.д.). Рекомендуется ответ строить на примерах отображения этих событий в искусстве, памятниках и топонимике города.
Из названия этой темы видно, какая она емкая. При подготовке рекомендуется разделить ее на части, озаглавив их: «Город после Октябрьской революции», «Предвоенная жизнь Ленинграда», «Ленинград в блокаде» и «Восстановление Ленинграда после войны». При подготовке по 1 части необходимо представить себе обстановку в городе сразу же после Октябрьской революции. О судьбе города и жизни представителей научной и творческой интеллигенции дают представления книги, которые сейчас появились на прилавках магазинов, и которые раскрывают эти темы: О. Форш «Сумасшедший корабль», С. Шульц «Дом искусств», воспоминания А Остроумовой-Лебедевой, М. Добужинского и т.д. Рекомендуется, как уже излагалось выше, выбрать историю кого-либо одного ярчайшего явления этого периода Дом искусств, «Привал комедиантов», создание музеев: Города, Революции, Отжившего культа, Музеефикация императорских и великокняжеских дворцов и т.д., или деятельность какого-либо петербуржца: М. Горького, М. Добужинского, Л.А. Ильина, В. Курбатова и др. Рассказывая о блокадном Ленинграде, обязательно следует сделать акцент на деятельность научных и культурных учреждений (институты, Академия наук, Музей города, театры, исполнение 7 симфонии Шостаковича и т.д.), огромное воздействие радиопередач на дух горожан (О. Берггольц, В. Инбер). По заключительной подтеме следует рассказать о Генеральном плане застройки Ленинграда. Восстановлению промышленности и жилого сектора, научных и образовательных учреждений, возрождение памятников культуры. Здесь студентам поможет не только дополнительная литература по курсу, но и те экскурсии, которые они предпринимали в Музей истории Санкт-Петербурга и в пригороды. Для ознакомления с жизнью и творчеством М. Защенко, А. Ахматовой рекомендуется посетить их музеи-квартиры.
Эта тема должна быть близка студентам, т.к. исторические события из жизни города происходили у них на глазах. Дополнительный материал можно подчерпнуть не только из монографий, но и из периодики. Музейная сеть в 70-80-90 годы широко развивалась, было стремление к объединению малых музеев вокруг 1 большого центра. Таким примером в нашем городе является Государственный музей истории Санкт-Петербурга. В те годы он имел следующие филиалы: Петропавловская крепость, музей-квартира Кирова, Смольный собор, Крепость Орешек, Монумент Героическим защитникам Ленинграда, музей-квартира А. Блока, особняк Румянцева, дом Матюшина, краеведческие музеи г. Пушкина и г. Ломоносова. При ответе можно проанализировать деятельность этого музея. В 80-е годы вырос образовательный потенциал населения города (перечислить ВУЗы). Характеризуя успехи промышленности, следует остановится на каком-либо 1 предприятии (Балтийский и Адмиралтейский заводы, «Севкабель», «Скороход», «Красный треугольник», «Арсенал» и др.). Многие архитектурные решения тех лет были высоко оценены – это строительство спортивных комплексов «Юбилейный», «СКК», гостиница «Прибалтийская» и «Пулковская» и др. Дать характеристику застройки какого-либо района. В театральной жизни города было много новых имен и открытий. Раскрывая эту подтему, можно остановиться на (представители по выбору: (БДТ – Г. Товстоногов, Малый драматический театр – Л. Додин и др.)
Завершает курс «История и культура Санкт-Петербурга» тема, рассказывающая о сегодняшнем дне города. Студентам рекомендуется при подготовке к ответу использовать сведения, полученные из периодической печати, проявлять активность, посещать городские мероприятия, театры, следить за выставочной деятельностью, все эти дополнительные сведения украсят ответ, сделают его ярким и насыщенным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|