Проверка индивидуального дом. задания. Пересказ-анализ 5 главы.
Урок 3. Тема: Молодость Обломова. Былые духовные увлечения героя. Цели урока: показать социальную психологию Обломова, живую его душу; проанализировать 9 главу романа «Сон Обломова»; сделать наблюдения над стилем Гончарова; раскрыть роль второстепенных героев. Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. Подобно Гоголю, который, показав Чичикова, рассказывает о его прошлом, Гончаров в 5 главе приступает к повествованию о молодости Обломова.
Проверка индивидуального дом. задания. Пересказ-анализ 5 главы. «60/1»,- открывается 5 главка. Служба, увлечение светом (63) – через них прошёл герой, прежде чем обосновался на диване. Он «60/2». Но служба оказалась отнюдь не «61/3». Обломов прослужил кое-как 2 года, но, отправив однажды бумагу вместо Астрахани в Архангельск, так перепугался, что подал в отставку. Привычка к покою, «домашней свободе», меланхолический темперамент - вот что привело его на диван. 3. Но 6 главка неожиданно вносит в одноплановую характеристику Обломова новые, диссонирующие с уже известными человеческие приметы. Она приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. Ключом к новой странице Обломова становится фраза: «68/1». Обломов, собственно, не гоголевский персонаж, а скорее сын Маниловых – подсказывает автор романа. Правда, знания, полученные в пансионате, университете, герой не сумел сделать «своими»(67/1); голова его была как будто «67/2». Но пережитый в молодости, в дни знакомства с поэзией, искусством, «66/1» навсегда потряс его эмоциональную натуру, возбудил в ней высокие мечты, отвратил от пошлых забот о служебной карьере. Заканчивая «этюд» о юношеских увлечениях Обломова, писатель замечает: «66/2», как бы предлагая читателю вернуться в «исходное положение» - видеть в Обломове того байбака, какой нарисован в первых главках. Но такое возвращение невозможно. Благодаря 6-й главке, казалось бы, крепко сцементированное представление об Обломове как гоголевском персонаже дало глубокую трещину.
4. Пусть основная сфера духовной жизни Обломова мечтательность. Но в его мечты врываются соображения, чуждые Маниловым. Мечты Манилова анекдотичны – Обломову «68/2». И пусть, рисуя мечтания Обломова, автор прибегает к иронии – «68/3 – 69»- перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках. 5. Но неожиданности 6 главки не исчерпаны. Логика читательского восприятия героя в конце 6 главки оказывается зафиксированной в авторском резюме. Выходит, сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто «внешним показателям», объясняющим гоголевский персонаж, но не гончаровский: «69/2 - 70». Над нами крепко довлеют впечатления от 1-х глав (байбак, перебранивающийся с Захаром, приятель Тарантьева и …о нём же: «внутренняя волканическая работа», «гуманное сердце».) Сам писатель наталкивает на «крамольную» мысль: Обломов начала романа – тот Обломов, каким он казался («Так о нём представляли везде …»), а не настоящий, которого знает автор, о котором и написал роман.
Так образ главного героя серьёзно усложняется, новое содержание взрывает гоголевскую «маску». За обликом «пошлого человека» скрывается живая душа! 6. Но Гончаров, приоткрыв в 6-7 гл. «лицо» героя, в последующих – 8-9 – снова живописует его «маску». Опять перед нами Обломов только такой, как о нём все «думали».
Перебранка с Захаром из-за сора. Письмо квартирохозяину, разговор с доктором – комический элемент: обличается пошлость пошлого человека, кА и в 1-х эпизодах
Но это не движение по кругу. Теперь за поступками встаёт психология. «Как туча гремит» над головой Захара патетическая сцена: Обломов возмущён тем, что слуга сравнил его с «другими». «89/1 - 90»
Социальная психология Обломова – это психология барина-помещика, сознающего своё право ничего не делать и принимающего труд на себя других как должное. «Патетическая сцена» с Захаром – кульминация того главного мотива 1 части романа, который призван обнажить в Обломове всё «обломовское», типовое и по-гоголевски обличить его. Но в отличие от Гоголя юмор смягчает «разоблачительность» монолога Обломова. Так несколько раз юмористически «обыгрывается» выражение «жалкое слово» в его особом восприятии Захаром, комически звучит требование Обломова: «Дай мне квасу», прерывающее его высокие речи, вызывает улыбку реакция Захара на «жалкие слова» барина: «89/2» - «90/2» - «91/22. 7. После патетической сцены «93/1». Опять за «внешним человеком» обнаруживается «внутренний». И как они не похожи один на другого! Где самодовольный Манилов-Обломов, мелко философствующий и измывающийся над Захаром?! «93/2» « Тайная исповедь перед самим собой» была мучительна: целый пожар стыда вызвало воспоминание о сцене с Захаром. «94/1». И ответ следует сразу за вопросом. Он содержится в 9 главе – «Сон Обломова». «Отчего я такой?» - спрашивает себя Обломов. И засыпает. И ему снится «Сон Обломова». Сон, который и объясняет, почему хорошие, светлые начала его души всё-таки в полной мере так и остались нереализованными, почему пропал. Погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный.
6. «Сон, подобный смерти». (Анализ 9 главы) Сон Обломова вовсе не сон в точном смысле слова, а произведение, написанное по мотивам сна. «Сон Обломова» - рассказ об утраченном рае. а) Реалистическая литература признаёт связь человека и среды, характера и обстоятельств, настойчиво обращается к дням детства, годам воспитания своих героев. Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии. В условиях жизни ищет искусство разгадку человеческой судьбы. Вместе с тем «Сон Обломова» имеет самостоятельную смысловую значимость. Это своего рода утопия, каким он видится главному герою романа и самому автору.
Так появились знаменитые пушкинские строфы: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель; Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня …. «Будто одни лета делают старыми. А сама натура, а обстоятельства? Я старался показать в Обломове, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель. – Климат, среда, захолустье, дремучая жизнь – и ещё частные индивидуальные у каждого обстоятельства». В этом признании Гончарова квинтэссенция сна Обломова.
б). Не случаен выпад против моря, которое воспевали поэты – романтики. Отсюда постоянные «нет» и «не». Прошлое в «сне» конкретно и в то же время символично. «Благословенный уголок земли» - это вся Россия с её бесконечной пространственностью, скромной красотой, противопоставленной романтической красоте шотландских пейзажей и замков.
- Идиллический пейзаж: природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, «там ближе к земле» («96/2»), и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире. На широкий и мягкий характер Ильи Ильичаоказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих х олмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть ползут по камушкам, будто задумавшись (96/3). Природа здесь как ласковая мать заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они «97/2». Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. («97/3». «99/1»). Сказочная атмосфера царит в Обломовке. Природный ландшафт здесь словно игрушечный («Горы там как будто модели тех страшных где-то воздвигнутых гор…») или «мастерски нарисованный» на «живописных этюдах». Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращённых матерью-природой.
Обломовка – обыкновенная барская усадьба с крепостническим укладом, с другой же стороны, она изображена художником как «чудный край», «благословенный уголок земли», жизнь в котором течёт по своим внутренним законам.
в) Характерные черты Обломовки: Что делает похожей Обломовку на островок золотого века? - Из жизни исключены всякие движения, потрясения – правильно и невозмутимо совершается там годовой круг (95/5); обломовский мир искусственно отделён от большого мира: «99/4». - Жизнь обломовцев природоподобна. Здесь «всё идёт обычным, предписанным природой порядком». Времена года чередой сменяют друг друга, а в человеческой жизни за рождением приходит свадьба и смерть. Из жизни, как из окружающей природы, изъяты сильные движения, весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, какого – либо напряжения… Сумма воспитательных наказов няньки состоит из бесконечных «нет» и «не»: «102». Постоянные запреты, неутомимая опёка, в итоге формировался характер бесформенный, пассивный.
Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда и сон. - Символом обломовской жизни стал послеобеденный всепоглощающий сон: «105/3». С каким упоением предаются обломовцы сну! «106/1» Никто и ничто не в силах «противиться обаянию сна»: ни человек, ни матушка-природа. Даже воздух «сонно висит без движения», даже солнце будто дремлет, «стоит неподвижно». Нет места духовности. Полным контрастом этой статичной картине выступает описание поведения Илюши во время «сна»: «107/1».
Гончаров, чтобы изобразить лень и апатию во всей её широте и закоренелости, опирается на язык как первоэлемент литературы. В целях воспроизведения однообразной, спокойной, сонной жизни обломовцев, использует пространные конструкции, характеризующиеся замедленным ритмом, предполагающие перечисление однородных членов предложения. В качестве примера прочитаем: «106/1». Кроме того, сравним семантику глаголов и зависимых от них слов в описании полдня, сцены «всеобщего послеобеденного сна», с одной стороны, и живого, резвого, шаловливого и любознательного Илюши, с другой: «105/4». И здесь преимущественно глаголы недейственной семантики, усиленной и подчёркнутой распространителями, выражающими состояние неподвижности, статичности: неподвижно, без движения, сладким сном. А если глагол и обозначает действие, то либо неактивное (разбрелись, повалил, прикрыв), либо такие, «активная» семантика которых снимается словесным окружением (не шелохнётся, перестал струиться).
Полным контрастом этойстатичной картине выступает описание поведения Илюши во время «всеобщего послеобеденного сна»: «107/2». В этом описании мы видим главным образом глаголы конкретного действия (искал, ловил, забирался, роется, отыскивает, мчится). Причём подбор однокоренных слов и синонимов усиливает живописность картины подчёркиванием семантических оттенков (убегал, взбегал, обегал, выбежит, сбегать; слушал, прислушивался; смотрит, осмотрит; ср.: следил глазами, наблюдал). Выразительны и сопутствующие глаголам слова, передающие динамику движений мальчика и его радостное, восторженное активное восприятие мира, противоположное всеобщей апатии окружающих: на цыпочках, пристально, с замирающим сердцем, с наслаждением, боясь дохнуть, всласть, дрожа от страха, ни жив ни мёртв. - Первая главная жизненная забота в Обломовке – забота о пище: «105/1». Ну чем несказочное царство с ревами мёда и молока? В состав «обломовщины» входит и поэзия деревенского уединения, и картины щедрого русского хлебосольства с исполинским пирогом, и гомерическое веселье, и красота крестьянских праздников под звуки балалайки… Подробно Гончаров описывает изготовление «исполинского пирога», поедаемого в течение целой недели. (105/2) Пирог, которого хватает всем, начиная от господ и кончая дворником Антипом, служит в романе символом всеобщего равенства и земного благополучия. - Единственная форма духовной жизни, доступная обломовцам, - причастность к миру сказки, легенды, мифа. Развивая мечтательность, сказка только больше привязывала мальчика к дому. Ведь в сказках живёт та же Обломовка, только поэтически украшенная; няня «109/2». В Обломовке всё овеяно с казкой про «Емелю-дурачка», про «добрую волшебницу, являющуюся… в виде щуки» и осыпающую его «ни с того ни с сего разным добром», про «неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну», про «неведомую сторону», где «текут реки мёду и молока». Духовная жизнь такого рода культивирует созерцательность, бездействие. Псевдожизнью подменяется подлинная жизнь: «111/2». Так духовное переживание оказывается не стимулом движения, а тормозом его. Сказки, мифы заронили в душу Илюши страх перед жизнью, робость перед всем непонятным, внутреннюю скованность: «112/1», «112/2». Не случайно у воспитанного в атмосфере сказки Ильи Ильича и во взрослом состоянии «сказка… смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
- Отношение обломовцев к труду. Труд воспринимали как наказание: «114/1», избавление от которого возможно и должно. Жители очень боятся хлопот, волнений, перемен. Бездействие и безделие здесь возведены в культ.
- Как обломовцы воспринимают время и пространство? «119/2». Эта обессмысленность узаконена традиционным повторением такой жизни из поколения в поколение. Не разум, а традиция, привычка, - главный аргумент в этом мире, иррациональном по существу. «99/2, 3, 4, 7» – пространство. Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали, что в 80-ти верстах о них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове. И о Москве, Питере, что «99/6». Они очень настороженно настроены к чужакам (99/4). Никто из жителей Обломовки не стремился выйти из этого мира, ибо там – чужое, враждебное, их вполне устраивало счастливое «житьё – бытьё», и их мир – самостоятельный, целостный и завершённый.
Идиллическим обломовцам вместе с тем присущи мягкость, сердечность и благодаря этому человечность. Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть – вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.
- Любовь в Обломовке носит совсем иной хар – р, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они «114/3». - В состав обломовщины входит у Гончарова безграничная любовь и ласка, которыми с детства окружён и взлелеян Илья Ильич. «101/1».
- Обряды, обычаи обломовцев. Кажется, вся жизнь их состоит только изодних обрядов и ритуальных праздников. Отсчёт времени ведут по праздникам или по семейным событиям. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия – обломовцы смотрят на миркак на таинство, святость. Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала «102/1».
Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в зимний вечер погаснет свеча, «119/1». И дальше начнётся заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто не сомневается. Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно – следственных связей, которые очевидны для аналитического ума. Вопрос «почему?» - это не обломовский вопрос. Бытие обитателей Обломовки не отягчено глубокими раздумьями о смысле жизни. Обломовцы не ставят перед собой никаких целей. «114/2». - Название деревни: одно из архаических значений слова «обло» - круг, окружность. « Такой смысл как будто вполне соответствует мягкокруглому, шароподобному человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине», - таково заключение исследователя Ю. Лощица. По его мнению, в названии деревни также явственно проступает другой символический смысл: «В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватной жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема» Здешним обитателям обломилось доедать археологический обломок, кусок громадного когда-то пирога. Вспомним, что пирог в народном мировоззрении – один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни…». Вывод. По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впе чатления формируют натуру будущего человека. Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы с. 117; кормление булочками – 102, история с письмом с. 124.) навсегда остались для И. И. идеалом настоящей жизни – спокойной, сытой. И никакие последующие влияния – книги, университетский быт, служба в Москве – не смогли его серьёзно поколебать. И это, по Гончарову, естественно, потому что «113» в обломовском доме воспиталось в Илюше и чувство избранничества, на которое опирается его убеждение «я – другой» и бессознательный эгоизм, чуждый его кроткой и доброй натуре. А главное, с детства заложены в герое основы нравственного иждивенчества, предопределившие трагедию его жизни.
«Сон Обломова» и должен объяснить, почему И. И. стал таким, каким он показан в начале романа. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания. Он, как жидкость, принял форму сосуда, в который был налит. Если в первых главах Обломов был представлен читателю как воплощение своей среды, то «Сон Обломова» доказал правомочность такого представления. Нет никаких намёков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребёнке воспитанием. «Сон Обломова – это великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена,- был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной», - писал критик Александр Васильевич Дружинин.
8. Захар Комический свет бросает на обломовского слугу Захара его хорошо ощущаемая в романе параллель с оруженосцем Дон Кихота. Подобно Санча Пансе, Захар искренне предан своему барину и в то же время едва ли не во всём «перечит» ему. В особенности отличается от понятий Ильи Ильича взгляд Захара на женщин, вполне выразившийся в его «гордо» мрачном отношении к своей жене Анисье. Д. з.: Перечитать 2-3 части романа и ответить на вопрос: каким «испытаниям любви» подвергается герой романа? Индивид – е задания: 1) Штольц: портрет - гл. 2, часть 2. История Штольца (краткий пересказ).
- Почему главы о Штольце заканчиваются горячим «комплиментом» Обломову?
2) Сцена гл. 3, части 2. Та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Как они изменились? О чём говорят?
3) 2-й разговор Обломова и Штольца (гл. 4. ч. 2) (новое объяснение бездеятельности Обломова. Найти в эпизодах «парада гостей» подобные реплики.)
5) Часть 2, гл.5. Ольга: - найти черты сходства с Татьяной. Что подчёркнуто в её облике?
6) Почему пробудил Штольц интерес Ольги к Обломову? (Часть 2, гл. 6) Что общего между Ольгой и Обломовым? - Почему роман Ольги – Обломова сопровождается «аккомпанементом», пеньем Ольги? ----------------------------------------------------------------------------------------------------
- к 5-му уроку: С какой целью было написано письмо Обломовым Ольге? (10 гл., ч. 2.) 1. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- Игра. Каждый из вас должен придумать как можно больше вопросов на знание текста романа «Обломов». Вопросы могут касаться имён. Дат, названий, реплик персонажей, деталей внешности и поведения и многое другое. Одно условие: тот, кто задаёт вопрос, должен знать на него точный ответ и быть в состоянии указать часть и главу романа, откуда взята информация. Когда материала будет достаточно, добровольцы будут состязаться в знании текста. Двое по очереди отвечают на каверзные вопросы и получают по 3 очка за каждый верный ответ. Если же ни один из участников соревнования не знает ответа, слово предоставляется любому желающему из публики. Например: 1) сколько лет не чинилось крыльцо барского дома в Обломовке? (16) 2) куда не пускали маленького Обломова? (в овраг) 3) В чём родители Обломова видели выгоду просвещения» (В том, что оно помогает сделать карьеру). 4) На какой улице в Петербурге проживал Обломов до переезда? (На Гороховой) 5) Каково было отчество Захара? (Трофимыч) 6) Как Захар объяснял то, что у него в шкафу лежали вместе чай, лимон, сахар, вакса серебро, щётки и мыло? («Чтобы всё было под рукой») 7) Что нашёл Захар на письменном столе на следующий день после Ольгиного посещения? (Маленькую перчатку) 8) Сколько было детей у вдовы Пшеницыной и как их звали? (2: Маша и Ваня)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|