е сообщение. Портрет, история Штольца (2гл., ч.2)
Урок 4. Письменный анализ эпизода «Сон Обломова» (9 глава) Цели урока: Развитие письменной речи учащихся; помочь учащимся найти материал в главе, отвечая на вопросы темы, Выстроить речевые переходы, переходя от части к части.
Ход урока. « И Илюша… лелеемый, как экзотический цветок …рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». Вступление. Роль мотива сна в романе. Варианты вступления: 1) После патетической сцены 8 главы, передающей возмущение Обломова тем, что слуга сравнил его с «другими», герой произносит «тайную исповедь перед самим собой», в которой задаёт вопрос: «Отчего я такой?». И засыпает. И ему снится сон, который и объясняет, почему хорошие, светлые начала его души всё-таки так и остались нереализованными, почему пропал, погиб человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный.
2) Реалистическая литература признаёт связь человека и среды. Характера и обстоятельств. Обращается к дням детства. Годам воспитания своих героев. Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии. «Я старался показать в Обломове, как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в.. кисель», - в этом признании И. А. Гончарова смысл сна Обломова.
Обломовщина как философия жизни. 1) Идиллический пейзаж. Прошлое в «сне» конкретно и в то же время символично. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, медленное течение рек. Природа здесь как мать заботится о тишине, размеренной спокойной жизни человека. Грозы не страшны, страшных бурь, разрушений в том краю не бывает. «Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений».
Обломовка – обыкновенная усадьба с крепостническим укладом, с другой стороны, жизнь в ней течёт по своим внутренним законам.
2) Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда и сон. Забота о пище была главная забота в Обломовке 3) Единственная форма духовной жизни – причастность к миру легенды, сказки. Сказка для обломовцев – попытка с помощью воображения объяснить и разгадать мир, но и реакция на страшный мир реальной жизни, от которой люди так надёжно спрятались, заменив жизнь вымыслом. 4) Отношение к труду. Сносили труд как наказание. В результате человеку ничего не нужно: «жизнь как покойная река текла мимо и сводилась к трём главным актам жизни: родинам, свадьбе, похоронам». Но нигде в этих актах не нашлось места ни книге, ни образованию: «Илья Иванович не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью… без которой легко можно обойтись» 5) Любовь в Обломовке. 6) Обряды, обычаи и приметы обломовцев. 3. Какова роль данного эпизода в романе? Гончаров показал, как любящие и заботливые родители вырастили абсолютно беспомощного взрослого человека! А ведь родился Илья, как и все дети, любознательным, пытливым ребёнком. Глава называется «Сон Обломова». Жизнь - это сон, следовательно, обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека. Эпизод помогает понять, почему не состоялась жизнь героя. Без этого эпизода роман не имел бы такой силы обобщения и типизации.
Тема: Анализ 2-3 части романа. Штольц. «Собственно роман». Пробуждение. «Восхождение героя». Обломов и Ольга Ильинская. Цели уроков: беседа, сопровождаемая комментированным чтением отдельных сцен. Ход урока. 1. Вступительное слово. По замыслу Гончарова. Только со 2 части начинается собственно роман. (Из письма Гончарова к Л. Н. Толстому: «Не читайте 1 часть «Обломова», а если удосужитесь, то почитайте 2 и 3».)
Когда на французском языке была переведении лишь 1 часть «Обломова» и в таком самостоятельном виде напечатана, негодованию Гончарова не было предела: «…в этой 1 части заключается только введение, пролог к роману, комические сцены Обломова и Захара – и только, а романа нет! Ни Ольги, ни Штольца, ни дальнейшего развития характера Обломова. Остальные 3 части не переведены, а эта 1-я часть выдана за отдельное сочинение! Какое нахальство». Со 2 части повествование теряет статичность. Появляется Ольга. Грядет любовная драма, в драматическом действии развёртывается подлинный характер главного героя. Главы 2 части. Правда, открывается 2 часть портретом Штольца, но в том-то и особенность «Обломова» как монографического романа, центростремительного по своей конструкции, что этот портрет даётся не самостоятельно, а в постоянном сопоставлении с Обломовым. История Штольца больше рассказана, чем представлена в картинах (а образ Обломова уже сформировался в воображении читателя), характеристика Штольца «работает» не столько на него самого, сколько на его друга. е сообщение. Портрет, история Штольца (2гл., ч.2) 4. Дополнение учителя. Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно разными. Отец героя – немец, управляющий в дворянском поместье, привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать – русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой – передала Андрею свою духовность. В отличие от Обломова, Штольц – воплощённая энергия: с. 147 (2 глава). Если Обломов - весь в стихии эмоциональной – Штольц предельно рационалистичен: «148/2, 2». Вот такими категорическими формулировками «рассказан» Штольц. Ощущается некоторая «сделанность». А помните, как говорил Гончаров об истоках характера Штольца. Что-то уж слишком они математически выверены: «144», 1-я глава. (Филистер – человек с узким обывательским кругозором; бурш – студент, принадлежащий к одной из студенческих корпораций.)
Возникает мысль: не искусственно ли сконструирован в качестве антипода герою романа этот Штольц «150/3» (гл. 2):
- отрицанием обломовской мечтательности, робости перед жизнью «148/1», - аморфности характера «150/1», - его мучительной рефлексии «150/2». От такого нагнетения качеств «положительных» подрывается доверие читателя не только к достоверности, но и к самой «положительности» этих качеств. Пуританский (словарь: отмечающийся строгой, показной нравственностью) фанатизм, расчётливость Штольца заставляют с симпатией вспоминать… слабого, ленивого, но противоречивого и страдающего Обломова. Таков неожиданный эффект апофеоза Штольцу.
5. Есть такой литературный приём – антитеза – художественное противопоставление. Роман «Обломов» весь строится на антитезах: Прошлое – настоящее, Обломовка – Петербург, Обломов – Штольц. Этот список можно продолжить. Гончаров всячески подчёркивает противоположность Обломова и Штольца: · Обломов русский, Штольц – наполовину немец и, главное, немец по воспитанию. · Обломов – барин. Штольц – сын управляющего. · Обломов – бездельник. Штольц – предприниматель. (Автор довольно небрежно характеризует занятия своего героя: «147/1». Рассказывать об этом Гончарову неинтересно: сам он не смыслил в коммерческих делах.)
6. В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже Добролюбов и Дружи нин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным. Правда, объяснили они это по-разному. · Добролюбов отметил, что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей, и потому писателю не удалось ярко показать такой тип. · Дружинин же считал Штольца прежде всего художественной неудачей Гончарова: «…это … персонаж, обрисованный с излишнею кропотливостью, которая всё-таки не даёт нам должной полноты впечатления». Задумаемся: что значит «должной полноты»? Может быть, Андрей Иванович и не очень запоминается как личность (по крайней мере, он кажется тусклым на фоне Обломова), зато он в полной мере воплощает в себе идеалы, принципы, стиль новой жизни. Во 2-й половине 19 столетия Россия запоздало вступала в новый век. Большие города, промышленность, торговля – всё это вытесняло былой покой помещичьих гнёзд. На смену мечтателям приходили деловые люди. Таким деловым был и Штольц. И действительно неважно, чем именно и с кем конкретно он торговал.
Эта тема делает роман «Обломов» удивительно современным. Разве мы сегодня наблюдаем не те же процессы? Разве не торжествуют энергичные, предприимчивые… и безжалостные? Да, Штольц безжалостен. Он вроде бы и любит Обломова и желает ему добра. Но всё равно рассказывает Ольге о том, что застал друга в разных чулках – хотя и знает, как боится Илья Ильич огласки этой позорной истории. Организуя знакомство Ольги с Обломовым, Штольц как будто устраивает очередную торговую сделку. Всё рассчитано. Всё разумно. Но всё срывается.
7. – Заканчиваются главы о Штольце горячим «комплиментом» … Обломову, «в основании натуры которого «151 » (гл. 2). Так открыто заявлена одна из ведущих тем всего будущего повествования – тема «чистого, светлого и доброго начала» натуры Обломова. В 1-й части она робко прозвучала в 6 – 8 главках, когда открылось различие между Обломовым и «пошлыми людьми», достойными лишь гоголевского осмеяния. Теперь же первое упоминание об Обломове сопровождается целым «этюдом» о его простом и нехитром сердце, который уподобляется начальному аккорду совсем нового по тональности повествования. 1. Глава 3. Вот развивается сцена, начатая в 1-й части, - приезд Штольца: та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Наедине со Штольцем, единственно близком ему человеком, Обломов становится таким, каким он был в тайной исповеди перед самим собой «в одну из ясных, сознательных минут в его жизни» (гл. 8, ч. 1, с. 94). Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни с. 151, 154 (гл. 3). В Илье Ильиче нет ни грани самодовольства «пошлого человека», грустно-скептически относится он к самому себе. Он отвечает на вопросы Штольца «печально», «с едва заметной горечью», «со вздохом». 2. Глава 4, часть 2. Но 1-й разговор со Штольцем лишь подготовка ко 2-му, чрезвычайно важному и предельно ёмкому, где по-настоящему раскроется новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая новая грань личности Обломова, всплывёт доселе скрытая мотивировка его безделия. «с. 157/3», - заявляет Обломов Штольцу после целой недели, проведённой под его руководством в обществе, в хлопотах о делах. И в ответ на малоубедительные оправдания Штольца обрушивает на него свои страстные филиппики (словарь: грозные, обвинительные речи. Афинский оратор Демосфен разоблачал в своих гневных речах врага афинской демократии Филиппа Македонского): ситуация почти невозможная – ведь перед нами самоуверенный Штольц и робкий ленивец Обломов. Но тем большего она заслуживает внимания: Обломов нападает, а Штольцу нечем парировать.
«157/2». Вся та деятельность, которую в качестве образца представлял Штольц Обломову, кажется герою бессмысленной, пустоутробной: «159/1». Так бездеятельность Обломова получает новое объяснение: он не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же всепоглощающий сон.
Вступив в круг «деятельных людей», - считает Обломов, - неминуемо потеряешь себя. «157/1» - взывает он к Штольцу.
Вспоминаются подобные репликив эпизодах «парада гостей». «33/1» (ч 1, гл. 2) – недоумевает Обломов, выслушав рассказ франта Волкова о его «бешеной» светской жизни. Судьбинский сообщает Обломову в качестве главной новости такое служебное нововведение: «34» (1 часть, гл. 2). «36/2» - думает Обломов, провожая глазами довольного собой карьериста… Серьёзность этих реплик «снималась» в 1 части ироническими авторскими оценками самого героя. Теперь же, в сцене со Штольцем, авторский тон по отношению к Обломову абсолютно серьёзен.
А Штольц молчит. Почему? (А за молчанием Штольца угадывается даже авторское благословение «филиппик» героя.) А ведь обеспокоен измельчанием человека такой герой, который обладает светлой душой, - личность, пусть и растерявшая многое из своего природного богатства.
Илья Ильич был хорошо знаком с надеждами, так и со «всеобщими человеческими скорбями» и разуверениями. Юный Обломов вместе со Штольцем мечтал увидеть картины Рафаэля, Тициана, Корреджо, росписи Микеланджело, статую Аполлона Бельведерского, зачитывался произведениями Руссо, Шиллера, Гёте, Байрона. (164) Каждое из этих имён и все они вместе весьма точно указывают на духовные возможности и идеалы героя «Обломова». · Ведь Рафаэль – это прежде всего «Сикстинская мадонна», в которой современники Гончарова видели воплощение и символ вечной женственности; · Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов; · автор «Фауста» впервые выразил в этой философско-поэтической драме человеческую жажду абсолюта и сознание его возможности, а Руссо идеализировал «естественную» жизнь среди природы и вдали от бездушной цивилизации.
В своём полусонном петербургском существовании герой не мог, по его словам, «равнодушно вспомнить Casta diva», т. е. ту самую женскую арию из «Нормы» В.Беллини (163), которую он затем услышит в проникновенном исполнении Ольги Ильинской. Показательно, что своим толкованием арии ещё до знакомства с Ольгой предугадал драму их любви. «Какая грусть, - говорит он,- заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её…» - А почему богатство растеряно? «166/1», - с горечью спрашивает себя Обломов. Взгляд, брошенный на себя, не снимает вопроса: «166/2». И тогда герой начинает всматриваться в мир вне себя. «166 /3». И горьким итогом звучат заключительные фразы этого монолога: «166/4, 5». Если сопоставить признания Обломова в разговоре со Штольцем с его же монологами в начале романа, то создаётся впечатление, что их произносят 2 разных человека. «89» - последний абзац – доказывает барин, крепостник, самодовольный бездельник, подобный Манилову, Ноздрёву.
10. Монолог «166/3» сразу заставляет вспомнить горестные размышления Печорина с. 531 («Княжна Мери» от 3. 06). Апатия Печорина была иного происхождения, чем лень Манилова… Так намечается 2-я, печоринская ипостась (сущность – из др. гр. философии) Обломова: он не только выражение среды, но и её жертва. Между средой и героем обнаруживается расхождение, угадывается антагонизм.
Между написанием1-й и последней частей10 лет. Изменился и писатель, и сама жизнь за это время. Романы 50-х внимательны к многогранному миру человеческой души, её противоречивым и драматическим порывам. Романы объясняют жизнь, анализируют её. А в 40-е г.г. – улавливание только уродливых и смешных сторон частных типов. («Мёртвые души»). Гончаров 10 переломных лет писал один роман, и изменение эстетических позиций этого художника запечатлелось внутри одного произведения.
Ольга Ильинская. 2. Предыстория романа завершилась появлением героини – Ольги Ильинской. Спор, каков настоящий Обломов: «гоголевский персонаж» первой части или «лишний человек» второй – решился самим развитием любовного сюжета. «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине» «Объяснить» Обломова призвана Ольга. По натуре деятельная, энергичная, Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная. Глубокая, принадлежит к тому же типу русских женщин, что и Татьяна Ларина.
В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается сходство её с пушкинской Татьяной (гл. 5 с. 171) Как и Татьяна, Ольга не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей н еобычностью завсегдатаев балов. В облике Ольги подчёркнут редкий артистизм (173) и печать мысли на лице. (173/2). «Поэтическое одушевление» «Обломову» придавал одухотворённый образ Ольги И., отразивший представления писателя о высоком назначении женщины в деле нравственного и эстетического совершенствования человека.
Д. з. 6 -10 гл., 2 часть
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|