См. далее рекомендуемые уч. пособия и страницы для подготовки конспекта к тесту.
Вопросы и аналитические задания
Для подготовки к зачету (экзамену)
Зачет проводится в смешанной форме: письменный тест (10-15 вопросов) и собеседование по аналитическому заданию (выполняется письменно, самостоятельно, оценка выставляется по результатам письменной работы и собеседования)
Теоретические вопросы, на основе которых составляется
Тестовое задание
(по учебно-методическому пособию Терентьевой-Михайловой и учебнику Миронова)
Мировоззрение, его структура, виды и основной вопрос. Основные мировоззренческие отношения.
Философия как теоретическое мировоззрение. Специфика философских проблем.
Основной вопрос философии, две его стороны; значение в истории философии, основные философские направления
Предмет, структура и функции философии. Проблема определения предмета философии.
Проблема предпосылок и возникновения философии, концепции возникновения философии.
Философия в системе культуры: общее и особенное в философии и других видах мировоззрения.
Основные методологические направления. Диалектика и метафизика, их отличительные черты. Законы, принципы и категории диалектики.
Детерминизм как философский принцип, варианты, противоположности, значение.
Онтология: основные категории классической онтологии. Виды бытия в их взаимодействии.
Монизм, дуализм и плюрализм в объяснении бытия.
Сознание и его место в мире. Философское понимание сущности и природы сознания.
Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философии.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Критерий научности. Роль метода в познании.
Проблема человека в истории философии. Многообразие подходов к трактовке сущности человека.
Проблема человека в контексте взаимосвязи индивида и общества, природного и социального.
Творчество как предмет философского исследования. Виды творчества: художественное, социальное, научное, техническое. Критерии творчества.
Философия как теория ценностей (аксиология): идеалы и ценности как основа культуры. Этические и эстетические ценности.
Смысл жизни как философская проблема: этические теории и этические системы как варианты ее рассмотрения.
Философия как теория практики (праксеология), основные категории, идеалистическая и материалистическая трактовка.
Инженерная деятельность в контексте взаимодействия общества и природа, творчества и практики.
Философские представления об историческом процессе. Формационный и цивилизационный подходы, их соотношение.
Общество как динамичная система: элементы, источники и виды изменений, типы общества.
Глобализация социальной реальности. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность, преодоление.
Философские проблемы научно-технического прогресса.
Философские проблемы взаимодействия личности и общества.
См. далее рекомендуемые уч. пособия и страницы для подготовки конспекта к тесту.
Условные обозначения:
Терентьева И.Н., Михайлова Т.Л. Философия. Н.Новгород, 2015 – Т-М
Миронов В.В.Философия. М., 2011 - М
№
Вопрос
Учебник для подготовки
Мировоззрение, его структура, виды и основной вопрос. Основные мировоззренческие отношения. Исторические формы мировоззрения.
Т-М – Глава 1, 1.1. М
Философия как теоретическое мировоззрение. Специфика философских проблем.
Т-М, с.11 М,Введение, параграф 3
Основной вопрос философии, две его стороны; значение в истории философии, основные философские направления
Т-М, с. 14-15
Предмет, структура и функции философии. Проблема определения предмета философии.
Т-М с.11-13
М, Введение, «Философская форма мировоззрения»
Проблема предпосылок и возникновения философии, концепции возникновения философии.
Т-М с.8-9
Философия в системе культуры: общее и особенное в философии и других видах мировоззрения.
Т-М, с. 7,8,11
Основные методологические направления. Диалектика и метафизика, их отличительные черты. Законы, принципы и категории диалектики.
Т-М, с. 18-19, 22-23, 29
Детерминизм как философский принцип, варианты, противоположности, значение.
Т-М, с. 31
Онтология: основные категории классической онтологии. Виды бытия в их взаимодействии.
Т-М, глава 2 параграф 2.1
Монизм, дуализм и плюрализм в объяснении бытия.
Т-М, с. 14-15
Сознание и его место в мире. Философское понимание сущности и природы сознания.
Т-М, с. 31-33
Проблема познаваемости мира и варианты ее решения в истории философии.
Т-М, с. 33-34
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Критерий научности. Роль метода в познании.
Т-М, с. 35-36
Проблема человека в истории философии. Многообразие подходов к трактовке сущности человека.
Т-М, с. 37-38
Проблема человека в контексте взаимосвязи индивида и общества, природного и социального.
Т-М, с.39
Творчество как предмет философского исследования. Виды творчества: художественное, социальное, научное, техническое. Критерии творчества.
Т-М, с.40
Философия как теория ценностей (аксиология): идеалы и ценности как основа культуры. Этические и эстетические ценности.
Т-М, глава 2. параграф 2.5
Смысл жизни как философская проблема: этические теории и этические системы как варианты ее рассмотрения.
Т-М, с. 39-40
Философия как теория практики (праксеология), основные категории, идеалистическая и материалистическая трактовка.
Т-М, с.41-42
Инженерная деятельность в контексте взаимодействия общества и природа, творчества и практики.
Т-М, с.43-44
Философские представления об историческом процессе. Формационный и цивилизационный подходы, их соотношение.
Т-М, с. 48-49
Общество как динамичная система: элементы, источники и виды изменений, типы общества.
Т-М, с. 49-52
Глобализация социальной реальности. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность, преодоление.
М, глава 6, параграф 4
Философские проблемы научно-технического прогресса.
Т-М, с. 42
Философские проблемы взаимодействия личности и общества.