Анализ результатов исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Для решения поставленной задачи были использованы: Тест-опросник для измерения аффиляции (ТМА), тест-опросник для измерения мотивации достижения (ТМД). По данным проведения тест-опросника ТМД на выборке 2 курса (у) оказалось, что 2 человека из 15 получили от 165 баллов и выше, что говорит о том, что потребность в достижении у этих студентов выражена сильно. Остальные 13 человек получили средние оценки. Поскольку среди тех студентов социологов, у которых потребность в достижении выражена средне, наблюдается большой разброс школьных оценок (от 105 до 162), что говорит о том, что средняя выраженность потребности в достижении проявляется неодинаково. Поэтому мы посчитали необходимым выделить оценки, приближающиеся к верхней границе, и нижней границе. Здесь и далее оценки верхней границы в данной выборке будут соответствовать сильной выраженности потребности в достижении, т.е. выраженности мотива стремления к успеху, нижняя граница оценок будет соответствовать слабой выраженности потребности в достижении, т.е. преобладанию мотива избегания неудач. Остальные оценки соответствуют средней выраженности потребности в достижении. С учетом данных дополнений мы получили следующие результаты. (см. таблицу № 1) Таким образом, из таблицы видно, что в данной выборке количество студентов со средним уровнем выраженности потребности в достижении приблизительно одинаково, поэтому во внимание принимается только высокий и низкий уровень выраженности потребности в достижении. У студентов 2 курса университета большее число студентов (36,3%) составляют те, у которых потребность в достижении выражена на низком уровне. И меньше всего студентов в этой группе проявляют мотив стремления к успеху на высоком уровне.
Студентов 3 курса университета, мотив достижения которых находится на низком уровне больше, чем число студентов, мотив достижения у которых находится на высоком уровне. У 5 курса университета в группе преобладают студенты с высоким уровнем потребности в достижении (30%). И меньшая часть группы характеризуется низким уровнем мотива достижения.
Таблица 1 Выраженность потребности в достижении у студентов
Данные тест-опросника для измерения аффиляции позволяют выделить 4 группы интенсивности проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения. В результате исследования данные распределяются следующим образом (таблица№ 2) 2 курс из таблицы видно, что количество студентов, у которых интенсивность обоих мотивов высокая, такое же высокое, как и число студентов у которых интенсивность обоих мотивов низкая. Так же в данной группе число студентов с преобладающим мотивом к принятию выше, чем число студентов с преобладанием мотива страха отвержения. 3 курс. Среди студентов группы у большего числа из них интенсивность обоих мотивов высокая. Так же из таблицы видно, что мотив СП в данной группе преобладает над числом студентов с преобладанием мотива страха отвержения. 5 курс. Из таблицы видно, что в данной выборке число студентов с преобладающим мотивом СО больше, чем число студентов с преобладающим мотивом СП. Так же высоко число студентов у которых интенсивность обоих мотивов низкая.
Таблица 2 Интенсивность проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения у студентов
Произведем необходимый сравнительный анализ полученных данных, и определим изменение мотивации достижения и аффиляции у студентов от курса к курсу. Сравним данные полученные в результате проведения ТМД, с целью выявления динамики мотивации достижения у студентов педагогического университета и социально-педагогического колледжа. (см. таблицу 3).
Таблица 3 Сводная таблица данных по ТМД
Из таблицы видно, что у всей выборке студентов средний уровень мотива достижения встречается в приблизительно одинаковом числе случаев. Однако, наблюдаются различия между группами в преобладании мотива стремления к успеху или избегания неудачи. У студентов университета к 5 курсу мотив достижения становится выше по сравнению со 2 и 3 курсом, но относительно колледжа так же остается ниже, чем у студентов колледжа. Если проследить динамику изменения мотива достижения от курса к курсу, то получим следующие данные. Таблица 4 Сводная таблица данных по ТМД
Исходя из представленных данных следует, что число студентов с высоким уровнем мотива стремления к успеху увеличивается от 2 к 3 курсу и сохраняется на том же уровне до 5 курса. Одновременно, к 3 курсу увеличивается число студентов с низким уровнем мотива достижения, а к 5 курсу их доля снова снижается. Очевидно такое изменение может быть связана, с включонностью студентов в учебный процесс, а так же с более детальным знакомством с будущей профессией. Проследим теперь, как изменяется мотивация аффиляции у студентов высшего учебного заведения. Данные исследования представлены в таблице 5. Таким образом, у студентов 2 курса часть группы не заботится о том будут ли они приняты группой, а другая часть группы проявляет высокую интенсивность обоих мотивов. Вероятно, это связано с личностными особенностями студентов, а так же той свободой, которая предоставлена студентам сначала обучения. К 3 курсу, группа студентов становится более устойчивой и потому, у студентов университета интенсивность обоих мотивов очень велика, т.к. стремление занять свое место в группе наиболее значимо. На 5 курсе у студентов университета преобладает мотив страха отвержения является ведущим. Возможно, это может быть связано с осознанием студентами 5 курса себя как профессионала, чем и объясняется высокая интенсивность мотива страха отвержения.
Таблица 5 Сводная таблица данных по ТМА
Проследим динамику изменения мотивации аффиляции от курса к курсу. По данным исследования составлена таблица 6.
Таблица 6 Сводная таблица данных по ТМА
Согласно данным обследования, мотивация аффиляции на 2 курсе выражена средне. К 3 курсу происходит незначительный перевес в сторону высокой интенсивности мотивации аффиляции. Тогда как к 5 курсу преобладающими становятся одновременно мотив стремления к принятию и страх отвержения. Таким образом, происходит изменение мотивации аффиляции от среднего уровня на 2 курсе, к высокому уровню проявления мотивации аффиляции на 3 и 5 курсах. Итак, исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что в ходе профессионального становления во время обучения в ВУЗе происходят изменения мотивационной сферы студентов и переосмысление основных терминальных ценностей.
Кроме того, отсутствие статистически достоверных различий в оценках студентами разных курсов объективно значимых для них основных ценностей, указывает на их относительную устойчивость и независимость в профессиональном становлении личности студента. Заключение
Решив задачи, поставленные в начале исследования, можно сделать следующие выводы: Социальная работа создает предпосылки для решения имеющихся у молодежи социальных, юридических, медицинских проблем, выступает профилактическим средством асоциального поведения молодежи. Эффективность и результативность социальной работы с учащейся молодежью обеспечивается научно обоснованными целями, принципами, подходами, а также подбором оптимальных методов и средств социально-профессионального становления личности молодого человека. Объединительной национальной идеей, обеспечивающей стабильность развития американского общества, выступает межинституцинальная солидарность, предусматривающая совпадение социальных интересов как всего общества в целом, так и его отдельных членов в социальном становлении и воспитании молодых граждан, ориентированных на социально значимую деятельность как образ жизни, несущих ответственность за социально незащищённые слои населения. Социальная работа выступает гарантом успешного выбора жизненного и профессионального пути для учащейся молодёжи, обучая на примерах соблюдения семейного и общественного долга, воспитывая в духе законопослушания, миролюбия, доброжелательности, уважения к религии, милосердия, рачительного хозяйствования. Основными результатами социальной работы являются: формирование достойного гражданина общества; воспитание в учащихся добровольного повиновения, навыков самодисциплины, способствующих формированию устойчивого характера, самостоятельности, вырабатывающей волевые качества. Отношения социального работника с учащейся молодёжи носят открытый, деловой, доверительный характер, рассматриваются как средство решения социально-педагогических проблем в конкретном случае с конкретным клиентом. Социально-педагогическими методами и средствами работы с учащейся молодёжью выступают: коллективистский метод, метод постоянной воспитательной коррекции, метод учёта взаимовлияний отдельных компонентов реальной действительности, метод личного примера социального педагога. Результативность социальной работы с молодежью в значительной степени определяется привлечением к социальной работе разнообразных слоев населения и представителей других профессий - спортсменов, тренеров, военных, представителей творческой и технической интеллигенции, умеющих организовать молодёжный досуг.
Сравнительный анализ организации социально-педагогической работы с молодежью в США и России показал, что большинство форм и методов ее организации вполне приемлемы для критического использования в нашей стране. Адаптация американского опыта организации социальной работы с молодежью осложняется, в первую очередь, проблемами концептуального уровня, связанными с различными подходами к общественной значимости социальной работы и подготовке профессиональных кадров для нее. Отсутствие в России принятых не только государственными структурами, но и гражданами целей и ценностей социальной работы не позволяет понять и принять стратегические подходы американской системы социальной работы с учащейся молодежью, находящейся на иной ступени развития. Второй уровень проблем - трудности, связанные с информационным барьером. Российские исследователи, как правило, не владеют необходимой информацией о различных аспектах решения какого-то социального вопроса. Информация, в основном, фрагментарная и не всегда объективная. Следующий уровень проблем адаптации - это технологические барьеры. Они возникают в связи с тем, что, имея новые рациональные идеи и предложения по совершенствованию какого-либо процесса, технология его применения чаще всего не подходит к нашим условиям. Изменения же отдельных элементов может привести к несрабатыванию системы в целом. Наконец, проблемы психологического уровня. В эту группу входят преодоление инерции традиций, нежелание использовать чужой опыт в социальной сфере и наоборот - излишняя уверенность в том, что все зарубежное лучше нашего. Далеко не все в американском опыте социальной работы с учащимися понятно и принимаемо, ибо в нашей стране состояние социальной работы находится в несколько ином измерении. Например, трудно себе представить, что социальный работник США должен заниматься поиском своей клиентуры через постоянный мониторинг динамики социальной сферы, через общение со студентами для выявления их потребностей в социальной помощи, ибо никто: ни государство, ни общественные фонды не будут финансировать абстрактную социальную работу. Деньги даются только под конкретные, обоснованные, просчитанные социальные программы и подписанные контракты. Список литературы 1. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.-Спб.:прайм-Еврознак, 2001.(Секреты психологии) 2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по социальной работе– СПб.: Питер Ком, 2007. – 598 с.: (Серия «Мастера психологии») 3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Социальная работа. -Спб.:Питер, 2007 (серия «Мастера психологии») 4. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. М., РИПКРО, 2007. 5. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско – родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 2007. 6. Курачова И.В. «Сексуальное насилие в семье».// «Семейная психология», №1.- 2007 г. 7. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М.: Инфра-М, 2007. – 368 с. 8. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье – определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи/Психолог в детском саду №3-4. 9. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной работе. – СПб: Издательство «Питер»,2000. – 528 с. 10. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой.-М.: Владос, 2007. 11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы социальной работы.-М.: Школа-Пресс, 2005. – 384с. 12. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П. В. Бобкова и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2007. – 168 с. 13. Социальная работа глазами студентов: Межвузовский студенческий семинар «Школы профессионального материнства» / Составитель-редактор С.В. Колков. – М.: Социально-технический институт ГАСБУ, 2008. – 204 с. 14. Циркин С.Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста – СПб.: Издательство «Питер», 2007. – 752 с. 15. Черепанова Е.М. Социальная работа.-М.: Академия, 2007. 16. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия- СПб.: Питер, 2000. 17. Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 2008 г. 18. Brake M/ The sociology of Youth Cultures and Youth Subcultures in America, Britain and London. 19. Сергеев С.А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань 2006. 20. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 2003. 21. Журнал «ОМ» № 2 (декабрь). С. 14 22. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000 23. Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно – исследовательского центра при Институте молодежи. 2007 24. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 2004 25. Иваненков С.П. Молодежь и брак.// «Credo» № 2 2007 26. Караваева В.А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001 27. Наркомания// Медицинский вестник. 15 октября 2001 г. 28. Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. 2008. № 10 29. Меренков А.В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 2008 № 12. 30. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 2008. № 8 31. Осипов П.Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 2008. № 11 32. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений // Социс. 2008. № 5 Приложение № 1 Тест опросник для измерения аффиляции Тест опросника для шкалы (СП) 1. Я легко схожусь с людьми. 2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться один. 3. Если бы я должен был выбирать, то предпочел бы, чтобы меня считали скорее способным и сообразительным чем общительным и дружелюбным. 4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей. 5. Я говорю людям о своих переживаниях скорее часто и охотно, чем делаю редко и лишь по особым случаям. 6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании. 7. Мне нравиться заводить как можно больше друзей. 8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте. 9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы. 10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной. 11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить. 12. Когда я встречаю на улице знакомого, я скорее стараюсь перекинуться с ним хотя бы парой слов, чем пройти, просто поздоровавшись. 13. Независимость и свободу от привязанностей я предпочитаю прочным дружеским узам. 14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей. 15. Если мне нужно приять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один. 16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств. 17. У меня очень много близких друзей. 18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем неважно, нравлюсь я им или нет. 19. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым. 20. Открытые эмоциональные люди привлекаю меня больше, чем серьезные, сосредоточенные. 21. Я скорее прочту интересную книгу или схожу в кино, чем проведу время на вечеринке. 22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами или одному посещать достопримечательности. 23. Мне легче решить трудную проблему, когда я обдумываю ее одни, чем когда осуждаю ее с другими. 24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться помощь друзей. 25. Даже в коллективе мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел. 26. Оказавшись в новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых. 27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка. 28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу. 29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем пытаюсь с кем-нибудь поделиться. 30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.
Тест опросника для шкалы (СО)
1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество. 2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым. 3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал бы противоречить мне при посторонних людях. 4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада. 5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми. 6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят. 7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен. 8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова. 9. Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека. 10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить. 11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же. 12. Мне трудно говорить людям «нет». 13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю. 14. Я болезненно воспринимая критику в свой адрес 15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека. 16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью. 17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть. 18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически. 19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга. 20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику. 21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе. 22. Временами я уверен, что никому не нужен. 23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выразился в мой адрес. 24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании. 25. Меня очень легко задеть, даже если это незаметно со стороны. 26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я вел себя. 27. Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут. 28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно. 29. если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это. 30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором. 31. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее активно включаюсь в беседу, чем держусь в стороне. 32. Я стесняюсь просить, чтобы вернули мою книгу или какую-то вещь, занятую у меня на время. Приложение 2
Тест опросник для измерения мотивации достижения. Тест опросника
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой. 2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу. 3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности. 4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться. 5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль. 6. Более сильные переживания у меня вызываются скорее страхом неудачи, чем надеждой на успех. 7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра. 8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность удачи равна 50%, делу достаточно важному, но нетрудному. 9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим. 10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами. 11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке. 12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений. 13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам. 14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело. 15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость, успехи. 16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникают волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство. 17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило. 18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное. 19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела. 20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать или поработать. 21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтобы это сделала какая-нибудь другая. 22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход. 23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникают интерес и азарт, чем тревога и беспокойство. 24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится. 25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность. 26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успех которого я уверена. 27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа. 28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять. 29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение. 30. Пожалуй, я больше всего мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|